Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2022 » Сентябрь » 21 » • Канон Богородице София – Премудрость Божия (Киевская) •
10:51
• Канон Богородице София – Премудрость Божия (Киевская) •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Дни почитания
  • Ипостасная Премудрость
  • Описание
  • Общее всем канонам
  • Тропарь, глас 4-й
  • Канон, глас 4-й
  • Молитва Софии Премудрости
  • Иконография образа
  • В чем помогает
  • Где повесить икону
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Дни почитания

    «Прему́дрость созда́ Себе́ до́м», «София — Премудрость Божия» (Киевская) — один из русских иконописных образов Богородицы. Празднование в честь иконы — 8 сентября по юлианскому календарю, в день Рождества Богородицы.

    Дни почитания

    Днём памяти Новгородской иконы «Премудрости» считается 28 августа по новому стилю (в день Успения Пресвятой Богородицы).

    Киевскую икону «Премудрости» особенно почитают 21 сентября (в день Рождества Богородицы).

    Главной мыслью образа является идея о воплощении Ипостасной Премудрости — Сыне Божием от Его Пречистой Матери — Девы Марии. Поэтому и днями особого почитания иконы установлены богородичные праздники: Киевской иконы — на Рождество Богородицы, а Новгородской, Вологодской, Тобольской и Московской — на Успение.

    Ипостасная Премудрость

    В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на­хо­дит­ся мно­го икон с изо­бра­же­ни­ем Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, — на­при­мер, в Ки­е­ве, Нов­го­ро­де, Во­лог­де, То­боль­ске, в Москве, в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ре и дру­гих ме­стах. Все они, изо­бра­жая Бо­жию Ма­терь и во­пло­тив­шу­ю­ся от Нее Ипо­стас­ную Пре­муд­рость — Сы­на Бо­жия, вы­ра­жа­ют од­ну глав­ную мысль. Под Пре­муд­ро­стью, или Со­фи­ей, ра­зу­ме­ют Сы­на Бо­жия на ос­но­ва­нии IX гла­вы кни­ги Прит­чей Со­ло­мо­но­вых, где го­во­рит­ся: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь». В этих сло­вах со­дер­жит­ся ука­за­ние на Хри­ста, Сы­на Бо­жия, Ко­то­рый в По­сла­ни­ях апо­столь­ских на­зы­ва­ет­ся Бо­жи­ей си­лой и «Бо­жи­ей Пре­муд­ро­стью»; а в сло­ве «дом» со­дер­жит­ся ука­за­ние на Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию, по­слу­жив­шую во­пло­ще­нию Сы­на Бо­жия. На ос­но­ва­нии этих слов стро­ит­ся изо­бра­же­ние икон Св. Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

    Древ­ней­шая из та­ких икон есть об­раз Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, на­хо­дя­щий­ся в Ки­е­ве, в Со­фий­ском со­бо­ре. Эта ико­на, за­им­ство­ван­ная из церк­ви Юс­ти­ни­а­на в Ви­зан­тии, изо­бра­жа­ет со­еди­не­ние Церк­ви Небес­ной и зем­ной через во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. На ней изо­бра­жен дом или храм и в нем сто­я­щая Бо­го­ма­терь в хи­тоне, с по­кры­ва­лом на го­ло­ве, под се­нью, под­дер­жи­ва­е­мой се­мью стол­па­ми. Ру­ки и дла­ни Ее рас­про­стер­ты, а сто­пы утвер­жде­ны на сер­по­вид­ной луне. На пер­сях Бо­го­ма­те­ри по­ко­ит­ся Пред­веч­ный Мла­де­нец, пра­вой ру­кой бла­го­слов­ля­ю­щий, а в ле­вой име­ю­щий дер­жа­ву. На кар­ни­зе се­ни на­чер­та­ны сло­ва кни­ги Прит­чей: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь». Над се­нью по­сре­дине изо­бра­жен окру­жен­ный лу­ча­ми Дух Свя­той, а немно­го вы­ше, так­же окру­жен­ный си­я­ни­ем, Бог Отец, име­ю­щий в ле­вой ру­ке дер­жа­ву, а пра­вой бла­го­слов­ля­ю­щий; из уст Его ис­хо­дят сло­ва: «Аз утвер­дих сто­пы Ея». По обе­им сто­ро­нам изо­бра­же­ния Бо­га От­ца и Ду­ха Свя­то­го пред­став­ле­ны семь ар­хан­ге­лов с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми и с зна­ка­ми сво­е­го слу­же­ния в ру­ках: с пра­вой сто­ро­ны Ми­ха­ил с пла­мен­ным ме­чом, Ури­ил с мол­нией, опу­щен­ной вниз, и Ра­фа­ил с ала­вастром ми­ра; с ле­вой сто­ро­ны Гав­ри­ил с цвет­ком ли­лии, Се­ла­фи­ил с чет­ка­ми, Иегу­ди­ил с цар­ской ко­ро­ной и Вара­хи­ил с пуч­ком цве­тов на бе­лом пла­те.

    Под об­ла­ком с сер­по­вид­ной лу­ной, слу­жа­щей под­но­жи­ем Бо­го­ма­те­ри, изо­бра­жен ам­вон с се­мью сту­пе­ня­ми, изо­бра­жа­ю­щий цер­ковь Бо­жию на зем­ле с вет­хо­за­вет­ны­ми тай­но­зри­те­ля­ми во­пло­ще­ния Пре­муд­ро­сти пра­от­ца­ми и про­ро­ка­ми. С пра­вой сто­ро­ны, на чет­вер­той сту­пе­ни свер­ху, изо­бра­жен Мо­и­сей со скри­жа­ля­ми, на ко­то­рых на­чер­та­ны сло­ва: «Ра­дуй­ся, скри­жа­ле Бо­жия, на ней же пер­стом От­чим на­пи­са­ся сло­во Бо­жие». За Мо­и­се­ем на сле­ду­ю­щей сту­пе­ни в нис­хо­дя­щем по­ряд­ке изо­бра­же­ны: Аарон в мит­ре как пер­во­свя­щен­ник и с про­зяб­шим жез­лом и Да­вид в ко­роне, цар­ствен­ной ман­тии и с ков­че­гом За­ве­та. С ле­вой сто­ро­ны про­тив Мо­и­сея на од­ной с ним сту­пе­ни сто­ит про­рок Ис­а­ия с ви­ся­щей от ле­во­го пле­ча хар­ти­ей, на ко­то­рой вид­на над­пись: «Се Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на». Да­лее сто­ят Иере­мия со свит­ком, Ие­зе­ки­иль с вра­та­ми за­тво­рен­ны­ми и Да­ни­ил с кам­нем в ру­ках. Кро­ме то­го, на каж­дой из се­ми сту­пе­ней это­го ам­во­на на­чер­та­но по од­но­му сло­ву: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь, чи­сто­та, сми­ре­ние, бла­гость и сла­ва. Семь сту­пе­ней ам­во­на утвер­жда­ют­ся на се­ми стол­пах, на ко­то­рых на­хо­дят­ся взя­тые из Апо­ка­лип­си­са изо­бра­же­ния и их объ­яс­не­ния. На пер­вом стол­пе изо­бра­же­ны 7 очес с над­пи­сью: дар со­ве­та; на вто­ром — се­ми­свеч­ник с над­пи­сью: дар ра­зу­ма; на тре­тьем — кни­га с 7 при­ве­шен­ны­ми пе­ча­тя­ми и над­пи­сью: дар пре­муд­ро­сти. С ле­вой сто­ро­ны на пер­вом край­нем стол­пе изо­бра­же­ны 7 труб и над­пись: дар кре­по­сти; на вто­ром — пра­вая ру­ка с 7 звез­да­ми и над­пи­сью: дар ве­де­ния; на тре­тьем — 7 ку­риль­ниц ды­мя­щих­ся и над­пись: дар бла­го­че­стия; на чет­вер­том и по­след­нем стол­пе — 7 струй мол­нии с над­пи­сью: дар стра­ха Бо­жия. Та­ким об­ра­зом, на этой иконе, за ис­клю­че­ни­ем Бо­го­ма­те­ри и св. Тро­и­цы, все ли­ца и ве­щи при­спо­соб­ле­ны к сед­ме­рич­но­му чис­лу и име­ют сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Та­ко­во изо­бра­же­ние Ки­ев­ской ико­ны Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

    Не все изо­бра­же­ния Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей оди­на­ко­вы. Нов­го­род­ская ико­на Со­фии в Со­фий­ском со­бо­ре есть род Де­и­су­са, или пра­виль­нее Де­и­си­са (гре­че­ское сло­во «де­и­сис» зна­чит мо­ле­ние; так на­зы­ва­ют­ся ико­ны, изо­бра­жа­ю­щие Спа­си­те­ля, а пе­ред ним Бо­го­ма­терь и Иоан­на Пред­те­чу в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии). На этой иконе изо­бра­жен Гос­подь Все­дер­жи­тель в цар­ской одеж­де, с ог­нен­ны­ми кры­лья­ми на ог­нен­ном пре­сто­ле, утвер­жда­ю­щем­ся на се­ми стол­пах. Во­круг Все­дер­жи­те­ля го­лу­бое небо, ис­пещ­рен­ное звез­да­ми. По сто­ро­нам изо­бра­же­ны Бо­жия Ма­терь и Иоанн Пред­те­ча как бли­жай­шие сви­де­те­ли во­пло­ще­ния Сло­ва Бо­жия. Ввер­ху изо­бра­жен Спа­си­тель в ог­нен­ном кру­ге, на ко­то­ром име­ет­ся над­пись: «Пре­муд­рость Бо­жия». Вы­ше это­го изо­бра­же­но опять го­лу­бое звезд­ное небо и здесь на зо­ло­том пре­сто­ле ле­жа­щее Еван­ге­лие, пе­ред ко­то­рым шесть ан­ге­лов (по три с каж­дой сто­ро­ны) пре­кло­ня­ют ко­ле­на.

    Нов­го­род­ская ико­на Со­фии счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Со­хра­нив­ше­е­ся ис­то­ри­че­ское из­ве­стие го­во­рит, что от этой ико­ны в 1542 го­ду по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние од­на жен­щи­на, стра­дав­шая бо­лез­нью глаз. Все изо­бра­же­ния Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей вы­ра­жа­ют мысль о Ма­те­ри Бо­жи­ей, по­слу­жив­шей ору­ди­ем для во­пло­ще­ния Ипо­стас­ной Пре­муд­ро­сти — Сы­на Бо­жия. По этой при­чине и празд­не­ство иконе Со­фии со­вер­ша­ет­ся пра­во­слав­ной цер­ко­вью в Бо­го­ро­дич­ные дни и пре­иму­ще­ствен­но на Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы, как в Ки­е­ве, или же на Успе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, как в Нов­го­ро­де, Во­лог­де, То­боль­ске, Москве и дру­гих ме­стах, где име­ют­ся ико­ны Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

    Описание

    В центре образа — Богоматерь и воплотившаяся из Неё ипостасная Премудрость — Сын Божий. Название восходит к словам стиха из книги Притчей Соломоновых в церковнославянском переводе: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (Прит. 9:1), которые истолкованы как указание на Христа, Сына Божия, в послании апостола Павла именуемого «Божиею Премудростью» (1Кор. 1:30); в слове «Дом» — указание на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился Сын Божий.

    На иконе изображено здание в виде сени (или храма) и стоящая в нём Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и ладони Её распростёрты, а стопы утверждены на серповидной луне. На хитоне восседает Предвечный Младенец, благословляющий правой рукой, в левой имеющий державу. На карнизе сени начертаны слова «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», над сенью — Бог Отец и Бог Дух Святой. Из уст Бога Отца исходят слова: «Аз утвердих стопы Ея». По обе стороны — семь Архангелов с распростёртыми крыльями, держащих знаки своего служения в руках: с правой стороны — Михаил с пламенным мечом, Уриил с молнией, опущенной вниз и Рафаил с алавастром мира; с левой стороны — Гавриил с цветком лилии, Селафиил с чётками, Иегудиил с царской короной и Варахиил с цветами на белом плате. Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, —семь ступеней со стоящими на них ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости — праотцами и пророками: Царь Давид с Ковчегом Завета, Аарон с прозябшим жезлом, Моисей со скрижалью, Исаия с свитком («Се Дева во чреве приимет» — Ис. 7:14), Иеремия с жезлом, Иезекииль с затворёнными вратами, Даниил с Горой Нерукосечной. На каждой из ступеней надписи: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава.

    На семи столпах начертаны изображения на сюжеты Апокалипсиса и их изъяснение как даров Святого Духа, согласно пророку Исаие (11:1—3): Книга за семью печатями — дар премудрости, семисвещник — дар разума, «камень единый с семью очесами» — дар совета, семь труб иерихонских — дар крепости, десница с семью звёздами — дар ве́дения, семь фиал златых, полных фимиама (молитвы святых) — дар благочестия, седмь молний — дар страха Божия. ru.wikipedia

    Общее начало и конец всем канонам
    О пользе душевной при чтении канонов

    Превеликую пользу получает христианин, молясь каноны. Они духовно просвещают верующего человека, открывают ему высоту богословия. Духоносные авторы запечатлели в каждом каноне неисчерпаемые сокровища христианской веры. Тот, кто со вниманием молится каноны, постоянно черпает из них все новые и новые Божественные истины, относящиеся к нашему вечному спасению. Безмерную глубину и широту Божией любви к людям, священную историю Ветхозаветной и Новозаветной Церкви, высокие образцы христианской нравственности и многие другие душеспасительные назидания христианин узнает через каноны. Эти священные песнопения дают молящимся умиление и кротость, прогоняют уныние, печаль, малодушие, искореняют греховные помыслы, рассеивают сомнения, утверждают в вере, наполняют сердца радостью о Господе.

    Чтобы святые каноны стали вожделенной духовной пищей для души, необходимо очистить себя от греховной скверны постом, молитвой, слезным сокрушением о грехах, святым таинством Покаяния. Есть верующие, которые молятся только каноны святителю Николе (в надежде иметь удачи во временной жизни), преподобному Паисию Великому (об избавлении от вечной муки умерших без покаяния), а также каноны: общий за умерших и за единоумершего (единоумершую). Остальные же каноны их мало интересуют. Такое отношение к святым канонам неправильно. Можно не достигнуть желанной цели в своей молитве, если пренебрегать канонами Пресвятой Троице, Господу нашему Исусу Христу, Пресвятой Богородице, ангелам, святым угодникам Божиим, праздникам церковным и т. д. Кто с усердием молится каноны, щедро получает Небесные милости, приобщаясь к богослужебной жизни Святой Церкви. Его жизнь начинает протекать по церковному руслу, ведущему к Горнему миру. За него непрестанно возносят молитвы перед Богом святые, с которыми он вступает в тесное молитвенное общение.

    Если вначале вам будет совсем непонятно содержание церковно-славянского текста, то по этой причине не следует оставлять чтение канонов. Наоборот, необходимо чаще и усерднее молиться каноны, и Господь будет неотступным Помощником в вашем благом делании. Бог ответит на вашу молитву, если она искренняя и горячая, исходит из глубины сердца, даже тогда, когда вы еще не понимаете ее славянского выражения. Нужно только иметь желание осмысливать текст, переводить его с помощью церковно-славянского словаря, размышлять о содержании. Со временем у вас появятся радость и умиление душевное от молитвы; казавшиеся ранее непривычными слова постепенно станут сладчайшей Божественной трапезой в вашей духовной жизни. Перед молитвенным чтением канонов необходимо ознакомиться со всеми пояснениями, указаниями и сносками, относящимися к уставному порядку. Кто даже впервые приступает к молению канонов, без всяких затруднений сможет выяснить их последовательность. Начинающим полезно предварительно несколько раз прочитать вслух не спеша непривычный славянский текст. Старайтесь постоянно обогащать свою память священным содержанием канонов. См., подробней

    Как молиться

    Господь слышит только те молитвы, которые произнесены с верой от всего сердца. Для того, чтобы у молящегося поселились в сердце доверие и надежда на исполнение просимого, необходимо тщательное и глубокое осмысление значения святого Лика.

    Перед молитвой нужно хорошо подумать о роли мудрости и о доверии себя Господу в духовном плане. Затем следует искренне и с верою попросить Господа, чтобы Он послал нам эти духовные дары, чтобы мы смогли наладить свою духовную жизнь и через это быть всегда с Богом в этой и будущей Жизни.

    По опыту молящихся перед этим образом, Господь и Богородица всегда слышат мольбы, произнесены с верой и искренним сердцем. И после такой молитвы всегда приходит благодатная помощь.

    Молиться перед этой иконой можно в любое время, когда этого требует душа. Для молитвы можно использовать как специально составленный Церковный текст перед данной иконой, к которому относится тропарь, кондак и молитва, так и молитвы собственными словами.

    При молитве перед иконой «Премудрости Божией Софии» мы обращаемся как к Господу, который является Сам Ипостасной Премудростью, так и к Его Пречистой Матери, от которой эта Премудрость воплотилась и пришла в мир, чтобы нас спасти.

    Совет#1 Молясь Господу и Богородице перед иконой, не нужно ждать «знамения свыше». Чаще всего мудрость и понимание приходит изнутри, необходимо только прислушаться к внутреннему голосу и понять его.

    Тропарь, глас 4-й

    Велия и неизреченная премудрости Божия сила, Софии преименитая, пречестныи храме, огнезрачныи Престоле Христа Бога нашего, в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть, невидимыи явися, и неприкосновенныи из Тебе изыде и с человеки поживе, врага уловляя, и человеки от клятвы древния свобождая. Молимтися Владычице, отягченных нас во гресех лютых, помиловати и спасти души наши, и яко чадолюбивая и милосердая Царице, призри на люди Твоя, и умилосердися заступи от напастей и скорбей лютых, и грады наша невредимы сохрани, идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славящих. (Дважды).

    Слава, и ныне. (Повторяем тропарь).

    Канон, глас 4-й

    Песнь 1. Ирмос

    Неизреченным велением пеша пловца приял еси, и непроходимое море изсушил еси, израильтельския люди обращенныя от Египта, исходную песнь пою Тебе Господи.

    Запев: Премудрость Божия София преименитая, спаси ны грешныя рабы Своя (поклон).

    Аз премудрость Божия вселих рече приточник, от лица Господня мой совет и утвержение, еже есть Единородныи Сын Слово Божие. Аз рече любящия Мя люблю, и взыскающии Мене обрящут благодать.

    Запев. Бог премудростию Своею землю основа, уготоваже небеса мудростию, положи облак во одеяние, и составив свет утрении, вратницы же адовы видевше тоя убояшася.

    Слава. Всем сердцем взыщем премудрость Божию, от пречистыя Девы в плоть пришедшую, да не поткнутся ноги наша, и не убоимся страха нашедшаго на ны, и устремления нечестивых.

    И ныне. Достойно Тя яко одушевлену небо прияша, небесная пречистая божественая селения, и предста светло украшена, яко Невеста Всенепорочная Цареви и Богу, и всей твари Владычице.

    Катавасия: Сохрани от бед рабы Своя, премудрость Божия София преименитая, яко усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу Исусу (поклон). Господи помилуй (трижды с поклонами).

    Песнь 3. Ирмос

    Утвержай гром и зиждай дух, утверди мене Господи, да пою Тя целомудрено творя волю Твою, яко несть свят яко же Бог наш.

    Запев. Господь будет на всех путех наших, и утвердит ноги наша, да не поткнемся, аще стяжем премудрость Его, и обымет нас и даст главам нашим венец благословенныи.

    Запев. Дар благ дает нам София премудрость Божия, и путем правым тещи наставляет нас, аще течем путем тем, не запнемся. И сохраняем себе в живот вечныи.

    Слава. Егда же уныем да взыщем премудрость Божию Софию именуемую, и даст нам велию радость, и сохранит нас от всякия неприязни и покажет нам путь животныи.

    И ныне. Лик богословец свыше же ангел множество, идяху к Сиону всесильным мановением достодолжно Владычице, Твоему погребению служаще, и вкупе ликующе и надгробную песнь поюще, радуися Невесто присно Девая. Катавасия.

    Слава, и ныне. Ипакой, глас 8-й. Блажим Тя вси роди Богородице Дево, в Тя бо невместимыи Христос Бог наш вместитися изволи. Блажени есмы, помощницу Тя имуще. День бо и нощь молишися о нас, и державы царствия Твоими молитвами утвержаются. Тем благодаряще вопием Ти, радуися Обрадованная Господь с Тобою.

    Песнь 4. Ирмос

    Услышах Твое Христе смотрение преславное, яко безсмертен сыи Бог, уподобися смертным человеком. И пребысть еже бе и того ради славлю Твою силу.

    Запев. Жены некия премудрость Божию взыскаша, и вослед тоя идоша, блудницы же целомудреннии быша, и тму во свет претвориша и мучителей посрамиша, и живот вечныи наследоваша.

    Запев. Зело любима есть премудрость Божия, еже есть смотрения таинство всем человеком, ей же ничто же точно есть под небесем, да сохраняем ту, яко зеницу ока, и покоит нас в День Судныи.

    Слава. Иже неизреченною мудростию словом составивыи всяческая Бог, еже по смотрению Софию именова, да проповемы ту на краях высоких, и тоя ради обрящем благодать и милость в День Судныи.

    И ныне. В преставлении Твоем Мати Божия, пространнейшее тело Твое богоприятное, ангельская воинства священными крилы с трепетом и радостию покрываху, сице вопияху, радуися Невесто неневестная. Катавасия.

    Песнь 5. Ирмос

    Жалость приимет люди ненаказанныя законопреступницы июдеи, и огнь пояст супостаты Твоя Христе, яко Тя воскресша лестьца нарекоша.

    Запев. Конца вселенныя и вси яже на ней и небо небесем премудрость основа, яко всех нас созда. Тою царие царствуют и сильнии держат землю, и мудрии пишут правду.

    Запев. Людие земли почтите премудрость Божию Софию именуемую, во веки царствуете и живи будете. Сия бо нам исправляет путь спасения, не чтящии же тоя во дне ада обретаются.

    Слава. Мерило лестно, мерзость пред Господем премудрости рачитель глаголет. Мерило же праведно приятно Ему есть, уста же благочестивых поучайтеся премудрости.

    И ныне. Сосуд подобаше избранныи пением Ти удивляем Девице. Исходен весь освящен Богови, всем богоприятен и сей воистину являем Богородице всепетая. Катавасия.

    Песнь 6. Ирмос

    В пучине житейстей деянии моими, снидох во глубину. Но яко от кита Иона вопию Ти, из глубины зол моих возведи мя молюся Сыне Божии Слове.

    Запев. Начаток премудрости стяжати веру несуменну, да тою наследим благая, не дадим сна очима, и взыщем премудрость Божию, не уклонимся ни на десно ни на шуее, да спасемся аки от тенета серна.

    Запев. Очи наши да зрят премудрость Божия Матери, в ню же неизреченно Бог Слово вселися, и от тоя плоть заимовав не домысленно родися. Днесь апостольскии лик на преставление Тоя по воздуху стекается, исходную песнь поюще, благословен из Тебе рождеися Бог наш.

    Слава. Почтем людие премудрость Божию, Софию именованную, да обымет нас. Пленицу грехов наших разрушит, и даст главам нашим венец, и того яко любодельная пчела попечемся, и славими всеми будем.

    И ныне. Жизни бывши храм, жизнь присносущную улучила еси, смертию бо к животу преминула еси яже жизнь рождьши составную. Вопием Ти из глубины зол возведи ны, молимтися Владычице всепетая. Катавасия.

    Слава, и ныне. Кондак, глас 4-й. Притецем людие и видим чюдотворную икону Пресвятыя Богоматере. Ея же именуем появлению Софию премудрость Божию, зане храм бысть одушевлен, Единороднаго Сына и Слова Божия. Сия убо светолучно сияет в пречестнем храме Своем, и сердца наша веселит приходящих с верою, и взирающих со страхом и благоговением на пречистую сию икону. Помышляюще в сердцах наших, яко воистину премудрости Божия есть селение, и таинства Его смотрение. Огнезрачная Ея зрим видение, и поклоняемся (поклон) яко истинному и пренепорочному девьству Ея в рожестве и по рожестве. Паки от Нея же изыде огнь божественыи, попаляя тленныя страсти, и просвещая душа наша и чисты сотворяя. Им же и во веки сотвори Отец, той же и мудрость слово и сила наречется, сияние славы и образ Отча ипостаси, молим убо и припадаем, облобызающе пречестную сию икону премудрости Божия Матере, и велегласно возопием: о, милосердая Владычице, спаси рабы Своя от насилия дияволя, от нахождения иноплеменнича, яко Ты еси всех благих подательница, притекающим к Тебе с верою, и просяще великия милости.

    Икос. Утверди ум мой благ и помышление, Боже Отче Вседержителю. Ибо Заступницу мирови непорочную Невесту Деву воспети дерзаю. Ея же девьственую душу церковь Свою божественую нарекл еси, и воплощения ради Слова Твоего Софию премудрость Божию именовал еси, и в Тоя имя царю Устиниану церковь создати повелел еси. И преблаженному Кирилу философу по явлению Девицу избранную именем Софию, сиречь, премудрость Божию, даровал еси. Зрак лица Ея огневиден вообразил еси, от Нея же изыде огнь Божества Твоего, сиречь Единосущныи Сын Твой, попаляя страсти наша телесныя. Крыле же Той яко безплотным небесным силам даровал, венец же царскии на главу Ея возложил еси. В десницу Ея скипетр вдал еси, в шуицы же Ея недоведомая сокровенная тайна, Ея же бо непостижимо ведати и ангелом. Трости же во ушесех Ея, житие ангельско, покоище Святаго Духа Твоего являюще. Препоясание чресла Ея, старейшинство святительства. Нозе же имать на камени, яко же на нем утверди Церковь Свою. Образ же Христа Твоего главою Тоя преклонение небесем, и смотрения плотьскаго таиньства являеши, яко есть Сын прежде век Твоего Отча сияния. Той же и под леты от пренепорочныя Девы без семене родися, по всему Тоя подобию приобщися. Сего ради вопием вси, яко есть воистину премудрость Божия приятелище, и сень небесная, и всех благих Подателнице, и Покровителница притекающим к Ней с верою, и просящим велия милости.

    Песнь 7. Ирмос

    Юноши три в Вавилоне, веление мучителево на буйство преложиша, и посреде огня ввержени прохлаждаеми пояху, благословен еси Господи Боже отец наших.

    Запев. Рука избранных удержит премудрость Божию, лучше бо есть сребра и злата на версех стен проповедуется, и во вратех силных приседит, и дерзающи глаголет: радуйтеся со мною взыскающии Мене.

    Запев. Славу премудростию Божиею наследят, та бо есть долгота жития и лета жизни дарует, и мир прилагает, и вся благая исправляет, и путь жизни сохраняет нам.

    Слава. Творяи правду, наследит премудрость Божию Софию именованную, яко блага, сосца ея паче вина, и воня мира ея паче всех аромат. Взыщем ту, во след ея потечем, да суд и правду дарует нам.

    И ныне. Всесвященное преставление божественныя Ти и нетленныя Матере, премирная вышних сил совокуплены веселитеся с сущими на земли Тебе поющим, благословен еси Господи Боже отец наших. Катавасия.

    Песнь 8. Ирмос

    Всяческая Владыко, премудростию составив, землю же паки утверди, яко же веси дно, хождение постави на водах безмерных, тем же вси вопием воспевающе, благословите дела Господня непрестанно Господа.

    Запев. София премудрость Божия именуемая, Самем Господем нареченная, царю Устиниану в создании чюднаго храма, ангелом откровенная, тем же вопием Ти воспевающе, благословите вся дела Господня непрестанно Господа.

    Запев. Израилю повеле Господь в Силоаме скинию поткнути, и ту честно хранити, кольми паче честнейша одушевленная скиния не Веселеилом сотворенная, но Самем Богом учиненная, София нареченная. В ню же Сам Бог Слово вселися, благословите вся дела Господня непрестанно Господа.

    Слава. Мысленыи виноград, храм Софии премудрости Божии, сиречь чрево пречистыя Богоматере, от Него же изыде огнь божественыи, пожигая наши душетленныя страсти. Благословите вся дела Господня непрестанно Господа.

    И ныне. О, выше ума чюдес присно Девыя же и Богоматере, во гроб бо всельшися показа Рай, ему же предстояще, днесь радующеся поем и сице глаголем, благословите вся дела Господня непрестанно Господа. Катавасия.

    Песнь 9. Ирмос

    Тайна Божия пречистая в Тебе бывает, явьствена тайна Дево пречистая, ибо Бог из Тебе воплотися за милосердие, тем же Тя яко Богородицу величаем.

    Запев с поклоном. Егда недоумевашеся царь в кое имя созиждет церковь Божию, тогда явися ангел отроку стрегущему орудия во образе каженика, глагола: кленутися во имя Софии премудрости Божии, в Ея же имя и церковь сия созиждется.

    Запев. Он же видев явление радостен быв зело, и на совершение избранныя церкви Божия тщательно касается, и тоя ради вины венец премудрости облагается, и во благочестии первыи царь нарицается.

    Слава. Нашего ради спасения единородныи Сын и Слово Божие храм Себе созда, в пресвятем чреве Девы Марии, и Тоя Софию именова премудрость Божию, еже есть девьственных душа. Тем же Тя яко Богородицу величаем.

    И ныне. Приими от нас песнь исходную Мати Живаго Бога, и светоносною Ти и божественою благодатию осени, цареви победительная и христолюбивым людем мир, и грехов оставление, и душам подающи спасение. Тем же Тя Богородицу величаем. Катавасия.

    Задостойник: Владычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятый (поклон земной). Трисвятое, и по «Отче наш». Молитва Исусова: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь. Читаем тропарь (написан в начале канона). Слава, и ныне — кондак (написан по 6-й песни канона). Господи помилуй (40 раз). Слава, и ныне.

    Молитва Софии Премудрости Божией

    Непостижимая и всепетая премудрость Божия София преименитая, девьственных душа. Сиречь, единородныи Сын и Слово Божие, приими молебное сие пение от недостойных и скверных уст наших. Аще и писана суть, не красна песнь во устнах грешничих, обаче же разбойник единем словом спасеся. Мытарь воздыханием оправдася, и ханааннена дщерь матерним прошением исцелися. Понеже Ты Господи Благ и Человеколюбив, грядущаго в мир просвещаеши, и грехи грешником отпущаеши, и разумом не разумных наполняеши, и буяго умудряеши, и жаждущия души благих словес учением Своим яко самаряныню водою животною напояеши. Блудника целомудрена устрояеши. Разбойнику Рай отверзаеши. Зане Ты еси всех благих податель и вразумитель, и животу хранитель, Христе Боже наш. И Тебе славу и хвалу, честь и благодарение, и славословие возсылаем, и поклонение творим, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, и с Пресвятою и Пренепорочною Материею Твоею Владычицею Богородицею, и присно Девою Мариею. Ныне и присно и во веки веком, аминь.

    Честнейшую Херувим… Слава, и ныне. Господи помилуй (дважды), Господи благослови (с поклонами).

    Отпуст: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святыя Премудрости Божия Софии преименитыя, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. Господи помилуй (трижды). Исходные поклоны.

    Иконография образа «София Премудрость Божия»

    Храмы, посвященные Софии, строятся с IV века, а первые иконографические аллегорические изображения отождествлялись с Ангелом Великого Совета, и новгородский извод воплотил эту идею. В русской православной иконографии созданы два типа: первый, более древний, новгородский, и второй киевский, с XVII века.

    Извод иконы «София Премудрость Божия» (в виде Храма) называется Киевским в отличие от Новгородского образа, где изображена София Премудрость на престоле: крылатой Софии в новгородском изводе предстоят, как и в Деисусе, Богоматерь и Иоанн Предтеча.

    В центре Киевского образа изображена воздевающая руки Богоматерь в образе Оранты, на Ее лоне – Младенец. Богородица стоит на облаке на фоне несимметричной сени с тремя колоннами или столпами. Подножие Пречистой Девы является самой высокой ступенью, даже своеобразным амвоном – для символической лестницы из семи ступеней. В эпоху создания данного образа было принято созерцать Пречистую Деву как образ Премудрости Божией, что и легло в идейную основу многоплановой композиции.

    В местном ряду иконостаса Софийского собора в Киеве находится поздний живописный образ данной иконографии. Одна из икон хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, на лицевой стороне иконы имеется дата ее изготовления: «1812 года». На ступенях амвона представлены фигуры семи ветхозаветных пророков и праведников с атрибутами своего служения. Некоторые из пророков – с раскрытыми свитками, в которых помещены тексты, восхваляющие Богоматерь. Пророк Моисей изображен со скрижалями Завета, на которых начертаны Заповеди Божии. Царь Давид держит в руках золотой ковчег как напоминание о Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, построенном его сыном. Исайя, один из четырех великих пророков, изображен со свитком, Иеремия с посохом и сумой, Иезекииль с вратами, Даниил с горой.

    В эпоху создания данного образа было принято созерцать Пречистую Деву как образ Премудрости Божией
    Литературным источником для этой иконографии послужили тексты Притчей царя Соломона, причем на киевском изводе иллюстрация этого текста имеет конкретное воплощение: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его…» (Прем. 9: 1). Эта надпись начертана вверху на арке сени: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его». Ветхозаветные пророки сами собой предстают как семь столпов древней Церкви. Однако в аллегорической композиции не менее важное место занимают и собственно «столпы» в виде колонн. На каждом из семи столпов по сторонам от Богоматери изображены символы семи даров Святого Духа в узорных золотых картушах, первоначально в русском искусстве имевших вид свитков, а затем превращенных в причудливые рамы, как на иконе Премудрости Божией Киевской. Картуш отразил новое, эстетическое отношение к образу и был связан с приемами риторики: они привлекали внимание зрителя к изображению или тексту. Своеобразные энциклопедии символов, которые мы видим в этих рамах, соответствует духу своего времени…

    фото
    Икона Богородицы «София – Премудрость Божия» (Новгородская)

    Наименование иконы на византийских и древнерусских иконах делалось на полях или рядом с изображением. Здесь же рядом, на самих столпах приведены соответствующие тексты, извлеченные из пророческих текстов, а также из книги Откровения Иоанна Богослова. Евангелие – «дар премудрости»: «Видех книгу запечатану семью печатями» (Откр. 5: 1). Семисвечник – «дар разума»: «Видех седмь светильников» (Откр. 1: 12). Камень с семью очами – «дар света»: «На камени едином седмь очей суть» (Зах. 3: 9). Семь труб – «дар крепости»: «Седмь труб рожных на падение Иерихона» (Иис. Нав. 6: 19). Семь звезд в правой руке – «дар видения», семь чаш – «дар благочестия», а летящие стрелы – «дар страха Божия». Библейские тексты (стихи) приводятся авторами икон немного сокращенно.

    На нижней ступени надпись из видения пророка Иезекииля: «Седмь восходов восхождения ея» (Иез. 40: 22): пророк Иезекииль, который был возведен «в видениях Божиих» на высокую гору, видел семь ступеней около неких ворот. В верхней части образа на облаках – фигуры благословляющего Господа Саваофа (либо Христа в другом варианте), а также голубь – символ Святого Духа. Надписи, которые расположены на колоннах, сложно прочитать, стоя, например, в основном интерьере храма. В надписях на ступенях амвона гораздо более простые понятия-символы – здесь перечислены семь главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь, Чистота, Смирение, Благодать, Слава.

    фото
    «София – Премудрость Божия» двусторонняя запрестольная

    Нетрудно заметить, что живописцы, стоявшие у истоков создания киевской иконографии, видели свою задачу явить образ «Софии Премудрости» как икону, которая могла бы способствовать просвещению (умудрению, воспитанию) паствы благодаря помещению ее в пространство библейских текстов. Образ из собора в Киеве исполнен в палитре, характерной для поздней украинской живописи: здесь использованы сочные живописные цвета с преобладанием синего: голубой цвет употребляется в выполнении фона, одежд небожителей. Колонны с антаблементом (завершением) напоминают не классические образцы, а, скорее, колоннаду в дворцовом парке. Иногда над сенью-киворием водружен Крест, а на некоторых иконах изображен престол с сосудом.

    Само исполнение образа, который мы называем Киевским, имеет западноевропейские черты, что выдает его позднейшее происхождение. Известно, что Малая, Киевская Русь в Новое и Новейшее время испытывала влияние Европы. В Киеве создавали гравюры религиозного содержания, которые становились образцами для иконописцев, перерабатывавших их схемы в русле православной традиции. Характерным для надписей позднейшего времени на иконах является их пространность с привлечением целых «цитат» из молитвословий.

    Живописцы видели свою задачу явить образ «Софии Премудрости» как икону, которая могла бы способствовать просвещению паствы
    На новых русских иконах XVII–XIX столетий надписи заполняют различные архитектурные компартиметы, например, на более позднем образе Богоматери «Нечаянная радость» длинный текст молитвы располагается внизу под образом Богоматери. Тексты с ветхозаветными образами, начертанные на колоннах, указывают на эпоху, когда были популярны причудливые вирши, перетекавшие порой в икону (например, назидательный образ «Смертный человек», на котором тесты поясняют происходящее), да и широкое использование текстов Апокалипсиса не вполне привычно, ведь за Богослужением тексты Откровения читаются не часто.

    Вверху, над Богородицей, по сторонам от Господа Саваофа, изображены архангелы: Михаил с огненным мечом, Гавриил с лилией – символом чистоты, Рафаил держит сосуд, наполненный миром, Уриил с пламенем в руке, Иегудиил с золотым венцом славы, Селафиил со сложенным в молитвенном жесте руками, Варахиил с пучком цветов на белом плате. Семь архангелов своими символами указывают на Домостроительство Божие в деле спасения человека, которому послужила Пресвятая Дева. Богоматерь – Ходатаица за человека – одна из глубоких тем богородичных икон – в позднейшее время получила новые акценты. На этом редком и нераспространенном образе Премудрости Божией живописуются символы Богоматери и в то же время указываются основные христианские добродетели (Вера, Надежда и другие) – они присущи, прежде всего, Честнейшей Херувим, но делают Ей сопричастными и всех благочестивых христиан.

    Жанна Курбатова

    В чем помогает

    В молитвах перед данным ликом можно просить помощи у Господа и Его Матери в самых разных жизненных ситуациях. Чаще всего перед ним молятся о вразумлении в той или иной ситуации и ниспослании духовной и житейской мудрости.

    При правильной, искренней, наполненной верой, молитве Господь обязательно посылает мудрость, которая необходима нам для принятия правильных решений, согласованных с волей Божией. Богородица поможет обрести гармонию в семье, а также поможет в работе.

    Но не стоит забывать, что одной только молитвы перед иконой не достаточно для спасения души. Необходимо также вести Церковную жизнь, молясь на общей Церковной молитве на Богослужениях в храме, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн.

    Где повесить икону

    Икона «Софии Премудрости Божией» всегда придётся к месту в доме православного верующего, так как молитва перед ней помогает сохранить благополучие в семье.

    Всегда хорошо, когда для иконы (не только этой, но и других) отведено специальное молитвенное место или уголок, перед которыми всегда можно зажечь лампаду и вознести свои молитвы, ни на что не отвлекаясь.

    По желанию, данную икону можно разместить отдельно от других образов, повесив её на стене или поставив в другое место. Главное, чтобы это Молитвенное место настраивало на духовный лад и не рассеивало внимание присутствием посторонних предметов.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — ruvera.ru

    Просмотров: 172 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/4
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 214

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году