Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2024 » Август » 5 » • Мощи святых княгинь •
17:07
• Мощи святых княгинь •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Мощи Анны Кашинской
  • Житие Анны Кашинской
  • Долго была в забвении
  • Молитва
  • Как доехать до г. Кашина
  • Мощи св. княгини Софии
  • Тропарь св.прав. Софии
  • Великая кн. Елизавета
  • Молитвы святой
  • Евфросиния Колюпановская
  • Молитва блаженной
  • Дни памяти святой
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской

    Вдали от московского шума и бесконечной суеты большого города расположился небольшой, но при этом невероятно уютный и приветливый городок под названием Кашин. Река Кашинка, по которой и назван город, делает несколько изгибов, образуя ими при рассмотрении сверху форму сердца, поэтому Кашин часто называют «городом русского сердца».

    фото

    Однако не только из-за реки с такой весьма необычной формой и всем известной минеральной воды известен этот маленький городок: в Вознесенском кафедральном соборе Кашина уже более двадцати лет (с 1993 г.) хранятся мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской.

    Житие Анны Кашинской

    Княгиня Анна Кашинская родилась в конце 13 века (в октябре 1280 года) и получила имя в честь святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Юную княжну Анну выдали замуж за тверского князя Михаила в весьма раннем возрасте – в 14 лет, венчание молодых проходило в Тверском Спасском соборе.

    Супружеской паре Господь подарил пятерых детей: дочь Феодору в 1299 году (девочка умерла в младенчестве) и четверых сыновей: Дмитрия (известного как Грозные Очи) в 1300 году, Александра в 1301 году, Константина в 1306 году и Василия в 1309 году. Княгиня сама занималась воспитанием своих детей, много внимания уделяя их образованию. Настоящей христианской жизни ее чада научились благодаря ее собственному примеру: они молились вместе с матерью, посещали с ней богослужения.

    Много горестей и испытаний выпало на долю святой Анны как при жизни, так и после нее. В том же году, когда княгиня вышла замуж, не стало ее отца, и Анна вместе с сестрой Василисой остались сиротами. Спустя еще два года полностью выгорел княжеский дворец, в пожаре погибло и всё имущество. Это трагическое событие совпало с сильной засухой, когда горели леса, поля и болота.

    фото

    Княгиня Анна Кашинская. Икона

    С 1304 года началось долгое противостояние Московского и Тверского княжества: ярлык на великое княжение был у князя Михаила Тверского, супруга святой Анны. Однако на великое княжение претендовал его племянник Юрий, князь Московский. Тверская земля часто стала подвергаться разорениям от татар, которых призывал князь Юрий. Михаил Тверской решил передать неуемному племяннику ярлык на великое княжение с условием, чтобы тот не совершал нападений на тверскую землю. Но Юрию было уже мало власти, он хотел полностью добить своего противника: Юрий объявил в Орде, что князь Михаил отравил сестру хана Узбека (что, разумеется, было ложью). Хан был так разгневан, что решил послать в тверскую землю большое войско татар. Князь Михаил понимал, что его земле и подданным угрожает большая опасность – страшное разорение. Для того, чтобы это предотвратить, князь Михаил решил сам поехать в Орду. Бояре и остальной народ пытались убедить князя, чтобы он не ехал к хану, а вместо этого отправил туда еще одного своего сына. Об этом же просили и его собственные дети. Но князь Михаил осознавал, что хану необходим именно он, поэтому, составив завещание, он распределил все свое имущество между детьми и направился в Орду.

    Святая княгиня Анна Кашинская осознавала, что провожает мужа на верную смерть, и, преодолевая глубокую скорбь, благословила его в путь со словами: «Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти… Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем (ханом), … не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на него добровольно… Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа…тогда и я буду блаженна тебе ради во всех российских женах…».

    В 1318 году княгиня Анна навечно попрощалась со своим любимым супругом, проводив его до реки Нерли. На месте их последнего прощания впоследствии была установлена часовня в память об этом событии.

    Князя Михаила в Орде ждала чудовищная и унизительная кончина. Его не просто зверски убили, вырвав из груди сердце, но еще и сняли с него всю одежду, а нагое тело просто выбросили. Останки князя перевезли не в его родной город Тверь, а в Москву.

    Анна Кашинская целых девять месяцев томилась в неведении о судьбе мужа. Когда же стало известно о его трагической кончине, святая Анна долго упрашивала князя Московского перенести останки ее супруга в Тверь. Княжеское согласие было получено, и тело князя Михаила было перевезено в Тверь. Еще до погребения князя Господь прославил его чудом: невзирая на длительный срок и на то обстоятельство, что его тело все лето не было захоронено, оно не начало тлеть и не испускало зловонный запах (а ведь его перевозили не только в холод, но и в жаркую погоду). Почитать князя Михаила Тверского начали сразу же после погребения, канонизировали супруга Анны Кашинской в 1549 году.

    С тех пор, как княгиня Анна потеряла мужа, испытания для нее шли непрерывным потоком. Казалось, им не будет конца. Но святая Анна не отчаивалась, находя в себе силы не впадать в уныние, и стойко переносила все скорби. В 1325 году старший сын княгини Анны, Дмитрий Грозные Очи, повстречал в Орде Юрия, князя Московского, который был виноват в смерти его отца. Дмитрий убил Юрия, за что был казнен ханом. Так святая Анна потеряла сына. Через год произошло очередное несчастье: татарский посол с войском прибыл в Тверь. Он занял княжеский дворец, а княгиня Анна с сыновьями была вынуждена переселиться в город. Начались притеснения, грабежи со стороны татар, и тверичане не смогли больше этого терпеть. Многолетнее отвращение к Орде выплеснулось в народное сопротивление. Тверь была практически залита кровью, битва шла весь день, и к вечеру в городе не осталось в живых ни одного татарина.

    Для семьи княгини оставался только один выход – спасаться бегством. Князю Александру, одному из сыновей Анны и Михаила, пришлось бежать в Новгород, а после – в Псков. Княгиня Анна вместе с сыновьями Василием и Константином также скрывались.

    Осенью того же года в Тверь направилась громадная татарская рать, состоявшая из 50000 воинов. Все было разрушено, а тверская земля опустошена. Тверичан убили, а тех, кто выжил, забрали в плен. Столь величайшего разгрома в Твери не случалось никогда!

    В 1327 году Анна Кашинская с сыновьями Василием и Константином возвратилась в Тверь. Но на этом беды и несчастья не оставили княжескую семью. Татарский Хан потребовал, чтобы ему предоставили князя Александра, который в тот момент находился в Пскове, вдали от матери и братьев. Александру удалось сбежать в Литву. Только через долгих 10 лет князь смог вернуться обратно в родной город Тверь. Он принял решение уехать в Орду к хану, причем не один, а со своим сыном Федором, внуком Анны Кашинской. И вот опять княгиня была вынуждена отправлять на неминуемую смерть теперь уже сына с внуком. В мае 1329 года им обоим отрубили голову, а над телами жестоко поиздевались, растащив их по суставам.

    После всех трагедий наконец пришло время долгожданного спокойствия и мирного правления князя Константина, сына Анны Кашинской. Но и ему не удалось насладиться мирной и продолжительной жизнью. Через 7 лет после начала своего правления он отправился в Орду, где и встретил свою смерть.

    В те времена, когда княжил Константин, Анна Кашинская приняла монашество с именем Евфросиния в Софийском соборе Твери. Можно сказать, благоверная княгиня Анна готовилась к монашеству в течение всей своей жизни. Она была воспитана в благочестии и вере, являя собой пример высочайшей нравственности и благочестия для всей своей семьи. Её великое терпение, воистину несокрушимое, являлось большим даром, который давал ей силы, чтобы преодолеть все несчастья и тяготы, выпавшие на ее долю.

    Примерно в 1364 году единственный оставшийся в живых сын княгини Анны, Василий, уговорил мать переселиться в ее родной город Кашин, где специально для нее был построен монастырь. В этом же Успенском монастыре княгиня Анна приняла схиму со своим прежним именем Анна. Господь открыл благоверной княгине день ее кончины. Преподобная покинула этот мир 2 октября 1368 года в возрасте 88 лет. Погребение ее тела состоялось в соборе Успенского монастыря г. Кашина.

    Долго была в забвении

    Имя святой княгини Анны Кашинской долго было в забвении. В 1611 г. Кашин был осажден поляками и литовцами. Ни один раз они делали попытки захватить город, но терпели неудачи. Кашинцы явственно ощущали Божье заступничество, но не догадывались, кто был их покровителем и помощником. Однажды пономарю Успенского храма Герасиму, который к этому времени уже долго и тяжело болел, явилась святая Анна Кашинская, назвала свое имя и просила возвестить священнику собора, чтобы к ее гробу относились с должным почтением, чтобы над ним перед образом Спаса возжигали свечи и пели литии, потому что она молит Господа и Его Пречистую Матерь об избавлении Кашина от неприятеля.

    После этого видения пономарь исцелился, а Кашин удалось спасти от разорения. С тех пор различные чудеса и избавления от болезней начали совершаться у мощей святой княгини Анны, в Кашин стали привозить больных из разных уголков России. До канонизации благоверной княгини Анны Кашинской удалось записать сорок одно чудо, произошедшее по ее молитвам.

    Только в 1649 году благоверная княгиня Анна Кашинская была канонизирована. На открытии ее святых мощей присутствовал царь Алексей Михайлович. В тот момент, когда гроб святой Анны был открыт, обнаружили, что ее правая рука, лежавшая на груди, была сложена в благословляющем иерейском жесте. 12 июля 1650 года было организовано торжественное перенесение ее святых мощей из Успенского собора в Воскресенский. В тот же день решили поминать святую Анну два раза в год: 2 октября в день ее смерти и 12 июля, когда были перенесены ее мощи; преподобной Анне составили службу. Царица собственными руками вышила покрывало, на котором была изображена Анна Кашинская. Царь отдал распоряжение выстроить храм в честь преподобной Анны.

    Тем не менее, даже после всего этого посмертные испытания святой ,Анны Кашинской не закончились. Спустя 36 лет произошло невероятное событие, единственное во всей истории России. У патриарха Иоакима и духовных властей появились сомнения касательно того, можно ли считать Анну Кашинскую святой, был поставлен вопрос о том, чтобы прекратить ее почитание. Это произошло в связи с тем, что на тот момент обострился старообрядческий раскол, в результате которого имя Анны Кашинской было использовано не в благих целях.

    В 1677 году комиссия патриарха решила ввести запрет на почитание мощей преподобной Анны. Причины для этого события были расписаны в 13 пунктах. Один из них звучал следующим образом: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая». Гроб благоверной княгини запечатали специальными архиерейскими печатями, был введен запрет на празднования и проведение служб в честь святой Анны, было разрешено только петь по ней панихиды. В Москву перевезли иконы с изображением преподобной Анны и покрывало, которое лежало на ее гробнице. Церковь, которую выстроили в память о святой, была закрыта, а затем переименована в храм Всех Святых. Но, несмотря на это, почитание святой княгини продолжалось даже после того, как ее деканонизировали, а исцеления у ее гроба происходили вновь и вновь. Кашинцы не переставали почитать благоверную княгиню Анну, переписывали житие святой, писали иконы и почитали их как чудотворные, продолжали записывать все чудеса и избавления от болезней, происходившие у мощей преподобной Анны.

    Святую Анну Кашинскую стали еще сильнее почитать в 19 веке: ее заступническими молитвами перед Богом объяснили спасение города от эпидемии чумы в 18 веке, а затем и сразу от двух эпидемий холеры. В 1812 г. Кашин избежал разорения армией Наполеона Бонапарта также благодаря молитвам святой благоверной княгини Анны.

    С молитвами к благоверной княгине шли в разных случаях: перед тем, как начать семейную жизнь или уйти служить в армию, перед тем как принять монашеский постриг, перед началом учебы, перед принятием серьезных решений. Особенно надеялись на ее помощь и молитвы в беде, в болезнях и житейских неприятностях. На протяжении нескольких столетий кашинцы направляли в Синод прошения о восстановлении почитания святой Анны (только в 19 веке было послано 7 прошений), но всегда получали отказ.

    Наконец в 1908 году свершилось радостное событие для всех православных: по решению Священного Синода почитание святой благоверной княгини Анны Кашинской было восстановлено и назначен день празднования ее памяти на 12 июня (по старому стилю).

    На июнь были назначены торжественные мероприятия, ведь благоверную Анну Кашинскую канонизировали второй раз. Приблизительно 100 000 верующих приехали по такому случаю в город. И это при том, что в Кашине тогда было всего 8 000 жителей. В город стягивались не только православные, но и единоверцы и старообрядцы. Гостей было великое множество, как из простых людей, так и из высших слоев общества. На торжествах в Кашине присутствовала даже великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. С 10 июня в Кашин прибывали крестные ходы, а 12 июня прибыл грандиозный Тверской крестный ход, к которому присоединились Кимры, Клин, Арзамас и Осташков.

    12 июня в собор к мощам святой Анны привезли больных, незрячих, инвалидов, одержимых бесом. Произошло множество чудес и исцелений у гроба святой. Весточки об этом моментально разлетались по городу. Святая Анна Кашинская стала единственной из русских святых жен, память которой праздновалась шесть раз в году: 2 октября (в день кончины), 21 июля (день обретения мощей в 1649 г.), 12 июня (день перенесения мощей из Успенского в Вознесенский собор города Кашина и вторичное прославление в лике святых), в Неделю Всех Святых, в Неделю Всех Русских Святых (даты указаны по старому стилю).

    И в последующие годы святая Анна не оставляла свой народ и свое Отечество в трудные минуты испытаний. Сохранился рассказ очевидца о чуде, произошедшем с ним. Это произошло в начале Великой Отечественной войны, рассказчик охранял ж/д станцию в Кашине. Посреди ночи его взору предстала высокая красивая женщина в монашеской одежде. Она вся сияла ярким удивительным светом. Мужчина спросил, кто она и что привело ее сюда, на что монахиня ответила: «Я преподобная Анна Кашинская и охраняю свой город и свой народ!». Каждый день своей жизни, а потом и после нее святая Анна Кашинская своими молитвами оберегала и будет оберегать нашу страну от неприятелей.

    Мощи Святой княгини Анны находятся с 1993 года в Вознесенском кафедральном соборе. Каждый год 25 июня (по новому стилю) в городе Кашине совершается Крестный ход во имя святой Анны Кашинской. Святая княгиня своей жизнью показала пример того, как на деле исполнить евангельские заповеди. Она вела добродетельную и целомудренную семейную жизнь, терпеливо несла все труды и скорби супружества и материнства, а впоследствии и вдовства. У нее было доброе сердце, всегда готовое оказать помощь тем, кто в этом нуждался.

    Молитва благоверной великой княгине Анне Кашинской

    Тропарь, глас 3*

    Днесь восхваля́ем тя, пpеподо́бная ма́ти,/ вели́кая княги́не и́нокине А́нно:/ я́ко бо лоза́ плодови́та посpеде́ те́pния,/ пpоцвела́ еси́ во гpа́де Ка́шине твои́ми добpоде́тельми,/ и всех удиви́ла еси́ чу́дным твои́м житие́м,/ те́мже Хpисту́ Бо́гу угоди́ла еси́,/ и ны́не, pа́дующися и веселя́щися,/ пpебыва́еши с ли́ки пpеподо́бных жен,/ наслажда́ющися pа́йския кpасоты́ и весе́лия./ Мо́лим у́бо тя:/ моли́ о нас Человеколю́бца Хpиста́, Бо́га на́шего// даpова́ти нам миp и ве́лию ми́лость.

    Перевод: Сегодня прославляем тебя, преподобная мать, великая княгиня инокиня Анна, ибо, как плодовитая лоза среди терния, ты расцвела в городе Кашине твоими добродетелями и всех удивила чудесным твоим житием, потому угодила ты Христу Богу, и сейчас, радуясь и торжествуя, пребываешь в собрании преподобных жен, наслаждаясь райской красотой и радостью. Молим же тебя: «Моли о нас Человеколюбца Христа, Бога нашего, о даровании нам мира и великой милости».

    Кондак, глас 4*

    Я́ко пресве́тлая звезда́,/ яви́лася еси́ в Росси́йстей земли́, во гра́де Ка́шине,/ преподо́бная ма́ти А́нно,/ во всех благочести́вых и ве́рных жена́х/ а́ки крин процве́ла еси́ чи́стым и непоро́чным твои́м житие́м,/ во и́нокинях же соверше́нными твои́ми труды́ и по́двиги,/ и возшла́ еси́ к Вы́шнему гра́ду, ра́дующися и веселя́щися,/ я́ко до́бре соверши́вши твое́ тече́ние,/ и ны́не честны́я твоя́ мо́щи,/ а́ки би́серие драго́е, яви́шася,/ на исцеле́ние все́м, приходя́щим с ве́рою./ Тем и вопие́м ти:/ ра́дуйся, всекра́сная душе́ю,/ и моли́ Христа́ Бо́га// о спасе́нии душ на́ших.

    Перевод: Как преяркая звезда, явилась ты в Российской земле, в городе Кашине, преподобная мать Анна, среди всех благочестивых и верных жен ты процвела, как лилия, чистым и непорочным твоим житием, а среди монахов — совершенными твоими трудами и подвигами, и взошла ты к Небесному граду, радуясь и торжествуя, так как хорошо прошла свой путь, и сейчас почитаемые твои мощи, как драгоценные камни, явились для исцеления всех, приходящих с верой. Потому и взываем к тебе: «Радуйся, прекрасная душой, и моли Христа Бога о спасении наших душ».

    Молитва*

    О, преподо́бная и преблаже́нная ма́ти А́нно! Смире́нно припа́дающе к честны́м моще́м твои́м (или: свято́му образу твоему́), мо́лимся со слеза́ми приле́жно: не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. О преблаже́нная вели́кая княги́не А́нно! Не забу́ди присеща́ти чад твои́х, а́ще бо те́лом и преста́вилася еси́ от нас, но и по сме́рти жива́ пребыва́еши и не отступа́еши от нас ду́хом, сохраня́ющи нас от стрел вра́жиих, вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских. Моли́твеннице на́ша усе́рдная! Не преста́й моля́щися за ны ко Христу́, Бо́гу на́шему, а́ще бо моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима вы́ну ви́дима е́сть, но свята́я душа́ твоя́, со А́нгельскими во́инствы у Престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. К тебе́ у́бо припа́даем, тебе́ мо́лимся, тебе́ ми́ли ся де́ем: моли́ся, преблаже́нная А́нно, Всеми́лостивому Бо́гу на́шему о спасе́нии душ на́ших, е́же испроси́ти нам вре́мя на покая́ние и невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми преподо́бными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же сла́ва, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Как доехать до г. Кашина

    На сегодняшний день мощи преподобной Анны Кашинской находятся в свободном доступе в городе Кашине. К ним можно приложиться и попросить помощи. Правая рука святой Анны Кашинской все также лежит на груди в сложенном для благословения жесте. Таким образом она словно благословляет русских женщин, живущих сейчас на земле от лица всех святых русских жен.

    Адрес Вознесенского кафедрального собора г. Кашина: Тверская область, г. Кашин, площадь Единения д.1

    Как доехать до г. Кашина:

    – своим ходом: из Москвы от станции метро «Тушинская» ежедневно отправляется автобус «Москва-Кашин», время в пути приблизительно 4,5 часа. В день совершается несколько рейсов, время отправления необходимо уточнять на автостанции «Тушинская».

    Также из Москвы с Белорусского вокзала отправляется поезд «Москва – Рыбинск», который делает остановку в Кашине. Время в пути приблизительно 5 ч 12 мин.

    – на машине:

    Вариант 1:
    из Москвы по Ярославскому шоссе через Сергиев Посад, потом свернуть в сторону г. Углича и г. Калязина. Ехать до Калязина, но не въезжая в город, повернуть налево к мосту через Волгу. Далее ехать прямо, никуда не сворачивая, проехать переезд и въехать в г. Кашин на ул. Карла Маркса.

    Вариант 2:
    из Москвы по Дмитровскому шоссе ехать через Дмитров, Талдом, село Спас-Угол до г. Калязина. Не въезжая в город, повернуть налево к мосту через Волгу. Далее ехать прямо, никуда не сворачивая, проехать переезд и въехать в г. Кашин на ул. Карла Маркса.

    Мощи святой праведной Софии, княгини Слуцкой (Белоруссия, Минск)

    Святая праведная София, княгиня Слуцкая (день памяти 1 апреля по новому стилю) является одной из святых покровительниц белорусских земель. Жизнь этой святой была недолгой и трудной, но наполненной твердостью в вере и борьбой за сохранение Православия в своей стране. В тяжелых условиях она осталась верной Христу и Его Церкви, несмотря на то, что скорби чаще встречались на ее земном пути, чем радости.

    Святая София происходила из древнего рода Олельковичей, княживших в городе Слуцке (северных землях Западной Руси). В этом древнем роду было много благочестивых христиан: дед святой Софии, Юрий Юрьевич, собственноручно переписал Евангелие и отдал его в дар Слуцкому Свято-Троицкому монастырю, также он много жертвовал на нужны храмов и обителей. В своем духовном завещании Юрий Юрьевич наказал детям твердо держаться Православной веры, но только один из трех его сыновей, Юрий Юрьевич II, выполнил этот завет родителя – два других сына перешли в католичество. Подобные измены не были редкостью в те времена, так как Слуцк в XV веке относился уже к территории Польско-Литовского государства, где католики сильно притесняли православных. Однако Юрий Юрьевич II твердо держался веры отца, несмотря ни на что. 1 мая (по старому стилю) 1585 года у него родилась единственная дочь, которую назвали Софией и которая станет в последствии защитницей угнетаемого Православия. Вскоре после родов скончалась жена Юрия, а через год и он сам – так княжна София осталась круглой сиротой в раннем младенчестве.

    Опеку над годовалой девочкой взяли ее родственники Ходкевичи, однако их забота о сироте имела скорее корыстные цели. Маленькая София была единственной и богатой наследницей древнего княжеского рода, а ее опекуны Ходкевичи задолжали большую сумму денег князьям Радзивиллам. За счет громадного состояния маленькой Софии Ходкевичи планировали погасить свои долги. Ходкевичи и Радзивиллы заключили сделку, согласно которой София, достигнув совершеннолетия, должна будет выйти замуж за Януша Радзивилла, Несвижского князя. В договоре о сделке была даже указана дата предстоящей свадьбы – 6 февраля, но все это при условии, что невеста не изменит своего решения. Ходкевичи не особо опасались, потому что княжна была послушна их воле. Так юная София в одиннадцать лет стала невестой князя Януша.

    По мере приближения бракосочетания финансовые споры двух знатных родов обострялись и достигали особого накала. Радзивиллы возбудили уголовное дело против Ходкевичей, обе стороны собирали войска, готовясь к военному разрешению конфликта. На стороне Радзивилл было 6000 ратников, Ходкевичи вооружили 2000 человек из своей челяди, выставили 24 орудия и превратили свой дом, где жила юная София, в неприступную крепость. Все уже было готово для начала битвы. Княжна София усердно молилась Богу о том, чтобы было остановлено готовящееся кровопролитие, и Господь не допустил невинных жертв.

    Милующий Господь услышал молитвы юной княжны, и вскоре недавние враги мирно заключили новое соглашение о том, что Радзивиллы прекратят все финансовые претензии в обмен на руку Софии. Новая дата бракосочетания была назначена на 1 октября 1600 г. – на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Однако перед свадьбой возникла еще одна проблема: опекуны не уточнили у невесты, согласна ли она изменить своей вере для брака с католиком. Православная вера была главным сокровищем, оставшимся у Софии Юрьевны в наследство от отца, и предавать ее она никак не желала. Более того, юная княжна потребовала, чтобы дети, рожденные в предстоящем браке были крещены в Православии и воспитывались в православной традиции. Такую решимость и твердость в вере проявила святая София, когда ей было всего четырнадцать лет.

    Януш Радзивилл, жених княжны, получил согласие на такой брак от Римского Папы, и венчание состоялось по православному обряду в назначенный срок.

    Трудной была жизнь святой Софии в доме опекунов, не сладкой стала она и после замужества. Утешение княгиня София находила только в молитве и все свои горечи несла Небесному Отцу. Но пришло горе, которое затмило собой все личные скорби молодой княгини: в западнорусских землях была объявлена уния с Римом. Начались тяжкие времена для Православной веры: у православных отнимали храмы и монастыри, их сдавали в аренду иноверцам, которые требовали оплаты за проведение каждого богослужения. Священникам было запрещено открыто ходить по улице со Святыми Дарами, нельзя было проводить публичные собрания. Крещение, венчание и отпевание разрешалось совершать только получив согласие католического ксендза и заплатив установленную им сумму. Православных людей хоронили ночью. Детей, рожденных от смешанных браков, причисляли к католической церкви. Православным запрещено было занимать общественные должности и проводить собрания.

    Сердце святой Софии болело за родную веру, попираемую католиками, она видела страдания людей и встала на защиту Православия от униатского насилия. Город Слуцк, принадлежавший ей, превратился в твердыню православной веры и вскоре стал единственным таким городом во всей округе. В Слуцке было создано Преображенское братство, в котором сплотились местные жители для защиты православных святынь и своей веры. Княгиня София убедила своего мужа получить у польского короля грамоту, согласно которой запрещалось насаждать унию в ее княжеских владениях. Такая грамота была получена, и интересы Православия были защищены в этой округе юридически. Кроме этого святая София щедро жертвовала на храмы и монастыри, поддерживая их существования финансово. Также она шила своими руками церковные ризы и облачения для священников, а на праздники совершала паломничества в отдаленные храмы.

    фото

    Влияние святой Софии было так велико, что даже ее супруг, Януш Радзивилл, уже после ее смерти подтверждал своими грамотами право всех монастырей и храмов, о которых при жизни заботилась княгиня София, на сохранение богослужения по православному обряду и свободу в исповедании Православной веры.

    Скончалась святая княгиня София 19 марта 1612 года в возрасте 26 лет во время рождения дочери, которая тоже умерла. Вот такая недолгая и нелегкая жизнь была у этой замечательной святой – защитницы Православной веры и своих подданных. Милостивый Господь помог ей, маленькой сироте, воспитываясь в семье чужих людей, сохранить свою веру и не изменить ей. Он же укрепил ее в твердости, помог не предать истинную веру во Христа перед замужеством и поставил ее защитницей гонимых чад Церкви в трудную минуту.

    фото

    Сколько сердец она сохранила верными для Бога, скольким людям протянула руку помощи, сколько радости и надежды вселила в них, относясь как любящая мать к вверенным ей людям, и как верная христианка к православным святыням своей земли!

    В память о праведной жизни и благотворениях святую Софию похоронили в Слуцком Свято -Троицком монастыре. Господь прославил святую княгиню Софию нетлением мощей и чудесами, происходившими у ее гроба.

    После октябрьской революции мощи святой были перенесены в Минский музей, где они и находились до наступления новых времен.

    Сейчас мощи этой удивительной святой почивают в Свято-Духово кафедральном соборе г. Минска у северного предела.

    Известно много случаев благодатной помощи, которую получали люди по молитвам у мощей святой Софии Слуцкой. Ей особенно молятся желающие вступить в брак, молятся супруги о благополучии семьи и о даровании долгожданных детей (таких случаев помощи очень много).

    Адрес Свято-Духова кафедрального собора: Белоруссия, г. Минск, ул. Кирилла и Мефодия, 3 (станция метро «Немига»).

    Тропарь, кондак, молитва святой праведной Софии, княгине Слуцкой

    Тропарь, глас 5

    Блаже́нная ма́ти Софи́е,/ нетле́нием моще́й и чуде́с сия́нием почти́ тя Бог;/ помина́юще твое́ пра́ведное житие́,/ тя мо́лим испроси́ти// телесе́м на́шим здра́вие и душа́м спасе́ние.

    Перевод: Блаженная мать София, Бог почтил тебя нетлением мощей и сиянием чудес, вспоминая твою праведную жизнь, молим тебя испросить у Бога здоровья для наших тел и спасения нашим душам.

    Кондак, глас 4

    Прииди́те, вся ру́сския жены́,/ святу́ю Софи́ю восхва́лим,/ уподо́бившуюся му́дрым де́вам,/ еле́й благода́ти Ду́ха Свята́го стяжа́вшим;/ те́мже умудри́ ю Госпо́дь/ подвиза́тися во утвержде́ние святы́я правосла́вныя ве́ры/ и соблюда́ти Це́рковь Его́/ незы́блему от ересе́й и раско́лов,/ сего́ ра́ди благода́рне воспои́м ей:/ ра́дуйся, гра́да Слу́цка и всея́ земли́ на́шея// ра́досте и утвержде́ние.

    Молитва

    О, свята́я пра́ведная ма́ти на́ша, блаже́нная княги́не Софи́е, приими́ ми́лостивно приноше́ние ве́ры, наде́жды и любве́ на́шея и вознеси́ е ко Го́споду, и я́коже в земне́м животе́ твое́м была́ еси́ помо́щница и засту́пница всем правосла́вным христиа́ном земли́ твоея́, та́ко и ны́не укрепи́ нас тве́рдо и непоколеби́мо до сме́рти стоя́ти за ве́ру Правосла́вную, согре́й сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду и Пречи́стей Его́ Ма́тери. Умоли́ Христа́ Бо́га на́шего, да сохрани́т Це́рковь Свою́ святу́ю от раско́лов и ересе́й, да утверди́т в ней дух пра́выя ве́ры и благоче́стия, дух ве́дения и любве́, дух ми́ра и ра́дости ве́чныя, да вся ча́да ея́ ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́, да укрепи́т ве́рных в благоче́стии и свя́тости жи́зни, да обрати́т отпа́дших от Правосла́вныя Це́ркве во святы́я не́дра ея́. О свята́я ма́ти, гра́да Слу́цка похвало́ и ра́досте, умоли́ Го́спода, да изба́вит град твой и всю страну́ на́шу от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, от смертоно́сныя я́звы, да низпосле́т прави́телем на́шим усе́рдие, му́дрость и ве́рность, да управля́ют и су́дят по во́ле Его́, да храня́т установле́ния Святы́я Це́ркве. Испроси́ всем с ве́рою притека́ющим к ра́це святы́х моще́й твои́х ми́рное житие́, тишину́, просвеще́ние умо́в и серде́ц, соблюди́ их от ко́зней вра́жиих, от собла́знов ми́ра, во зле лежа́щаго, и от вся́кия ско́рби и ну́жды, обрати́ нас к покая́нию и исправле́нию, да́руй заблу́дшим и́стины позна́ние, неду́гующим исцеле́ние. Сохрани́ нас благода́тными твои́ми моли́твами от всех враго́в ви́димых и неви́димых и изба́ви от вся́каго зла, да просла́вим во вся дни жи́зни на́шея Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Великая княгиня Елизавета Федоровна

    • Когда празднуется память святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

    Память святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары мы празднуем в день их мученической смерти — 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю). 1 ноября - день рождения великой княгини Елисаветы. 11 октября - день обретения мощей преподобномученицы Елисаветы.

    • Биография великой княгини

    Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в протестантской вере. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой Николая II, а сама она в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

    Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила новую родину всей душой. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.

    В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Елизавета Федоровна первой прибыла на место трагедии и своими руками собирала части тела любимого мужа, разбросанные взрывом.

    На третий день после гибели великого князя она поехала в тюрьму к убийце в надежде, что тот раскается. На слова Каляева «Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть» Елизавета Федоровна ответила: «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил.

    Елизавета Феодоровна решила отдать все свои силы служению Христу и ближним. Она купила на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.

    Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елизавету Федоровну возвели в сан настоятельницы. Она без сожаления простилась со светской жизнью, сказав сестрам обители: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

    Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.

    После отречения Николая II от престола она писала: «Я испытывала глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, а не когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя"».

    В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал — в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с великой княгиней до конца.

    18 июля 1918 года заключенных — Елизавету Федоровну, сестру Варвару и нескольких членов семьи Романовых — отвезли к деревне Синячихи. Там, на заброшенном руднике, их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту. Во время казни великая княгиня крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

    Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как в глубине шахты мученики пели Херувимская песнь.

    Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела мучеников достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

    • Письмо Елизаветы Федоровны отцу о принятии Православия

    О приятии Православия Елизавета Федоровна думала с тех пор, как стала супругой великого князя Сергея Александровича. Но немецкая принцесса переживала, что этот шаг будет ударом для ее семьи, верной протестантизму. Особенно для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Только в 1891 году княгиня написала отцу письмо:

    « ... А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз — более полутора лет назад. Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, что никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я доставляю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папа? Вы знаете меня так хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь. Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более 6 лет, и зная, что религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Св. Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне это не позволяет. Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главных утешений этого мира? Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет такое утешение для меня, потому что я знаю, что будет много неприятных моментов, так как никто не поймет этого шага. Прошу только маленькое ласковое письмо».

    Отец не благословил дочь менять веру, но она уже не могла изменить решения и через таинство Миропомазания стала православной.

    Мученическая смерть великой княгини Елизаветы Федоровны

    Великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали в 1918 году. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил там Божественную Литургию. Почти сразу после его отъезда за настоятельницей приехала машина с комиссаром и латышскими стрелками. На сборы дали тридцать минут. Благословив сестер, в сопровождении сестер Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой матушка отправилась в ссылку.

    Заключенных на поезде отвезли на Урал — в городок Алапаевск. Вместе с настоятельницей Марфо-Мариинской обители и сестрами отправили великого князя Сергея Михайловича, его секретаря Федора Ремеза, трех братьев — Иоанна, Константина и Игоря; князя Владимира Палея. Сестер Варвару и Екатерину хотели отпустить, но инокиня Варвара пожелала разделить крест с великой княгиней.

    Ночью 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, узников вывели под конвоем на старый рудник, избили и стали сбрасывать в глубокую шахту. Во время мучений Елизавета Федоровна молилась словами, которые произнес на кресте Спаситель: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают». Палачи бросали в шахту ручные гранаты.

    Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели, пока не изнемогли от ран.

    Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела убиенных достали из алапаевской шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения; голова великого князя была перевязана куском ткани.

    • Где покоятся мощи великой княгини

    В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

    В 1981 году, накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью Заграницей, гробницы мучениц решили вскрыть. Руководила вскрытием комиссия во главе с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонием (Граббе). Когда открыли гроб с телом великой княгини, все помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи, которые оказались частично нетленными, перенесли из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины.

    • Канонизация

    Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала мучениц Елисавету и Варвару в 1981 году.

    В 1992 году Русская Православная Церковь причислила преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников России. Память их мы празднуем в день их мученической смерти 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю).

    фото

    Икона святым преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре

    Чаще всего иконописцы изображают святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну стоящей; ее правая рука обращена к нам, в левой — миниатюрная копия Марфо-Мариинской обители. Иногда в правой руке святой Елисаветы изображают крест (символ мученичества за веру еще со времен первых христиан); в левой — четки.

    Также традиционно великую княгиню Елисавету Феодоровну пишут на иконах вместе с инокиней Варварой — «Преподобномученицы Варвара и Елисавета Алапаевские». За плечами мучениц изображается Марфо-Мариинская обитель; у их стоп — шахта рудника, в который их сбросили палачи.

    Еще один иконописный сюжет — «Убиение преподобномученицы Елисаветы и ихже с нею». Красноармейцы ведут под конвоем великую княгиню Елисавету, инокиню Варвару и других Алапаевских узников, чтобы сбросить их в шахту. В шахте на иконе изображен лик преподобного Сергия Радонежского: казнь совершилась в день обретения его мощей 18 июля.

    Молитвы святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне

    Тропарь преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне глас 1

    Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

    Кондак преподобномученице великой княгини Елисаветы Феодоровны глас 2

    Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

    Молитвы преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре

    Тропарь, глас 1*

    Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши,/ богому́драя Елисаве́то,/ сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и/ Христа́ почти́ла еси́./ Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши,/ я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́./ Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́,/ я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя:/ свята́я му́ченице вели́кая княги́не Елисаве́то,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.

    Перевод: В смирении скрыв княжеское достоинство, Богомудрая Елисавета, особым служением Марфы и Марии ты почтила Христа. Милосердием, терпением и любовью себя предочистив, как жертва праведная ты принесла себя Богу. Мы же, почитая добродетельное житие и мучения твои, как истинную наставницу усердно просим тебя: «Святая мученица великая княгиня Елизавета, моли Христа Бога о спасении и просвещении душ наших».

    Кондак, глас 5

    От сла́вы ца́рственныя, взе́мши Крест Христо́в, прешла́ еси́ к сла́ве Небе́сней, моля́щи за враго́в, и обрела́ еси́ ра́дость ве́чную, свята́я му́ченице княги́не Елисаве́то, с Варва́рою му́ченицею. Те́мже мо́лим вас: моли́те о душа́х на́ших.

    Перевод: От царственной славы (земной), подняв Крест Христов, ты перешла к славе Небесной, молясь о врагах, и обрела ты радость вечную, святая мученица княгиня Елисавета, с мученицей Варварой. Потому молим вас: «Молите о душах наших».

    Молитва 1-я**

    О, вели́кая княги́не, свята́я преподобному́ченице Елисаве́то, Росси́йская похвало́, гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние и Святы́я Земли́ свяще́нное достоя́ние! Ты во дни жития́ твоего́ ве́ру, наде́жду, любо́вь нело́жны стяжа́вши, милосе́рдием к стра́ждущим све́тло просия́ла еси́. Терпе́нием же скорбе́й и искуше́ний о́браз смире́ния бли́жним яви́вши, изгна́нием и страданьми житие́ увенча́ла еси́ и во Ца́рствии Небе́снем ны́не пребыва́еши.

    Сего́ ра́ди мо́лим тя, страстоте́рпице свята́я, моли́твами твои́ми да́руй нам се́рдце смире́нное и покая́нное, милосе́рдие неоскудева́ющее, служе́ние бли́жним же́ртвенное, терпе́ние непоколе́блемое, му́жество в ско́рбех и обстоя́ниих неослабева́ющее, в стра́шный же час сме́ртный упова́ние тве́рдое на Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Молитва 2-я**

    О, святы́я новому́ченицы Церкви Русския, вели́кая княги́не Елисаве́то и пречестна́я и́нокине Варва́ро, ку́пно ева́нгельския за́поведи де́лом во оби́тели милосе́рдия соверши́вшия, ве́ры ра́ди правосла́вныя до сме́рти подвизавшияся и до́брый плод в терпе́нии страсте́й Христу́ прине́сшия! Моли́теся Ему́, я́ко победи́телю сме́рти, да утверди́т Це́рковь Ру́сскую Правосла́вную и Оте́чество на́ше. Се бо лука́вый враг вооружа́ется на ны, хотя́ нас погуби́ти в междоусо́бных бра́нех, ско́рбех, печа́лех, боле́знех, ну́ждах и беда́х лю́тых. Умоли́те Го́спода низложи́ти вся не́мощныя де́рзости его́; ве́ру в сердца́х люде́й православных укрепи́те, нам же мужества дар низпослите, да, отве́ргшеся себе́ и взе́мше крест свой, после́дуем Христу́, распина́юще плоть свою́ со страстьми́ и похотьми́. Сохрани́те нас от вся́каго зла, освяти́те пути́ жи́зни на́шея, да́руйте покая́ние нелицеме́рное, тишину́ и мир душа́м на́шим, испроси́те у Го́спода всем нам мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми святы́ми, от века угоди́вшими Бо́гу, да ра́дующеся воздади́м хвалу́, честь и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    Тысячи паломников стремятся получить помощь у гробницы святой Евфросинии Колюпановской

    В июле 1855 года в глухом сельце Тульской губернии под названием Колюпаново отошла ко Господу блаженная старица Евфросинья. Сразу же по кончине блаженной началось паломничество к её могилке, где просившие получали по своим молитвам утешение и облегчение.

    Родилась Евфросиния (при крещении Евдокия) в 1758 или 1759 году в семье князей Вяземских. С шести лет Евдокия была определена в только что открытый Екатериной II Смольный институт. Молодую девицу ждала жизнь фрейлины при блистательном дворе императрицы, которая любила с ней беседовать, будучи в сомнениях или печали.

    Но великосветская жизнь в Царском селе стала тяготить девушку, и переодевшись в крестьянскую одежду, она тайно покидает двор и странствует, неся различные послушания в нескольких монастырях, ухаживает за монастырским скотом.

    По прошествии нескольких лет молитвенного подвига, преодолев множество искушений, блаженная достигла той меры совершенства, когда все помыслы и устремления её души стали обращены ко Христу, а телесная оболочка уже не довлела над нею и стала «ничтоже есть». Московский Митрополит Платон благословляет Евфросинью поселится в Серпуховском Владычнем монастыре. Там она взяла на себя подвиг юродства ради Христа.

    фото

    Старица смиренно несла свой крест на протяжении 40 лет. Известно, что она очень любила домашних животных: держала кошек, трёх собак, индеек и кур. Кормила даже ворона, которого совершенно приручила. Даже твари бессловесные ощущали на себе ту великую любовь ко всякому созданию Божиему, которую источала юродивая, о чём осталось немало свидетельств. Ходила Евфросинья всегда босая, зимой и летом в одной и той же скудной одежонке, под которой носила тяжёлые вериги, что было для окружающих большой тайной, а спала на полу вместе с животными. Кушала блаженная мало, зачастую только то, что оставалось после кормления животных. Старица считала себя ниже всякой твари, недостойной милости Божией. Блаженная не могла оставаться равнодушной при виде горя и страданий людей, ищущих в монастыре утешение и духовную помощь. По её молитвам случались исцеления, исправлялись судьбы человеческие.

    В 40-х годах XIX века блаженная Евфросинья подверглась искушениям со стороны завистников и вынуждена была оставить Серпуховскую обитель. После долгих мытарств она перебралась в имение помещицы села Колюпаново, Наталии Протопоповой. Здесь она и окончила свой путь, до самого отшествия ко Господу принимая страждущих и утешая их словами любви.

    • Чудесные исцеления старицей

    О даре Евфросинии помогать людям и исцелять их дошло до нашего времени много историй. Есть свидетельства очевидцев об исцелении помещицы Натальи Протопоповой, страдающей от болей в ногах и кровотечения из горла. Другое свидетельство касается исцеления помещика, тяжело заболевшего прямо перед своей свадьбой. С помощью матушки излечился. Старица помогла разрешиться при родах женщине, мучившейся несколько суток.

    Однажды в селе заболел ребенок. Матушка пришла в дом к больному сама без приглашения. Дала травы, велела поить ей больного настоем. Отец ребенка не стал слушать блаженную, а пригласил доктора, по совету которого стал давать ребенку таблетки. Младенцу становилось все хуже, он умирал буквально на глазах. Отчаявшийся отец стал просить прощения у матушки и молить ее о помощи. Старица сделала ему выговор, но все же помогла ему, приказав поить мальчика той самой травой. Мальчик буквально спасли с того света, однако перестал ходить. Блаженная Евфросиния и тут не оставила ребенка. Поставила мальчика на ноги, перекрестила, коснулась его головы и приказала идти. Ребенок пошел.

    • Благодатная помощь по молитвам блаженной Евфросинии

    После кончины старицы записаны тысячи случаев, когда Господь по её молитвам посылал исцеление. Вот некоторые из них:

    У крестьянки Марфы Кунаевой из Калужской губернии стала сильно болеть и распухать нога. Через несколько недель положение стало невыносимо. Марфа решилась придти к гробнице преподобной Евфросиньи и помолиться об исцелении. После панихиды крестьянка взяла с могилки немножко песочка и дома растёрла ногу, после чего болезнь совершенно прошла.

    Некая мещанка Ольга Федоровна тяжко мучилась от болезней почек. Доведённая страданиями до отчаяния женщина случайно прочитала книжку о блаженной старице и твёрдо укрепилась в мыслях, что только по её молитвам она может надеяться на исцеление. Приехав в Колюпаново и с трудом отстояв панихиду, Ольга выпила воды из колодца и окунулась в источнике, после чего тяжкий недуг незамедлительно оставил её и с тех пор ни разу не проявил себя.

    Раба Божия Елизавета после тяжких родов не могла встать с кровати — отказали ноги. По совету благочестивых людей она натёрла ноги маслицем из лампады при гробнице Евфросиньи, после чего страдания Елизаветы прекратились и она смогла встать с ложа и вернуться к полноценной жизни, славя Господа.

    Мещанка Ольга Буслаева сообщила о таком случае: «Более пяти лет мои руки были покрыты нарывами, причиняющими боль и неудобство. Мази, прописанные врачами, не приносили облегчения. Моя родственница надоумила меня отправиться в село Колюпаново и поклониться праху блаженной Еафросинии, помолиться и попросить её о помощи, что мы вместе со сродницей и исполнили. Я окунулась в купальне и помазала руки маслицем, творя при этом от всего сердца молитвы ко Господу и Богородице, прося об исцелении меня, грешной. Не прошло и нескольких недель, как кожа на моих руках стала полностью чистой, и только несколько незаметных шрамов напоминают мне о моих страданиях».

    Молитва блаженной старице Евфросинии Колюпановской

    Тропарь, глас 4:

    Вся красная мира сего призрела еси / (дворец Царский оставив), / юродство Христа ради на ся восприяла еси / блаженная мати Евфросиние. / Сего ради с мудрыми девами / в Небесный Чертог Жениха Христа вошла еси, // моляся о всех нас.

    Кондак, глас 2

    Премудростию Божиею наставляема, / юродивою на земле пожила еси, / мудрость века сего в буйство вменив, / венцем нетленным от Христа Бога за сие увенчалася еси, / в лики святых на Небеси водворяяся, / блаженная мати Евфросиние.

    Перевод: Всеми благами этого мира ты пренебрегла, как пустыми (и недостойными внимания), и тело твое постом и бдением изнурив, ты угодила Богу непрестанными молитвами, преподобная Евфросиния, и удостоившись принять от Него дар исцеления, даровала ты слепому прозрение и многим больным исцеление. Потому с радостью взываем, говоря: «Слава Богу, прославляющему святых Своих».

    Молитва

    О мати блаженная Евфросиние! На земли юродивая, на небеси премудрая! Прошедши доблественно свой столетний путь земной, ныне с высоты небес призри на нас грешных в море житейском обуреваемых: от плоти — страстьми и болезнями, от мира — досаждениями и соблазнами, от диавола — многочисленными кознями, и уже близ потопления есть кораблики душ наших, не имуще крепкаго якоря веры, надежду полагающе на свои силы и человеческую помощь, с угасшим светильником любви и благочестия. Не закосни, матушка Евфросиния, помощи нам, не по достоинству нашему, но по милосердию, подобясь всемилостивому Спасу нашему Иисусу Христу. Укрепи нас с вере, надежде и любви, хладных и черствых сердцем согрей своим участием, болезни наши уврачуй, скорби и печали отыми от нас, на скользком пути сем земном подаждь нам руку помощи, да укрепившись телом и душею, с терпением крест свой понесем, с упованием на Бога и твое скорое предстательство, и да сподобимся по смерти вечныя, блаженныя жизни, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

    Дни памяти святой

    фото

    Дважды в год 16 июля и 8 октября в дни памяти святой в Свято-Казанском монастыре села Колюпаново Тульской области совершаются соборные богослужения, молебны с акафистом на гробнице, проходят крестные ходы к матушкину источнику, которые привлекают множество паломников. Все поезда, которые идут из Тулы в Алексин теперь останавливаются на платформе “Колюпаново”, которую построили специально для паломников, следующих к святому месту.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — blagozdravnica.ru

    Просмотров: 33 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 214

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году