Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат


Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2021 » Сентябрь » 21 » • Как смотреть иконы •
11:47
• Как смотреть иконы •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • 1. Обратная перспектива
  • 2. Право и лево
  • 3. Снаружи и внутри
  • 4. Знак греха
  • 5. Ключ и книга, Петр и Павел
  • 6. Тайная вечеря: найти предателя
  • 7. Голгофа
  • 8. Страшный суд
  • 9. Нагие и одетые
  • 10. Святой монстр
  • 11. Житийные иконы: рассказ в сценах
  • 12. Иконостас
  • Источники
  • Ссылки по теме
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • 1
    Обратная перспектива

    Многие предметы на иконах изображены так, как будто мы рассматриваем их с разных сторон: церковь, дом или крепостная башня, стол, за которым сидят ангелы на иконах Троицы, или кубок на столе видны одновременно фронтально, сверху и сбоку.

    Иконописец как будто раскрывает предметы перед зрителем. Это позволяет ему подробно рассказать о них. Мы видим одновременно форму чаши (от ножки до верхнего края — теперь ее не спутать с блюдом или другим сосудом) и ее содержимое (голова тельца, которым Авраам угощал странников-ангелов).

    Перед нами стол: мы видим ножки, правый и левый край и то, что происходит за этим столом (на поверхности разложены угощения и напитки, руки ангелов сложены в благословляющие жесты).

    Икона не показывает предметы и события такими, какими они ка­жутся человеку со стороны. Иконописцу важно другое: объяснить зрителю, что на самом деле происходило с персонажами, визуально описать все клю­чевые объекты, как если бы он описывал их словами.

    фото

    Андрей Рублев
    Троица. 1425–1427 годы
    Государственная Третьяковская галерея
    Art Media / Print Collector / Getty Images

    2
    Право и лево

    Если в центре иконы (или целого ряда икон, как на иконостасе) изображен Христос, а вокруг — другие персонажи, композиция часто строится по иерар­хическому принципу.

    Из двух симметрично расположенных апостолов, или архангелов, или пророков более значимый — тот, что справа.

    На иконах, изображающих Страшный суд, праведники — справа от Христа, грешники — слева. Точка отсчета — цен­траль­ный персонаж, Мессия.

    Его правая рука и, следовательно, правая сторона компо­зиции расположены слева относи­тельно зрителя, а левая рука и левая часть компо­зиции — справа.

    Иными словами, происходит зеркальная замена: правой частью иконы, исходя из ее смысла и построения, называют зрительскую левую, а левой — зрительскую правую.

    На такую икону нужно смотреть (и интерпретировать изображение) не со стороны, а изнутри.

    фото

    Страшный суд
    Фрагмент иконы
    Новгородская школа, XVI век.
    Государственная Третьяковская галерея
    Bridgeman Images / Fotodom

    3
    Снаружи и внутри

    Если иконописец изображает церковь, а на ее внешней стене — икону, как будто висящую снаружи, имеется в виду не надвратный образ. На самом деле мы видим храм изнутри.

    Если на его фоне стоят люди — чаще всего это означает, что они тоже находятся в храме. Иконописец показывает, как выглядит здание снаружи (резные стены, окна, золоченые купола) и, одновременно, что происходит внутри (висят иконы, стоят люди, священники служат литургию).

    Другой способ показать внутреннее пространство — изобразить над головой персонажа некий архитектурный элемент (крышу, навес) или просто поместить его в символическую рамку.

    Человек оказывается внутри очерченного про­стран­ства, соединенного с соседним зданием. Основные события, происходя­щие с главным персонажем, показаны крупно, детально, в центре композиции.

    Само же строе­ние отодвигается в сторону и превращается в визуальный коммента­рий-пояснение — «а это происходило внутри».

    фото

    Великомученик Никита, побивающий беса в темнице
    Фрагмент иконы. XVI век
    Угличский историко-архитектурный и художе­ственный музей
    Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

    4
    Знак греха

    В христианской иконографии стоящие дыбом волосы — знак греха и порока, ярости и дикости. Это традиционная прическа демонов. Русские бесы и сатана хохлатые и остроголовые. Только к XVII веку изредка появляются рога, которые черти заимствуют у своих европейских коллег.

    Но и рога часто соседствуют с теми же вздыбленными локонами. Такая прическа у других персонажей означает, что перед нами грешник, еретик или язычник.

    Если хохлатый человек полностью или частично написан темной краской, значит, это уже не грешник, а бесовская иллюзия — демон, который преобразился в монаха, воина, женщину и т. п., чтобы обмануть или соблазнить героя.

    фото

    Фрагмент фрески Страшного суда из Новодевичьего монастыря
    XVII век
    Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

    На многих иконах и фресках воины одеты в странные шлемы с диаго­нальными прорисями сзади. 

    Это не плюмаж, на Руси не использовали боевое оперение. Перед нами тот же хохол — знак греха. Непременный атрибут воина — шлем на голове, но под ним показать вздыбленные волосы невозможно.

    Чтобы решить такую дилемму, русские иконописцы создали гибрид шлема и бесовской прически — хохлатый шлем.

    Этот знак часто маркирует врагов — агрессоров, захватчиков, убийц, слуг языческих царей.

    Те же шлемы можно заметить на головах римских воинов в сценах страстей Христовых  .

    фото

    Суд Пилата
    Фрагмент иконы из Успен­ского собора Кирилло-Белозерского мона­стыря
    Около 1497 года
    Wikimedia Commons

    5
    Ключ и книга, Петр и Павел

    Среди учеников Христа легко отличить двоих. Человек с окладистой бородой и кудрявыми волосами — Петр. Часто в руках у него — свиток, на котором можно прочесть: «И рече Петр: Ты еси Христос, сын Бога Живаго» (Мф. 16:17).

    Это те слова апостола, после которых Иисус ответил ему: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19).

    Ключ от рая, обещанный Христом, — второй атрибут Петра. Иногда он висит на шнурке, который апостол держит в руках вместе со свит­ком.

    На иконах, изображающих Страшный суд, Петр ведет праведников в рай и готовится открыть этим ключом его врата, затворенные для людей после изгнания Адама и Евы.

    Человек с высоким лбом и редкими волосами — Павел, проповедник и бого­слов, автор большинства апостольских посланий. Его можно узнать по книге, которую он держит в руках.

    В деисусном ряду  алтаря Петр стоит обычно третьим по правую руку от Христа, а Павел — третьим по левую.

    фото

    Апостолы Петр и Павел
    Работа иконописца Феоктиста Климентова. 1708 год
    Государственный Эрмитаж
    Bridgeman Images / Fotodom

    6
    Тайная вечеря: найти предателя

    Из 12 апостолов, окруживших Христа на Тайной вечери, без подписей можно узнать Иоанна Богослова, самого юного ученика, — он прильнул к Иисусу. Рядом с ним кудрявый Петр.

    Еще один узнаваемый персонаж — предатель Иуда, которого Христос разоблачил за пасхальным столом. В европейском искусстве Искариота выделяли разными способами: лишали нимба, сажали в стороне от других учеников, вкладывали в руку мешочек с тридцатью сре­бре­никами и т. д.

    Древнерусские иконописцы использовали другой прием: через весь стол Иуда тянется к стоящему в центре сосуду.

    Иконы тут отсылают к тому месту Еван­гелия, где Христос указывает на предателя с помощью блюда: «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Мф. 26:23); «Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мк. 14:20).

    фото

    Тайная вечеря
    Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год
    Государственный Русский музей
    Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

    7
    Голгофа

    Сцена голгофской казни в православном искусстве сильно отличается от като­ли­ческого. Крест, на котором распят Спаситель, изображается с тремя пере­кладинами: кроме центральной, здесь есть небольшая верхняя (табличка, где на трех языках написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский») и нижняя — к ней прибивали ступни казненных.

    Под крестом изображены череп и кости — останки первого человека, Адама, грех которого искупил «второй Адам» — Христос  .

    В отличие от европейского искусства Спаситель показан не измо­жденным и умирающим, а будто парящим на кресте: в этом образе не только страдания, но и будущее воскресение. Ноги Иисуса прибиты двумя гвоздями (в Европе с XIII века распространился мотив одного гвоздя, которым прибиты обе ступни Христа).

    Справа и слева от креста часто помещают солнце и луну, а на них — либо ангелов, которые, как полагали в Средние века, водят планеты по небу, либо человеческие лица, которые персонифицируют светила  .

    Оригинально написанные солнце и луну на фресках монастыря Высокие Дечаны в Косово и в храме Светицховели в Грузии уфологи любят выдавать за древние изображения гуманоидов в НЛО.

    фото

    1 / 3
    Сцена распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV век
    Blago Fund

    фото

    2 / 3
    Луна. Фрагмент сцены распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV век
    Blago Fund

    фото

    3 / 3
    Солнце. Фрагмент сцены распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV век
    Blago Fund

    8
    Страшный суд

    Иконы и фрески Страшного суда — это подробный рассказ о будущем. Наверху — Христос-судия, окруженный ангелами и святыми, апостолы, раскрывшие «книги жизни», где записаны все дела людские; ниже справа выстроились праведники, слева — грешники. Но самое необычное происходит в центре композиции, где извивается огромный змей, унизанный кольцами.

    Змей пытается укусить пяту Адама (он молится перед Христом-судией) и напоминает о персонаже, с которого началась вся история человеческих грехов, — змее-искусителе. Кольца на теле змея — мытарства, посмертные испытания души, которые определяют, ждать ей Страшного суда в аду или в благом месте.

    Вокруг змея — сцены битвы: ангелы и демоны борются за души людей, а вверху добрые и злые дела каждого человека взвешиваются на весах, «мериле праведном», причем бесы подкладывают на чашу греха свитки с записями всех дурных дел, которые человек сотворил при жизни и не испо­ведал.

    Внизу, в огненном озере, на адском звере (из одной его пасти обычно выходит змей мытарств) сидит дьявол и держит на коленях маленькую фигурку.

    Это Иуда, главный грешник человеческой истории, предатель Христа. Среди образов, рассеянных по всей композиции, иногда можно заметить зверей и рыб, выплевывающих человеческие руки, ноги и головы, и женщин, которые держат в руках гробы или корабли, полные людей.

    Это сцены воскресения из мертвых: умерших отдают на Суд земля и море в облике женщин, а вместе с ними — животные, которые поедали трупы.

    фото

    Страшный суд
    Новгородская школа, XVI век
    Государственная Третьяковская галерея
    Bridgeman Images / Fotodom

    9
    Нагие и одетые

    Нагота в иконографии (если не считать аскетов и юродивых в набедренных повязках или прародителей в Эдеме) — частый признак бесплотного духа.

    Нагой изображается душа, исходящая от тела на смертном одре (очень редко душа, как воскресший из мертвых человек, облачена в погребальный саван).

    Нагими обычно изображаются бесы и духи — персонификации ада, реки или ветра. Обнажены и грешники в аду (одежда появляется, только если иконописцу нужно указать на их прежнее положение и чин).

    Нагота осужден­ных — символ их обезличивания и безысходной участи: грешники сливаются в массу беззащитных обнаженных тел.

    По контрасту ангелы и праведники на Небесах носят светлые одежды (в западном искусстве облачение праведни­ков в светлые ризы перед входом в рай стало популярным мотивом).

    фото

    Грешники в аду
    Фрагмент мозаики из собора Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло в Венеции. XII век
    Bridgeman Images / Fotodom

    10
    Святой монстр

    Изображения святого Христофора на некоторых иконах может напугать случайного зрителя: это человек с собачьей головой, окруженной нимбом. Соединение звериных и человеческих черт в средневековом искусстве — характерная особенность демона или фантастического монстра.

    Собственно, от таких монстров, по одной из версий жития, и проис­ходил Христофор: он родился среди кинокефалов — псоглавцев (со времен Античности полагали, что такие созда­ния живут на окраинах обитаемого мира), обратился в христианство и стал единственным святым из числа соплеменников.

    Другая легенда утверждала, что он был красавцем и специально попросил Бога обезобра­зить себя, чтобы ему не докучали женщины. На Руси Христофора начали изображать в виде псоглавца с XVI века (иногда вместо собачьей он получал лошадиную голову), а в XVIII веке церковные власти запретили такие иконы как неверные и «противные естеству».

    Однако изъять и истребить их все, разумеется, не удалось.

    фото

    Святой Христофор. XVII век
    Череповецкий художественный музей
    Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

    11
    Житийные иконы: рассказ в сценах

    Икона святого часто дополняется визуальным рассказом о его жизни и чудесах.

    Этот рассказ располагается вокруг средника — центральной части иконы. Сценки поме­щены в так называемые клейма; они не всегда разделены четкими линиями и порой наслаиваются друг на друга. Читать их нужно, как текст: слева направо и сверху вниз, перескакивая взглядом через средник.

    Первая сцена в левом верхнем углу обычно показывает рождение святого, затем идут сцены детства, совершённые чудеса и другие важные эпизоды жития.

    Однако смерть пра­ведни­ка не нужно искать в правом нижнем клейме — она часто изображена раньше, а последние сцены — это посмертные чудеса: исцеление болящих у гроба святого, перенесение его мощей и т. п.

    фото

    Святой Николай с житием
    Икона из Ферапонтова монстыря
    Северная школа, XVI век
    Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

    12
    Иконостас

    Русский иконостас оформился в своей классической форме к XVI веку. Пять рядов, считая снизу вверх, строились по общим принципам. Нижний ряд назы­вается местным, в его центре — Царские врата. Вторая икона справа от них — образ святого или праздника, в честь которого освящена церковь.

    На Царских вратах изображены четыре евангелиста за работой (склонились над книгами) либо два святителя, а выше — Благовещение.

    Над вратами обычно помещается икона Тайной вечери. Второй ряд — деисусный. В его центре — Христос, вокруг него в молении выстроились люди и духи. Справа стоит Богородица, за ней — архангел Михаил и апостол Петр. Слева — Иоанн Креститель, за ним — архан­гел Гавриил и апостол Павел.

    Еще выше — праздничный ряд с изображением главных праздников и евангельских сцен (иногда его переносят ниже, чтобы зрители лучше видели небольшие, по сравнению с крупными образами деисусного ряда, иконы).

    Следующий ряд — пророческий: в центре — икона Богоматери «Знамение» с Христом во чреве или на коленях, а справа и слева — ветхозаветные пророки, которые предсказывали рождение Мессии от Девы (у каждого в руке свиток с предсказанием).

    Самый верхний ряд — праотече­ский: в центре в разных вариантах — икона Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), а вокруг — праведники и предки Христа от Адама и Евы.

    Подготовил Дмитрий Антонов

    фото

    Иконостас Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря
    Светлана Холявчук / ТАСС

    Источники

    Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа.М., 2011.
    Покровский Н. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. Труды VI Археологиче­ского съезда в Одессе (1884). Т. 3. Одесса, 1887. Успенский Б. Семиотика иконы.
    Б. Успенский. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве. М., 2005.

    Ссылки по теме

    Акафист Пресвятой и Животворящей Троице
    Акафист Рождеству Христову
    Акафист Нерукотворному образу Господа Иисуса Христа
    Акафист Сретению Господню
    Акафист на Воздвижение Честно́го и Животворящего Креста ...
    Акафист на Богоявление Господне
    Акафист на Крещение Господне
    Акафист Святой Пасхе
    Акафист Преображению Господню
    Акафист Вознесению Господню
    Акафист Премудрости Слова Божия
    Акафисты - mp-3

    ˜”*°•.♥.•°*”˜

    Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы
    Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение»
    Акафист Пресвятой Богородице "Избавительница от бед"
    Акафист Пресвятой Богородице "Нечаянныя Радости"
    Акафист пред иконой "Прибавление ума"
    Акафист пред иконой "Ее Оковецкой"
    Акафист Неопалимая Купина
    Акафист пред иконой Державная
    Акафист Введению во Храм Пресвятой Богородицы
    Акафист пред иконой «Троеручица»
    Акафист Успению Пресвятой Богородицы
    Акафист Покрову Пресвятой Богородице
    Акафист и Икона Богородицы Целительница
    Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
    Акафист перед Ея иконой, именуемой «Чимеевская»

    ˜”*°•.♥.•°*”˜

    Акафист на Рождество Иоанна Предтечи
    Акафист воскрешению Лазаря
    Акафист Всем Святым, в земле Российской просиявшим
    Акафист преп. Силуану Афонскому
    Акафист преподобному Савве Освященному
    Акафист святому апостолу Андрею Первозванному
    Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону
    Акафист преподобному Нилу Сорскому, чудотворцу
    Акафист св. мученику Трифону
    Акафист Мученице Зинаиде
    Акафист пр. Феодосию Печерскому
    Акафист Святителя Иоанну, Митрополиту Тобольскому
    Акафист св. юродивому Иоанну, Устюжскому чудотворцу
    Акафист Петру и Павлу
    Акафист святой Ксении Петербургской
    Акафист Серафиму Саровскому
    Акафист Святителю Николаю Чудотворцу
    Акафист преподобному Сергию, игумену Радонежскому
    Акафист Сщмч. Владимиру Киевскому
    Акафист святой великомученице Параскеве
    Акафист муч. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
    Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
    Акафист преподобному Герману Аляскинскому
    Акафист Св. Стефану – первомученику от жидов за Христа
    Акафист Св. Евстратию Печерскому, от жидов умученному
    Акафист святому мученику Вонифатию
    Акафист Царю и Великомученику Николаю II
    Акафист Св. Благовеpномy Великомy Кн. Александpy Hевскомy
    Акафист Преподобному Далмату Исетскому
    Акафист Св. Великомученику Георгию Победоносцy
    Акафист и Канон Иоанна Дамаскина
    Акафист св. преп. Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким
    Акафист Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисский
    Служба святым новомученикам и исповедникам Казахстанским

    ˜”*°•.♥.•°*”˜

    Акафист архангелу Божию Михаилу
    Умные небесные силы
    Акафист Архангелу Уриилу
    Архангел Иеремиил
    Акафист Архангелу Гавриилу
    Акафист Архангелу Рафаилу
    Акафист Архангелу Варахиилу
    Архангел Селафиил
    Архангел Иегудиил

    ˜”*°•.♥.•°*”˜

    Молитва объ изгнаніи враговъ изъ Отечества
    Служба святым новомучеником и исповедником Российским
    Канон священномученику Дионисию Ареопагиту, Афинскому
    Канон Богородице София – Премудрость Божия (Киевская)
    Канон св.муч. Никифору
    Канон преп. Макарию Великому
    Икона "Всевидящее Око Божие"
    Как смотреть иконы
    Символика света и цвета в русской иконописи
    Иконосфера русского средневековья
    Современная икона. Изобретение традиции
    Из истории новгородской иконографии
    Иконы, явленные при святом Царе-мученике Николае
    Чудесные исцеления по молитвам к святым
    Святые целители, житие и чудеса исцеления по молитвам к ним
    Чудо исцеления
    Святые целители, многоразличные болезни исцеляющие
    Святые – помощники бездетных супругов
    Лечение Божественными псалмами
    Пастырская психиатрия
    Василий Великий: Канонические письма
    Мощи святых княгинь
    П.Дамаскин: "Много я получил вреда от неопытных советников"
    Обретение мощей Максима Грека
    Праздник Благовещения
    История Рождественского поста
    Блаженная старица Пелагея Рязанская
    Из Постановлений Архиерейского Собора ПРЦ/РПЦЗ
    Русь ушедшая - утраченные деревянные церкви
    Воспитание воина
    Сын церковный
    Мнение Церкви о латинской ереси
    Синодик Государей земли Русской
    Общежительный устав преподобного Корнилия Комельского
    Чем отличается старообрядческий крест от православного?
    Где и как лечились христиане?
    Чин Торжества Православия: Анафемы, установленные (РПЦЗ)
    Служение мирским (мирянским) чином
    25 вещей, которые нельзя делать в православном храме
    55 фактов о смерти Иисуса которые вы не знали
    Был ли ли Христос евреем по племени?
    Чин отречения от жидовства

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — arzamas.academy

    Просмотров: 328 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/8
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Святые дня на сайте

    Фонд Возрождение Тобольска

    Месяцеслов (cвятцы): А–Я

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 215

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году