1. Обратная перспектива
2. Право и лево
3. Снаружи и внутри
4. Знак греха
5. Ключ и книга, Петр и Павел
6. Тайная вечеря: найти предателя
7. Голгофа
8. Страшный суд
9. Нагие и одетые
10. Святой монстр
11. Житийные иконы: рассказ в сценах
12. Иконостас
Источники
Ссылки по теме
Помочь, проекту "Провидѣніе"
1
Обратная перспектива
Многие предметы на иконах изображены так, как будто мы рассматриваем их с разных сторон: церковь, дом или крепостная башня, стол, за которым сидят ангелы на иконах Троицы, или кубок на столе видны одновременно фронтально, сверху и сбоку.
Иконописец как будто раскрывает предметы перед зрителем. Это позволяет ему подробно рассказать о них. Мы видим одновременно форму чаши (от ножки до верхнего края — теперь ее не спутать с блюдом или другим сосудом) и ее содержимое (голова тельца, которым Авраам угощал странников-ангелов).
Перед нами стол: мы видим ножки, правый и левый край и то, что происходит за этим столом (на поверхности разложены угощения и напитки, руки ангелов сложены в благословляющие жесты).
Икона не показывает предметы и события такими, какими они кажутся человеку со стороны. Иконописцу важно другое: объяснить зрителю, что на самом деле происходило с персонажами, визуально описать все ключевые объекты, как если бы он описывал их словами.

Андрей Рублев
Троица. 1425–1427 годы
Государственная Третьяковская галерея
Art Media / Print Collector / Getty Images
2
Право и лево
Если в центре иконы (или целого ряда икон, как на иконостасе) изображен Христос, а вокруг — другие персонажи, композиция часто строится по иерархическому принципу.
Из двух симметрично расположенных апостолов, или архангелов, или пророков более значимый — тот, что справа.
На иконах, изображающих Страшный суд, праведники — справа от Христа, грешники — слева. Точка отсчета — центральный персонаж, Мессия.
Его правая рука и, следовательно, правая сторона композиции расположены слева относительно зрителя, а левая рука и левая часть композиции — справа.
Иными словами, происходит зеркальная замена: правой частью иконы, исходя из ее смысла и построения, называют зрительскую левую, а левой — зрительскую правую.
На такую икону нужно смотреть (и интерпретировать изображение) не со стороны, а изнутри.

Страшный суд
Фрагмент иконы
Новгородская школа, XVI век.
Государственная Третьяковская галерея
Bridgeman Images / Fotodom
3
Снаружи и внутри
Если иконописец изображает церковь, а на ее внешней стене — икону, как будто висящую снаружи, имеется в виду не надвратный образ. На самом деле мы видим храм изнутри.
Если на его фоне стоят люди — чаще всего это означает, что они тоже находятся в храме. Иконописец показывает, как выглядит здание снаружи (резные стены, окна, золоченые купола) и, одновременно, что происходит внутри (висят иконы, стоят люди, священники служат литургию).
Другой способ показать внутреннее пространство — изобразить над головой персонажа некий архитектурный элемент (крышу, навес) или просто поместить его в символическую рамку.
Человек оказывается внутри очерченного пространства, соединенного с соседним зданием. Основные события, происходящие с главным персонажем, показаны крупно, детально, в центре композиции.
Само же строение отодвигается в сторону и превращается в визуальный комментарий-пояснение — «а это происходило внутри».

Великомученик Никита, побивающий беса в темнице
Фрагмент иконы. XVI век
Угличский историко-архитектурный и художественный музей
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
4
Знак греха
В христианской иконографии стоящие дыбом волосы — знак греха и порока, ярости и дикости. Это традиционная прическа демонов. Русские бесы и сатана хохлатые и остроголовые. Только к XVII веку изредка появляются рога, которые черти заимствуют у своих европейских коллег.
Но и рога часто соседствуют с теми же вздыбленными локонами. Такая прическа у других персонажей означает, что перед нами грешник, еретик или язычник.
Если хохлатый человек полностью или частично написан темной краской, значит, это уже не грешник, а бесовская иллюзия — демон, который преобразился в монаха, воина, женщину и т. п., чтобы обмануть или соблазнить героя.

Фрагмент фрески Страшного суда из Новодевичьего монастыря
XVII век
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
На многих иконах и фресках воины одеты в странные шлемы с диагональными прорисями сзади.
Это не плюмаж, на Руси не использовали боевое оперение. Перед нами тот же хохол — знак греха. Непременный атрибут воина — шлем на голове, но под ним показать вздыбленные волосы невозможно.
Чтобы решить такую дилемму, русские иконописцы создали гибрид шлема и бесовской прически — хохлатый шлем.
Этот знак часто маркирует врагов — агрессоров, захватчиков, убийц, слуг языческих царей.
Те же шлемы можно заметить на головах римских воинов в сценах страстей Христовых .

Суд Пилата
Фрагмент иконы из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
Около 1497 года
Wikimedia Commons
5
Ключ и книга, Петр и Павел
Среди учеников Христа легко отличить двоих. Человек с окладистой бородой и кудрявыми волосами — Петр. Часто в руках у него — свиток, на котором можно прочесть: «И рече Петр: Ты еси Христос, сын Бога Живаго» (Мф. 16:17).
Это те слова апостола, после которых Иисус ответил ему: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19).
Ключ от рая, обещанный Христом, — второй атрибут Петра. Иногда он висит на шнурке, который апостол держит в руках вместе со свитком.
На иконах, изображающих Страшный суд, Петр ведет праведников в рай и готовится открыть этим ключом его врата, затворенные для людей после изгнания Адама и Евы.
Человек с высоким лбом и редкими волосами — Павел, проповедник и богослов, автор большинства апостольских посланий. Его можно узнать по книге, которую он держит в руках.
В деисусном ряду алтаря Петр стоит обычно третьим по правую руку от Христа, а Павел — третьим по левую.

Апостолы Петр и Павел
Работа иконописца Феоктиста Климентова. 1708 год
Государственный Эрмитаж
Bridgeman Images / Fotodom
6
Тайная вечеря: найти предателя
Из 12 апостолов, окруживших Христа на Тайной вечери, без подписей можно узнать Иоанна Богослова, самого юного ученика, — он прильнул к Иисусу. Рядом с ним кудрявый Петр.
Еще один узнаваемый персонаж — предатель Иуда, которого Христос разоблачил за пасхальным столом. В европейском искусстве Искариота выделяли разными способами: лишали нимба, сажали в стороне от других учеников, вкладывали в руку мешочек с тридцатью сребрениками и т. д.
Древнерусские иконописцы использовали другой прием: через весь стол Иуда тянется к стоящему в центре сосуду.
Иконы тут отсылают к тому месту Евангелия, где Христос указывает на предателя с помощью блюда: «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Мф. 26:23); «Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо» (Мк. 14:20).

Тайная вечеря
Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год
Государственный Русский музей
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
7
Голгофа
Сцена голгофской казни в православном искусстве сильно отличается от католического. Крест, на котором распят Спаситель, изображается с тремя перекладинами: кроме центральной, здесь есть небольшая верхняя (табличка, где на трех языках написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский») и нижняя — к ней прибивали ступни казненных.
Под крестом изображены череп и кости — останки первого человека, Адама, грех которого искупил «второй Адам» — Христос .
В отличие от европейского искусства Спаситель показан не изможденным и умирающим, а будто парящим на кресте: в этом образе не только страдания, но и будущее воскресение. Ноги Иисуса прибиты двумя гвоздями (в Европе с XIII века распространился мотив одного гвоздя, которым прибиты обе ступни Христа).
Справа и слева от креста часто помещают солнце и луну, а на них — либо ангелов, которые, как полагали в Средние века, водят планеты по небу, либо человеческие лица, которые персонифицируют светила .
Оригинально написанные солнце и луну на фресках монастыря Высокие Дечаны в Косово и в храме Светицховели в Грузии уфологи любят выдавать за древние изображения гуманоидов в НЛО.

1 / 3
Сцена распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV век
Blago Fund

2 / 3
Луна. Фрагмент сцены распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV век
Blago Fund

3 / 3
Солнце. Фрагмент сцены распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV век
Blago Fund
8
Страшный суд
Иконы и фрески Страшного суда — это подробный рассказ о будущем. Наверху — Христос-судия, окруженный ангелами и святыми, апостолы, раскрывшие «книги жизни», где записаны все дела людские; ниже справа выстроились праведники, слева — грешники. Но самое необычное происходит в центре композиции, где извивается огромный змей, унизанный кольцами.
Змей пытается укусить пяту Адама (он молится перед Христом-судией) и напоминает о персонаже, с которого началась вся история человеческих грехов, — змее-искусителе. Кольца на теле змея — мытарства, посмертные испытания души, которые определяют, ждать ей Страшного суда в аду или в благом месте.
Вокруг змея — сцены битвы: ангелы и демоны борются за души людей, а вверху добрые и злые дела каждого человека взвешиваются на весах, «мериле праведном», причем бесы подкладывают на чашу греха свитки с записями всех дурных дел, которые человек сотворил при жизни и не исповедал.
Внизу, в огненном озере, на адском звере (из одной его пасти обычно выходит змей мытарств) сидит дьявол и держит на коленях маленькую фигурку.
Это Иуда, главный грешник человеческой истории, предатель Христа. Среди образов, рассеянных по всей композиции, иногда можно заметить зверей и рыб, выплевывающих человеческие руки, ноги и головы, и женщин, которые держат в руках гробы или корабли, полные людей.
Это сцены воскресения из мертвых: умерших отдают на Суд земля и море в облике женщин, а вместе с ними — животные, которые поедали трупы.

Страшный суд
Новгородская школа, XVI век
Государственная Третьяковская галерея
Bridgeman Images / Fotodom
9
Нагие и одетые
Нагота в иконографии (если не считать аскетов и юродивых в набедренных повязках или прародителей в Эдеме) — частый признак бесплотного духа.
Нагой изображается душа, исходящая от тела на смертном одре (очень редко душа, как воскресший из мертвых человек, облачена в погребальный саван).
Нагими обычно изображаются бесы и духи — персонификации ада, реки или ветра. Обнажены и грешники в аду (одежда появляется, только если иконописцу нужно указать на их прежнее положение и чин).
Нагота осужденных — символ их обезличивания и безысходной участи: грешники сливаются в массу беззащитных обнаженных тел.
По контрасту ангелы и праведники на Небесах носят светлые одежды (в западном искусстве облачение праведников в светлые ризы перед входом в рай стало популярным мотивом).

Грешники в аду
Фрагмент мозаики из собора Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло в Венеции. XII век
Bridgeman Images / Fotodom
10
Святой монстр
Изображения святого Христофора на некоторых иконах может напугать случайного зрителя: это человек с собачьей головой, окруженной нимбом. Соединение звериных и человеческих черт в средневековом искусстве — характерная особенность демона или фантастического монстра.
Собственно, от таких монстров, по одной из версий жития, и происходил Христофор: он родился среди кинокефалов — псоглавцев (со времен Античности полагали, что такие создания живут на окраинах обитаемого мира), обратился в христианство и стал единственным святым из числа соплеменников.
Другая легенда утверждала, что он был красавцем и специально попросил Бога обезобразить себя, чтобы ему не докучали женщины. На Руси Христофора начали изображать в виде псоглавца с XVI века (иногда вместо собачьей он получал лошадиную голову), а в XVIII веке церковные власти запретили такие иконы как неверные и «противные естеству».
Однако изъять и истребить их все, разумеется, не удалось.

Святой Христофор. XVII век
Череповецкий художественный музей
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
11
Житийные иконы: рассказ в сценах
Икона святого часто дополняется визуальным рассказом о его жизни и чудесах.
Этот рассказ располагается вокруг средника — центральной части иконы. Сценки помещены в так называемые клейма; они не всегда разделены четкими линиями и порой наслаиваются друг на друга. Читать их нужно, как текст: слева направо и сверху вниз, перескакивая взглядом через средник.
Первая сцена в левом верхнем углу обычно показывает рождение святого, затем идут сцены детства, совершённые чудеса и другие важные эпизоды жития.
Однако смерть праведника не нужно искать в правом нижнем клейме — она часто изображена раньше, а последние сцены — это посмертные чудеса: исцеление болящих у гроба святого, перенесение его мощей и т. п.

Святой Николай с житием
Икона из Ферапонтова монстыря
Северная школа, XVI век
Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
12
Иконостас
Русский иконостас оформился в своей классической форме к XVI веку. Пять рядов, считая снизу вверх, строились по общим принципам. Нижний ряд называется местным, в его центре — Царские врата. Вторая икона справа от них — образ святого или праздника, в честь которого освящена церковь.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста за работой (склонились над книгами) либо два святителя, а выше — Благовещение.
Над вратами обычно помещается икона Тайной вечери. Второй ряд — деисусный. В его центре — Христос, вокруг него в молении выстроились люди и духи. Справа стоит Богородица, за ней — архангел Михаил и апостол Петр. Слева — Иоанн Креститель, за ним — архангел Гавриил и апостол Павел.
Еще выше — праздничный ряд с изображением главных праздников и евангельских сцен (иногда его переносят ниже, чтобы зрители лучше видели небольшие, по сравнению с крупными образами деисусного ряда, иконы).
Следующий ряд — пророческий: в центре — икона Богоматери «Знамение» с Христом во чреве или на коленях, а справа и слева — ветхозаветные пророки, которые предсказывали рождение Мессии от Девы (у каждого в руке свиток с предсказанием).
Самый верхний ряд — праотеческий: в центре в разных вариантах — икона Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), а вокруг — праведники и предки Христа от Адама и Евы.
Подготовил Дмитрий Антонов

Иконостас Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря
Светлана Холявчук / ТАСС
Источники
Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа.М., 2011.
Покровский Н. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства.
Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Т. 3. Одесса, 1887.
Успенский Б. Семиотика иконы.
Б. Успенский. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве. М., 2005.
Ссылки по теме
•
Акафист Пресвятой и Животворящей Троице
•
Акафист Рождеству Христову
•
Акафист Нерукотворному образу Господа Иисуса Христа
•
Акафист Сретению Господню
•
Акафист на Воздвижение Честно́го и Животворящего Креста ...
•
Акафист на Богоявление Господне
•
Акафист на Крещение Господне
•
Акафист Святой Пасхе
•
Акафист Преображению Господню
•
Акафист Вознесению Господню
•
Акафист Премудрости Слова Божия
•
Акафисты - mp-3
˜”*°•.♥.•°*”˜
• Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы
• Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Знамение»
• Акафист Пресвятой Богородице "Избавительница от бед"
• Акафист Пресвятой Богородице "Нечаянныя Радости"
• Акафист пред иконой "Прибавление ума"
• Акафист
пред иконой "Ее Оковецкой"
• Акафист Неопалимая Купина
• Акафист пред иконой Державная
• Акафист Введению во Храм Пресвятой Богородицы
• Акафист пред иконой «Троеручица»
• Акафист Успению Пресвятой Богородицы
• Акафист Покрову Пресвятой Богородице
• Акафист и Икона Богородицы Целительница
• Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
• Акафист перед Ея иконой, именуемой «Чимеевская»
˜”*°•.♥.•°*”˜
• Акафист на Рождество Иоанна Предтечи
• Акафист воскрешению Лазаря
• Акафист Всем Святым, в земле Российской просиявшим
• Акафист преп. Силуану Афонскому
• Акафист преподобному Савве Освященному
• Акафист святому апостолу Андрею Первозванному
• Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону
• Акафист преподобному Нилу Сорскому, чудотворцу
• Акафист св. мученику Трифону
• Акафист Мученице Зинаиде
• Акафист пр. Феодосию Печерскому
• Акафист Святителя Иоанну, Митрополиту Тобольскому
• Акафист св. юродивому Иоанну, Устюжскому чудотворцу
• Акафист Петру и Павлу
• Акафист святой Ксении Петербургской
• Акафист Серафиму Саровскому
• Акафист Святителю Николаю Чудотворцу
• Акафист преподобному Сергию, игумену Радонежскому
• Акафист Сщмч. Владимиру Киевскому
• Акафист святой великомученице Параскеве
• Акафист муч. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
• Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
• Акафист преподобному Герману Аляскинскому
• Акафист Св. Стефану – первомученику от жидов за Христа
• Акафист Св. Евстратию Печерскому, от жидов умученному
• Акафист святому мученику Вонифатию
• Акафист Царю и Великомученику Николаю II
• Акафист Св. Благовеpномy Великомy Кн. Александpy Hевскомy
• Акафист Преподобному Далмату Исетскому
• Акафист Св. Великомученику Георгию Победоносцy
• Акафист и Канон Иоанна Дамаскина
• Акафист св. преп. Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким
• Акафист Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисский
• Служба святым новомученикам и исповедникам Казахстанским
˜”*°•.♥.•°*”˜
• Акафист архангелу Божию Михаилу
• Умные небесные силы
• Акафист Архангелу Уриилу
• Архангел Иеремиил
• Акафист Архангелу Гавриилу
• Акафист Архангелу Рафаилу
• Акафист Архангелу Варахиилу
• Архангел Селафиил
• Архангел Иегудиил
˜”*°•.♥.•°*”˜
• Молитва объ изгнаніи враговъ изъ Отечества
• Служба святым новомучеником и исповедником Российским
• Канон священномученику Дионисию Ареопагиту, Афинскому
• Канон Богородице София – Премудрость Божия (Киевская)
• Канон св.муч. Никифору
• Канон преп. Макарию Великому
• Икона "Всевидящее Око Божие"
• Как смотреть иконы
• Символика света и цвета в русской иконописи
• Иконосфера русского средневековья
• Современная икона. Изобретение традиции
• Из истории новгородской иконографии
• Иконы, явленные при святом Царе-мученике Николае
• Чудесные исцеления по молитвам к святым
• Святые целители, житие и чудеса исцеления по молитвам к ним
• Чудо исцеления
• Святые целители, многоразличные болезни исцеляющие
• Святые – помощники бездетных супругов
• Лечение Божественными псалмами
• Пастырская психиатрия
• Василий Великий: Канонические письма
• Мощи святых княгинь
• П.Дамаскин: "Много я получил вреда от неопытных советников"
• Обретение мощей Максима Грека
• Праздник Благовещения
• История Рождественского поста
• Блаженная старица Пелагея Рязанская
• Из Постановлений Архиерейского Собора ПРЦ/РПЦЗ
• Русь ушедшая - утраченные деревянные церкви
• Воспитание воина
• Сын церковный
• Мнение Церкви о латинской ереси
• Синодик Государей земли Русской
• Общежительный устав преподобного Корнилия Комельского
• Чем отличается старообрядческий крест от православного?
• Где и как лечились христиане?
• Чин Торжества Православия: Анафемы, установленные (РПЦЗ)
• Служение мирским (мирянским) чином
• 25 вещей, которые нельзя делать в православном храме
• 55 фактов о смерти Иисуса которые вы не знали
• Был ли ли Христос евреем по племени?
• Чин отречения от жидовства