Герасимо-Болдинский
Иоанно-Предтеченский
Свято-Троицкий
Спасо-Преображенский
Авраамиев монастырь
Вознесенский монастырь
Собор Успения
Всех скорбящих
Троицкий монастырь
Храм Иоанна Богослова
Храм Михаила Архангела
Храм Петра и Павла
Храм Святого Духа
Храм-часовня
Могила схимонахини Макарии
Могила старца Никона Воробьёва
Свято-Никольский источник
Святые источники Святителя Николая
Ссылки по теме
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь
Троицкий Болдин монастырь (Троице-Болдин, Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский) - мужской православный монастырь в Смоленской области в 15 километрах от города Дорогобужа, в деревне Болдино в подчинении у Смоленской епархии.
Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.
Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (не сохранился), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П. Д. Барановсго, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.
С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе Польского королевства. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленкие земли вновь вошли в состав Московии. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.
В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель - князь Андрей Долгоруков.
На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, профсорная, мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного Герасима».
В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.
Упразднение и возрождение монастыря
В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме - колхозный сырзавод, в часовне - сепаратор для переработки молока.
Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 году при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки - Троицкий собор, Веденский храм и колокольню.
В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского. Они продолжаются и поныне (руководитель - ученик Барановского А. М. Пономарёв.
В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви.
В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек - деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Развалины Троицкого собора расчищены; предполагается восстановление главного храма обители.
Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений - могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей - Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).
Монастырь имеет подворье (деревянный храм) в Дорогобуже; патронирует открытие Дмитровского женского монастыря в Дорогобуже.
Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Вязьма
Иоанно-Предтеченский женский монастырь находится в городе Вязьма Смоленской области. Был основан в 1536 году Преподобный Герасим Болдинский. По другим источникам преподобный Герасим Болдинский получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV на основание обители в 1542 году.
Первая деревянная церковь была поставлена во имя Иоанна Предтечи, что и дало название монастырю. При игумене Симеоне, ученике Герасима, был построен второй деревянный храм - церковь Вознесения Господня.
В 1566 году в монастыре побывал Иван Грозный. А в 1598 году, по дороге в Смоленск, в обители останавливался Борис Годунов.
В годы Смуты монастырь неоднократно подвергался разграблению польско-литовскими отрядами. Но уже в правление Михаила Федоровича на территории храма начинается активное каменное строительство. На месте деревянной церкви возводится трёхшатровый каменный храм Божией Матери Одигитрии. В середине XVII века строится новая каменная надвратная церковь Вознесения Господня и трапезная.
В XVIII веке в монастыре организована семинария (1739-1744), переведённая впоследствии в Московский Покровский монастырь. После перевода семинарии в обители было создано Духовное училище, просуществовавшее до 1918 года.
В 1750 году был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение».
В 1812 году монастырь был разграблен, восстановление шло медленно.
При советской власти в 1930 году был закрыт Вознесенский собор, в 1946 году разрушена Знаменская церковь. В 1990-е на территории монастыря велись реставрационные работы, в результате которого был открыт и освящён храм Вознесения Господня. В 2003 году освящены колокола на звоннице.
Свято-Троицкий собор в г. Вязьма
Свято-Троицкий собор - главный собор города Вязьмы Смоленской области. Расположен на Соборном холме на левом берегу реки Вязьмы, на территории Вяземской крепости. Играет доминирующую роль в панораме города при подъезде с северной стороны.
По композиции и декору собор близок к московским памятникам конца XVI - начала XVII в.: небольшой, бесстолпный, с тремя апсидами, увенчан пирамидой кокошников и стройной главой. Широкая трапезная и массивная трёхъярусная (46 м) колокольня на подклете построены в формах классицизма с элементами псевдорусского стиля середины XIX века. В трапезной находится фрагмент классицистического иконостаса из Екатерининской церкви.
Северный и южный приделы имеют двухчастную разбивку фасадов, что также роднит их с памятниками рубежа XVI - XVII веков, каждый фасад завершается парой полукруглых либо килевидных кокошников, примкнувших к алтарю и ядру храма. Окна с лучковой перемычкой заключены в более крупные арочные обрамления с профилировкой. На трапезной круглые окна второго света ложные, в кольцевых на личинках с рельефным замковым камнем.
Колокольня завершена главой над резонатором - квадратным, как и основные ярусы. Второй ярус и резонатор увенчаны ложными закомарами. Луковичные главы над колокольней и трапезной составлены из узких вертикальных долек. Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом в шелыге.
Между царскими вратами и изображением Тайной вечери - круглый просвет с летящим вниз объёмным голубем в условном сиянии из разреженных лучиков по радиусам. Среди икон особенно выделяются икона Иверской Богоматери (1765) и икона Одигитрии (XVII век).
Первое упоминание о стоявшем на Соборном холме деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского». Весь период существования Вяземского удельного княжества с 1239 по 1403 годы он был соборным. В 1406 году в храме погребён князь Симеон Вяземский, убитый в Торжке вместе со своей супругой княгиней Юлианией смоленским князем Юрием. В 1495 году в соборном храме молилась дочь Московского князя Ивана III и невеста литовского князя Александра Ягеллона Елена. После взятия Смоленска в 1514 году князь Василий III слушал в храме благодарственный молебен. В 1565 году царь Иван Грозный оставил в храме синодик с именами людей, казнённых за время его правления.
В 1597-1598 годах по повелению Бориса Годунова обветшавший Никольский собор был разобран, а на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трёхсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году храм был разрушен польскими отрядами под предводительством гетмана Станислава Жолкевского. В 1612 году в соборе зачитано воззвание Троице-Сергиевой лавры и направлено ополчение в Москву. В 1635 году по распоряжению царя Михаила Фёдоровича собор был восстановлен и переосвящён из Никольского в Троицкий в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира в день Святой Троицы.
В 1654 году собор посетили царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. В 1674-1676 годах на средства царя Алексея Михайловича был поставлен каменный собор. С 1681 года по указу царя Фёдора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских. В XVII-XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского).
В 1765 году купцами братьями Калашниковыми в собор перенесён из Москвы список Иверской иконы Божией Матери. В 1773 году на средства купца Авксентия Космича Фатова при храме был построен придел во имя Иверской иконы Божией матери.
В период Отечественной войны 1812 года храм был в значительной степени разрушен, а в уцелевшей его части французы устроили соляной склад. В 1815 году на средства, выделенные Священным Синодом собор был отстроен заново. В 1836 году из кирпича обвалившейся колокольни поставлена каменная часовня у Смоленского моста, уничтоженная большевиками в 1930-е годы. В 1847-1849 годах на средства купца Петра Гавриловича Сабельникова Иверский придел перестроен и с северной стороны устроен небольшой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (не сохранился). Каменная четырёхъярусная колокольня построена в 1850 году. Собору принадлежала также каменная Фроловская часовня, стоявшая около моста через реку Вязьму.
В 1922 году из собора были изъяты серебряные ризы с икон, утварь, жемчуг с митры епископа Вяземского. В 1922 году на колокольне оставалось 9 колоколов. В 1929 году собор был закрыт. Вся богатая утварь, дары Российских государей, древние книги и иконы «экспроприированы» советской властью; большинство из них исчезло бесследно.
В конце 1941 года в соборе возобновлено богослужение. В 1974-1977 и 1982-2000 годах проводились реставрационные работы по фундаментам, на фасадах и в интерьере храма.
3 мая 1993 г. собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Спасо-Преображенский монастырь в г. Рославль
Спасо-Преображенский монастырь - мужской монастырь в городе Рославле Смоленской области.
Основан до 1560 года. В 1764 году объявлен заштатным, а в конце XVIII века был упразднён, а Преображенский храм обращен в приходскую церковь. Монастырская жизнь возобновлена в 1864 году.
В монастыре два храма: собор во имя Спаса Преображения (1811-1819 гг.), построенный в стиле классицизма, и Александро-Невский храм (1857-1872 гг.). До революции в первом из них находились две местночтимые иконы: список Тихвинской иконы Божией Матери и образ святой великомученицы Варвары. Монастырь был окружен оградой с тремя башнями и воротами в псевдорусском стиле (1811-1819); до нашего времени сохранился лишь северо-восточный участок стены и одна угловая башня.
До революции монастырю принадлежала Кирилловская часовня неподаёку от монастыря. Здесь хранилась древняя икона святых Афанасия и Кирилла Александрийских. 19 апреля сюда совершался из монастыря крестный ход в память спасения императора Николая Второго в бытность его наследником от угрожавшей ему в 1891 году в Японии опасности. Близ часовни располагалась монастырская школа.
Монастырь закрыт после Революции. Долгое время был заброшен. Восстановлен в 1996 году.
Авраамиев монастырь в г. Смоленск
Авраамиев монастырь - 18 в.
ул. Красногвардейская, 20.
Расположен в восточной части города, у крепостной стены, из-за которой хорошо видны с больших расстояний верхние объемы монастырского собора. Основан в начале 13 в. Первым игуменом был известный смоленский просветитель Авраамий.
При осаде города в 1609-11 гг. постройки монастыря пострадали, а затем он прекратил существование и был возобновлен лишь после 1655 г., когда этот участок принадлежал шляхтичу фон Лярскому, но затем по указанию царя Алексея Михайловича землю выкупили под монастырь и вскоре построили здесь деревянную церковь.
В 1728 г. при монастыре открылась семинария - первое учебное заведение в Смоленске. В 1755-65 гг. возведен каменный двухэтажный собор. В 1773 г. сооружена каменная церковь Введения (уничтожена в 1941-43 гг.). В 1770-е гг. на территории монастыря возник и ряд зданий нецерковного назначения: дом настоятеля, братский корпус, два двухэтажных корпуса, поставленных к югу от собора и к настоящему времени обезличенных переделками: библиотечный и учительский.
К 1780-м гг. территорию монастыря обнесли каменной оградой. Барочные ворота к западу от собора, по его оси, имели необычное трехглавое завершение (в 1941-43 гг. ворота разрушили). В 19 в. возвели еще один двухэтажный корпус - семинарию, вне ограды, по ул. Тимирязева. Хорошо сохранили исторический облик собор Спаса Преображения и стоящие на одной линии к востоку от собора, рядом с крепостной стеной, дом настоятеля и братский корпус, построенные во 2-й пол. 18 в. После разрушений советского времени монастырский ансамбль с замкнутой композицией и необычным выходом к центральной части крепости превратился в группу зданий, среди которых выделяются два разномасштабных сооружения - культовое и жилое - в формах развитого барокко (собор и дом настоятеля).
Собор Спаса Преображения - самый яркий среди сохранившихся смоленских памятников барокко, с заметным влиянием украинского зодчества. Оригинальные фрагменты декора и конструкций не имеют аналогов. Кирпичные стены оштукатурены. Ядро композиции - сильно вытянутый вверх двухэтажный четверик с большими полукруглыми фронтонами на северном и южном фасадах, увенчанный восьмигранным световым барабаном с главкой. Плоскости стен асимметричного пятигранного алтаря, храма и трапезной совпадают. Храм и трапезная вытянуты с севера на юг. К трапезной примыкает колокольня на одной оси с храмом. Композицию с запада дополнили (видимо, в 19 в.) открытые, раскинувшиеся по параболе крыльца с лестницами ко второму ярусу колокольни. Колокольня состоит из двух четвериков равной ширины и высокого восьмерика звона. С юга к трапезной примыкает небольшой объем закрытого крыльца (до 1930-х гг. это была открытая галерея). В 1972-74 гг. собор реставрирован.
Углы объемов выступают между пилястрами, карнизы над пилястрами раскрепованы. Окна на основном четверике помещены в три оси, в венчающем восьмерике - только на основных гранях (на диагональных - глухие). Проемы нижнего этажа - арочные, верхние - прямоугольные. В нарядных фасадах заметную роль играют орнаментальные мотивы. Весьма разнообразны наличники: ленточные "с ушами", пилястры, несущие фронтон; завершения наличников включают в себя килевидные ниши, волюты и своеобразные картуши. Особенно интересен картуш над северным порталом, похожий на геральдический щит. Уникальны открытые в пазухи сводов под нижним ярусом маленькие лежачие проемы в барочных обрамлениях.
Внутри храм и трапезная в обоих этажах - бесстолпные прямоугольные помещения, соединенные тремя арками. Первый этаж перекрыт сомкнутыми сводами с распалубками, во втором высокий сомкнутый свод над храмом прорезан кольцом светового барабана,
Дом настоятеля возведен в 1770-е гг. Кирпичные стены оштукатурены. Невысокое одноэтажное здание в формах позднего барокко (план П-образный) обращено главным западным фасадом к собору. Все фасады над низким цоколем ритмично расчленены пилястрами, несущими раскрепованный антаблемент. Высокие окна между пилястрами обрамлены узкими ленточными наличниками с "ушами", замковым камнем и полукруглым фартуком. У среднего окна западного фасада наличник с двойными "ушами".
Братский корпус (2-я пол. 18 в.) поставлен к югу от дома настоятеля, на одной линии с ним. Памятник позднего барокко. Кирпичные стены оштукатурены. Пилястры выделяют центр западного фасада двухэтажного прямоугольного здания, обращенного к собору. Углы выпущены между пилястрами. Многие барочные наличники (такие же, как на доме настоятеля) утрачены, под измененными проемами сохранились фигурные фартуки с серьгами. На длинных фасадах ритм окон нерегулярен, за глухими окнами торцовых фасадов проходит капитальная стена. Центральное место в интерьере занимает двухмаршевая лестница на второй этаж.
Вознесенский монастырь в г. Смоленск
Вознесенский монастырь
кон. 17 - нач. 19 века
ул. Коненкова, 9
Собор Вознесенского девичьего монастыря - единственный в Смоленске памятник культурного зодчества XVII века, сохранившийся без значительных переделок. Его крупный объём хорошо читается даже в современной застройке. Композиция собора складывается из высокого объёма собственно церкви с тремя полукруглыми аспидами, удлинённой трапезной и трёхъярусной колокольни, которые расположены на одной оси.
Завершается собор восьмигранным барабаном со шлемовидной главой, такое же завершение, только меньших размеров, на колокольне. Этот композиционный тип был принесён в Смоленск московскими мастерами, которые вели каменное строительство в Смоленске во второй половине XVII века. Здание двухэтажное, в XVIII в. с севера к нему примкнула каменная придельная церковь.
Собор Успения Пресвятой Богородицы в г. Смоленск
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) - кафедральный собор Смоленско-Калининградской епархии Русской Православной Церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне г. Смоленска в 1609-1611 годах на месте одноимённого собора XII века.
Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска. Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью».
В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от польских войск, последние его защитники с боем отступили в Успенских собор и взорвали запасы взрывчатки, хранившейся там, вместе с собой и нападавшими. Поляки утроили на месте собора костёл. После освобождения Смоленска было вновь начато сооружение в 1677 году под наблюдением зодчего Алексея Королькова и закончено архитектором А. И. Шеделем в 1732-1740 годах. Полностью собор был достроен в 1772 году. В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропал. В соборе находятся мощи Меркурия Смоленского.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в г. Десногорск
Обширный кирпичный храм, построенный в 1999-2010 попечением Смоленской АЭС. Четырёхстолпное здание с крупным шатровым куполом и четырьмя шатровыми колокольнями над углами. Освящён 05.05.2010 патр. Кириллом.
Троицкий монастырь в г. Смоленск
Троицкий монастырь 18 в.
ул. Большая Советская, 8а, 9, 11.
Расположен на одной из центральных улиц города, круто поднимающейся от Днепра. С востока, где вплотную к монастырю подходит овраг, его здания просматриваются на значительном расстоянии и дополняют ансамбль Соборной горы к северу от монастыря. Троицкий монастырь переосвятили из базилианского в 1669 г. и назвали в память о древнем Троицком монастыре "на Кловке", разрушенном во время осады Смоленска в 1633 г. До 1703 г. при новом Троицком монастыре жили смоленские архиереи. Каменный собор построен между 1671 и 1676 гг. по инициативе смоленского митрополита Варсонофия (Еропкина). Собор тогда был одноэтажным.
Строил его, вероятно, московский зодчий Иван Калинин. Тогда же к северу от собора возвели деревянный дом для настоятеля, сохранявшийся до 1943 г. (до сих пор под асфальтовой площадкой остается обширный Г-образный подвал). В 1697 г. собор пострадал от урагана. В 1727 г. по указанию епископа Гедеона над собором возвели 2-й этаж и с севера к алтарю примкнула ризница. В 1740-е гг. к собору с юга пристроили каменную усыпальницу над могилами смоленских митрополитов. Тогда же соорудили монастырскую колокольню (на другой стороне нынешней улицы). В 1847 г. часовню над погребениями архимандритов монастыря превратили в придел собора, в 1860 г. перестроены каменные крыльца, над западным притвором поставлен псевдобарочный аттик.
К югу от Троицкого собора находится церковь Зачатия Анны, продолженная к западу небольшим корпусом келий. Построена эта церковь в 1760-е гг., с 1767 г. стала больничной. Западные фасады обоих храмов выходят на красную линию улицы и соединены оградой (вероятно, в 3-й четв. 18 в.). Ворота в ограде перестроены в кон. 19 в. Все здания значительно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Тогда же сгорел деревянный дом настоятеля, выстроенный в 1674 г. к северо-востоку от собора - сохранились лишь кирпичные подвалы.
Собор Троицы - характерный образец раннего смоленского барокко, повлиявший на облик многих храмов города. Ядро композиции - высокий двухэтажный четверик с полуглавками по центру фасадов. Второй этаж храма - двусветный. Он завершен восьмигранным глухим барабаном. К полукруглой апсиде с севера примыкает равная ей по высоте прямоугольная ризница с лестницей на второй этаж. На второй этаж небольшой трапезной ведут распашные крыльца с изломом спусков к востоку, сходящиеся над западным притвором нижней церкви.
Углы объемов огибают лопатки. Под карнизом четверика - фриз с имитацией балясин. Круглые ниши в полуглавиях окружены многопрофильной рамкой. Этажи разделены городчатым поясом. Оси окон во всех ярусах совпадают. В верхнем ярусе четверика наличниками служат ступенчатые косяки. Наличники остальных окон имеют вид плоской прямоугольной рамки. Крошечное окно на восточном фасаде обрамлено ленточным наличником развитого барочного рисунка - с подоконным полукружием, "ушами" и замковым камнем. Со скромным обликом храма контрастируют нарядные наличники придела и притвора в духе московского зодчества кон. 17 в. Четверик в обоих этажах перекрыт сомкнутыми сводами, трапезные и придел - коробовыми.
Церковь Зачатия Анны - незаурядный памятник стиля, переходного от барокко к классицизму. Пониженная западная часть здания (больничные кельи) выстроена во 2-й пол. 19 в. в русском стиле.
Стройный двусветный четверик был увенчан высоким шпилем над яблоком. Все фасады завершены треугольными фронтонами. Крупная пятигранная апсида и небольшая трапезная равны по высоте. Осевая симметрия плана отсутствует: на северном фасаде четверик выдвинут вперед, с южной стороны к алтарю примыкает узкая прямоугольная ризница. Углы четверика и апсиды отмечены пилястрами. На фасадах храма окна расположены в три оси, прямоугольные нижние окна заключены в плоские рустованные наличники с фронтонами. Небольшие овальные окна второго света обрамлены нарядными рельефными барочными композициями, напоминающими драпировки с подвесками.
Четверик в каждом этаже перекрыт сомкнутым сводом, в алтаре коробовый свод переходит в граненую конху, в восточной части трапезной - коробовый свод с распалубкой.
Грузная невысокая колокольня своими пропорциями и простотой фасадов сближается с западной архитектурой. Восьмерик звона на четверике увенчан глухим восьмеричком с луковичной главкой на высокой шейке. В неглубокие арочные ниши на всех фасадах четверика помещены маленькие окна и киоты. Восьмерик звона прорезан высокими арками (по сторонам света они значительно шире) и отделенными от них полувалом маленькими круглыми резонаторами. Углы нижнего яруса усилены контрфорсами.
Внутри четверик перекрыт сомкнутым сводом.
Ограда поднимается ступенями, следуя рельефу. Пилястры членят плоскость невысокой стены на прясла с фигурными филенками. Щели с городчатым верхом во фризе над филенками напоминают бойницы.
Ворота, как и западный фасад келий при Зачатьевской церкви, декорированы в русском стиле. Тяжеловесный ступенчатый верх арки проезда с нишей-киотом завершен треугольным фронтоном.
Храм Иоанна Богослова в г. Смоленск
Церковь Иоанна Богослова
2-я пол. 12 века, 18 век
ул. Большая Краснофлотская, ок. д. 11
Церковь Иоанна БогословаРасположена на невысоком холме над Днепром. Храм, возведенный в 1173 году по заказу князя Романа Ростиславича (возможно, на его дворе) из кирпича на булыжном фундаменте, сохранился на высоту стен основного объема. Своды, восьмерик и внутренние подкупольные столбы переложены в 18 веке. Тогда же на фасадах срубили полуколонны, примыкавшие к лопаткам, и частично заложили древние окна, а также пристроили трапезную и колокольню, уничтоженные в 1941-43 гг. В 1970-е гг. при реставрации по проектам С.С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой с фасадов снята поздняя штукатурка, в нижних частях восстановлены полуколонны и профилировка проемов. К зданию примыкали галерея и два небольших придела у восточных углов. Галерею возвели, видимо, сразу же по завершении строительства основного здания и использовали как усыпальницу.
Одноглавая четырехстолпная церковь с тремя полукруглыми апсидами, общий облик которой был очень близок храму Петра и Павла. Фасады первоначально завершались полукружиями закомар. На внешних угловых лопатках сохранились декоративные кресты из плинфы. В кладке встречаются лекальные кирпичи, в сводах - кувшины-голосники. Завершение 18 века - световой восьмерик под лотковым куполом с изломом граней и фигурное основание главки - оштукатурено. Над арочными окнами восьмерика - нишки, разделенные замковым камнем.
Внутри храм был расписан фресками. Нынешний пол почти на 2 метра выше древнего.
Храм Михаила Архангела (Свирская) в г. Смоленск
Стоит на высоком холме над Днепром, в западной части города. Возведена князем Давидом Ростиславичем (княжил в Смоленске в 1180-97 гг.) и входила в комплекс загородного княжеского двора.
В нач. 18 века подверглась значительной перестройке: переложены верхние части стен и своды (подпружные арки и барабан были при этом сохранены), частично изменен декор фасадов, пробиты большие восьмигранные окна в стенах притворов, а в кон. 18 или в нач. 19 века - круглые окна по осям фасадов основного объема, выше примыкания притворов. В 1775-85 гг. храм обнесли невысокой сплошной кирпичной оградой (разобрана в 1-й пол. 20 века) с надвратной колокольней (1780) в северо-восточном углу.
В 1963 году были устроены кровли церкви по проекту П.Д. Барановского, восстановлены первоначальные проемы над притворами и удалены наслоения кон. 19 - нач. 19 века. С 1978 года шла научная реставрация фасадов и интерьера по проекту С.С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой. Стены сложены из плинфы. На фасадах выступающие ряды кладки чередуются с заглубленными. Встречается лекальная плинфа (для декоративных элементов) и трапециевидная (в оконных откосах). Фасады были оштукатурены. Части здания, сложенные из кирпича в нач. 18 века, были побелены по тонкой известковой обмазке.
Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления кон. 12 века, которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму. Композиция одноглавого четырехстолпного крестово-купольного храма в три света усложнена пристройкой трех равновеликих двухъярусных притворов по осям южного, северного и западного фасадов. Притворам отвечает очень высокая полукруглая апсида. Боковые части алтаря понижены и имеют внешний прямоугольный абрис при скругленном внутреннем. Небольшие полукруглые апсиды первоначально были также у южного и северного притворов, в нижних ярусах которых размещались приделы, а в верхних - хоры.
Фасады храма имели трехлопастные завершения. Видимо, так же завершались грани квадратного постамента главы. В убранстве использованы декоративные пояски - зубчатые, из уступчатых нишек, поребрика, а также рельефные кресты, бровки над проемами. Особую выразительность зданию придают пучковые лопатки (первоначально с полуколонкой посредине). Западный фасад воспринимается как главный. Вертикальная динамика здесь усилена дополнительными обломами в угловых лопатках.
Внутреннее пространство храма также отличается сильно выраженным вертикализмом. Крещатым столбам отвечают лопатки на внутренней стороне стен. Цилиндрические своды рукавов креста оканчиваются лотками, над пониженными угловыми частями - своды четвертные. Своды над нижними ярусами южного и северного притворов выломаны. В западных стенах первоначально были проходы, соединявшие оба его яруса с пространством храма, заложены. В западных стенах первоначально были проходы объединявшие хоры в верхних ярусах всех трех притворов. Вход на хоры находился в северной стене западного притвора. Внутри основного объема с стенах устроены большие прямоугольные ниши (арксолии). Стены, своды, оконные откосы (внутренние и наружные), а также киоты на фасадах имели фресковую роспись (сохранились фрагменты). Первоначальные полы были из поливных керамических плиток.
Кирпичные стены колокольни побелены. Ее трехъярусная композиция слагается из четверика с арочным проездом и двух восьмериков, почти равных по ширине. Над пологой шатровой кровлей - легкий восьмигранный барабан под граненым куполом с луковичной главкой, увенчанной шпилем. Ярусы декорированы пилястрами и неширокими межъярусными поясами. Над арками звона выложены тонкие бровки.
Храм Петра и Павла в г. Смоленск
Выдающимся образцом храмового зодчества XII века является церковь Петра и Павла. Церковь Петра и Павла - самая древняя из сохранившихся в Смоленске.
Каменный храм в честь апостолов Петра и Павла построен в 1146 году при Ростиславе Мстиславовиче, князе Смоленском, освящен Симеоном, первым епископом Смоленским.
После 1168 года храм из княжеского стал приходским и на рубеже XII - XIII вв. приобрел наружные притворы-усыпальницы.
В 1611-1654 годах, в период польской оккупации города, католический архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х годах XVII века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел. В нем служил католический архиепископ.
С 1654 года церковь Петра и Павла становится приходским православным храмом. В середине XVIII века храм перестроен и включен в объем примкнувшего с западной стороны храма великомученицы Варвары.
В 1782 году с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского (разобранный в 1880 году).
Во время Отечественной войны 1812 года храм сильно пострадал от пожара. Пламя было таким сильным, что оплавились колокола. Храм был разграблен, но затем восстановлен на средства из казны.
В храме в особо устроенном киоте хранилась местно чтимая икона преподобного Нила Столбенского с частицей его святых мощей, а также древняя икона апостолов Петра и Павла.
После октябрьской революции здание храма было передано в ведение музея, и до 1936 года служба продолжалась только в пристроенном храме св. Варвары. Но в 1936 г. и это храм был закрыт, а здание передано под архив. В 1924 - 1928 годах в связи с предполагавшейся реставрацией были проведены исследования, но реставрация тогда не состоялась. В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал.
В 1962-1963 годах к празднованию 1100-летия основания Смоленска под руководством архитектора П.Д.Барановского Смоленские реставрационные мастерские выполнили работы, вернувшие храму Петра и Павла первоначальный облик. На стенах сохранились надписи ХII в.
Храм Петра и Павла как никакой другой символизирует ту культурную эклектику, какой отличается земля Смоленщины. В 1996 году в Смоленске прошли празднования 850-летия постройки храма Петра и Павла.
Храм Святого Духа в с. Фленово
Церковь Святого Духа была построена в 1900 - 1905 году в селе Талашкино - в имении меценатки М.К. Тенишевой.
Считается, что над проектом работали И.Ф.Барщевский, М.К.Тенишева, С.В.Малютин и В.В.Суслов. Постройка получилась необычной и очень выразительной. Здание церкви производит впечатление монументальной постройки. От широкого основания небольшой высоты композиция переходит к динамичным и дробным формам кокошников, поднимающихся рядами. На самом верху храма - луковичная главка. Возрождение мотива кокошников не случайно. Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению, в XVII веке. В 1903 году в храмовой усыпальнице был похоронен князь В.Н.Тенишев, но после разорения усыпальницы, в 1923 году, он был перезахоронен на деревенском кладбище. Строительство церкви было в основном завершено в 1905г.
С 1903 года в имение часто приезжал русский художник и философ Николай Рерих. Его и пригласили расписывать церковь. В 1908 он взялся за росписи и смальтовые мозаики в церкви Святого Духа. Художник успел закончить (работы были прерваны в связи с началом первой мировой войны) фрески алтаря, расписать одну из арок входа и украсить главный в ход в церковь большим мозаичным панно «Спас Нерукотворный». Сложная, полная символики композиция росписи - «Царица Небесная на берегу Реки жизни» - не отражала православного мировоззрения и поэтому церковь так и не была освящена.
В росписях Рериха звучит что-то восточное, вынесенное им из его индийских путешествий. Наиболее значительна была роспись алтарной части церкви с образом «Царицы Небесной», которую сам художник называл «Матерь Мира». К сожалению, росписи не сохранились (в советское время в храме был склад, зерно ссыпали с грузовиков через окна). Лишь уцелевшая смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный» на фронтальной части храма дает представление о стиле талашкинских произведений Рериха.
В настоящее время церковь входит в состав историко-архитектурного комплекса «Теремок». Сейчас проводятся ремонтно-реставрационные работы церкви Святого Духа.
Храм-часовня Смоленской иконы Божией Матери в с. Темкино
Деревянный храм-часовня в честь Смоленской иконы Божией Матери построен по инициативе москвича Г.Дурасова, на добровольные пожертвования, в 2002 году в селе Темкине. Храм поставлен к северу от дома, где жила схимонахиня Макария (Феодосия Михайловна Артемьева, 1926-1993). Схимонахиня Макария погребена на местном кладбище. Над ее могилой устроена металлическая сень.
Могила схимонахини Макарии в с. Темкино
С полутора лет у Матушки заболели ноги, и с трех она уже не ходила, а ползала; в восемь засыпает летаргическим сном и две недели пребывает душой в раю. По благословению Царицы Небесной она получает дар исцеления. В годы войны девочку оставляют на улице, где прожила она 700 дней и ночей. Ее подбирает старая монахиня, с которой проживет подвижница двадцать лет, а затем сама примет монашество и схиму.
До последнего дня своей жизни она была в послушании у Царицы Небесной. Царица Небесная избрала 50-летнюю схимонахиню на Подвиг: она должна была брать на себя страдания и болезни всех, кто обращался к ней за помощью, вместить в свое сердце боль и скорбь России, днем и ночью не переставая молиться за нашу многострадальную Родину. Жизненным подвигом схимонахини Макарии была неустанная, ни днем, ни ночью не прекращавшаяся молитва за Москву, за Россию и всех россиян.
Многие тысячи людей получали по ее молитвам исцеления от своих душевных и телесных болезней. 18 июня 1993 г. схимонахиня Макария отошла ко Господу. Последние ее слова были обращены ко всем нам: «Поститесь, молитесь, в этом спасение».
Могила старца Никона Воробьёва в г. Гагарин
Никон Воробьев - знаменитый священнослужитель Русской православной церкви (с 1956 г. в сане игумена), духовный писатель. Известен своими многочисленными письмами к своим духовным детям, большинство из которых опубликовано в сборнике «Нам оставлено покаяние». Существует интересная легенда, связанная с кончиной старца.
Незадолго до смерти в разговоре с близкими он попросил найти в жизнеописании старца Амвросия Оптинского то место, где говорится о запахе тления, появившемся после смерти от тела старца. Никто сначала не обратил внимания на этот эпизод.
Скончался старец 7 сентября 1963 года. Накануне ночью, читая поочередно Евангелие, его близкие вдруг ощутили, что от гроба пошёл сильный запах тления. За Литургией же и на отпевании никто ничего не чувствовал. Тут и вспомнили о старце Амвросии.
Свято-Никольский источник деревня Луги
Cело Луги каких-то сто лет назад считалось одним из живописнейших уголков Рославльского уезда. Красиво раскинувшееся по скату отлогого холма, вековым дремучим лесом и двумя извилистыми ручьями у подошвы горы оно как будто отрезано от остального мира. В стороне, у опушки леса, как в зеленой рамке, светлеет глубокое родниковое озеро, куда бегут быстрые струи источников. А над всем селением и его окрестностями царил красивый каменный храм. В ясный солнечный день блеск его золотого креста был виден на 25 верст кругом, а звон колоколов во время службы был слышен даже в Рославле, привлекая в Луги, особенно по воскресным дням, множество богомольцев. В то время Луги было довольно крупным поселением и насчитывало более двухсот дворов. Здесь действовали две церковно-приходские школы, причем, одна из них готовила учителей.
Святые источники Святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери - деревня Новоспасское
Необыкновенно вкусна и целебна вода в двух святых источниках, находящихся в селе Новоспасском, на родине великого композитора Михаила Глинки. Каждый, кто приезжает в эти благословенные места, обязательно выпьет чудесной воды, умоется ею и наполнит бутыли, чтобы увезти священный дар с собой.
Один из этих источников находится в непосредственной близости от храма Тихвинской иконы Богоматери и назван в честь святителя Николая. На памятной доске написано, что на этом месте сотни лет жили служители Новоспасской церкви. Колодец создан в память о репрессированных в 1931-1933 годах прихожанах и последнем настоятеле отце Федоре. Колодец с шатром над ним сооружен и обслуживается коллективом цеха централизованного ремонта Смоленской АЭС.
Настоятель Новоспасского храма протоиерей Николай Привалов рассказал, что в 1998 - 1999 годах вокруг АЭС силами коллектива станции было обустроено свыше десяти святых источников, в том числе два в селе Новоспасском. Колодец, что недалеко от храма, существует с древних времен. Из него брали воду Михаил Глинка, его далекие предки, родственники и жители села. В тридцатые годы, когда усадьба Глинок была разорена, в запустении оказался и святой колодец, который в народе называют «Сотни лет». Более того, во время восстановления каскада прудов кем-то была неграмотно спроектирована дамба вокруг самого колодца, что привело к его исчезновению. Вот этот источник и удалось полностью восстановить в последние годы.
Второй колодец, находящийся на территории Музея-усадьбы Михаила Глинки, с давних пор носит название в честь Казанской иконы Богоматери. Над ним также сооружен красивый шатер, похожий на небольшую часовню. Вода в обоих источниках всегда освящается в праздники Крещения Господня, и это придает ей особую целебную силу. Хотя и природная структура, состав воды отличаются уникальными свойствами.
Как добраться?
*На личной автомашине: доезжаете до Ельни через Починок. В Ельне поворачиваете направо (есть указатель) и едете до Новоспасского.
*На автобусе Смоленск - Ельня (по расписанию): до-езжаете до Ельни, затем до пункта назначения - на местном автобусе.
*На дизельном поезде Смоленск - Фаянсовая (в 7 и 19 часов): доезжаете до Ельни. Там на железнодорожной станции дежурят водители такси, которые за 200 рублей довезут вас до Новоспасского.