Предисловие
В советское время
После долгих лет забытья
Вода – дар Божий
По рассказам
Известны случаи исцеления
Ишимский район
Св. источники Тюменской обл.
Не действующие почитаемые источники
Ссылки по теме
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Предисловие
В России есть уникальные святые места, где природная ключевая вода обладает удивительными целебными свойствами. В селе Черемшанка Ишимского района находится известный на всю область и даже за её пределами Иоанновский источник.
Упоминания об этом чудодейственном колодце относятся к середине XVIII века. По преданию, здесь явилась икона с образом Иоанна Крестителя. На месте обретения иконы выкопали колодец, освятили воду и поставили часовню.
Слава о полезных свойствах воды быстро распространилась по всей округе. По словам жительницы с. Черемшанка Любови Носковой, на престольный праздник Иванов день в село отовсюду сходились люди. Размещались кто в постоялых дворах, а кто – у местных жителей.
Воду из колодца пили, ею же обливались, брали живительную влагу с собой. Здесь же, в Черемшанке, устраивался Крестный ход.
Как правило, после водосвятного молебна на источнике начинался долгожданный дождь, поливающий посевы зерновых и дающий надежду на получение хорошего урожая.
В советское время
В советское время Ивановский колодец (так его стали называть) перестал почитаться как святой (хотя память о его чудодействии хранилась), из него брали воду на хозяйственные нужды, на поение скота. С годами он заилился, вода стала мутная, с запахом.
После долгих лет забытья
С 2008 года после долгих лет забытья началось в Черемшанке возрождение церкви Рождества Иоанна Предтечи и новая жизнь Иоанновского колодца. Житель с. Черемшанка Константин Бервицкий рассказывает, что чистить колодец начали ещё 7-8 лет назад.
Мужики, убрав старые, изгнившие брёвна, увидели, что сруб сложен крестообразно. Нашли здесь много старинных монет, видимо, их бросали в колодец благодарные паломники. Сейчас источник обрёл новый сруб и сень, построена купальня.
Вода в колодце стала чистой, после отстаивания она сладковатая на вкус. Даже в самое засушливое лето колодец полон студёной воды, так как на большой глубине с трёх сторон бьют ключи, пополняя его запасы.
Местные жители посадили около колодца сосны, лиственницы, разбили цветники. Возрождение церкви и источника стало для черемшанцев общим, важным делом, сплотившим односельчан. С Божьей помощью, с большим внутренним подъёмом взялись они за него. И результаты не замедлили сказаться.
– В сентябре 2008 года Черемшанку посетил архиепископ Димитрий. Он испил студёной воды из Иоанновского колодца и сказал, что источник, имеющий столь давнюю историю, должен стать одним из мест притяжения паломников, – рассказывает известный ишимский краевед, сотрудник Культурного центра П.П. Ершова Геннадий Крамор.
– Теперь посещение источника в Черемшанке – обязательный пункт в программе паломнического отдела Тобольско-Тюменской епархии. Каждый месяц, а летом и чаще, здесь бывают богомольцы, приезжающие из Тюмени в Ишимское благочиние.
Проводятся тут и епархиальные Дни трезвости. В Черемшанке служатся молебны с чином принятия обета трезвости, после чего все желающие окатываются водой из колодца.
Ежегодно 7 июля на Рождество Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи в Черемшанке, как и почти два века назад, проводится Крестный ход. С каждым годом число его участников растёт.
Вода – дар Божий
Про то, что Иоанновский источник обладает уникальными целебными свойствами, в селе знают все. Многие жители обливаются водой по утрам, пьют её перед завтраком после молитвы.
– Начиная утро с глотка воды Ивановского источника, чувствую, как каждая клеточка наполняется новой жизнью, а настроение становится светлым и радостным, – говорит прихожанка Оксана Бервицкая.
Говорят, что эта вода хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, успешно лечит остеохондроз. Чтобы святая вода приносила пользу, необходимо заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний, и главное – надо верить в её чудодейственные свойства.
Вода – дар Божий, основа жизни на земле. «… Какой дар столь необходим для нас, как вода? – говорил священномученик Ипполит Римский. – Водою всё омывается, и питается, и очищается, и орошается… Без воды ничто из видимого нами не может существовать».
И дай Бог, чтобы мы, наследники многовековой русской культуры и природных богатств, бережно относились к кладезям живой воды, чтобы не зарастала народная тропа к родникам, чтобы не пересохли источники, не заилились, не пропали навсегда!
Ирина Коршукова.
«Ишимская правда»
По рассказам
По рассказам этот святой источник возник на месте явления чудотворной иконы с изображением Иоанна Крестителя.
В записях ишимского краеведа, который приводит документ от 1887 года, читаем: «…По преданию черемшанских жителей явилась икона при спуске с горы неподалеку от церкви к истоку при впадении в реку на пне, над которым в настоящее время колодес…». О том, когда именно возник источник, говорят по-разному.
Старожилы уверяют, что существует он с 1800 года, и еще их деды рассказывали о святости той водички. Краеведы датируют появление Ивановского колодца восемнадцатым веком, видимо опираясь на возраст иконы «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая находится в Храме неподалеку. Тот ли это образ, который был явлен на месте святыни, неизвестно, но сами местные жители считают именно эту икону чудотворной.
В советское время колодец забросили, перестали за ним ухаживать и он заилился. «Новую жизнь» источник обрел сравнительно недавно, когда в 2008 году, местные жители вспомнили о том, рядом с какой святыней живут. Практически все черемшанцы вместе с многочисленными паломниками выходят на крестный ход, который совершается здесь ежегодно 7 июня, в день третьего обретения головы Иоанна Предтечи.
Известны случаи исцеления
На Ивановском колодце испокон веков лечили опорно-двигательный аппарат хромые и обездвиженные. Пожилые люди рассказывали, что сюда на лошадях даже ванны привозили, наполняли колодезной святой водой и укладывали в них немощных. Известны случаи исцеления остеохондроза уже в наши дни. Многие лечат святой водой из Ивановского колодца варикозное расширение вен.
Помогает она и от головных болей: нужно воду попить и немного полить на голову, читая молитву «Господи, исцели душу и тело раба(бы) Божь(его)ей (имя)». Лечат водой из колодца и стрессы — ее пьют, обмывают лицо и грудь и ложатся под одеяло.
После этого по телу идет как бы легкое покалывание, расслабление и успокоение. Сон после этой процедуры мирный и глубокий. Часто на святой источник приезжают члены общества трезвости. Вода помогает им вести здоровый образ жизни без зависимости алкоголя.
Верующие набирают из колодца воду, чтобы каждый день по утрам принимать ее натощак и умываться, читая молитву «Отче наш». Практически все утверждают, что этот процесс оздоровительный. После такой утренней процедуры, чувствуется прилив сил и энергии, обновление и очищение души.
Паломники считают, что обливаться святыней из Ивановского колодца необходимо обязательно из трех ведер, не смотря на то, что вода ледяная (ключевая). Никто еще от таких обливаний не заболел, а напротив, замечено много случаев исцеления.
Ишимский район
Адрес: Россия, Тюменская область, Ишимский район, село Черемшанка
Проезд: доехать до Ивановского колодца достаточно просто, так как в отличие от многих других святых источников, он находится не в глуши, а прямо на территории населенного пункта — в селе Черемшанка Ишимского района.
Добраться до него можно на машине, на рейсовом автобусе, а также на поезде до станции Черемшанка. blagozdravnica.ru
Святые источники Тюменской области
На территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, есть несколько святых источников. Открывались они людям в разное время, их появление, как это всегда происходит со святынями, сопровождалось чудесами. Все они по глубокой вере исцеляют даже от тяжелых неизлечимых современной медициной болезней.
Колодец около деревни Криванково в Юргинском районе.
Есть разные версии, когда и как появился святой источник Криванковский колодец. Кто-то говорит, ему сто лет, кто-то, что он «всегда тут был». Но, судя по свидетельствам, он появился где-то до или после революции 1917 года. Многих людей исцелил этот святой источник.
Ивановский колодец в селе Черемшанка Ишимского района.
Считается, что святой источник Ивановский колодец появился в XVIII веке. Его возникновение связано с явлением в этом месте чудотворной иконы Иоанна Предтечи.
Источник во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Каменка Тюменского района.
По рассказам старожил с давних времен в селе Каменка Тюменского района в двухстах метрах от Храма Покрова Пресвятой Богородицы бил источник Николая Чудотворца. Во времена безбожия его завалили мусором и всяким хламом. И только где-то в 2002 году колодец начали очищать, облагораживать, его осветили. Со всей округи едут сюда за святой водичкой, целебная она, чудесная.
Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Рафайлово Исетского района.
О «Живоносном источнике» в селе Рафайлово Исетского района, который в народе прозвали «ключиком», знали испокон веков. Вода в нем была необычайно чистая, исключительная, исцеляющая. В начале в этой местности Господь дал людям четыре источника. В годы советской власти удалось сохранить только этот святой «ключик», находящийся на краю села в ложбинке среди березок и елочек, да еще один, который сейчас в собственности, поэтому закрыт для доступа простым желающим.
Святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского.
В чаще леса среди берез и осин на территории Самотлорского месторождения в 70 км. от города Нижневартовска расположен святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского. Это одно из самых благоустроенных святых мест в Тюменской области. По рассказам здесь исцелилось немало людей.
Не действующие почитаемые источники Тюменской области:
Ключ близ с. Рябово (Викуловский район),
колодец на кладбище в с. Прокуткино (Ишимский район),
ключ в д. Большие Чирки (Голышмановский район)
Почитаемые водные источники как часть культурного ландшафта Тюменской области представлены системно и комплексно.
Они показаны как объекты, существующие «внутри» определенного природного ландшафта, на фоне селения, сообщества людей и их хозяйственной деятельности, а также через призму духовной культуры и языковой системы.
Все источники рассмотрены как часть истории – региона и страны, конкретного человека и определенных социальных групп.