Свято-Вознесенский
Храм Воскресения Христова
Смоленско-Богородицкая
Свято-Авраамиевская
Спасо-Преображенский
Благовещенский
Богоявленский собор
Зилантов Успенский
Казанский Богородицкий
Казанский Иоанно-Предтеченский
Кизический Введенский монастырь
Петропавловский собор
Храм Ярославских Чудотворцев
Раифский Богородицкий монастырь
Иоанно-Предтеченский монастырь
Свияжский Успенский монастырь
Седмиозерная Богородицкая пустынь
Святой источник Христорождественского
Святой источник Покрова Богородицы
Святой Живоносный источник
Святой источник Николая Чудотворца
Святой ключ село Урсала
Святой источник Пантелеимона
Святой источник Макария Унженского
Святые источники Всех скорбящих Радость
Святой источник Пантелеймона Целителя
Святой источник Михаила Убиенного
Святой ключ Параскевы Пятницы
Святой источник Иоанна Предтечи
Святой ключ поселок Красный ключь
Святой источник Холодный
Святой источник Авраамия Болгарского
Святые источники Ивушка
Ссылки по теме
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь
Церковное предание связывает основание монастыря с именем знаменитого русского святого - преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Преп.Макарий, отпущенный из плена ханом Улу-Мухаммедом (факт исторический, это было в 1438 году), возвращался в родную Кострому, останавливался на несколько дней на высоком берегу Волги, на месте будущей пустыни, восхищался природной красотой этого края и позже завещал основать на этом месте монастырь. Это завещание осуществил много позже, в середине XVII века, схимонах Исайя, инок монастыря преп.Макария Желтоводского (этот монастырь находился на берегу озера Унжа).
Сам основатель Макарьевской пустыни (названной так во имя преп.Макария Желтоводского) схимонах Исайя скончался 10 декабря 1667 года.
Монастырь был невелик, в 1691 году была построена двухэтажная каменная церковь (верхний храм был освящен в честь Вознесения Господня, нижний храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского). В этом храме находилась главная святыня монастыря - чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского, принесенная схимонахом Исайей из Унжи, а также Ватопедская икона Божией Матери, принесенная в монастырь с Афона. Храм был построен над могилой основателя пустыни - схимонаха Исайи. В 1764 году пустынь приписали к Свияжскому Успенскому монастырю, и, фактически, закрыли. Но в 1798 году последовал указ императора Павла I о восстановлении монастыря. Предание вновь связывает возрождение монастыря с красотой места - император Павел, направлявшийся по Волге в Казань, отметил прекрасный вид с корабля и подписал ходатайство кашского архиепископа Амвросия о восстановлении пустыни.
В сентябре 1918 года пустынь была разграблена красноармейцами, а к концу 1920-х гг. ее покинули последние насельники - официального решения властей о закрытии монастыря не понадобилось. Отдаленность от населенных мест способствовала тому, что большинство монастырских строений сохранилось. В частности, сохранился (хотя и в ветхом состоянии) двухэтажный настоятельский и братский корпуса, построенные в 1889 году, два полукаменных братских корпуса (1830 и 1847 гг.). Сохранились оба монастырских храма. Цела и каменная часовня над источником, у которого, по преданию, останавливался Макарий Унженский.
Храм Воскресения Христова в с. Алексеевское
Село Алексеевское основано в начале XVIII века. В это же время был выстроен первый храм в селе. В «Летописи Воскресенской церкви села Алексеевского» есть сведения о закладке этого храма. Храм был деревянный, трехпрестольный, в честь Воскресения Христова, с приделами в честь святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия, митрополита Московского. Указ от митрополита Тихона Казанского о разрешении строить храм последовал 15 июля 1712 года.
«...По всей вероятности, этот первый храм в селе Алексеевском скоро выстроен и освящен, кажется, не позже 1713 года...
...Второй храм был каменный, выстроенный Демидовым в 1754 г. Третий по счету - выстроен Алексеем Ивановичем Сахаровым в 1836 году.
...Антиминсы на престолах были освящены: на главном, Воскресенском, престоле - Антонием, архиепископом Казанским, 9 июля 1867 г., в приделе во имя Николая Чудотворца - Алексием, архиепископом Казанским, 1 марта 1864 г., и в приделе во имя Алексия Митрополита - Филаретом, архиепископом Казанским и Симбирским, 12 октября 1829 г.» (Летопись Воскресенской церкви села Алексеевского).
В 1937 году церковь была закрыта и впоследствии разрушена (в 50-е гг. XX века), развалины сохранялись по крайней мере до середины 1970-х гг. Сейчас на месте алтаря разрушенного храма установлен поклонный крест. Последний настоятель церкви, протоиерей Димитрий Тимофеевич Троянский, был расстрелян 8 января 1938 года, сейчас готовится материалы для его канонизации.
Смоленско-Богородицкая церковь в с. Аркатово
Однопрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца построен в 1746 году тогдашним владельцем села, капитаном Д.Ф. Аркатовым.
На месте храма по преданию было болото. Пастухи нашли икону Божьей Матери, плавающую ликом вниз, и отнесли ее к Аркатову - богатому купцу, владельцу села. Он велел поставить ее в часовню при въезде в деревню. Три раза уходила икона в воду, и тогда понял Аркатов, что должен построить в этом месте храм или монастырь. И храм был воздвигнут за очень короткое время - 1746-1747 гг. На колоколах и паникадилах сохранилось клеймо Аркатова.
С тех пор летний придел освящен в честь Седмиозерной иконы, зимний - в честь Святителя Николая.
Храм построен в стиле барокко. В настоящее время в нем совершаются богослужения.
Свято-Авраамиевская церковь в г. Болгар
В городе Спасске (на его территории сейчас находится г. Болгар) до революции существовал Успенский монастырь (Упраздненный в 1763 году). Для его нужд были приспособлены каменные мавзолеи XIV века. В одном из них был устроен храм в честь святителя Николая Чудотворца. В 1732-1734 гг. на средства купца И.А. Михляева в центре города была построена каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После упразднения монастыря монастырская Никольская церковь была приписана к ней.
Но в 1950-е гг. часть территории города была затоплена водой Куйбышевского водохранилища, и эти храмы, закрытые еще ранее, были утеряны окончательно.
Новая церковь была освящена в честь мученика Авраамия Болгарского.
Спасо-Преображенский храм в с. Большие Кабаны
Храм построен более пятисот лет назад первым Архиереем, Святителем Гурием, назначенный Иоанном Грозным после взятия Казани и освящен в честь Введения Пресвятой Богородицы, и в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Об этом свидетельствуют архивы в районном центре Лаишево.
В XIX веке была несколько расширена трапезная, в 1860-е гг. устроена кирпичная ограда вокруг храма. Построен в стиле барокко с отдельными элементами классицистического направления. Является памятником архитектуры XVII - XIX вв.
Службы ведутся одним из старейших протоиереев Казанской Епархии отцом Георгием (Давыдовым) по субботам и воскресеньям, а также в дни больших православных праздников. Литургия начинается в 8 часов утра.
Особочтимые святыни нашего Храма: икона Казанской Божией Матери, Собор Архангела Михаила, чеканные накладки на Евангелие. Особенно дорожим деревянной скульптурой 'Сидящий Христос в терновом венце'.
Благоукрашение Церкви. В последние годы с Божией помощью старанием приходского священника и благодетелями нашего Благодатного Святага Храма сделано немало: промыты внутренние стены и реставрирована живопись, сделан мраморный пол, перекрыта оцинковкой крыша, до Церкви проложен асфальт. Спасибо всем, кто понимает, что старинные Храмы тоже нуждаются во внимании.
Благовещенский собор Казанского кремля
Благовещенский собор Казанского кремля - православный храм и выдающийся памятник русской архитектуры XVI века.
Собор сооружён в 1562 известным псковским архитектором Постником Яковлевым, традиционно считающимся создателем Собора Василия Блаженного в Москве.
Каменный собор был сооружён на месте деревянной церкви, построенной за три дня 4 - 6 октября 1552 года, сразу после взятия Казани Иваном Грозным. Иван Грозный сам выбирал место для постройки деревянной церкви. По преданию он вбил деревянный крест в то место, где должна стоять церковь и лично участвовал в её строительстве.
28 июля 1555 храм стал кафедральным собором новообразованной Казанской епархии, возглавляемой первым казанским архиепископом Гурием.
Собор представляет собой пятиглавый трехапсидный храм с двумя боковыми приделами - Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII веке с северной стороны был пристроен каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с собором неотапливающимся коридором. В 1736 году к западной части собора была пристроена кирпичная одноэтажная трапезная с крыльцом, а шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными.
В конце XVI - начале XVII века была сооружена каменная пятиярусная колокольня, затем многократно перестраиваемая. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). Сначала собор был расписан фресками, пять из которых - три в молельном зале и две в алтарной части - сохранились до наших дней. Однако в XIX веке собор был расписан известным русским художником Сафоновым. Потолочная роспись в трапезной рассказывает об истории обретения иконы Казанской Божьей матери. В алтарной же части одна из сохранившившихся фресок изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы.
Собор сильно пострадал во время пожара в 1815.
С 1892 году ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии.
В сентябре 1918, во время боёв за Казань с «белочехами», собор подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны частей РККА, в результате чего были разрушены все 5 куполов.
С сентября 1918 по май 1919 собор был закрыт и опечатан ввиду того, что кремль был объявлен военным городком; было дозволено вынести из собора некоторые святыни, в том числе раку мощей архиепископа Гурия (Руготина), Казанского чудотворца.
С 7 апреля 1920 по 1925 в соборе проводились службы, после чего он был закрыт и передан в ведение Республиканского Государственного архива, который находился в соборе вплоть до 1996. Долгое время бытовало мнение, что Благовещенский собор - это не что иное, как перестроенная татарская мечеть. И только в конце прошлого века было окончательно доказано, что собор был построен на пустом месте.
Во время реставрационных работ под собором была найдена монашеская келья святого Гурия - первого крестителя Казани. В настоящее время келья отреставрирована. Благовещенскийц собор представляетсобой одновременно некрополь, поскольку здесь похоронены все архиепископы Казанские, которые умерли до революции 1917 года. К сожалению не все захоронения сохранились до наших дней.
Богоявленский собор в г. Казань
При упоминании Богоявленского собора в памяти неизменно возникает образ колокольни - самой высокой в Казани, да и на Волжских просторах тоже. Она стала одним из символов Казани, наряду с башней Сююмбике и мечетью Кул Шариф, и его украшением, удачно вписавшись в архитектурный облик города.
Сам Богоявленский храм, в отличие от колокольни, долгое время оставался в тени, а ведь он почти втрое старше, чем его колокольня! Построенный в 1741 году в самом центре города на средства купцов С.А. Чернова и И.А. Михляева, этот пятиглавый храм в течение двухсот лет являлся обычной приходской церковью, и это несмотря на его большие - поистине соборные - размеры! Хотя приход этой церкви считался одним из самых больших в Казани, среди ее прихожан значились многие аристократы и предприниматели города. В феврале 1873 года в храме был крещен будущий великий оперный певец Федор Иванович Шаляпин.
Двадцатый век принес с собой резкие перемены, и самый вместительный храм, расположенный в центре города, наконец-то обрел заслуженный статус собора и даже более - почти на 20 лет стал кафедральным. Правда, события, способствующие этому «назначению», были совсем не радостные для православия: революция повлекла за собой воинственный атеизм и закрытие многих приходских храмов, в том числе и Благовещенского собора Кремля, являющегося древней кафедрой Казанских Архипастырей.
Увы, советское время не пощадило Богоявленский собор: некогда весьма нарядный храм в стиле русского барокко был сильно обезображен, интерьер разрушен, святыни расхищены, купола снесены. Какое-то время в нем размещался университетский спортивный зал, а на его стене висела надпись: «Верните храм верующим!!!». После возвращения собора общине в 1997 году потребовалась весьма значительная его реставрация.
Богоявленская церковь в Казани. Здесь был крещен Шаляпин.
И все же по-прежнему главной достопримечательностью храма является постройка к юго-востоку: огромная колокольня, которую называют еще «башней Богоявления». Она не всегда была такой. Первоначально в комплекс храма входила невысокая двухъярусная звонница с шатровым завершением, снесенная в 1909 году.
Новая, 74-метровая колокольня Богоявленской церкви, построенная в 1895-1897 годах на средства, завещанные купцом И.С. Кривоносовым, представляет самостоятельную архитектурную ценность. Это настоящий шедевр, созданный архитектором М.Д. Михайловым, краснокирпичное чудо, сплошь сложенное из объемных узоров. В настоящее время благодаря подсветке, вспыхивающей с наступлением сумерек, колокольня производит сказочное впечатление.
Зилантов Успенский монастырь в г. Казань
Зилантов Свято-Успенский монастырь - монастырь, расположенный в г. Казани на Зилантовой горе, в 2-х с лишним километрах ниже от Казанского кремля по старому руслу реки Казанка.
Монастырь основан Иоанном IV 15 октября 1552 года после взятия города, был построен на том месте, где стояла царская палатка и походная церковь и где были похоронены русские воины, убитые под стенами Казани. В 1559 разлив Волги подмыл и разрушил монастырские стены, после чего монастырь был перенесён на вершину горы. Монастырь окружён каменной стеной. Название монастыря связано с преданиями о мифическом существе Зиланте.
Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. В нем находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита (1720), жилые и хозяйственные постройки.
К монастырю приписан храм-памятник с церковью во имя иконы Спаса Нерукотворного, сооруженный над братской могилой воинов, павших под Казанью. В дошедшем до наших времен виде новый храм освящен 30 августа 1823 года архиепископом Амвросием.
В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф, выходец из Украины, сосланный по обвинению в ереси. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил, автор первой в России многотомной истории философии.
В 1918 году десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.
Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви - 1681 г., перестроена и приобрела современный вид в 1890-е гг., и Настоятельского корпуса - 1808).
Бывший мужской монастырь сейчас возрожден как женский.
Казанский Богородицкий монастырь в г. Казань
Казанский Богородицкий монастырь - православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы.
8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай - будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её, к сожалению, неизвестна).
Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола (после мученической смерти Гермогена) казанского митрополита Ефрема.
Подлинник иконы после похода 1612 году был возвращён в Богородицкий монастырь Казани (в Москве, в Казанском соборе на Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его).
Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной святыней Среднего Поволжья.
По реформе Екатерины II (1764), поделившей все обители России на штаты (классы), он был причислен ко второму классу, а в 1809 году - к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX века до 500 к моменту революции.
В этот ансамбль XIX века вошли 2 более древних сооружения - 55-метровая колокольня, одна из самых высоких в Казани, и маленькая Софийская надвратная церковь (обе - середина XVII в.).
После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.
Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.
С 1942 году на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля позже была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак Казанского педагогического института (ныне - университета).
В 1994 была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004-2005 гг. возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. 21 июля 2005 г. патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращённый Папой Римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. Этот список был помещён именно в Крестовоздвиженском храме. По определению специалистов, он был написан в России в конце XVII или 1-й половине XVIII века (неизвестно точно, в каком монастыре он находился, за рубеж попал после революции). И по стилю, и по размерам он никак не может являться тем подлинником Казанской иконы, который был обретён в 1579 году. Подлинник бесследно исчез в 1904 году - он был похищен из собора Казанского монастыря вором Чайкиным. Злоумышленник был пойман, но заявил на следствии, что изрубил и сжёг икону в печи, так как ему была нужна лишь драгоценная риза.
Тем не менее, Ватиканский список почитается и считается чудотворным, и его нахождение на месте обретения Казанской иконы видится вполне логичным. Ежедневно к нему приходят сотни, а в некоторые дни и тысячи паломников со всей России и из-за рубежа.
Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до революции был женским. Братия его пока насчитывает всего несколько человек.
Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь
Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь - действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. Расположен в центре Казани, напротив Казанского кремля.
Известен с 1560-х годов (основан свт. Германом, который был архиепископом Казанским в 1564 - 1566 гг., в честь Ивана Грозного). Первоначально был приписным к Свияжскому Успенскому монастырю. С конца XVI в. стал самостоятельной обителью.
Первоначально все постройки были деревянными. В 1649 г. пожар уничтожил все строения, после чего в 1649 - 1652 гг. монастырь заново отстроен в камне на средства богатого московского купца Гавриила Фёдорова-Антипина. Из построек тех лет сохранилась 5-купольная бесстолпная Введенская церковь с типичным для XVII в. декором (наличники из фигурного кирпича) и невысокая восьмигранная колокольня с одним ярусом звона, увенчанным 3 рядами нарядных кокошников.
Они определили собой облик небольшого (менее 1 га площади) монастырского ансамбля. К сожалению, не сохранился главный храм тех же лет - Иоанно-Предтеченский собор, представлявший значительную архитектурную ценность благодаря своей редкой трёхшатровой форме (по типу «Дивной» Успенской церкви в Угличе). В XIX в. он был разобран за ветхостью и в 1887 - 1894 гг. заменён новым, тоже трёхшатровым, собором (более крупных размеров), но и этот собор снесён в 1930-е гг. В остальном ансамбль сохранился почти без изменений как один из ценных архитектурных комплексов, определяющих облик центра Казани.
Монастырь всегда оставался небольшим и небогатым. Накануне реформы 1764 г. в его владениях числилось 90 крестьянских душ. После реформы он оставлен «за штатом» - т. е. без государственного жалования, на своём содержании. В XIX в. за счёт частных пожертвований (особенно много после пожара 1815 г., а также при строительстве собора в 1887 - 1894 гг.) Иоанно-Предтеченский монастырь практически сравнялся по запасам капитала с большинством других монастырей Казанской епархии. Братия его выросла с 11-12 человек в начале XIX в. до 30 человек в начале XX в.
В 1920-х гг. в монастыре размещалось епархиальное управление. В 1922 г., после ареста митрополита Кирилла (ныне прославлен в лике святых новомучеников XX века), его захватили «обновленцы», а в 1929 г. монастырь был закрыт. Постройки использовались как обычные жилые дома.
Вновь передан церкви в 1992 году. С 1994 года возобновились службы в отреставрированном Введенском храме. По времени восстановления, монастырь является вторым в Казанской епархии после Раифского. Известен своей благотворительной деятельностью (единственная в Казани бесплатная столовая для неимущих, обеспечение временной работой бездомных и т. п.).
Кизический Введенский монастырь в г. Казань
Кизический Введенский монастырь - действующий мужской монастырь в черте города Казани.
Основан в 1691 году патриархом Московским и всея Руси Адрианом, который до 1690 году был митрополитом Казанским. По патриаршему благословению в монастырь были доставлены мощи 9 мучеников Кизических (жили в III в. н. э.), от которых он и получил своё название.
В народе эти святые почитались как целители от лихорадки, и обитель стала местом паломничества больных «трясовицей». Эпидемия этой болезни вскоре пошла на убыль, а затем и вовсе прекратилась.
В конце XVII века в монастыре был построен Введенский собор (разрушен до основания в советское время) и надвратный Владимирский храм (хорошо сохранился, является выдающимся памятником раннего русского барокко в Казани).
В 20-30 годах XIX века ансамбль дополнился 3-этажным братским корпусом к западу от Владимирского храма и 53-метровой 4-ярусной колокольней в стиле ампир (архитектор Ф. Петонди). Колокольня была снесена в 1929 году, а братский корпус сохранился без внешних изменений.
При монастыре существовало Кизическое кладбище, где были похоронены многие знатные особы Казани, в том числе губернатор Илья Андреевич Толстой (1757-1820), дед великого писателя Л. Н. Толстого. Это единственная могила, сохранившаяся до наших дней
Братия монастыря всегда оставалась немногочисленной и даже в годы его процветания не превышала 20 человек вместе с послушниками.
После революции монастырь был закрыт и разорён. К 30-м годам разрушена основная часть ансамбля, исчезло с лица земли кладбище - ныне это территория парка химиков. Долгие годы в уцелевших помещениях размещался военкомат.
В 2002 году территория частично (а с 2006 года полностью) возвращена Русской Православной Церкви. В настоящее время активно идут реставрационные и строительные работы, а в храме святого князя Владимира ежедневно проводятся утренние и вечерние службы.
Петропавловский собор в г. Казань
Петропавловский собор - храм в Казани, выдающийся образец нарышкинского барокко. Выстроен в 1722 году. Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню и построенный позже дом причта.
Возведение в Казани храма в честь титульного святого Петра Первого связано с его посещением города в 1722 году. По пути в Персию в Казани Петр собирался посетить Адмиралтейскую слободу, где строились корабли для русского флота, и государственные мануфактуры, на которых шилась солдатская форма для русской армии.
Адмиралтейской слободой царь Петр остался доволен. Что же касается государственных мануфактур, то условия для рабочих мануфактур были очень плохими, поэтому Петр решил подарить их купцу Иван Афанасьевичу Михляеву. В доме купца он и остановился в Казани, где он праздновал также свой день рождения.
Как гласит предание, в честь русского царя Михляев поклялся построить в г. Казани красивый православный храм. Сначала храм пытались построить силами казанских архитекторов, однако, когда собор был почти готов, здание рухнуло. Тогда Петр послал в Казань московских мастеров. Своим стилем, в котором присутствуют восточные мотивы, храм выделяется из общего контекста нарышкинского барокко.
Его необычный вид - пестрота красок, лепнина из фруктов и цветов - наводит некоторых ученых на мысль, что в строительстве участвовали также и татарские мастера, так как именно такие украшение свойственны татарской архитектуре.
В соборе имеется иконостас, высота которого 25 метров. Это один из немногих сохранившихся в Казани иконостасов, покрытых сусальным золотом. Он состоит из семи рядов, что также очень необычно для православного храма.
Храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в г. Казань
Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани - храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца).
В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.
Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы:
Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни),
Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни),
икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др.
Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани - единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города. И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани.
Особо чтимые святыни храма: мощи святителя Гурия, чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.
Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в ХIХ-ХХ вв.
Так, наиболее известны могилы:
гениального русского математика, автора неэвклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856);
архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851);
ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского;
известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908) (его захоронение находится в старообрядческой части Арского кладбища);
мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др.
Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.
... В 80-е годы Арское кладбище было закрыто для захоронений. Предполагалось в скором времени его снести, расширив парковую зону.
Раифский Богородицкий монастырь
Раифский Богородицкий монастырь - крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви.
Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времен считались священными у коренных жителей-черемисов).
Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным.
Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.
До пожара 1689 г. обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII-XVIII вв. В 1690-1717 гг. построены ныне существующие зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль.
В 1708 г. возведена в камне церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, в 1739-1827 Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей - в храмовой части могут находиться только 7 человек) в 1835-1842 гг. - Грузинский собор в стиле классицизма (архитектор М. Коринфский), в 1889-1903 гг. - надвратная колокольня - самое высокое сооружение монастыря (ок. 60 м); в 1904-1910 гг. - Троицкий собор в неорусском стиле (арх. Ф. Малиновский).
Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников.
В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская Православная Церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских).
С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже - колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.
Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году.
Достопримечательностью монастыря также являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. Однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости - избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо - лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек - чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.
До наших дней на территории монастыря сохранилось три храма: собор в честь иконы Грузинской Божией Матери (построен и освящён в 1842 году), Собор освящённый в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных и Троицкий собор.
Софийская церковь, построенная в конце XVIII века, является самой маленькой церковью в Европе.
Иоанно-Предтеченский монастырь в г. Свияжск
Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь - древний монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. До революции был женским, ныне - подворье мужского Свияжского Успенского монастыря (обе обители находятся на острове Свияжск в 30 км от Казани).
Основан в конце XVI в. (точная дата неизвестна). Существовал как женская обитель при приходской церкви Рождества Христова, до XVIII в. назывался в источниках то Рождественским, то Иоанно-Предтеченским. Пожар 1795 г. полностью уничтожил строения монастыря, и его перенесли на место упразднённого по реформе 1764 г. мужского Троице-Сергиева монастыря (самый древний в Среднем Поволжье - основан в 1551 г.). С этого начался новый этап в истории обители, когда она достигла максимального расцвета. К началу XX в. в ней числилось до 400 монахинь и послушниц - это был второй по величине женский монастырь епархии после Казанского Богородицкого.
Закрыт в 1919 г. В советское время все храмы принадлежали Свияжскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Сейчас 2 из 3 храмов (кроме Троицкого) переданы Успенскому монастырю.
Архитектурный ансамбль обители сохранился достаточно хорошо. Он включает как сооружения, оставшиеся ещё от Троице-Сергиева монастыря, так и постройки периода XIX - начала XX в.
Древнейший храм не только в монастыре, но и во всём Среднем и Нижнем Поволжье - Троицкая деревянная церковь 1551 г., единственный памятник, оставшийся от первоначального деревянного града Свияжска. Он имеет уникальную культурную и историческую ценность как один из нескольких древнейших деревянных храмов России. Правда, облик его частично изменился в ходе перестроек XIX века: храм перестал быть шатровым, получил новую железную кровлю и главу, а также тёсовое покрытие. Интерьер был сильно искажён в советское время - вывезены иконы XVI - XVII вв., однако сама конструкция резного иконостаса сохранилась.
Второй по времени храм монастыря - каменный, во имя преп. Сергия Радонежского, 1604 г. Это одноглавая церковь с пристроенной чуть позже невысокой колокольней. Внутри представляет собой редкий тип одностолпного трапезного храма. На крытой паперти, справа от входа, хорошо сохранился большой фресковый сюжет: Ветхозаветная Троица с предстоящими святыми Сергием Радонежским и Александром Свирским. Фреска современна самому храму и вызывает большой интерес искусствоведов: это точная, но сильно увеличенная и перенесённая на стену копия «Троицы» Андрея Рублёва.
Третий храм - собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1898 - 1906 гг., росписи 1914 г., архитектор Ф. Малиновский). Это самый большой и самый поздний храм Свияжска - монументальное, многокупольное краснокирпичное сооружение в т. н. Русско-византийском стиле.
Сохранилась также башня-часовня 1901 г. (ныне освящена в честь свв. Царственных Страстотерпцев) и ряд жилых и хозяйственных построек монастыря 1820-х - 30-х и 1890-х годов.
Свияжский Успенский монастырь
Свияжский Богородице-Успенский монастырь - мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви, расположен на острове Свияжск в 30 км от Казани.
Основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии.
Первым настоятелем (до 1564) был архимандрит Герман, позже ставший архиепископом Казанским (1564-1566) и прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его мощи - главная святыня монастыря с 1592 года, когда они были перенесены сюда из Москвы).
Главный миссионерский центр Казанской епархии на протяжении XVI-XVIII веков. Есть сведения, что типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при св. Германе - раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве. Свияжск стал местом крещения сотен, а затем и тысяч представителей местного населения: татар, чуваш, марийцев, мордвы.
В середине XVIII века именно при Успенском монастыре размещается знаменитая Новокрещенская Контора, формально закрытая в 1764 году.
В XVI-XVIII века монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. В его землях накануне реформы 1764 г. числилось 7200 мужских крестьянских душ - столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых.
По монастырской реформе 1764 года, возведён в I класс - высший для монастырей Российской империи. До 1809 года был единственным первоклассным в Казанской епархии (с 1809 года этот статус получил и Казанский Богородицкий монастырь).
Но обеднение в XIX веке самого города Свияжска, а также последствия секуляризации церковных земель 1764 года, от которой монастырь так и не оправился, всё же привели к его упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигает 20-25 монахов и послушников. Доходы монастыря уже значительно уступают доходам многих других монастырей епархии.
9 августа 1918 года красноармейцами был зверски убит без суда последний настоятель обители - епископ Свияжский Амвросий (Гудко). Последний в 2000 году был прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских, но место его захоронения не найдено.
Монастырь был закрыт и разграблен. Вскрытию и поруганию подверглись мощи свт. Германа (к настоящему времени уцелела лишь их небольшая часть, помещённая в символическую раку).
В советское время территорию обители занимала психиатрическая больница.
В 1994 году больница была выведена; в 1997 монастырь был официально возрождён.
Ансамбль монастыря представляет уникальную историко-архитектурную ценность, по которой он не имеет себе равных в Среднем Поволжье. Древнейшие его храмы - Успенский собор (1561) и Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней - признанные шедевры русского зодчества XVI века. Особенно ценен для искусствоведов Успенский собор и его фрески того же 1561 года. Это памятник в стиле псковско-новгородских храмов (предполагаемые архитекторы - Постник Яковлев и Иван Ширяй). В XVIII веке он получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, но в остальном его облик XVI века остался неизменным.
Почти километровая ограда монастыря, придающая ему вид кремля, относится к XVIII-XIX вв.
Седмиозерная Богородицкая пустынь
История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским.
Святой источник Христорождественского прихода
В 2005 году на территории прихода была построена красивая водосвятная часовня с купальней над источником. Шестнадцатого января 2006 года источник освятил Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий.
Святой источник Покрова Богородицы село Чебакса
Родник выбивает из склона горы, у малой речки Ключи, которая протекает через село и впадает в реку Киндерка на окраине села. Источник освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Вода через металлическую трубу льется в железную ёмкость и затем в ручей. Ключевая вода хрустальная и очень вкусная. Над святым источником установлен поклонный крест с иконой Покрова Божией Матери. Местные ключ так и называют - Покровский.
Святой источник иконы Божией Матери Живоносный источник село Билярск
В окрестностях Биляра есть необыкновенное место — урочище “Святой ключ” с которым связано множество разнообразных легенд и поверий. Этот сказочный уголок природы расположен к северо-западу от села Билярска в живописном лесу у подножия горы “Хужалар тавы” (“Гора хозяина”) и равно почитается и христианами, и приверженцами ислама. Гора высока, у нее плоская вершина, что явно обнаруживает очень давнее присутствие человека на ней.
Святой источник Николая Чудотворца село Масловка
Водосвятная часовня в честь святого Николая Чудотворца построена в 1867 году крестьянином с. Масловка Андреем Матвеевым.
Святой ключ село Урсала
История источника такова: во время полевых работ житель села Альметьево направился к близлежащему источнику за водой. Он был очень удивлен, когда увидел по середине небольшого водоема плавающую икону. Татарин побоялся взять икону и позвал урсалинского крестьянина по имени Степан, который рядом пахал землю.
- Слушай, Степан, там, в воде плавает ваш Бог, я боюсь взять, аллах накажет, а ты - русский, иди - возьми.
Долго Степан старался взять икону, но она отплывала на другую сторону водоема. Степан решил сначала помолиться усердно Богу и только тогда, с большим усилием, взял ее в руки. Дома, как полагается, поставил святой лик в передний угол, но к большому удивлению, утром лик исчез. Степан был в растерянности, но все-таки поехал продолжать заканчивать работы на поле. Приехав на поле, увидел, что тот татарин несет ему икону со словами «Чего же ты Бога здесь оставил». ...
Святой источник великомученика Пантелеимона село Большое Фролово
Святой источник великомученника Пантелеймона в селе Большое Фролово известен не только здесь но и далеко за пределами Татарстана.
Святой источник Макария Унженского поселок Введенская слобода
Каменная часовня построена над источником у которого очень давно останавливался преподобный Макарий дабы утолить свою жажду. И с тех давних пор бьет из недр земных чудотворный источник.
Святые источники иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость и матушки Анисии село Семиозерка
Как добраться на общественном транспорте от Казани от остановки «Соцгород» на автобусе до конечной «Дальние сады», далее два километра пешком.
Святой источник Пантелеймона Целителя город Елабуга
Предание о возникновении данного источника уходит в глубь веков, и восстановить его подробности трудно. Считается, что рядом со святым ключом некогда был монастырский скит. И хотя Святой ключ находится в отдалении от асфальтированной дороги, соединяющей Набережные Челны и Елабугу, но народная тропа к нему не зарастает.
Святой источник Михаила Убиенного деревня Мордовский Каратай
В Камском Устье, недалеко от деревни Мордовский Каратай, в живописнейшем уголке расположен святой источник Михаила Убиенного, вода в котором, по народным поверьям, обладает исцеляющим свойством.
Святой ключ Параскевы Пятницы село Боровецкое
Место это имеет несколько названий Ключ Святой Параскевы, У дома лесника, а в официальных документах родник в Корабельной роще. Боровецкий лес – местная достопримечательность и одно из самых посещаемых мест.
Святой источник Иоанна Предтечи село Шереметьевка
Предание гласит, что один крестьянин села Шереметьевка пахал землю недалеко от села и в ручье увидел плывущую икону с зажженной свечой. Крестьянин побежал в село, рассказать священнику об увиденном. На явившейся иконе было изображение Иоанна Крестителя. С этого времени к источнику стали приходить люди за исцелениями, на этом месте поставили часовню.
Святой ключ поселок Красный ключь
Красный Ключ и одноименная пристань в районе Нижнекамска известны многим. На превосходно обустроенный природный комплекс с родниковыми водопадами приезжают многие. Историческое прошлое Красного Ключа интригуеще интересно, а пристань и село раньше называлась Святой Ключ, расположено на левом берегу Камы.
Святой источник Холодный село Антоновка
На территории Спасского района в с. Антоновка находится источник под названием «Холодный», или «Святой ключ».
Святой источник Авраамия Болгарского город Болгар
На фото часовня на месте казни св. мч. Авраамия близ г. Болгар, Спасского района
Святые источники Ивушка, пророка Илии, иконы Божией Матери Живоносный источник село Кутема
В селе Кутема есть три святых источника. Святые источники: иконы Божией Матери Живоносный источник, святого пророка Илии, и источник под названием Ивушка. Расположены около деревянного храма Богоявления Господня. Совсем недавно 23 сентября 2009 года был освящён источник который здесь называют Ивушка.