Предисловие
Операция Инвалид
Надзор за теми, кто возвращается
Депортировали при Сталине
Валаам и другие лагеря-санатории
Валаам — дом инвалидов
История
В искусстве
Литература
Музыка
Фильмы
Примечания
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Предисловие
О трагедии инвалидов Великой Отечественной войны, депортированных советской властью в послевоенное время в специнтернаты «закрытого типа».
Я был батальонный разведчик,
А он писаришка штабной.
Я был за Россию ответчик,
А он спал с моею женой.
Скупою слезой фронтовою
Гвардейский рыдал батальон,
Когда я геройскою звездою
От маршала был награждён.
Потом мне вручили протезы
И быстро отправили в тыл.
Из детских воспоминаний мне запомнился один эпизод. Вашему покорному слуге тогда было лет 5-6, не больше. В одном из продовольственных магазинов Бобруйска часто видел престарелого мужчину с протезом вместо ноги. Краешек костыля выступал из брюк. Несмотря на увечье, этот человек уверенно двигался и вообще выглядел достаточно солидно.
А потом, на одном из праздников 9 мая я увидел этого человека в ином амплуа. На его груди было несколько «Орденов Славы», ордена «Красной Звезды» и «Боевого Красного Знамени». Лишь тогда я понял, что это настоящий герой. К сожалению, больше ничего об этом человеке я не знаю. Он давно умер, а тогда, в 1980-х я был слишком мал, чтобы расспросить его о жизни и подвигах, за которые он был удостоен высших правительственных наград.
В Советском Союзе к инвалидам Великой Отечественной войны было своеобразное отношение. Спустя несколько лет после окончания боевых действий многих из «военных калек» просто вывезли из городов и местечек подальше и оставили умирать в «специнтернатах» и «санаториях». Эта история заслуживает нашего внимания.
Операция «Инвалид»
…В один из летних дней 1948 года на базарах, площадях, улицах советских городов и местечек прохожие не увидели привычные костыли и тележки на которых передвигались безногие фронтовики.
Буквально в одну ночь власти «поубирали» из населенных пунктов сотни инвалидов Великой Отечественной войны и вывезли их подальше «от глаз людских». На протяжении следующих дней милиция обыскала все ночлежки и подвалы, где ютились калеки. Всех, кто там находился, также ждала высылка.
Бойцы РККА
Оправдать такие действия не возможно, но все же, попытаемся проанализировать почему это произошло?
Во-первых, Советский Союз экономически был не в состоянии не только обеспечить достойную жизнь сотням тысяч своих солдат, получивших увечья, но и в целом обеспечить свой, искалеченный войной, народ.
Во-вторых, инвалиды портили имидж страны, победившей фашизм. Советский солдат – это сильный, молодой, полный сил мужчина мужчина, а не обрубок, вроде «самоваров» - бойцов и командиров РККА получивших наиболее тяжкие ранения и лишившиеся верхних и нижних конечностей.
И наконец, в-третьих, немаловажным был политический вопрос. Потерявшие все на войне солдаты, становились «свободными» в стране рабов. Они больше не боялись НКВД и милиции.
К тому же многие были награждены орденами и медалями. Среди инвалидов было немало Героев Советского Союза. Эти люди видели ад войны и, выжив там, они уже ничего не боялись.
Надзор за теми, кто возвращается
Советские специальные органы стали следить за военными инвалидами еще в ходе Великой Отечественной войны. В течении 1943-1944 годов НКГБ СССР направило местным органом госбезопасности несколько директив, требующих обеспечить через агентуру изучение процессов, происходящих в среде инвалидов войны.
Инвалид Великой Отечественной
Рисунок Геннадия Доброва
«Чекисты» организовывали агентурное освящение работы госпиталей, местных советов и органов социального обеспечения по вопросам медицинского обслуживания, трудоустройства инвалидов, установления и выплаты им пенсии.
Проблемы во взаимоотношениях этой категории советских граждан и властей не заставили себя ждать. В Узбекской ССР в конце войны на оперативный учет были взяты 554 военных инвалида, большинство из которых ранее находились в немецком плену.
В октябре 1944 года УНКГБ Краснодарского края было выявлено 103 инвалида «возвратившихся в советский тыл при невыясненных обстоятельствах». Управление Молотовской области тогда же арестовало 13 фронтовиков-инвалидов «за антисоветскую работу».
Чаще всего вернувшимся с фронта инкриминировались антиколхозные выступления и антисоветская агитация, которая выражалась в «прославлении кулацких хозяйств и капиталистического уклада в деревне». А вскоре НКГБ в Коми АССР «вскрыл» «Союз инвалидов войны», который возглавлял бывший майор советской армии. По мнению людей «в васильковых фуражках» эта организация занималась «дезорганизацией колхозного производства».
Герой обороны Сталинграда Иван Забара
Рисунок Геннадия Доброва
Кроме этого, власть явно испугалась угроз исполнения терактов со стороны «военных калек» в отношении ее представителей. Бывшие солдаты и офицеры РККА без рук и ног угрожали председателям и ревизорам, ни в грош не ставили начальников и управдомов.
На фронте они смотрели смерти в глаза, были в немецком плену, горели в танках, шли на таран вражеских самолетов и выжили. Эти люди уже ничего не боялись. Один из арестованных и обвиненных в убийстве секретаря сельсовета на допросе заявил: «Мне все равно теперь, быть на свободе или в тюрьме».
Депортировали при Сталине, вывозили при Хрущеве
После окончания Великой Отечественной войны внимание к ветеранам-инвалидам со стороны властей не снизилось. Как уже отмечалось, первая волна депортации военных инвалидов прошла в 1948 году и коснулась, прежде всего, рядового и сержантского состава. К тому же высылали в основном тех, кто не был награжден высшими правительственными наградами. Вторая волна прокатилась по Советскому Союзу в 1953 году.
Один москвич вспоминал, что у его знакомой, проживавшей на проспекте Горького, муж был офицером советской армии и на войне лишился ног. Он передвигался, сидя в деревянном ящике и отталкивался от земли специальными палками. Вскоре фронтовик собрал возле себя целую компанию таких же военных инвалидов. Они носили военные френчи и гимнастерки, а на их груди «висела география Европы».
Женщину предупреждали, чтобы она не выпускала мужа на улицу. В итоге в начале 1950-х его «забрала» милиция и вывезла в один из «санаториев» для инвалидов, расположенный где-то под Омском в Сибири. Впоследствии, не выдержав условий содержания в «спецсанатории», фронтовик повесился.
Партизанка из Беларуси Серафима Комиссарова
Рисунок Геннадия Доброва
Следующий хозяин Кремля Никита Хрущев также не особо церемонился с покалеченными ветеранами. Во времена его правления военных инвалидов продолжали считать «нищенствующим элементом». В феврале 1954 года Министр внутренних дел СССР С. Круглов докладывал в Президиум ЦК КПСС, что «несмотря на принимаемые меры, в крупных городах и промышленных центрах страны все еще продолжает иметь место такое нетерпимое явление, как нищенство.
За время действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 г. „О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами“ органами милиции было задержано нищих: во 2-м полугодии 1951 г. — 107 766 человек, в 1952 г. — 156 817 человек, в 1953 г. — 182 342 человека.
Среди задержанных нищих инвалиды войны и труда составляют 70%. Борьба с нищенством затрудняется тем, что многие нищенствующие отказываются от направления их в дома инвалидов, самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать».
В этой связи министр рекомендовал принять дополнительные меры по предупреждению и ликвидации нищенства, что должно было проявится в «преобразовании домов инвалидов в дома закрытого типа с особым режимом».
Валаам и другие лагеря-санатории
В 1948 году по Указу Верховного Совета Карело-Финской ССР (впрочем, скорее всего, по указанию «из Москвы») был образован «Дом инвалидов войны и труда». Калек здесь держали в нечеловеческих условиях. Старые монастырские постройки были практически не пригодны для жилья. В некоторых зданиях отсутствовали крыши, а электричество сюда провели лишь через несколько лет.
Книга учета "постояльцев" Валаама
По началу там не хватало даже фельдшеров и младшего медперсонала. Многие из фронтовиков умерли уже в первые месяцы пребывания на острове. В 1959 году там находилось 1500 инвалидов. Подобные заведения были открыты в Сибири и других частях СССР. Поговаривают, что такие «спецсанатории» были и в Беларуси.
После помещения в эти зведения фронтовиков лишали паспортов и всех прочих документов, в том числе и наградных. Питание там было скудным. Санитары вспоминали, что «пациентов без конечностей, выносили во двор, чтобы те подышали свежим воздухом.
Иногда их сажали в специальные корзины и с помощью веревок поднимали на деревья. Получались подобия гнёзд. Иногда инвалидов «забывали» снять и они умирали от переохлаждения, проведя ночь на морозном, свежем воздухе. Частыми были случаи самоубийства.
Навещали ли этих людей родные? С конца 1950-х годов фронтовикам разрешили встречаться с близкими, но многие не хотели сообщать о себе, считая, что они лишь усложнят жизнь своей семье.
Участник трех войн Михаил Козатенков
Рисунок Геннадия Доброва
Умерших на Валааме хоронили на специальном кладбище. На могилах ставили неприметные деревянные памятники, которые со временем рассыпались. Всего, по разным данным, на этом погосте было похоронено до двух тысяч человек.
В 1984 году Валаамский интернат был ликвидирован, а оставшиеся его постояльцы были перевезены в село Видлица, Олонецкого района Карелии. Позднее этнографы нашли архив личных дел валаамских постояльцев. Правда, информация в этих документах очень скудная: ФИО, дата рождения, категория инвалидности и причина смерти. Куда исчезли личные документы этих людей, и самое главное, награды, сегодня никто уже не может ответить.
Память о инвалидах-фронтовиках во многом сохранилась благодаря энтузиастам-волонтерам, которые устраивались на работу в эти «спецсанатории». Один из них Геннадий Добров во времена «хрущевской оттепели» смог побывать на Валааме. Фотографировать на «режимном объекте» было запрещено, поэтому санитар делал зарисовки.
Его работы стали достоянием общественности лишь в середине 80-х годов ХХ века. В 1988 году был издан альбом его рисунков «Автографы войны». Для его создания художник посетил около 20 домов-интернатов для ветеранов в разных частях СССР.
Памятник ветеранам, умершим на Валааме
По данным Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге в ходе Великой Отечественной войны ранения получило 46 миллионов 250 тысяч советских граждан. Из этого числа около 10 миллионов вернулось с фронта с различными формами инвалидности. Из этого числа 775 тысяч с ранениями в область головы, 155 тысяч с одним глазом, 54 тысячи ослепших, 3 млн. одноруких, 1,1 млн без обоих рук…
В 2011 году на Валаме был открыт мемориал в память о ветеранах-инвалидах, умерших здесь. Но жители большинства постсоветских республик до сих пор ничего не знает об этой постыдной странице истории «государства рабочих и крестьян».
Уверен, что среди узников Валаама и прочих «санаториев» было не мало фронтовиков-белорусов, которые защищая Родину, отдали почти все, но в благодарность получили ссылку и клеймо недочеловека. Об этом, как и о других преступлениях советской системы забывать нельзя.
Валаам — дом инвалидов
Валаам — дом инвалидов, расположенный на острове Валаам (в северной части Ладожского озера), где в послевоенное время 1950—1984 обслуживались, в том числе, инвалиды войны, проживавшие в Карело-Финской ССР[1][2][3][4]. Находился в бывших монастырских зданиях. Закрыт в 1984 году (преемником стал дом инвалидов в селе Видлица, Олонецкий район).
На всех документах учреждение значится не «дом инвалидов войны и труда» и не «лагерь», как его называют многие авторы, а Валаамский дом инвалидов. На ветеранах он не специализировался. Среди «обеспечиваемых» (так официально назывались пациенты) был разный контингент, в том числе «инвалиды из тюрем престарелые»[5].
История
По указу Верховного совета Карело-Финской ССР в 1950 году на острове был основан лагерь инвалидов. На 20 ноября 1950 года на острове было 904 человека[3]. Инвалиды были размещены в зданиях, которые ранее принадлежали монастырю. Инвалиды, которые были способны к работе — работали[6]. На 28 июля 1950 г. на острове было трудоустроено 50 инвалидов[7][3].
Среди обитателей интерната были: Григорий Волошин[8], Иван Калитаров (род. 1924)[3], Матвей Котов[3], Николай Сергеевич Кошелев[9], Василий Меньшиков[3], Михаил Холодный (род. 1920)[3], Качалов В. Н., Хатов Алексей Алексеевич, Ланев Фёдор Васильевич[5].
В 1960-е годы на архипелаг стали приезжать экскурсии.
В наши дни, по мнению журналиста Аркадия Бейненсона, церковь всячески пытается забыть страницы Валаамского монастыря, которые связаны с лагерем[10]. Объяснение экскурсовода на острове, данное журналисту, было следующим: «инвалиды — наказание это, за то, что храмы разрушили, за то, что бомбили монастырь в Финскую войну»[10].
По словам директора Валаамского природного музея-заповедника Владимира Высоцкого: «К сожалению, все захоронения на кладбище практически утрачены. На сегодняшний день визуально они не просматриваются. Нет точных указаний о месте захоронения того или иного инвалида»[6].
Фельдшер Любовь Щеглакова занимается восстановлением фамилий ветеранов, которые были сосланы и погибли на острове. Данных, куда пропали награды и наградные книги, не сохранилось[6].
Основной источник, на который ссылаются авторы, описывающие ужасы дома инвалидов, — книга «Валаамская тетрадь» петербургского историка, кандидата искусствоведения Евгения Петровича Кузнецова (1940-2007), более 40 лет проработавшего экскурсоводом на Валааме. История с валаамским «аидом» очень неоднозначна и продолжает шириться[5].
Утверждение, что на остров свозили тунеядствующих ветеранов-инвалидов из крупных городов СССР, — это миф, так как инвалидов по стране было значительно больше и подобные поселения создавались во всех регионах. Как следует их документов, очень часто это были уроженцы Карелии. Их не «вылавливали» на улицах, а привозили на Валаам из «домов инвалидов малой наполняемости», уже существовавших в Карелии — «Рюттю», «Ламберо», «Святоозеро», «Томицы», «Бараний берег», «Муромское», «Монте-Саари». Различные сопроводиловки из этих домов сохранились в личных делах инвалидов[5].
Как показывают документы, основной задачей было дать инвалиду профессию, чтобы реабилитировать для нормальной жизни. Например, с Валаама направляли на курсы счетоводов и сапожников — безногие инвалиды могли вполне это освоить (сапожник, как известно, сидит на стульчике, держит ногами обувку, а руками ремонтирует). Работать ветеранам 3-й группы было обязательно, 2-й группы — в зависимости от характера травм. Во время учёбы с пенсии, выдаваемой по инвалидности, удерживалось 50 % в пользу государства[5].
Виталий Семёнов, скрупулёзно изучавший валаамский архив, пишет:
«Типичная ситуация, которую видим по документам: солдат возвращается с войны без ног, родственников нет — убиты по пути в эвакуацию, или есть — старики родители, которым самим требуется помощь. Вчерашний солдат мыкается-мыкается, а потом машет на всё рукой и пишет в Петрозаводск: прошу отправить меня в дом инвалидов. После этого представители местной власти производят осмотр бытовых условий и подтверждают (или не подтверждают) просьбу товарища. И только после этого ветеран отправлялся на Валаам»[5].
На острове патриархом Кириллом был освящен мемориал памяти ветеранов Великой Отечественной войны. В список вошли 54 имени ветеранов. Всего же, по мнению представителя Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-западного региона, которая готовила историческую справку для будущего памятника, на кладбище должно было быть похоронено около 200 инвалидов.
Умерших инвалидов хоронили среди могил священнослужителей на Игуменском кладбище. Ставили над могилой металлическую табличку со скупым текстом: фамилия, годы жизни. Никакой отметки о том, что это могила героя войны[11].
В искусстве
Некоторых жителей Валаамского дома-интерната изобразил в своих графических работах художник Геннадий Добров.
Литература
• Евгений Кузнецов. Валаамская тетрадь. 144 стр. ISBN 5-94668-021-8; 2004 г.
• Евгений Кузнецов. Валаамская тетрадь. 137 стр. ISBN 978-5-94668-021-9; Росток, 2004[12]
• Нагибин Ю. Бунташный остров. 448 стр. ISBN 5-17-026649-9, 5-9660-0793-4; 2005 г.
• Нагибин Ю. «Терпение».
• Нагибин Ю. «Богояр».
Музыка
Московская прог-рок/пост-метал группа Adaen в феврале 2015 года выпустила песню под названием Peine Forte Et Dure, поднимающую в своем тексте проблему валаамских и соловецких инвалидов Второй Мировой войны.
По словам Валентина Березина, фронтмена коллектива, гитариста и вокалиста, текст песни, а также метафора средневековой пытки, были вдохновлены «Валаамской тетрадью» Евгения Кузнецова.
Фильмы
Время отдыха с субботы до понедельника — художественный фильм режиссёра Игоря Таланкина по мотивам рассказа Юрия Нагибина «Терпение» с музыкой группы «Центр», участники которой также снялись в фильме.
wikipedia.org
Примечания
1. ↑ Интернат. Преданы и забыты (Тайны СССР: Валаам, интернат для калек-ветеранов ВОВ) // Документальный фильм / Реж. Максим Катушкин. — Россия, 2010.
2. ↑ «Самовары» товарища Сталина // Московский комсомолец, 01.09.2011
3. ↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 6 7 Ветераны Валаама // Центр политических и социальных исследований Республики Карелия
4. ↑ Светлана Цыганкова. Как имя твоё, солдат? // Российская газета, 19.07.2011.
5. ↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 6 Сизов М. Валаамские списки // Вера : Газета.
6. ↑ Перейти к: 1 2 3 Валаамская бессрочная — «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5139 (60)
7. ↑ Постановление коллегии министерства социального обеспечения Карело-Финской ССР от 28 июля 1950 г. «О трудоустройстве участников Великой Отечественной войны»
8. ↑ «Самовары» товарища Сталина
9. ↑ Бунташный остров — О валаамовских добровольных узниках и о том, как «Голос Америки» испортил жизнь жителям интерната для инвалидов войны. Рассказ Юрия Нагибина
10. ↑ Перейти к: 1 2 Забыты и подвешены
11. ↑ Иванова М. Мемориал героям Великой Отечественной появился на Валааме. Ассоциация предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Проверено 24 мая 2014.
12. ↑ Евгений Кузнецов. Валаамская тетрадь.