Государственная Оружейная палата
Государственная Оружейная палата — один из старейших музеев нашей страны. Коллекция ее состоит из предметов декоративно-прикладного искусства X–XIX веков работы лучших русских и иностранных мастеров.
Возникнув как хранилище великокняжеских сокровищ еще в XV веке, в XIX столетии Оружейная палата становится официальным публичным музеем. В 1804–1807 годах была произведена полная ревизия ценностей, издана первая печатная работа по истории палаты, построено специальное здание для музея.
В 1851 году по проекту архитектора К. Тона возводится новое здание Оружейной палаты, в девяти залах которой коллекция хранится до сих пор. В советское время Оружейная палата Московского Кремля превратилась в музей-сокровищницу государственного значения.
В оружейной палате демонстрируются коллекция русского и западного боевого и парадного оружия, оборонительных доспехов древних воинов, коллекция западноевропейского художественного серебра работы английских, немецких, голландских, французских мастеров, привезенные в Россию иностранными посольствами.
Самая обширная и одна из интереснейших коллекций музея — собрание и золотых и серебряных изделий работы русских мастеров XII–XIX веков.
Драгоценная светская посуда, церковная утварь, украшения свидетельствуют о многообразии форм и орнаментации, о богатстве приемов художественной обработки металла.
В Государственной Оружейной палате сохраняется богатейшее собрание драгоценных тканей, церковных одежд, произведений лицевого и декоративного шитья. Большой художественный и исторический интерес представляет коллекция Конюшенного приказа.
Важное место в экспозиции музея занимает единственное в своем роде собрание царских регалий — тронов, венцов, скипетров, держав, посохов, коронационных одежд.
В настоящую подборку иллюстраций включены наиболее выдающиеся экспонаты музея, дающие представление о разнообразии и богатстве коллекции и высоком мастерстве древних умельцев.
Парадное холодное оружие
Кинжалы
Восток XVII в
Сталь булатная, золото, серебро, эмаль, чернь, драгоценные камни
В экспозиции Оружейной палаты представлена богатейшая коллекция парадного оружия работы русских и иностранных мастеров.
Особенно красивы парадные кинжалы работы восточных мастеров. Они привлекают внимание изящной формой, великолепной отделкой. Клинки кинжалов из булатной стали украшены чернью.
Ножны выполнены из золота, серебра, черного дерева. Украшены драгоценными камнями.
Гребень и футляр
Восток XVII в
Горный хрусталь, слоновая кость, серебро, бархат, драгоценные камни.
Литье, чеканка, гравировка, шитье золоченой нитью.
Сделан гребень из слоновой кости и горного хрусталя, оправа из серебра с позолотой. Футляр из зеленого бархата украшен вышивкой. Стилизованный цветочный орнамент выполнен тонкой золоченой нитью.
По краю футляра проложен шнур из крученой серебряной нити. Благодаря таланту и умению мастера утилитарная бытовая вещь представляет бой подлинное произведение искусства.
Потир
Мастерские Московского Кремля 1598 г
Золото, драгоценные камни.
Чеканка, чернь, резьба
Потир был поминальным вкладом царицы Ирины Годуновой в Архангельский собор — некрополь русских князей и царей.
Золотой потир, сделанный в художественных мастерских Московского Кремля в XVI веке, является шедевром не только русского, но и мирового декоративно-прикладного искусства.
Вызывают восхищение его величавая строгость и стройность силуэта, черневые графические изображения и орнамент, безупречные по красоте и изяществу рисунка.
Трон царя Бориса Годунова
Иран Конец XV в
Дерево, золото, драгоценные камни, жемчуг, парча.
Басма
Трон был привезен в Россию в числе других богатых даров царю Борису Годунову от иранского шаха Аббаса I.
Форма трона типична для Востока.
Деревянный остов облицован золотыми пластинками с тисненым травным узором, драгоценные камни — бирюза, турмалины, белый и черный жемчуг — в большом обилии использованы для его украшения.
Такая роскошь, красочность характерны для яркого, пышного искусства Востока.
Доспех рыцарский турнирный
Германия XVI в
Железо
Чеканка, полировка
Металлические пластинчатые доспехи на Руси практического применения не имели.
Привезенные из Европы как диковинки, они украшали залы в царских дворцах и боярских палатах.
Доспех закрывает все тело воина, оставляя лишь узкие прорези для глаз и рта. Все детали выкованы из железа, соединены между собой кожаными ремнями.
Двойной кубок
Германия XVI в
Серебро
Позолота, чеканка
Немецкий город Нюренберг славился мастерами серебряного дела. Мировую славу снискали немецкие мастера как исполнители художественного серебряного кубка.
Великолепен ренессансный двойной кубок, подаренный царю Алексею Михайловичу. Безукоризненная пропорциональность, благородство формы, изысканность орнамента говорят о большом мастерстве.
Использовались двойные кубки во время свадебных пиров: кубок разнимается на две половинки — для жениха и невесты.
Седло
Иран XVI в
Дерево, золото, драгоценные камни
Басма, ручное ткачество
Седло подарено царю Федору Иоанновичу иранским шахом Аббасом I в 1590 году.
Конское убранство ручной работы отличается необычайной роскошью.
Седло в золотой оправе обтянуто бархатом, затканным золотом.
Луки седла усыпаны драгоценными камнями: рубинами, изумрудами и самым любимым камнем Востока — нежно-голубой бирюзой.
Шапка Мономаха
Восток
Рубеж XIII–XIV вв
Золото, драгоценные камни, жемчуг, соболь
Скань
О событиях, связанных с созданием русского централизованного государства и ростом его политического могущества свидетельствует шапка Мономаха.
Это наследственный венец русских царей.
Изготовлена шапка на Востоке на рубеже XIII–XIV веков. Золотую тулью ее покрывает ажурный сканый узор.
Драгоценные камни и соболий окол дополняют великолепие царского венца.
Панагия
Россия - Петербург
Портрет 1707 г. Оправа
Первая половина XVIII в
Серебро, золото, драгоценные камни
Живописная эмаль
Панагия являлась отличительным знаком высшего духовенства.
На оборотной стороне жалованных панагий (изготовленных по царскому указу для подарков лицам высшего духовенства) нередко изображались миниатюрные царские портреты.
Эмалевый портрет Петра I, помещенный на оборотной стороне панагии с изображением распятия, выполнен замечательным портретистом Григорием Муссикийским по живописному оригиналу художника Неллера.
Ковш царя Михаила Федоровича
Мастерские Московского Кремля 1624 г
Золото, драгоценные камни
Ковка, чеканка, резьба, чернь
Золотой ковш — образец русской парадной посуды. Во время торжественных пиров из ковшей пили медовый напиток, широко распространенный на Руси.
Формой своей, стройным плавным силуэтом ковш напоминает гордо плывущего лебедя.
Выкован из листа золота, украшен драгоценными камнями, жемчугом, черневым орнаментом.
Шлем булатный "Шапка Иерихонская"
Оружейная палата 1621 г
Булатная сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг
Таушировка, чеканка, эмаль, гравировка
Уникальным образцом русского оружейного и ювелирного искусства является парадный шлем, выполненный знаменитым кремлевским златокузнецом, оружейником Никитой Давыдовым для царя Михаила Романова.
Стальная поверхность шлема украшена тончайшим золотым узором, в котором традиционный русский орнамент удачно сочетается с арабской вязью.
Сверкающие самоцветы, алмазы, эмалевые украшения дополняют декоративное оформление шлема.
Пистолеты
Оружейная палата
Первая половина XVII в
Сталь, дерево, перламутр
Чеканка, позолота, инкрустация
Изящной отделкой отличается парадное оружие, выполненное в центральной мастерской Московского Кремля — Оружейной палате.
Представленные пистолеты сделаны известным русским мастером Первушей Исаевым. Вставки из перламутра, серебряные чеканные накладки украшают стволы, ложа, замки и рукоятки пистолетов.
Как правило, пистолеты были парными, пристегивались к седлу в специальных кобурах — ольстрах.
Суповая чаша
Россия - Петербург
Вторая половина XVIII в
Серебро
Чеканка, литье
В русском искусстве с середины XVIII века господствует новый западный стиль — рококо. Усложненные формы, пышный затейливый орнамент этого стиля отвечали требованиям парадной роскоши русского двора.
Массивная суповая чаша с поддоном выполнена петербургскими мастерами для дворцового столового сервиза. Чеканные гирлянды из листьев и цветов образуют картуши, литые фигурки орлов поддерживают раковины с вензелем.
Завершает крышку чаши литой букет цветов и изображение фруктов.
Тарелка
Франция
Начало XIX в
Севрский фарфор
В собрании Оружейной палаты имеются три сервиза, выполненные мастерами знаменитой Севрской мануфактуры. Сервизы были подарены Александру I Наполеоном в память о заключении Тильзитского мира.
Десертный сервиз называется Олимпийским, сюжеты росписи — на темы античной мифологии.
На представленной тарелке изображен троянский герой Парис с прекрасной Еленой.
Чаша
Сольвычегодск
Конец XVII в
Серебро, усольская эмаль
В XVII веке своими искусными расписными эмалями прославился далекий северный город Сольвычегодск. Сольвычегодские мастера украшали эмалью главным образом предметы быта: чаши, тарелки, стаканы, черенки вилок и ножей, шкатулки, ларцы.
Поверхность металлического предмета покрывалась белоснежной эмалью, на которую (особым приемом тонкой штриховки) наносился многоцветный эмалевый узор.
Любимыми мотивами росписи были крупные яркие цветы.
Блюдо царицы Марии Темрюковны
Мастерские Московского Кремля 1561 г
Золото
Ковка, чеканка, гравировка, чернь
Блюдо было свадебным подарком царя Ивана Грозного молодой жене, черкесской княжне. По древнему обряду на Руси невесте подносили на блюде женский головной убор — кику.
Массивное блюдо выковано из куска золота весом около трех килограммов.
Дно его прочеканено плоскими изогнутыми «ложками», бортик украшен растительным орнаментом.
Тонкий графичный узор прекрасно оттеняет простоту и благородство формы блюда.
Кафтан и камзол парадные
Франция
Первая половина XVII в
Сукно, пряденое золото и серебро
Шитье
В 1700 году специальным указом Петр I обязал русское дворянство носить платье западноевропейского образца.
Представленный здесь мужской парадный костюм принадлежал пятнадцатилетнему царю Петру II.
Состоит он из кафтана, камзола. Выполнен костюм из алого сукна; воротник, манжеты, карманы, полы кафтана и камзола украшены серебряной вышивкой.
Ендова
Мастерские Московского Кремля 1644 г
Серебро
Чеканка, резьба, канфарение
Выполнена ендова по заказу боярина Василия Стрешнева, который в 1630–1638 годах ведал приказами золотого и серебряного дела. Предназначался такой столовый сосуд для меда, пива, кваса.
Серебряное тулово ендовы чеканено крупными изогнутыми «ложками», чередование гладких и орнаментированных «ложек» придает сосуду исключительную нарядность и динамичность.
Кубок "Петух"
Германия XV в
Серебро. Чеканка, эмали
По дипломатическому этикету, приезжая в Московию, иностранные послы подносили царю подарки. Уже в XV–XVI веках в царской казне формируется замечательная коллекция западноевропейского серебра.
Особенным спросом при царском дворе пользовались изделия немецких мастеров. Замечательной работой XV века является кубок для вина — «кур» — так называли его в старинных летописях.
Эмалевая надпись на крышке сосуда говорит о том, что принадлежал кубок московскому князю Ивану III.
Табакерка
Россия - Петребург 1780 г
Золото, эмаль
Выполнена табакерка одним из лучших мастеров эпохи классицизма Жоржем Адором. Миниатюра, портрет Екатерины II, работы датского художника К. Гейера.
Изящная рамка, обрамляющая портрет, украшена травным эмалевым орнаментом и белыми эмалевыми шариками, имитирующими драгоценные опалы.
Изысканность декора и колорита, глубокое чувство пропорций характерны для этого произведения русского классицизма.
Летняя коляска Гондола
Англия 1770 г
Клен, позолота
Резьба, роспись
Принадлежала карета Екатерине II. Это один из лучших экипажей в собрании Оружейной палаты.
Элегантная, изящная карета почти сплошь покрыта декоративной резьбой по дереву и позолотой.
На золоченом кузове кареты роспись, выполненная мастером школы французского художника Антуана Ватто.
Ковчег-складень с иконой "Богоматерь умиление"
Мастерские Московского Кремля
Первая треть XVII в
Дерево, темпера, золото, драгоценные камни, жемчуг
Чеканка, резьба, эмаль
Принадлежал складень думному дьяку Посольского приказа Ивану Грязневу. Золотой оклад иконы украшен рельефным растительным орнаментом.
Чеканные листья, травы покрыты яркими эмалями, которые соперничают с блеском драгоценных камней в венце и короне, с матовым мерцанием жемчужных рясен.
Автор-составитель Наталья Вьюева
Издание 1976 г.