Свято-Троицкий женский монастырь в г. Курск
Монастырь существовал уже в 1623 г. «на посаде за большим острогом». В 1680 г. страшный пожар уничтожил до основания обитель и Троицкий храм. В 1681 г. была выстроена новая деревянная церковь в честь Святой Троицы с приделом в память Обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. была заложена каменная двухэтажная церковь, главный престол которой в верхнем этаже был освящен во имя Св. Троицы, а в нижнем этаже - в честь иконы «Одигитрии» - Пресвятой Богородицы.
Знаменский мужской монастырь в г. Курск
Знаменский мужской монастырь устроен в Курске в 1612 в память избавления от нападения поляков. В Знаменском монастыре и Коренной пустыни попеременно хранилась чудотворная Курская Коренная икона Богоматери Знамение. Стена с башнями и кельи в основном выстроены в кон. XVIII в. В XIX в. в монастыре помещались духовное училище и архиерейский дом (c 1833). Закрыт в нач. 1920-х, постройки заняты заводом и музеем. Восстановлен в 1993 на части территории.
Никольский Белогорский монастырь в c. Горналь
Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в нашем уникальном крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы за границу России, на Украину. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины, - завершил свой рассказ о сегодняшнем дне возрождаемой древней обители наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин).
Рыльский Свято-Николаевский монастырь
На окраине древнего города Рыльска, у слияния двух рек - Рыло и Сейм - стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца.
О том, что на месте нынешнего монастыря наши предки жили уже в глубокой древности, неоднократно засвидетельствовали археологические раскопки. Только на территории самого монастыря было насчитано 48 могильных курганов язычников-северян.
С 1180 года Рыльск - пограничная крепость южной Руси - становится стольным княжеским городом, дружина которого сражалась в былинном походе Игоря Святославовича, о котором рассказывает «Слово о полку Игореве».
Сергиево-Казанский собор в г. Курск
Кирпичный двухэтажный храм, построенный в 1752-1778 на средства купца К. Е. Первышева. Великолепный образец елизаветинского барокко, выделяющийся богатым декором в духе лучших столичных построек. Трехсветный четверик холодного Сергиевского храма перекрыт куполом с люкарнами, увенчанным главкой, над трапезной сооружена колокольня со шпилем. Крытая паперть с лестницей пристроена к колокольне в 1837. Внизу Казанский престол и придел Серафима Саровского. Закрыт в 1930-х, в войну вновь открыт и более не закрывался.
Воскресенско-Ильинский Храм в г. Курск
Воскресенско-Ильинский храм (Ильинская церковь, Воскресенский собор) - православный храм в городе Курске. Ранее был городским собором.
В начале XVII века на месте храма был «убогий дом» - место, где находили последний приют бездомные. В 1619 году здесь был основан Божедомский монастырь монахом Корнилом Брагиным, посвящённый святым Илье Пророку и Николаю Чудотворцу. Со временем этот монастырь соединился с Рождество-Богородицким (ныне Знаменским). В 1768 году на месте деревянной церкви было построено нынешнее здание, а церковь стала называться церковью Ильи Пророка. После слома в 1788 году Воскресенского собора Знаменского монастыря церковь Ильи Пророка получила его престол, сменив название на Воскресенский собор, и с это момента он являлся главным храмом в городе.
В 1926 году Воскресенский собор был закрыт, а в здании был размещён губернский архив. После войны была снесена колокольня собора. В 1995 году собор снова открыт под названием Воскресенско-Ильинский храм.
Собор Спаса Преображения в г. Шадринск
Спасо-Преображенский собор - первая каменная постройка города. Собор заложен в 1771 г. с благословения епископа Тобольского Варлаама. Строительством руководил настоятель Успенского Далматовского монастыря игумен Адам Аркудинский.
Строительство собора велось в два этапа: конец XVIII века - строятся здания храмов, в 1820-1821 годы - колокольня. Архитектурный ансамбль собора, состоящий из главного храма, апсиды, двухпридельного храма и колокольни (ныне утраченной), искусствоведы относят к «украинскому» барокко не без влияния русской архитектуры. В первой половине XIX века к собору с запада была пристроена колокольня. Колокольня представляла собой крупный трехъярусный объем, шпилевое завершение которого несло черты высокого классицизма. В третьей четверти XIX века северной и южной стороны колокольни были пристроены две комнаты для размещения в них ризницы и помещения для сторожей, при этом паперть, находящаяся с западной стороны колокольни, была обращена в притвор.
В 1903 году к северной и южной стороне этого притвора были возведены каменные пристрой для канцелярии, архив, библиотеки и ризницы и выстроен портик главного (западного) входа, который к тому же выполнял функции паперти. В 1867 году профессор живописи Е. С. Сорокин по рекомендации Ф. А. Бронникова выполнил живопись для иконостаса собора. Были написаны десять образов.
Эта работа велась пo поручению шадринского купца А Г. Шишкина. Резьба иконостаса отличалась большой пышностью. В 1389 году художник Павел Никулин изобразил во впадинах стен угодников Божьих, расписал колонны в цвет мрамора. В этом же году на средства купца М. Соснина были выполнены иконостасы придельных алтарей. Иконы нижнего ряда этих иконостасов были одеты в серебряные позолоченные с камнями ризы.
Пожертвованы они были богатыми купцами Шадринска Сосниным и Жиряковым. В 1907 году московский художник В. И. Звездин выполнил живописные работы внутри главного купола. Окрестные храму улицы Шадринска были названы в честь церковных престолов: Преображенская, Михайловская, Петропавловская. С 1929 по 1970 годы собор претерпел значительные изменения: были разрушены колокольня, порталы и главного и боковых входов, ограждение и часовни собора.
В тоже время наружные стены боковых пристроев и притвора были надстроены до уровня карниза трапезной, вследствие чего изменялась и конструкция крыши входной группы собора.
Церковь Воскресения Христова в г. Шадринск
Воскресенская кладбищенская церковь - каменная. Была заложена в 1872 году. Строительство ее было закончено в 1880 году, в том же году было совершено и освящение. Престол один - во славу Воскресения Христова. Размерами своими вполне удовлетворяла своему назначению. С внешней стороны отличалась полным благоустройством и очень красивою архитектурою в византийском стиле. Одноглавый большой купол заканчивался полусферическою крышей и довольно высокой двухъярусной колокольней.
Внутренне убранство церкви не отличалось богатством, но вполне отвечало назначению церкви. Стены выкрашены масляною краской и покрыты священными изображениями. В 1930 - 1940 годы в здании церкви располагался архив В. П. Бирюкова. Воскресенская церковь была вновь открыта 11 мая 1946 года. До начала 1990-х годов Воскресенская церковь являлась единственной действующей церковью Шадринска.
Церковь Николая Чудотворца в г. Шадринск
иколаевская церковь основана в 1788 г. Первоначально она была деревянная; в 1792 году была разобрана и перенесена за город на кладбище, где снова устроена и освящена во имя св. мучеников Флора и Лавра, а на месте её в 1793 г. заложена была новая каменная двухэтажная. Через три года после закладки нижний храм был закончен и освящён в честь Св. Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, а постройка верхнего приведена к концу в 1802 году, когда он и освящён в честь рождества Пр. Богородицы.
В 1845 году были заложены как с южной, так и с северной стороны каменные двухэтажные же приделы, причём на южной стороне нижний храм освящён в честь рождества Св. Иоанна Крестителя, верхний в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а на северной - нижний в честь Св. Пророка Божия Ильи. Постройка нижнего этажа приделов была закончена в 1848 г., тогда же в них установлены были иконостасы и в 1849 г. совершено их освящение; верхний же этаж закончен был в 1852 г., в 1853 г. последовало освящение южного придела и в 1854 г. - северного.
Святой источник Серафима Саровского район Боевой дачи
В Курске, на малой родине, преподобного Серафима Саровского, к празднованию его 250-летия завершены работы по благоустройству святого источника в его честь. Около родничка с хрустально чистой и всегда прохладной водой установлены скамейки, дорожки выложены тротуарной плиткой, высажены кустарники, а сам источник заключен в бетон. Вдоль тропинки к святому роднику от мостика высажена аллея плакучих ив. Почитаемый источник во имя чудотворца Серафима Саровского, без сомнений, станет местом паломничества многих верующих. Источник расположен на крутом берегу реки Тускарь, в живописном месте, куда постоянно стекаются горожане и гости города..
Святой источник Святаго Духа село Богородицкое
Почитаемый святой источник расположен у села Богородицкое Горшеченского района. Источник освящен в честь Духа Святого. К источнику ведет деревянная лестница, спустившись вниз можно зайти и помолиться в надкладезную часовню с главкой и крестом. Набрать святой воды будет удобно из желоба по которому она стекает. Чистая и вкусная вода привлекает много желающих со всей округи.
Святой источник село Головище
Святой источник находится у села Головище. У святого родника облагороженная территория, изгородь выложена из природного камня посередине построена деревянная часовня с главкой и крестом. Рядом образовался водоем воды в который есть сходни. Спустившись по ступеням можно окунуться в открытой естественной купели.
Святой источник Матроны Московской деревня Рындино
Святой источник в честь блаженной прозорливицы и молитвеницы старицы Матроны Московской деревни Рындино расположен около моста через реку Герасим. Над почитаемым родником устроена надкладезная сень-часовня с главкой и крестом.
Святой источник Георгия Победоносца село Поповкино
Недавно власти решили, что водохранилище не целесообразно и воду из него спустили. Тогда появилась инициативная группа жителей села Поповкино которые обратились с кличем помощи ко всем жителям района облагородить святой источник. Сейчас источник приведен в порядок над ним установлен сруб с сенью, но чтобы добраться до него, необходимо пройти примерно около 3-х километров от села, по дорожкам, где техника не пройдет. И часть пути нужно проделать по досточкам среди хлипкого болота.
Но будет вознагражден путник, расположившегося среди серого камыша и черной жижи, благодатью целительных вод святого ключа. Недавно проведенный анализ вод родника показал, что они чистейшие с отменными вкусовыми качествами.
Святой источник Казанской иконы Божией Матери поселок Свобода
В Курской Коренной пустыни помимо главного источника, известны источники, освященные в честь святого Пантелеимона и Ануфрия Курского, святителя Николая и Серафима Саровского, источник Казанской иконы Божией Матери. В 2006 году пробился новый источник, названный в честь царственных мучеников. Каждый источник помогает в той или иной болезни. К примеру, Казанский источник называют еще глазным. Сюда приходят люди с болезнями глаз.
Вот один из многочисленных случаев исцелений у родника освященного во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
...Еще 20 лет назад врачи прогнозировали мне полную слепоту, но по молитвам Матери Божией я по сей день вижу и могу трудиться. Я всегда помню об этом источнике, мы приезжаем сюда и берем воду, я пью ее и промываю глаза.
Святой источник Серафима Саровского поселок Свобода
Надкладезная часовня над источником освященным во имя преподобного Серафима Саровского Курская Коренная пустынь.
Святой источник Николая Чудотворца поселок Свобода
Надкладезная часовня над источником Святителя Николая в Курской Коренной пустыни.
Святой источник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» деревня Зорино / Муравлево
В деревне Зорино (Муравлево) жила великая провидица и молитвеница монахиня Мисаила (в миру Матрена Гавриловна Зорина) жила в Курской области с 1854 по 1953 год. При жизни к матушке Мисаиле ежедневно приезжали десятки человек из разных уголков страны и старица безотказно помогала им советом. Ныне множество людей приезжают к её могилке.
Недавно у кладбища построен храм и освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радость". Недалеко от храма, на берегу реки Сейм, расположен Святой источник. Источник облагорожен, недавно построена часовня с купелью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Спустится к роднику можно по дубовой деревянной лестнице.
Святой источник иконы Казанской Пресвятой Богородицы хутор Дроняевский
Когда-то здесь стояла часовня, но в годы богоборчества она была разрушена. Селяне место это зовут «Святой ров», не спроста, здесь, сельским пастухам летом 1905 года была явлена икона в честь которой освятили источник и построили часовню. Считается, что вода родника содержит ионы серебра.
Святой источник Димитрия Солунского село Большие Бутырки
В селе Большие Бутырки расположен этот живоносный источник. В конце 80-х годов добрые люди сохранили родник благодаря выполнению каптажа колодца и заключения его в сруб.
Как его еще называют местные Морозов ключ получил вторую жизнь в 2007 году когда местные умельцы облагородили его.
Было установлено ограждение территории источника, построили надкладезную часовню водрузив крест на неё, сделали открытую купель, а на сливе воды поставили "ветряную мельницу" с приводом от водяного колеса, да так умело что его почти никто и не замечает.
Под сенью деревьев установили лавочки и столы для уставших путников пришедших испить ключевой воды.
Святой источник имеет и другое название, многим он известен как - Морозов ключ. Родник находится около села Большие Бутырки на берегу реки Камышинка. На территории облагороженного источника есть беседка, открытая купель.
Святой источник иконы Богородицы Живоносный источник село Мяснянка
Несколько лет назад у села Мяснянка появился святой источник освященный в честь иконы Пресвятой Богородицы Живоносный источник. Раньше это был простой родник но с очень вкусной и хрустально чистой водой который и облагородили благодетели не пожалевшие ни сил ни средств, за что им большое человеческое спасибо. Территория источника обнесена красивой металлической изгородью, также возведена надкладезная сень, установлена раздевалка, сооружен сруб купели, а также построена часовня, тропинка от стоянки выложена тротуарной плиткой. Ежегодно с тех пор в селе, у родника, звучат молитвы и акафисты этой иконе в празднество в пятницу Светлой седмицы.
Святой источник посещают многие кто проезжает мимо, но в основном сюда едут и идут целенаправленно и свадьбы и желающие запастись святой водой и люди желающие свершить подвиг купания в холодных водах купели. Вода родника имеет постоянную температуру воды + 7 градусов по Цельсию.
Святой источник Рынин ключ деревня Карпуневка
Почитаемый родник Рынин ключ был освящен настоятелем Свято-Троицкого храма села 2-е Поныри протоиереем Владимиром 17 января 2008 года. До чина освящения была проделана большая работа по благоустройству источника. Вся территория была очищена от бурьяна, был установлен большой поклонный крест, наверху оврага построена беседка, лестничный спуск к роднику выложен тротуарной плиткой, источник заключен в каптированный колодец, вода выведена в трубу.
Теперь на радость многих приезжающих сюда людей весь комплекс приятен на глаз и где можно удобно набрать целительной воды из живоносного ключа, хрустально чистой и прохладной воды. Источник расположен на окраине деревни Карпуневка, это между сел 1-е и 2-е Поныри.
Святой источник Белый колодец поселок Хомутовка
В сентябре 2009 года в административном центре Хомутовского района Курской области произошло торжественное событие - освящение купели у мощного ключа. Новая купель появилась, у подножия мелового холма, по инициативе местного священника, настоятеля прихода святых мучеников Флора и Лавра, отца Ильи Долгова. Обнаружив лет десять назад родник, батюшка загорелся идеей облагородить студенец, с красивым названием Белый колодезь, известный и почитаемый местными жителями не одно столетие.
Из истории известно что в начале прошлого века здесь у святого ключа была часовня которая была воздвигнута одной помещицей из соседнего Севска. В советское время источник был позабыт и находился в запустении, разве что изредка случайные косари забредали к нему испить ключевой студеной водички. С приездом батюшки началось облагораживание территории источника и вскоре на взгорке был установлен православный крест.
Святое место облагораживали многие и каждый из благодетелей внес свой вклад, кто-то пожертвовал средства, кто-то сделал проект. Освящение купели и вод источника произошло при большом стечении верующих - местных жителей, гостей из других районов, духовенства из соседней Калиновки, Ольховки, Дмитриева и Севска. Перезвон колоколов украсил чин освящения, отец Илья пригласил из Твери передвижную звонницу, которая расположилась на холме у родника. После молебна и освящения люди поспешили кто набрать святой живительной влаги, а кто окунуться в целительных водах источника.
Святой источник Серафима Саровского поселок Пристень
Ежегодно первого августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в Пристенском районе Курской области, проходит традиционный Крестный ход к почитаемому святому источнику в поселке Пристень. Святой колодезь освящен в честь преподобного Серафима Саровского, которого местные жители считают своим земляком.
Ключ в Зеленой зоне, с кристально чистой водой, был облагорожен не так давно, в 2006 году. Облагораживали, как говорится, всем миром, кто деньгами помог, кто своим трудом на строительстве, а кто стройматериалом. Родник был оформлен срубом, рядом построили открытую купель с навесом, раздевалку, тропинки выложили тротуарной плиткой, установили поклонный крест и скульптуру самого угодника Божиего Всея Руси чудотворца.
В Крестном ходе с каждым годом принимает участие всё больше верующих. По окончании хода на источнике проходит служба и освящение вод источника. После чего многие окунаются в купель с просьбой помощи от недугов душевных и телесных, набирают святой воды с собой.
Святой источник Иоанна Рыльского село Пригородняя Слободка
Находится на территории Рыльского Свято-Николаевского монастыря в Пригородной Слободке.
В 1993 году, с момента открытия монастыря, сюда был направлен архимандрит Ипполит настоятелем, который был наделен духовными дарами от Господа.
И по сегодняшний день в монастырь приезжают по несколько автобусов с паломниками из Москвы, Белгорода и других городов, помолиться и попросить помощи у Батюшки.
Его могилка всегда покрыта цветами и записками о помощи. И Господь посылает помощь, по молитвам Своего Угодника.
Святой источник Серафима Саровского деревня Машнино
Святой источник расположился у деревни Машнино у подножия горы на левом берегу реки Сейм. Источник освятили в честь Серафима Саровского не спроста. Как гласит предание здесь родились и некоторое время проживали Исидор и Агафья Машнины - отец и мать Прохора Машнина в будущем величайшего русского святого. После переезда в Курск у Машниных в 1759 году родился сын и назван был Прохором. Прохор Машнин, было имя в миру Серафима Саровского, до монашеского пострига. Приезжая на родину отец часто брал с собой жену и сына.
А совсем недавно над источником, бьющем не одно столетие построили кирпичную надкладезную часовню, трубой вывели слив в сруб за часовней и получилась открытая купель. На крещение здесь особенно много желающих окунуться в целительные воды источника. Вода источника особенно вкусна ведь в ней содержаться ионы серебра что помогает ей долго стоять и не портиться.
Святой источник Рождества Пресвятой Богородицы село Надейка
Почитаемый святой источник находится у села Надейка, Хомутовского района Курской области, рядом с границей с Украиной. Родник благоустроен и привлекает значительное число паломников. Над ключом установлена надкладезная часовня. чуть поодаль есть место для набора воды и купальня. Красивая часовня и купальня сделаны из дерева в русском стиле, на крытой железом крыше часовни главка с крестом. Купель в купальне это сруб в который можно спуститься и окунуться в воды источника.
Святой Животворный источник Зеленый колодец поселок Кировский
В Пристенском районе, есть свое святое место, где бьет животворный источник. Освятили его лишь в этом году, поставили бетонное кольцо, вывели трубу. Согласно преданию у родника была явлена икона Пресвятой Богородицы и люди почитали это источник и до его освящения, за целебные свойства.
Местные это место называют Зеленый колодец. Дно родника устлано мхом, кажется, что вода зеленая. На самом деле она хрустально прозрачна. Старожилы рассказывают, что вода ключа помогает от всех болезней. Сюда едут люди со всего района. Набирают с собой, умываются, даже купаются. Вода ледяная, но еще ни разу никто ничем не заболел.
Селяне говорят, что этой водичкой хорошо вечером помыть руки и ноги – снимает тяжесть. «Ничуть не хуже «Ессентуков», – утверждают старики. – Каждый день за ней ходим.
Когда закрываем помидоры и огурцы на зиму, берем только эту воду. Ни разу не слышали, чтобы у кого-то хоть одна банка взорвалась. На этой водичке даже грудничкам кашу готовят».
Святой колодезь село Грязное
В мае 2006 года у села Грязное был освящен почитаемый источник. Местные жители родник, бьющий уже много лет, называют просто Святой колодезь, и говорят, что хрустально чистая вода родника не хуже, а может даже и лучше, чем в известных ключах Коренной пустыни. Колодец был освящен архиепископом Курским и Рыльским Германом, при большом стечении верующих и гостей села. После молебна, под красивые песнопения, владыка щедро окропил всех святой водой и желающие стали набирать освященную воду, коих набралось на длинную очередь.
Родник, святой источник иконы Курской Коренной Знамения Божией Матери
Этот святой источник, вероятно, самый древний из всех сохранившихся российских источников Богородицы.
С момента обретения св. иконы Пресвятыя Богородицы Курския "Знамение" в месте обретения иконы стал бить ключ - святой источник удивительной живоносной и целительной силы. Как гласит предание, множество людей обрело здоровье, испив воды из этого источника и многие ощутили благодать Господнюю при испитии этой воды. В честь этого источника в монастыре "Коренная пустынь" построен храм, прямо над источником, чтобы каждый молящийся и страждущий мог прийти к источнику, испить воды и помолиться Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице.
Родник, святой источник Пресвятой Богородицы
Источник расположен в Рыльском Свято-Николаевском монастыре что в Пригородной Слободе.
За последние года монастырь изменился, идет реставрация двух храмов Свято Троицкого и Крестовоздвиженского.
Святые источники Божией Матери, Святителя Николая и Иоанна Рыльского обустраиваются с Божией помощью и рук благочестивых христиан.
Родник, святой источник Святителя Николая
Святой источник находится на территории Рыльского Свято-Николаевского монастыря в Пригородной Слободе. Согласно предания, открыл источник настоятель отец Ипполит.
Говорят, старец хорошо чувствовал воду. Прогуливаясь по территории монастыря вдоль реки, останавливался и начинал ковырять землю тростью. В том месте начинал бить родник. Именно так были открыты все родники Рыльского монастыря. Старец и людей воспринимал как сосуд с водой: хорошо видел, какая «жидкость» в человеке. Если плохая, мутная, чистил ее молитвами – лечил.
Несколько лет паломники берут из горы над чудотворным источником по горсточке голубой глины, которая считается целебной. Немного прошло времени, а выросла уже целая пещера... Глину брать благословил Батюшка Ипполит, настоятель Рыльского Николаевского монастыря. Пещера эта выросла напротив источника Святителя Николая. Говорят, люди, одержимые бесом, кричат, когда ступают под глинистые своды. Многие исцеляются, в том числе от бесплодия, а так же глина помогает в случае тяжелого протекания беременности.
Исцеления у святых источников Курской Коренной пустыни
Будучи в монастыре Коренная пустынь, что в сорока километрах от Курска, я слышал об исцелении раковых больных от купания в святых источниках и приема воды из них. А на территории монастыря Коренная пустынь их более шестнадцати. Здесь есть и источник, в котором исцелился Серафим Соровский, есть источник «Пантелеймона-целителя». Все шестнадцать святых источников стекают в реку, воды которой, протекая по заповедным местам, считаются также целебными.
Во время одного из посещений Коренной пустыни ранним весенним утром мне посчастливилось наблюдать прозрение слепой девушки при омовении на «Глазном источнике». Даже спустя несколько лет, после того как случилось это чудо, у меня в ушах стоит возглас несчастной девушки, омывавшей глаза в святом источнике: «Мама, смотри, передо мной Божья Матерь!» - и через минуту: «Мама, мама, я вижу свет». У всех наблюдавших эту сцену пробежали мурашки, а у женщин потекли слезы умиления и радости.
Замечательный церковный писатель Сергей Нилус об омовении в источнике преподобного Серафима Саровского писал: «Не дав себе времени остыть, весь как был, разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, опустился под кран, из которого серебристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: «Верую, Господи», и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены.
Первое мгновение я совсем было задохнулся: ледяная вода меня обожгла — дух захватило. Но какое дивное чувство наступило при выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы — далекая юность, казалось, вернулась вновь... Я просто радовался и любил отца Серафима, как любят врача, которому удается мгновенно утолить нестерпимую, жгучую боль в ту минуту, когда эта боль прекращается. Эта пламенная любовь, которою внезапно загорелось мое сердце, эта радость любви по вере, не были ли они моим духовным окончательным выздоровлением, которое без всякого сравнения важнее всякого телесного исцеления?»
А вот случай, опубликованный в Тверских епархиальных ведомостях в апреле 1885 г. Пишет о нем священник города Мурома Николо-Преображенской церкви Иоанн Чижов.
«Желаю описать замечательный случай, бывший с одним моим духовным сыном муромским купцом Иваном Ивановичем Засухиным в 1882 г. У него образовались опухоли за ушами и в правом паху. Опухоль в паху прорезали. Сначала она спала, а потом стала расти сильнее. Приглашенные врачи признали положение больного безнадежным и определили даже день его смерти.
Больной стал готовиться к смерти. Как истинный христианин, сердечно исповедовался и сподобился Святого Причащения. С истинным сокрушением сердца, что так рано кончается жизнь еще молодого человека, оставляющего после себя жену и пятерых малюток, я приступил к чтению отходных молитв. Кончивши молитвы и благословив его, я уже не имел надежды на благополучный исход для больного. Но на третий день слышу, что больному стало лучше. Жена рассказала, что их соседка М. Ф. Бычкова, из жалости к умирающему, предложила новое лекарство, но уже не человеческое, а Божеское. Как только, прочитав отходную, я вышел, она принесла воды, взятой из источника отца Серафима. Больной не мог открывать рот. С чайной ложки влила ему в рот несколько капель, а остальную воду вылила ему на голову. Больной уже не принимал пищи — все извергалось вон. После влитой ему воды он затих и уснул. Через несколько часов проснулся и попросил пить. Жена, растерявшись, дала ему молоко, которое ему было запрещено. Больной выпил, желудок молоко принял. Затем он стал ходить. Врачи предложили повторить операцию в паху. Но он решил поехать в Саровскую пустынь. Врачи удерживали, так как дорога была дальняя и тряская. Но он был настойчив. Жена, внимая словам врачей, взяла с собой все нужное для погребения. Взяли и детей, чтобы они могли проститься с отцом.
Приехали накануне праздника Святой Троицы, и больной пожелал быть в Церкви на всенощном бдении. Его принесли на носилках из гостиницы к Церкви и почти на руках внесли в нее.
После службы больной на костылях с помощью жены подошел приложиться к иконе праздника и получить помазание святым елеем. «Когда я приложился к иконе и получил помазание, глаза мои невольно обратились на стоящую в иконостасе святую икону Божией Матери, которая прежде была в келье старца Серафима, и в этот момент я почувствовал, что больная нога моя твердо стала на пол и без боли для меня. Не помня, что делаю, я приподнял свои костыли и без помощи их при удивлении всех предстоящих пошел на свое место. Когда служба кончилась, смело встал на ноги и вышел из Церкви, где дожидались меня мои служащие с носилками; но я не нуждался в их помощи, отдал даже и костыли и до самой гостиницы (расстояние около четверти версты) шел без всякой помощи».
Наутро после богослужения больной поспешил на источник. Почувствовав на себе холодную струю источника, заметил, что эта холодная струя возбудила в организме какой-то облегчительный жар, и сил стало больше.
«В этом монастыре я прожил несколько дней, в слезных молитвах благодаря Бога за Его дивную помощь, через Угодника Его Серафима».
В настоящее время больной здоров. Медицинских средств по сие время не употребляет».
К счастью, целебные источники не разрушены. Как и прежде, несут они свои живительные силы в Сарове и Дивееве, в Свято-Троицкой Сергеевой Лавре и Оптиной и Коренной пустынях. И по всей Матушке-Руси.