Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат


Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2022 » Апрель » 07 » • Благовещенский собор (Тюмень) • Дело о взорванном соборе •
10:11
• Благовещенский собор (Тюмень) • Дело о взорванном соборе •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Как он выглядел
  • Забытая легенда
  • Предание говорит
  • Так кто же виноват?
  • Не заслуживщий внимания
  • Сохранить религиозные объекты
  • Собор сегодня
  • Иллюстрации
  • Ссылки по теме
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Предисловие

    Сегодня мы рассмотрим уникальные архивные материалы с описанием храма и узнаем между тем о красивейшей городской легенде, связанной с ним, казалось бы, уже совсем позабытой.

    Как он выглядел

    Наверное, каждый, кто знаком с историей Тюмени, знает, что на высоком берегу Туры, напротив городской управы — там, где сейчас находится основание моста Влюбленных — более 200 лет простоял красивейший памятник архитектуры нашего края — храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. А в 1932 году благодаря «стараниям» новой антирелигиозной власти величайшего произведения искусства не стало.

    Это был самый первый каменный храм в нашем городе. Вообще — самое первое каменное здание, не считая «анбаров», на которых собор и был выстроен. Оттого Благовещенский собор можно смело называть прародителем, предком всего каменного строительства Тюмени. «Патриарх белокаменного зодчества», «жемчужина архитектуры» — вот те из немногих имен, что присваивали современники великолепному строению.

    В сети есть много описаний собора, составленных по материалам живых его свидетелей, однако сегодня нам хотелось бы обратиться непосредственно к этим «живым» текстам, ведь для истинного исторического познания нет ничего ценнее первоисточников. Они сами по себе содержат множество ценных сведений. Так, в 1889 году в журнале «Тобольские епархиальные ведомости» вышла статья за авторством священника Александра Филипова «Обновление и освящение градо-Тюменского Благовещенского Собора». Цитируем (в современной транскрипции):

    «3 числа минувшего сентября было совершено освящение обновленного градо-Тюменского Благовещенского Собора. Собор этот — один из древнейших и замечательных храмов Тюмени. По времени своего основания он первый между ними и третий со времени возникновения самого города. Первый деревянный храм во имя Всемилостивейшего Спаса построен основателем г. Тюмени, воеводою Василием Борисовичем Сукиным в 1586 году; второй, также деревянный, но более обширный во имя Рождества Богородицы построен воеводой Богданом Воейковым в 1601 году. Храм этот во время пожара, бывшего в конце XII столетия, сгорел. На месте его в 1700 г. мая 31 дня, с Высочайшего соизволения Государя Царя и Великого Князя Петра I, Самодержца Всероссийского, заложен и в 1704 г октября 31 дня постройкою окончен настоящий Благовещенский Собор, с отнесением всех расходов по нему на счет казны…

    Храм имеет семь глав и украшен множеством глазированных, отлитых колонн, представляющих собой темно-зеленые стволы обвивающего их своими гроздьями зеленого темно-фиолетового винограда; над каждым окном, также глазированным, изображено по двухглавому распростертому орлу, сделанному из того же глазированного кирпича. С северного угла главного алтаря идет глазированная надпись, окаймляющая храм в двух лентах, следующего содержания… (далее идет длинная цитата текста с указанием времени и окончания строительства, а также имен главных действующих лиц и меценатов, в том числе царя Петра I, Великого Князя Алексея Петровича, митрополита Тобольского и всея Сибири Филофея (Лещинского), Патриарха Московского и всея России Адриана. — Д.П.)

    Крыша на всей церкви сначала была черепичная, но в 1818 году заменена железною, покрытою зеленым малахитом. В течение своего почти двухсотлетнего существования Собор только в 1838 году был ремонтирован — побелен, и потому неудивительно, что он в последнее время принял жалкий, неприличный вид, оскорбительный для религиозного чувства истинного христианина. Настояла необходимость ремонтировать его, что и было сделано нынешним летом с разрешения Его Преосвященства.

    Храм с внутренней стороны своей окрашен масляной краской — в алтаре нежно-розовой, в средней части его и трапезе — светло-серой, в сводах светло-голубой; с наружной же — отштукатурен и окрашен на известковом прыску голубой краской; колонны, сандрики, двухглавые орлы каждого окна подновлены масляной краской и оттенены; надпись покрыта светло-зеленой краской, буквы желтой; крыша зеленым малахитом, карнизы и колонны храма белой; сделаны водостоки.

    Внутри храм украшен на стенах иконописью; снаружи написаны иконы Рождества и Благовещения Пресвятой Богородицы, при входе в церковь Всевидящее Око и сделана на карнизе надпись золотыми литерами: «Дом мой, дом молитвы наречется». Вообще в настоящее время Собор представляет собой красивое здание…»

    Забытая легенда

    Одна из самых красивых и романтичных городских легенд была связана с Благовещенским собором. В советское время она была старательно разрушена. Сегодня о ней уже почти никто не помнит и, на мой взгляд, очень зря. Для того, чтоб пролить на это свет, мы вновь обратимся к цитатам. Итак, в том же 1889 году Александр Филипов писал:

    «Предание говорит, что средняя и главная часть Собора некогда составляла дом воеводы Сукина, что потом к нему были пристроены с одной стороны алтарь главного храма, с другой обширная трапеза, в которой устроен другой алтарь имени Рождества Пресвятыя Богородицы, колокольня и в позднейшее время большое наружное каменное крыльцо. И особенно выдающаяся в фасаде четырехугольная форма этой части, а также скрытые под штукатуркой внутри ее изображения разных лиц, по всей вероятности, преемников г. Сукина, подтверждают справедливость предания».

    фото

    А в противовес этому член старейшей краеведческой организации, Тюменского общества научного изучения местного края А.К. Серебренников в изданном в 1924 году «Историко-археологическом исследовании Тюменского Благовещенского собора», иллюстрированном, к слову, графическими изображениями орнаментов храма, выполненными В.П. Барашевым, о котором речь заходила в прошлом выпуске «Заметок о предках», написал следующее:

    «Тюменский Благовещенский собор, стоящий на крутом высоком берегу реки Туры против бывшей Городской Управы, является одним из древнейших и замечательных храмов Тюмени. По времени своего основания он — первый между современными храмами, а точно также и — первое каменное строение со времени возникновения самого города… (источник этой справки очевиден. — Д.П.)

    Предание говорит

    Распространенное среди старожилов Тюмени предание говорит: средняя и главная часть собора некогда составляла дом воеводы Сукина, основателя гор. Тюмени, что потом к нему были пристроены с одной стороны алтарь главного храма, с другой — обширная трапеза с малым алтарем (придел), колокольня и, в позднейшее время, большое наружное каменное крыльцо. Но таковое мнение тюменцев не выдерживает критики.

    Во-первых, общий тон архитектуры храма, где одинаковой ширины стены от основания, окна, своды, величественный высокий купол, расположенный над главной частью храма, говорят об едином плане и мысли зодчего и невозможности вывести такой купол на бывших стенах дома воеводы Сукина, во-вторых, не только в конце VI, но и в течение всего VII столетия в Тюмени не было каменного здания, в-третьих, на месте, занятом Благовещенским собором, находился сгоревший деревянный храм Рождества Богородицы, в-четвертых, воеводский двор находился на противоположном углу, не направо, а налево от входных Спасских ворот…»

    С другой стороны, в иных старинных источниках, в том числе тех же «Тобольских епархиальных ведомостях», встречались сообщения о том, что каменные амбары, на которых был выстроен храм, имели деревянный каркас, обложенный кирпичом снаружи и внутри. Таким образом, и сегодня, спустя более чем 300 лет, нельзя с уверенностью сказать, истинно или ложно сие замечательное предание.

    В том же 1924 году Серебренников писал: «…необходимо упомянуть, что крутой, высокий берег Туры, где стоит Собор, с каждым годом все более и более подмывается водою, обсыпается и обваливается. От главного алтаря до конца кручи остается уже не более сажени. Желательно в ближайшие два-три года произвести укрепление берега, иначе данному памятнику Петровского зодчества в Сибири грозит непоправимое и окончательное разрушение».

    Так что же тогда произошло? Что именно случилось в ночь с 13 на 14 июня 1932 года и кто виноват? В этом мы постараемся разобраться чуть ниже.

    Так кто же виноват?

    В первые годы советской власти, когда в стране шла яростная борьба с религией во всех её проявлениях, пострадало и было уничтожено множество церквей по всей стране.

    фото
    Благовещенский собор после разрушения. Июнь 1932 г.

    Память о взрыве Благовещенского собора в Тюмени до сих пор отзывается болью не только в сердцах верующих, но и среди ценителей исторического наследия нашего края.

    В 1920-х годах религиозные здания по всей стране закрывались и передавались под общественные нужды — чаще всего под склады и общежития. Еще в 1923 году Благовещенский собор, бывший в Тюмени первым каменным зданием, построенный в 1700-1708 годах по указу царя Петра Великого, был определен под размещение в нем краеведческого музея. Однако официально акт передачи храма состоялся много позже. В документе, датированном 11 декабря 1929 года, значится буквально следующее:

    «1929 года, декабря 11 дня, я старший милиционер I участка Тюмгорадмчасти Куч, в присутствии представителя общины приходского совета Иванова и церковного сторожа Ширмановой, согласно отношения Тюмокрадмотдела от 2\XII-с. г. за № 0-444, мною было передано здание Благовещенского собора представителю окружного музея города Тюмени тов. Россомахину Павлу, каковой принял здание собора и все имущество согласно описи Благовещенской церкви города Тюмени, о чем и составили настоящий акт».

    Так в помещении храма был открыт антирелигиозный музей. Павел Афанасьевич Россомахин, долгие годы впоследствии руководивший краеведческим музеем, собрал здесь множество религиозных реликвий. Это и мощи святителя митрополита Филофея (Лещинского), который освящал Благовещенский собор 31 октября 1704 года, и бесценные иконы, и даже уникальный «волос пророка Мохаммада» из мечети села Ембаево. Только в 1930 году в газете «Красное знамя» выходило не менее 5 публикаций о работе музея, написанных самим Россомахиным. Из этих заметок следует, что за год музей посетило более 8 тысяч человек.

    Не заслуживщий внимания

    Россомахин хоть и был атеистом, однако был еще и главным краеведом в нашем городе, поэтому оставался яростным защитником и хранителем исторического наследия Тюмени. Размещение музея в самом значимом с точки зрения истории здании города, как нам видится, было одним из инструментов его защиты, ведь в стране были объявлены «безбожные» пятилетки, и в это время в разных уголках страны уже уничтожались храмы. Но здание сохранить не удалось. В начале 2000-х годов видному исследователю истории религии Артуру Васильевичу Чернышеву удалось обнародовать текст документа, по всей видимости, предрешившего судьбу собора еще задолго до печальных событий. Очевидно, что документ составлялся без участия Россомахина. Процитируем:

    «Мы, нижеподписавшиеся, тюменский Городской Отдел Коммунального Хозяйства, именуемый в дальнейшем сокращенно «Горкоммунотдел», в лице его заведующего тов. Земфирова Михаила Семеновича, с одной стороны, и Тюменская страховая касса, именуемая в дальнейшем сокращенно «Райстрахкасса», в лице уполномоченного УСПУ по строительству тюменского нового дома отдыха — Егорова Александра Евгеньевича, действующего на основании удостоверения тюменской Райстрахкассы от 1/IV-1932 г. за № 1-26, с другой стороны, заключили между собой договор о нижеследующем:

    1. Горкоммунотдел продает, а Райстрахкасса покупает здание бывшего Благовещенского собора, по улице Республике, № 1, для разборки и слома на кирпич по строительству нового дома отдыха.

    2. Разборка здания бывшего собора должна быть произведена Райстрахкассой к 1-му августа 1932 г своими силами, средствами, иждивением и без обращения Райстрахкассой на Горкоммунотдел, каких-либо расходов по разборке и слому этого здания.

    3. Стоимость продаваемого здания бывшего собора выражается по инвентаризационной оценке в сумму тридцать три тысячи (33000) руб., кои Райстрахкасса вносит на текущий счет Горкоммунотдела 84/33 в следующие сроки: при подписании настоящего договора восемь тысяч двести пятьдесят (8250) рублей к 1-му июня 1932 г., к 1-му июля 1932 г. — шестнадцать тысяч пятьсот (16500) рублей.

    4. В случае неуплаты в срок следуемой суммы Райстрахкасса уплачивает Горкоммунотделу за каждый просроченный день 0,2 процента всей стоимости.

    5. Полученный от разборки здания бывшего собора кирпич (целый, половинки и лом) Райстрахкасса обязуется вывезти с места разборки к 1-му августа 1932 года и очистить усадебное место от мусора, оставшегося от разборки б/собора и возки упомянутого кирпича, к 15-му августа 1932 года, своими силами, средствами и иждивением.

    6. В случае неисполнения или просрочки исполнения Райстрахкассой настоящего договора Райстрахкасса уплачивает Горкоммунотделу, каждый раз, неустойку в размере двух (2) процентов стоимости проданного Горкоммунотделом Райстрахкассе здания б/собора.

    7. В случае неочистки Райстрахкассой в срок усадебного места б/Благовещенского собора от мусора (п. 5) таковое очищается от мусора Горкоммунотделом за счет Райстрахкассы и со взиманием с Райстрахкассы неустойки по пункту 6 настоящего договора.

    8. Взаимоотношения, не предусмотренные настоящим договором, рассматриваются положениями Гражданского Кодекса.

    9. Споры, могущие возникнуть при исполнении настоящего договора, рассматриваются судами гор. Тюмени по месту нахождения Горкоммунотдела.

    10. Настоящий договор вступает в силу по одобрении его Президиумом Горсовета и по подписании сторонами.

    11. Согласно постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 16/ХII-30 г., протокол № 16, п. 9 («Судебная практика», № 1-1931 г.) настоящий договор, совершаемый внутри обобществленного сектора, от обязательного нотариального удостоверения освобождается, но подлежит представлению в Инвен. Бюро на предмет регистрации».

    …В ночь с 13 на 14 июня собор взорвали. О событии напоминает фото, на котором люди в военной форме гордо позируют на обломках храма. Однако ни в прессе, ни где-либо еще упоминаний об уничтожении собора нет, ибо сам факт был объявлен «не заслуживающим внимания». Известно лишь, что на защиту его встали 12 прихожан, которые погибли вместе с храмом. Чуть позже, правда, пришлось прислать письмо в Наркомпрос Главнауки СССР, который занимался охраной архитектурного памятника, с обоснованием, сделанным на основе выводов гидролога и палеонтолога М.О. Клера, что храм необходимо уничтожить из-за того, что берег Туры ежегодно приближался к нему, угрожая разрушением.

    Вопрос этот неоднократно на протяжении многих десятилетий поднимался и на заседаниях городской думы, однако средств для укрепления берега Туры так и не нашлось. Главнауке осталось лишь согласиться, тем более храм по факту уже был взорван.

    Сохранить религиозные объекты

    Отсутствовавший в момент взрыва в городе Россомахин (вероятно, время для этого подбирали специально) живо отреагировал на новость о разрушении главного архитектурного памятника города. Он написал в «Красное знамя» письмо, озаглавив его так: «Тюменские головотяпы ликвидировали антирелигиозный музей».

    В нём он в пух и прах разнес недальновидность воинствующих атеистов. Состоялся длительный судебный процесс, в ходе которого в 1934 году 17 января заместитель председателя горсовета Н.К. Савин был приговорен к году исправительных работ с вычетом четверти зарплаты в пользу города. Савин же написал письмо М.И. Калинину, в котором сообщил, что его также не было в городе на момент взрыва.

    После чего он был попросту амнистирован и отпущен. Однако в том же письме, что интересно, Савин назвал имена, вероятно, основных заказчиков и руководителей акта вандализма: «Вопрос о сносе церквей, без всякого сомнения, не экономический, а политический, поэтому подработка этого вопроса горкоммуноотделом горсовета была начата с весны 1932 года по указанию руководящих работников директивных организаций (Азволинский, Мовшензон, Овчинников)».

    Азволинский — секретарь обкома ВКП(б), Мовшензон — начальник Тюменского оперсектора ОГПУ, Овчинников — председатель горсовета. Однако, на наш взгляд, сегодня мы не должны обвинять в акте вандализма кого бы то ни было. Во всем виновата система — молодая, воинствующая, неустоявшаяся.

    Благодаря Россомахину, возбудившему вовремя громкий судебный процесс, а также еще одному извещению от Наркомпроса об охране архитектурных объектов городу удалось сохранить большинство религиозных объектов, хотя подготовка к их разрушению шла полным ходом…

    Собор сегодня

    Собор Благовещения Пресвятой Богородицы сегодня находится в сквере Депутатов. В начале нашего века его начинали строить всем городом, по образу и подобию оригинального храма, на средства горожан.

    Несмотря на то, что по периметру храм обнесен забором, а на территории виднеются горы стройматериалов, собор является действующим, при нем работает воскресная школа. Вероятно, строительство будет завершено уже совсем скоро, и забор будет убран.

    При подготовке использованы материалы А.В. Чернышева и А.А. Петрушина.

    Иллюстрации

    фото

    фото

    фото

    Ссылки по теме

    По святым местам Тюмени
    Благовещение Пресвятой Богородицы
    Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
    Акафист и Икона Богородицы Целительница
    Акафист перед Ея иконой, именуемой «Троеручица»
    Спасская церковь (Тюмень)
    Что нашли строители в подвале Спасской церкви?
    Останки, обнаруженные в Спасской церкви
    Под куполом тюменской Церкви Спаса обнаружили ...
    Тюменские эксперты обсудили уникальную находку
    В Спасской церкви обнаружены останки ...
    Павел Ситников: в Спасской церкви есть клад
    Тюменцы посмотрели фильм о Текутьеве и ...
    Тюм. обл., родник, св. источник Николая Чудотворца
    Тюмень: В поисках души первого русского города Сибири
    Тюмень: Выбор и выборы — 1917 год. Лишенцы и т.д.
    Тюмень на костях: история расстрелов в «Доме НКВД»

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — t-i.ru

    Просмотров: 250 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/6
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Святые дня на сайте

    Фонд Возрождение Тобольска

    Месяцеслов (cвятцы): А–Я

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 215

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году