Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Провидѣнциальная выставка
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат


Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2025 » Сентябрь » 07 » • Конвейер смерти • Коммунисты мучают православный народ •
13:50
• Конвейер смерти • Коммунисты мучают православный народ •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Сщмч. Евфимий (Горячев)
  • Сщмч. Д. (Троицкий)
  • Сщмч. В. (Смирнов)
  • Сщмч. Ф. (Распопов)
  • Сщмч. А. (Соколов)
  • Сщмч. Серафим (Н. Звездинский)
  • Сщмч. Н. Казанский
  • Сщмч. С. Смирнов
  • Сщмч. Протоиерей Пётр Соловьёв
  • Сщмч. Александр (Щукин)
  • Сщмч. Митрополит Пётр (Полянский)
  • Сщмч. Иоанн (Кочуров)
  • Сщмч. Епископ Парфений
  • Сщмч. Елеазар (Спиридонов)
  • Мч. Василий Кондратьев
  • Мч. Симеон Туркин
  • Мч. Феодор (Иванов)
  • Мч. Димитрий Власенков
  • Прмч. Феодор (Богоявленский)
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Как известно, советские вожди неустанно, методично и
    дисциплинированно воплощали в жизнь благородную мечту
    о светлом коммунистическом будущем. Попутно с творческим
    энтузиазмом освобождали пространство в грядущем
    большевистском раю от неподходящего элемента.

    Священномученик Евфимий (Горячев)

    «Советская власть преследует христианство. Христианство останется»

    Родился в селе Никольское-Бурнуки Пензенской губернии в 1884 году в бедной крестьянской семье. Ему было 4 года, когда умер отец, а вскоре после этого умерла и мать. Он был единственным мальчиком в семье и остался на попечении сестер, а затем – в семье своего дяди, чья жена была его крестной матерью. У них было своих 4 сына, но они с радостью приняли мальчика в дом. Семья была богобоязненная, а Александра даже и среди своих православных односельчан отличалась глубокой религиозностью и рассудительностью. Местный священник советовал кому-нибудь из прихожан, когда у тех возникали трудности в семье или с родственниками, пойти поговорить с Александрой. У священника своих детей не было, и когда Евфимию исполнилось 7 лет, он взял его к себе на воспитание, отдал его учиться в сельскую школу, а затем определил в 2-классную школу, которая в тот год была преобразована в семинарию. Он считал, что юноше полезно с раннего возраста обучаться навыкам самостоятельной жизни.

    Учась в семинарии весьма прилежно, Евфимий уже сам зарабатывал, давая уроки в семьях, где родители были побогаче, а дети поленивей. По окончании семинарии Евфимий поступил учителем в школу села Архангельского, где проработал 7 лет и совсем обжился.

    Между тем среди молодежи начинали затеваться сходки и кружки с разговорами о социализме, выказывалось всё большее недовольство монархическим строем, от сытости жизни и благополучия многим хотелось перемен, хотя бы и революционных. Но главное, что происходило тогда среди образованной молодежи, — это обмеление душ, угасание тяги к духовному, а отсюда невосприимчивость церковных обрядов, непонимание их. Священник сумел убедить Евфимия выбрать духовный путь.

    В 1911 году Евфимий поступил на пастырские курсы в Москве, где проучился 9 месяцев, и в марте 1912 года был рукоположен в сан священника с назначением в сибирское село Ново-Новоселово. Прослужив там 5 лет, о. Евфимий был назначен в Никольскую церковь села Большой Улуй. Вскоре он был избран благочинным Ачинского уезда.

    В Сибирь советская власть пришла в 1922 году, и вместе с ней пришло обновленчество. За сопротивление живоцерковникам о. Евфимий обновленческим УЦУ (Уездное Церковное Управление) 21 ноября 1922 года был отстранён от должности благочинного, а затем был лишён священнического сана. Но он продолжал служить, не обращая внимания на угрозы и прещения. В конце концов, в августе 1924 года он был арестован и заключён в Ачинскую тюрьму, где пробыл месяц, а затем отправлен в тюрьму при Красноярском ГПУ, где пробыл 2 месяца.

    30 ноября 1929 года о. Евфимия опять арестовали. Следователю, который говорил ему, что многие священники сейчас работают бухгалтерами и секретарями, о. Евфимий отвечал:

    — Бросить священство? Никогда не брошу! Служу я по убеждению. Может быть, будет время, когда нас будут возить под соломой, под назьмом, чтобы совершать службы в подвалах или даже ямах, и тогда я не брошу служить. Советская власть преследует христианство. Христианство останется. Возможно, останутся только одни сильные, которые сумеют возродить христианство. Были в древности такие периоды, когда христиан сжигали, но, несмотря на это, в катакомбах, в подвалах христиане остались, и христианство восторжествовало.

    — Сейчас вырастет молодое поколение, и оно бросит заниматься религией, — заметил следователь.

    — Ребёнок с молоком матери впитает в себя идеи христианства, — возразил о. Евфимий.

    23 февраля 1930 года Особое Совещание при ОГПУ постановило заключить о. Евфимия на 3 года в сибирский концлагерь. Условия в концлагере были таковы, что вышел оттуда о. Евфимий едва живым. С каждым годом, с каждой волной арестов священнослужителей и верующих, российская земля духовно нищала, отемнялась нравственно, помрачалась разумом.

    Когда в 1936 году в селе Бея о. Евфимий начал пасхальное богослужение, не спрашивая разрешения местных органов власти, около 2 часов ночи в дом ворвались сотрудники НКВД с обыском. Все присутствовавшие были переписаны, а священник арестован. При обыске у священника изъяли личную переписку, церковную книгу с регистрацией рождений, смертей и браков, приходно-расходную книгу, церковную кружку, в которой было 150 рублей, 1 200 свечей, 70 крестильных крестиков, 55 книжечек для церковных поминаний и ветхую ризу. Его обвинили «в том, что он, будучи священником, собирал у себя на квартире верующих и совершал богослужения, на которых высказывал антисоветские речи…»

    В августе 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило его к 3 годам лагеря. В конце августа он был отправлен с этапом в карагандинские лагеря. В степи о. Евфимия сняли с этапа и отрядили перегонять к озеру Балхаш стадо овец. Затем он был заключён в лагерь неподалеку от станции Долинка. Через год, летом 1937 года, против о. Евфимия было начато новое дело.

    Вскоре о. Евфимий был приговорён к расстрелу и 15 сентября 1937 года расстрелян.

    По материалам базы Новомучеников ПСТГУ

    Священномученик Димитрий (Троицкий)

    «Коммунисты мучают православный народ, загоняют насильно в колхоз, давят налогами»

    Родился в 1884 году в селе Макшеево Коломенского уезда Московской губернии в семье диакона. По окончании в 1901 году Коломенского духовного училища он служил псаломщиком в Преображенском храме в селе Починки Егорьевского уезда Рязанской губернии. В 1924 году рукоположен во диакона к Преображенскому храму в этом селе, вошедшем тогда в состав Московской области.

    В 1930 году диакон Димитрий за несдачу зерновых приговорён судом к 1,5 года высылки за пределы области, где также служил диаконом.

    Вернувшись в 1932 году по окончании срока в Починки, он снова стал служить в храме диаконом.

    В январе 1933 года власти арестовали священника Преображенского храма, диакона Димитрия и наиболее активных прихожан. Вызванные на допрос свидетели показали, что диакон жаловался на то, что его советская власть разорила, дом отобрали, сад взяли. «Разве возможно это было раньше? Конечно, нет. Коммунисты мучают православный народ, загоняют насильно в колхоз, давят налогами».

    19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила диакона Димитрия к 3 годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату. В 1936 году он вернулся из ссылки в село Починки. Дом у его семьи отобрали, и супруга диакона жила в церковной сторожке, работая сторожем при храме. В сторожке поселился и диакон Димитрий. Здоровье его тюрьмой и ссылкой было подорвано, и он подал за штат и в храм ходил молиться как прихожанин.

    В 1937 году на него донёс сторож колхозного огорода, а через день сотрудники НКВД выписали справку на арест диакона Димитрия: «Будучи контрреволюционно настроенным, Троицкий, поддерживая связи с реакционно-настроенным духовенством, систематически проводит среди населения контрреволюционную агитацию… Троицкий говорил: «Пришлось много пострадать в ссылке, много здоровья потерял из-за советской власти. А сколько там ещё страдает совершенно невинных людей, страдает народ по одним доносам. Видно не мы одни страдаем, а страдает весь народ; когда приходится говорить с колхозниками об условиях их жизни и что они переносят в колхозе, убеждаешься, что тяжела жизнь колхозного крестьянина при советской власти».

    На следующий день, 6 сентября 1937 года, диакон Димитрий был арестован, заключён в егорьевскую тюрьму и в тот же день допрошен.

    19 сентября тройка НКВД приговорила диакона к расстрелу.

    Диакон Димитрий Троицкий был расстрелян 21 сентября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

    По материалам базы Новомучеников ПСТГУ

    Священномученик Василий (Смирнов)

    «В старое время лучше жилось, а теперь при советской власти везде и всюду создаются очереди»

    Родился в селе Казанском Богородского уезда Московской губернии в семье священника. В 1890 году окончил Московскую Духовную семинарию и был направлен учителем в Спасскую церковно-приходскую школу графа Орлова-Давыдова в Бронницком уезде. С 1892 года стал служить псаломщиком в Николо-Заяицком храме в Москве. Преподавал в церковно-приходской школе при храме Закон Божий, одновременно был законоучителем в нескольких церковно-приходских школах, причём в большинстве из них преподавал бесплатно.

    В 1907 году был рукоположен во диакона, а в 1914 – во священника к этому храму. Через 20 лет был возведён в сан протоиерея.

    С 1933 года и до ареста служил в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Знаменском Кунцевского района Московской области. В 1938 году соседка священника по требованию сотрудника НКВД дала против отца Василия показания, сказав, что советская власть просуществовать долго не может, так как большевики насильственно взяли власть.

    О. Василий был арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь спросил, правда ли что он говорил: «Газеты пишут, что всего много, – всё это враньё, много только для коммунистов, а рабочие целый день стоят в очередях, а как опоздал, так увольняют»? Священник ответил, что, действительно, он говорил, что раньше, в старое время, лучше жилось, «никаких очередей не было, а теперь при советской власти везде и всюду создаются очереди и рабочему трудно достать для себя продуктов, а большевики только говорят, что всего много, а на самом деле ничего нет».

    Тройка НКВД приговорила о. Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Смирнов был расстрелян 1 июля 1938 года и погребён в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

    По материалам базы Новомучеников ПСТГУ

    Священномученик Феодор (Распопов)

    «Телом я не торгую, а над душой моей вы не имеете власти»

    Родился в с. Покровском Тобольской губернии в семье крестьянина. В родном селе Федор жил до 1906 г., а в 15 лет поступил в 1 класс Тобольской Духовной семинарии, которую окончил с отличием в 1912 г. При семинарии работал проповеднический кружок, в котором Фёдор с удовольствием занимался и ему часто доверяли выступать с проповедями в храмах.

    После семинарии Фёдор поступил в Казанскую Императорскую Духовную академию, но проучился всего год и в сентябре 1913-го подал ректору прошение об увольнении из числа студентов «в связи с желанием служить в Тобольской епархии». Он женился на сестре однокурсника по семинарии — у них родились 2 сыновей.

    5 ноября 1913 г. он был определён на священническое служение в храм с. Гаевского Верхотурского уезда. 15 ноября во время Литургии в Скорбященской церкви Ново-Тихвинского монастыря его рукоположил в сан диакона преосвященный Митрофан (Афонский), епископ Екатеринбургский и Ирбитский. А через 2 дня во время Литургии в крестовой церкви Екатеринбурга он был рукоположен в сан священника и получил назначение в Николаевскую церковь с. Елкинского Верхотурского уезда. Одновременно он стал преподавать Закон Божий в Елкинском и Глубоковском училищах.

    Через 3,5 г. его назначили священником в Михаило-Архангельскую церковь с. Туринская Слобода Туринского уезда, а в марте 1918 г. — благочинным и председателем благочиннического совета 4 благочиния Туринского уезда. Тогда же прихожане церкви Нижне-Туринского завода выразили желание иметь 2-м священником в храме в честь Трех Святителей именно о. Феодора. Однако на новом месте батюшке служить не пришлось.

    В июле 1918 г. к о. Феодору обратился житель с. Туринская Слобода крестьянин Федот Малышев с просьбой обвенчать его, предъявив полученное в Туринске свидетельство о расторжении брака с законной женой. О. Феодор отказался совершить таинство и объяснил Малышеву, что расторгнуть брак может лишь церковная власть. Малышев обратился с жалобой на о. Феодора к красноармейцам, заявив им, что о. Феодор не признаёт советской власти. Вооружённые солдаты вломились в квартиру священника.

    — Теперь жизнь твоя в моих руках, — сказал своему духовному отцу прихожанин Туринской церкви, который командовал отрядом.

    — Что хочу, то с тобой и сделаю.

    — Ошибаешься, — отвечал о. Феодор, — все мы во власти Божией, и без воли Его не падёт даже волос с головы.

    О. Феодора арестовали. Сначала он находился в помещении волостного правления, а затем был переведён в Туринскую тюрьму, где он просидел 4 суток. Он до последней минуты не терял бодрости и спокойствия духа, рассеивая этим тревогу и волнение окружающих. 7/20 июля в камеру к заключенным ввалились 9 пьяных большевиков. Схватили 8 человек, вывели их на тюремный двор и поставили у стены. Намерение представителей советской власти было ясно, потому что некоторые из них кричали: «Крови, крови!» Из всех несчастных только о. Феодор сохранял душевное равновесие и утешал других: «Не бойтесь, надейтесь на Бога». Когда заключённые стояли у стены, батюшка вполголоса прочёл им отходную. После первого выстрела упал старик, забившись в предсмертной агонии, — его добили прикладами. Вторым стоял о. Феодор. Убийцы потребовали выкуп, сказав: «Даёшь тысячу рублей!»

    — Я верю, что на небе есть Бог, а на земле справедливость, жизнь за деньги я покупать не буду. Телом я не торгую, а над душой моей вы не имеете власти, — ответил о. Феодор.

    6 раз в него стреляли, но пули попадали в наперсный крест. После каждого выстрела он осенял себя крестным знамением, спокойно говоря: «Да будем живы!» «Этот поп какой-то святой — и пуля его не берёт», — злились красноармейцы. Палачи, богохульствуя и ругаясь, сорвали с мученика крест; прицеливаясь в жертву, кощунствовали: «Посмотрим теперь, спасёт ли тебя твой Бог!» О. Феодор вместо ответа благоговейно перекрестился. Грянул 7 выстрел, и батюшка упал, одежду залила кровь. Его смерть была мгновенна. Это случилось в ночь на 8/21 июля 1918 г. Ему было всего лишь 27 лет.

    По материалам базы Новомучеников ПСТГУ

    Священномученик Александр (Соколов)

    ❗«Социально опасный человек для местного населения»

    Родился в 1893 году в селе Озерово Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника. В 1915 году окончил Новгородскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в храм села Ершова Череповецкого уезда Новгородской губернии. В 1916 году рукоположен в сан диакона ко храму села Мороцкого, а через год — в сан священника ко храму села Озерова, где прошло его детство, где он воспринял первые навыки церковной жизни и благочестия.

    В 1924 году переведён в храм села Ершова, где когда-то служил псаломщиком. Сразу же по установлении советской власти одной из форм гонений было требование уплаты непомерных налогов и штрафов, и, не имея средств заплатить их, священник вынужден был в 1924 году переехать с женой и 3 маленькими детьми в Тверскую область, где он сначала служил в храмах Красно-Холмского района, а затем в селе Поречье Молоковского района. Новая власть запрещала служить молебны на полях и в домах прихожан, но он, как это было принято до революции, регулярно обходил все деревни прихода. В 1935 году прихожане продали школе оставшуюся от ремонта храма краску. Сразу после этого священник и староста были арестованы, священник был обвинён в спекуляции и приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Областной суд полностью оправдал священника, и о. Александр был освобождён.

    В конце апреля 1937 года председатель сельсовета потребовал, чтобы о. Александр уплатил подоходный налог вперёд за следующий квартал, а также аренду за землю, на которой стояли храм и церковные постройки.

    — Не тратьте зря свои силы, — ответил о. Александр, — платить я не буду, так как не подошёл срок платежей.

    И сказав это, священник сразу же из сельсовета ушел, не желая поддерживать пустой и небезопасный разговор. Летом 1937 года один из сельчан рассказал сотруднику НКВД, будто о. Александр сомневался в подлинности показаний подсудимых на открытых судебных процессах, а в районных магазинах хлеба нет потому, что местная власть дала завышенные цифры об урожайности.

    В июле 1937 года после Петровского поста стали доходить сведения об арестах священнослужителей. О. Александру становилось ясно, что его арестуют, после чего храм подвергнется кощунственному разграблению. И он сложил запасной евхаристический набор в камилавку и спрятал на чердаке храма. Туда же положил напрестольный крест, дарохранительницу и лжицу.

    27 июля 1937 года сотрудники НКВД арестовали священника и заключили в Краснохолмскую тюрьму. Допросили через 3 дня. Сельсовет по обыкновению выдал НКВД справку, где было сказано о необходимости ареста священника, так как он «привлекал на свою сторону отсталое население» и без регистрации в загсе отпевал покойников.

    «Считаем его социально опасным человеком для местного населения, который заслуживает высылки из местных пределов», — писал председатель сельсовета.

    25 августа Тройка НКВД приговорила о. Александра к расстрелу.

    Священник Александр Соколов был расстрелян 29 августа 1937 года.

    По материалам базы Новомучеников ПСТГУ

    Священномученик Серафим (Николай Звездинский)

    «Слава Богу за всё, и за тюрьму слава Ему»

    Родился в 1883 году в семье единоверческого священника. Отец приучал Колю любить церковную службу, храм, пение и чтение. На клиросе Коля читал охотно и чётко. Чтобы он мог видеть лежащий на аналое Часослов, подставляли скамеечку. Однажды маленький Коля вошёл в алтарь через Царские врата. Видевшие выразили уверенность, что младенец станет служителем Престола Божия.

    Окончил церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании её, в 1895 году, – Заиконоспасское Духовное училище, в 1905 году поступил в Московскую Духовную академию.

    26 сентября 1908 года после всенощного бдения совершился монашеский постриг Николая Ивановича с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. В день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1908 года, в академическом Покровском храме ректор посвятил монаха Серафима в иеродиакона, а 8 июля, на Казанскую следующего, 1909 года, совершилось его посвящение во иеромонаха. В этом же году он окончил Духовную академию со званием кандидата-магистранта богословия и вскоре получил назначение преподавать историю Церкви в Вифанской семинарии.

    21 сентября 1912 года отца Серафима перевели в Московскую Духовную семинарию на должность преподавателя гомилетики и соединённых с нею предметов. 10 июня 1914 года иеромонах Серафим был возведён в сан архимандрита, назначен помощником наместника монастыря и освобождён от должности преподавателя Московской Духовной семинарии. С августа 1914 года по август 1915-го он исполнял обязанности столичного наблюдателя церковноприходских школ.

    В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году. После закрытия Кремля монахи навсегда покинули Чудов монастырь, а в августе 1918 года архимандрит Серафим и вл. Арсений (Жадановский) переехали в Серафимо-Знаменский скит к схиигумении Фамари (Марджановой), любящей духовной дочери владыки.

    3 января 1920 года, в день святителя Петра, митрополита Московского, в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима.

    12 декабря владыку вызвали на Лубянку, где он был арестован и после допросов переведён в Бутырскую тюрьму.

    30 марта 1923 года епископу Серафиму вынесли приговор: «2 года ссылки в Зырянском крае». По окончании ссылки вл. Серафим вернулся в Москву и служил в Борисоглебской Аносиной пустыни. В 1926 году от владыки потребовали покинуть Москву «с целью организации обновленческого синода». Владыка поселился в Дивеево. Богоборческая власть вынуждала владыку постоянно менять место проживания и служения. К концу октября он уезжает в город Меленки Владимирской губернии, где прожил около 5 лет, даже не выходя за ворота.

    В апреле 1931 года он вновь был арестован во время приступа желчной болезни, отконвоирован на Лубянку и помещён во внутреннем изоляторе. Приговор: 3 года ссылки в Казахстан.

    24 июня 1937 года с Ишимской тюрьмы начался последний этап земной жизни владыки Серафима. Несмотря на то, что владыка Серафим был еле жив, страдал почечно-каменной болезнью, сердечными приступами, кишечным заболеванием, 23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила его к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведён в исполнение.

    По материалам базы Новомучеников ПСТГУ

    Священномученик Николай Казанский

    «Ярый тихоновец и враг советской власти»

    Священномученик протоиерей Николай Фёдорович Казанский родился в 1874 году в Таврической губернии в семье священнослужителя. После Духовной семинарии принял священный сан. Служил в родной Таврической губернии. Революция застала отца Николая, когда он был клириком Александро-Невского кафедрального собора в городе Симферополе.

    Подвергся арестам 5 раз.

    В первый раз в 1922 году за протест против изъятия богослужебной утвари по групповому «Делу крымского духовенства», приговорён к 3 годам тюремного заключения.

    Вскоре за проповеди против обновленчества был арестован во второй раз. Несколько лет провёл в заключении.

    Через некоторое время после освобождения по доносу старосты храма, который был секретным сотрудником НКВД, был арестован в 3-й раз и провёл в тюрьме 3 месяца.

    В 4-й раз по доносу того же старосты его обвинили в поминовении гонимых священнослужителей во время Литургии. Во время допроса на обвинение в том, что он называл советскую власть антихристовой, отец Николай ответил: «Да, я заявляю, что советская власть как распространяющая безбожие является антихристианской властью».

    Уже в ссылке в Красноярском крае за отказ снять священническую одежду его арестовали в 5-й раз. Заключение при обвинении гласило: «Ярый тихоновец и враг советской власти». Без суда и следствия священник получил ещё 10 лет. Здоровье отца Николая было подорвано, и его поместили в колонию для инвалидов.

    Его жалоба начальнику Управления НКВД о том, что он осуждён без суда и даже не знает за что, оказалась безрезультатной.

    В 1942 году протоиерей Николай Казанский скончался в заключении в Устьвытлаге.

    Выбрал краткий и нелукавый путь веры: священномученик Сергий Смирнов

    Священномученик Сергий родился 15 июня 1893 года в селе Борок Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника Иоанна Смирнова. Окончил Рыбинское училище и получил место учителя в родном селе, проработав там 2 года. Отец Иоанн настаивал, чтобы сын стал священником и посвятил свою жизнь служению Богу и народу Божьему. Сергей Иванович согласился с отцом и, напутствуемый его благословением, поступил в Ярославскую Духовную семинарию. Окончив её, он женился на благочестивой крестьянской девушке, певшей на клиросе. В 1919 году он был рукоположен в сан священника к храму в селе Санниково, расположенного в 40 километрах от Борка.

    В 1935 году за неуплату налога, который о. Сергий не смог заплатить, власть описала всё его имущество и выгнала его с семьёй из дома. Когда ему кто-то из прихожан пожертвовал 3 кг ржи, власть обвинила его в сокрытии денег и приговорила к 1 году в исправительно-трудовой лагерь. После отбытия наказания он был направлен в Воздвиженский храм села Теблиши.

    В 1937 году он был вновь арестован. При обыске из дома взяли всё, включая старенький, уже ветхий подрясник. Начальник местного НКВД предложил ему отказаться от сана священника в обмен на место учителя в средней школе в Теблишах. Отец Сергий наотрез отказался:

    – Нет, я никогда этого не сделаю. Никогда. Я священник. Я сын священника. Мой прадед был священником. На основании лжесвидетельств председателя и секретаря сельсовета и заведующего одним из отделов райисполкома, что о. Сергий будто бы выступал против займа, говорил, что большевики не хуже капиталистов обирают рабочих и крестьян под видом займов и что СССР готовится к войне, Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.

    Священник Сергий Смирнов был расстрелян 3 ноября 1937 года.

    По материалам Базы данных ПСТГУ

    Священномученик протоиерей Пётр Соловьёв

    «Призывал население не вступать в колхоз, то есть вёл контрреволюционную деятельность»

    Священномученик Пётр родился в 1871 году в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Введенской церкви Тимофея Соловьёва, у которого было 5 детей, 2 из которых стали священниками.

    Пётр Тимофеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию, женился на дочери священника, и у них родились 5 детей.

    В июле 1896 года Пётр Тимофеевич был рукоположен в сан священника к храму, где служил его тесть, священник Стефан Кедров. К этому времени село Карташово перестало существовать, так как слилось с селом Астанкино, где находилась как сама церковь, так и церковноприходская школа и дома церковнослужителей, и потому всё это место называлось Поповка. Прихожанами Казанского храма были жители сёл Астанкино, Астапово, Новосёлки, Выселки и Новая деревня. В этом храме отец Пётр прослужил настоятелем всю свою жизнь. Здесь он был возведён в сан протоиерея и назначен благочинным округа.

    Арестовали о. Петра во время празднования именин его внучки, 8 сентября 1937 года.

    – Следствию известно, что вы призывали население не вступать в колхоз, то есть вели контрреволюционную деятельность. Признаёте ли вы это?

    – Нет, это я отрицаю.

    – Следствию известно, что вы высказывали террористические настроения против коммунистов. Признаёте ли вы это?

    – Нет, это я отрицаю, так как никогда ничего подобного я не высказывал.

    – Следствию также известно, что вы среди населения высказывали контрреволюционную клевету на советскую власть. Признаёте ли вы это?

    – Нет, это я отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности против советской власти не признаю.

    10 октября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Пётр Соловьёв был расстрелян 13 октября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

    По материалам сайта «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»

    Священномученик Александр (Щукин)

    «Тело моё в вашей власти, но душу свою я вам не отдам»

    Священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский (в миру – Александр Иванович Щукин) родился в 1891 году в городе Риге в многодетной семье священника. Окончил Московскую Духовную Академию и был назначен на должность преподавателя Нижегородской Духовной Семинарии. В 1917 году он принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре и вскоре был рукоположен в иеромонаха.

    С 1918 по 1923 годы отец Александр (Щукин) служил в церкви села Лысково Нижегородской епархии вместе со своим отцом. В 1923 году состоялась хиротония отца Александра в епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии. Он часто говорил проповеди, обличая безбожие и разрушение храмов.

    Осенью 1928 года он был арестован и заключён в тюрьму Нижнего Новгорода. Ему предложили прекратить говорить проповеди в обмен на свободу, но он отказался. Его били, запугивали, но он на всё отвечал: «Тело мое в вашей власти, и вы можете делать с ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам».

    Епископ был приговорен к 3 годам заключения, которое он отбывал в Соловецком лагере. В 1932 году владыка был назначен епископом Орловским, а в сентябре 1936 года – на Семипалатинскую кафедру. Через год, в августе, его там опять арестовали. Тройка при НКВД приговорила архиепископа к высшей мере наказания.

    30 октября 1937 года архиепископ Семипалатинский Александр (Щукин) был расстрелян.

    По материалам базы Новомучеников и исповедников Российских ПСТГУ

    Священномученик митрополит Пётр (Полянский)

    «Если я откажусь, подпишу тем себе смертный приговор»

    Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Пётр (в миру — Пётр Фёдорович Полянский) родился 28 июня 1862 года в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье священника. В 1892 г. окончил Московскую Духовную академию и был оставлен при ней помощником инспектора. За диссертацию на тему «О Пастырских посланиях» ему была присуждена степень магистра богословия. С 1906 года он вошёл в Учебный комитет при Святейшем Синоде и исполнял обязанности ревизора духовных учебных заведений. Переехав в Петербург, близко познакомился со многими выдающимися церковными деятелями, которые стали часто бывать у него на квартире. Среди других и архиепископ Литовский Тихон (Белавин). Был живым и жизнерадостным человеком, всех поражала его природная безунывность. Не было, казалось, таких обстоятельств, которые могли заставить его безутешно скорбеть и унывать.

    В 1918 году, с началом богоборческих гонений, переехал в Москву и здесь принял участие в Поместном Соборе 1917-1918 годов. В 1920 году Патриарх Тихон предложил ему принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной церковью. Предложение Патриарха было сделано тогда, когда уже широко разливалось гонение на Православную церковь. Пётр Фёдорович принял предложение Патриарха как волю Божию, как прозвучавший через Патриарха Божий призыв – послужить Богу и Церкви. Пётр Фёдорович жил в то время в Армянском переулке в Москве, в доме своего брата, священника Василия, служившего в храме Николы-на-Столпах. Придя домой, он рассказал родственникам о предложении Патриарха и прибавил:

    – Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я подпишу тем себе смертный приговор.

    Слова эти сбылись в точности. После рукоположения в епископа Подольского, викария Московской епархии, он был арестован и сослан в Великий Устюг, где сначала жил у знакомого священника, а потом в сторожке при соборе. После ссылки, в 1923 году, был возведён Патриархом Тихоном в сан архиепископа, а через год – митрополита и назначен митрополитом Крутицким.

    После смерти Патриарха Тихона на основании его завещания, в котором были указаны 3 архиерея, в том числе и митрополит Пётр, права Местоблюстителя Патриаршего престола перешли к нему, так как первые 2 кандидата уже находились в ссылке и не могли приступить к исполнению патриарших обязанностей.

    Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Пётр остался верным Православию, твёрд в отношениях с обновленцами и богоборческой властью. Видя угрозу своего ареста, по примеру Патриарха Тихона тоже составил завещание, в котором обозначил 3 кандидатов на Патриарший престол, среди которых был митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). С 1926 года в жизни Патриаршего Местоблюстителя началась череда ссылок: Тобольск, Пермь, Екатеринбург, Абалак, Тобольск, поселок Хэ за полярным кругом, Верхнеуральская тюрьма. 74-летнему человеку продлили срок заключения ещё на 5 лет, что можно считать пожизненным заключением.

    2 октября 1937 года Тройка НКВД по Челябинской области приговорила Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра к расстрелу. Он был расстрелян через несколько дней, 10 октября в 16:00.

    Священномученик Иоанн (Кочуров)

    «Целую этот Святой Крест, дар вашей братской любви ко мне»

    Отец Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии (ныне – Липецкой области) в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. С момента своего рукоположения 2 марта 1857 года почти всю жизнь прослуживший в Богоявленской церкви села Бигильдино-Сурки Рязанской епархии и все эти годы успешно совмещавший своё приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища, ярко запечатлел в сознании своих сыновей, и в особенности наиболее духовно чуткого из них Иоанна, образ исполненного глубокого смирения и вместе с тем высокого вдохновения приходского пастыря.

    В 1891 году успешно окончил Рязанскую духовную семинарию, а в 1895 году по окончании Санкт-Петербургской духовной академии поехал на миссионерское служение в Америку. Там он стал помощником святителя Тихона, будущего Патриарха. Отец Иоанн построил храм в Чикаго, был благочинным приходов Нью-Йоркского округа, присоединил множество униатов и католиков к Православию. Детям (у него было 5 сыновей и дочь) он хотел дать образование в России, поэтому вернулся на Родину в 1907 году.

    В 1916 году отец Иоанн получил назначение в Екатерининский собор в Царском Селе. Большевики арестовали отцов собора в день захвата Царского Села – 13 ноября 1917 года – за проведение крестного хода с молебном о прекращении боевых действий. Отца Иоанна, позволившего себе протестовать, избили, а потом расстреляли и добили штыками на глазах его 17-летнего сына.

    По материалам Базы новомучеников и исповедников Российских ПСТГУ

    Священномученик Парфений, епископ Ананьевский (Брянских)

    «Ставил себе задачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата»

    Священномученик Парфений (в миру – Пётр Арсеньевич Брянских), епископ Ананьевский, родился в 1881 году в семье потомственного почётного гражданина Иркутска, работавшего доверенным (управляющим) промышленно-торговой фирмы «Немчинов и сын». После окончания Духовной Академии слушал курс библейских наук в Берлинском университете.

    В 1911 году принял монашеский постриг и рукоположение в священство, и очень скоро был награждён саном архимандрита. До революционного переворота 1917 года служил преподавателем Духовных учебных заведений в Житомире, начальником и преподавателем Ветхого Завета в Пастырской Миссионерской Семинарии при Григориево-Бизюковом монастыре в Херсонской губернии.

    После революции архимандрит Парфений переехал в Херсон, где поселился в архиерейском доме при епископе Прокопии (Титове) и выполнял обязанности его секретаря.

    В 1921 году во время открытых репрессий против Церкви отец Парфений был возведён в епископский сан. Став викарием Одесской епархии, он сначала был епископом Новомиргородским, а затем Ананьевским. Владыка открыто и прямо выступал против обновленцев. Уже в конце 1921 года он был арестован. Через полгода освобождён и выехал в Киев. Здесь в 1922 году он был вновь задержан властями и после освобождения сразу же уехал в Москву, где жил в Даниловом монастыре без права выезда.

    В 1925 году епископ Парфений был арестован по делу митрополита Петра (Полянского). В обвинении было написано, что он «ставил себе задачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата». Во время следствия владыке Парфению было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого Даниловского синода. Его приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянский край.

    После ссылки, в 1928 году, владыка вернулся в Москву, где снова жил при Даниловом монастыре без права выезда. Через год опять был арестован по обвинению в «сопротивлении закрытию одной из церквей Даниловского монастыря» и приговорён к 3 годам ссылки. По дороге из Бутырской тюрьмы в город Уил в Киргизии епископ Парфений был избит и лежал в Самарской тюремной больнице.

    Из ссылки он был освобождён в 1933 году и какое-то время не мог найти место проживания: ему отказали в получении паспорта, и он не мог получить регистрацию. Владыке удалось узнать место жительства своей матери, и в 1934 году он выехал к ней в город Кимры в Тверской области. Здесь он опять был арестован по обвинению в антисоветской агитации («устраивал на своей квартире тайные богослужения»). Его приговорили к 5 годам ссылки в Северный край.

    В 1937 году в ссылке в Архангельске священномученик епископ Парфений (Брянских) 4 августа был арестован и расстрелян 22 ноября того же года.

    По материалам Базы новомучеников и исповедников Российских ПСТГУ

    Священномученик Елеазар (Спиридонов)

    «Служил панихиды за иностранных подданных и о врагах Советского Союза, проживающих за границей»

    Священномученик Елеазар Спиридонов родился в 1874 году в Крыму, в Евпатории, в семье крымских греков. Отец его работал приказчиком на соляных промыслах. Будущий священномученик с детства начал петь на клиросе греческой церкви в Евпатории. Греческая община собрали деньги, чтобы он смог совершить паломничество в Иерусалим.

    После рукоположения в священный сан о. Елеазар преподавал в церковно-приходской школе в Евпатории. На скопленные за 12 лет служения средства купил 15 десятин земли и завёл двух коров, но после революционного перераспределения земли и другой собственности предложил местным крестьянам забрать у него коров и земельный участок. Лишившись этого имущества, о. Елеазар стал служить в храме Илии Пророка в Евпатории, которая была построена на деньги греческой общины и судовладельца П. Е. Давыдова, руководившего строительством.

    О. Елеазар был добрым, кротким и бессребреником, не пил вина и в доме его не держал. Несмотря на стеснённые обстоятельства, принимал у себя всех нуждающихся. В его семье жили две монахини из разорённого Космо-Дамиановского монастыря. Большевики подселили к нему двух солдат, которых он безропотно принял и кормил за свой счёт. Когда после революции во время богослужения подстрекаемая властями молодёжь била окна, его постоянно вызывали на допросы, требуя от него сотрудничества с властью и угрожая репрессиями, если он не отречётся от сана. Когда от него требовали не появляться в городе в рясе, о. Елеазар ответил: «Я священник и буду ходить в подобающей моему сану одежде».

    Его арестовали сразу после разорения Ильинской церкви. Поводом к аресту послужило письмо греческой общины Ильинской церкви к греческому консулу, отправленное по благословению о. Елеазара. Поводом для вынесения приговора священнику стали книги, изъятые из храма, где он служил. В обвинительном акте написано: «Подвергнув проверке литературу, изъятую при обыске в греческой церкви г. Евпатории, нашли в ней элементы монархической пропаганды». На основании панихиды, которую о. Елеазар отслужил по случаю кончины Константинопольского Патриарха, его обвинили в том, что он «служил панихиды за иностранных подданных и о врагах Советского Союза, проживающих за границей».

    В июле 1937 года о. Елеазар был приговорён к 5 годам в исправительно-трудовом лагере на Колыме, где проработал на рудниках меньше 5 месяцев, скончавшись 6 декабря 1937 года в возрасте 64 лет.

    По материалам базы новомучеников и исповедников российских ПСТГУ

    Мученик Василий Кондратьев

    «При царе русский народ жил свободнее и лучше»

    Василий Емельянович Кондратьев родился в селе Иудино Сергиевского уезда Московской губернии. Он был кустарём-слесарем, занимался торговлей. Известно, что в 20-х — начале 30-х годов он жил в Сергиевом Посаде.

    С 1925 по 1935 годы Василий Емельянович был старостой в Кукуевской Всехсвятской церкви, где служил преподобномученик Маврикий (Полетаев). 21 октября 1935 года будущий мученик был арестован по групповому делу «Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936 г.» и заключён в Бутырскую тюрьму. Его обвиняли в том, что он говорил, что при царе русский народ жил свободнее и лучше.

    8 января 1936 года Василий Емельянович Кондратьев был приговорён к 3 годам исправительных работ. Отбывал наказание он в Карагандинском ИТЛ, где он работал возчиком.

    28 сентября 1937 года он вновь был арестован в лагере. Его обвинили в том, что он раздавал лагерникам рукописи с Евангелия и иконки.

    4 октября 1937 года Василия Кондратьева расстреляли в КарЛАГе (в один день с преподобномучеником Маврикием).

    Мученик Симеон Туркин

    «Советская власть – дело неустойчивое и недолго продержится»

    Родился в 1870 году в селе Симбухово Верейского уезда Московской губернии в семье крестьянина. Окончил сельскую школу. С 1894 по 1897 год служил в армии в чине унтер-офицера. После службы несколько месяцев был урядником в Наро-Фоминске, а затем жил в родном селе, где некоторое время был волостным старшиной. В 1918 году он стал свидетелем восстания крестьян в Верейском уезде. Узнав о происшедшем возмущении против советской власти, Семён Яковлевич пошёл сначала посмотреть, что происходит, а затем попытался уговорить крестьян разойтись, но его никто не послушал, и он ушёл. На обратной дороге его арестовал ехавший на подавление восстания отряд латышей и отправил под конвоем в Верею. После допроса был освобождён. В 1920-х годах он организовал строительную артель, брал подряды и строил дома.

    В 1933 году он был выбран старостой Успенского храма в Симбухове. 8 сентября 1937 года настоятель Успенского храма Пётр Алексеевич Юрков и староста Семён Яковлевич Туркин были арестованы и заключены в тюрьму в городе Можайске. Лжесвидетели рассказывали, что священник и староста занимались антисоветской деятельностью, везде старались завербовать себе побольше сторонников, староста храма в чайной села Симбухова специально заводил с колхозниками разговор на религиозную тему, грозил разными карами людям, не посещающим церковь, говорил, что советская власть – дело неустойчивое и недолго продержится.

    22 сентября тройка НКВД приговорила священника и старосту к расстрелу. Священник Пётр Юрков и староста храма Семён Яковлевич Туркин были расстреляны на следующий день, 23 сентября 1937 года, и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

    По материалам базы Новомучеников ПСТГУ

    Мученик Феодор (Иванов)

    «Религиозный фанатик, готовит вооружённое восстание, выдаёт себя за святого и является врагом советской власти»

    Феодор Михайлович Иванов родился в 1895 году в городе Тобольске. Отец его работал курьером и сторожем в государственном архиве Тобольска и подрабатывал шитьем мужской одежды. В 1911 году отец умер, и на руках матери осталось 10 детей, причём младшему было всего 10 месяцев. Чтобы поддержать семью, мать поступила на работу в архив и исполняла обязанности почившего мужа, подрабатывая рукоделием.

    С детства Феодор прислуживал в соборе. Собор был холодным, и Феодор, ночуя в нём, не раз сильно простужался. В 13 лет Феодор заболел суставным ревматизмом и через год стал инвалидом — паралич ног. Первые несколько лет у него были такие сильные боли, что временами он от боли кричал.

    В 1916 году, во время торжественной канонизации святителя Иоанна Тобольского, Феодора посетила Александра Васильевна Дулепова, знакомая с семьей Государя, и предложила матери Феодора показать сына доктору Деревенко, лечившему наследника. После осмотра доктор сказал:

    — Диагноз правильно поставили, а вот лечили неверно. Лекарство, которое первым давали, надо было давать вторым, а второе — давать сначала. К сожалению, не имею возможности взяться за его лечение, а то бы он у меня по комнате с палочкой, но похаживал.

    В другой раз Александра Васильевна договорилась, что во время праздничной службы Иоанну Тобольскому Феодора приложат к мощам святителя. Было множество народа — архиереи, священники, паломники со всей России, во время пения «Хвалите имя Господне» Феодора приложили к святым мощам, и с этого времени боли у него в ногах прекратились. За его глубокую веру народ относился к Феодору с большим уважением, и многие посещали его. Болящий Феодор почитался народом как великий утешитель скорбящих душ и безотказный молитвенник.

    В 1937 году Тобольский отдел НКВД начал широкие аресты среди населения. За один месяц было арестовано 136 человек, среди них много священников и верующих крестьян. В августе власти предупредили Феодора, что если к нему не перестанут ходить люди, то его арестуют. Но он не мог отказать ищущим утешения и помощи.

    Сотрудники НКВД пришли через несколько дней.

    — Кто дома есть? — спросил один из них.

    — Все дома, — ответила сестра Евгения Михайловна.

    — И хорошо. Фёдора Иванова мы забираем.

    Когда его мать пошла за костюмом, приготовленным на смерть, её остановили: — Не понадобится, не нужен будет.

    Приготовили носилки. Ноги у Феодора не гнулись, были как палки, но чувствительности не потеряли. Один из сотрудников НКВД подхватил его за ноги, но, сразу почувствовав огромную силу подвижника, от испуга вскрикнул и бросил Феодора. Подбежала сестра, подхватила ноги больного и закричала на них:

    — Изверги! Что вы делаете над больным человеком? Что у вас за спешка такая?

    Когда Феодора положили на носилки, он попросил сестру:

    — Дай мне свою шапочку! Я хоть красный цвет не больно люблю, но пускай это будет на память, на сколько бы этой памяти ни хватило.

    В камере Феодора положили лицом к стене, чтобы он никого не видел, и запретили ему разговаривать. В тюрьме Феодора ни о чём не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не приходил. И никого из 136 арестованных в одно время с ним также не спрашивали о Феодоре. Всё обвинение основывалось на справке председателя Тобольского уездного совета, в которой говорилось, что Фёдор Иванов является религиозным фанатиком, готовит вооружённое восстание, выдаёт себя за святого и является врагом советской власти.

    11 сентября Тройка УНКВД приговорила его к расстрелу.

    Феодор был расстрелян в Тобольской тюрьме, на территории которой и погребён.

    По данным базы Новомучеников ПСТГУ

    Мученик Димитрий Власенков

    Хранил крест, маленькую икону и Библию

    Дмитрий Власенков родился 15 мая 1880 года в местечке Россасна Горецкого уезда Могилёвской губернии в семье крестьянина Емельяна Власенкова, исполнявшего в селе должность волостного старшины. Окончив церковноприходскую школу, Дмитрий занимался земледелием, как его отец и братья. В 1901 году он был призван в армию и прослужил до 1905 года в Финляндском лейб‐гвардейском полку сначала рядовым, а в конце службы унтер‐офицером.

    В своё время он женился на девице Дарье, и Господь даровал им большую семью.

    Воспитанный в вере и благочестии, он был усердным прихожанином церкви в родном селе, с детства пел на клиросе, был некоторое время псаломщиком, а во времена гонений в 1931 году был избран в церковный совет, в котором состоял до 1934 года, когда храм был закрыт, а священник арестован. Вместе с прихожанами стал хлопотать о возвращении храма, но их хлопоты не увенчались успехом.

    В 1934 году его брат был арестован и приговорён к 10 годам заключения, из заключения бежал, скрывался, но в 1937 году снова был арестован.

    Страдая от отсутствия богослужения, односельчане стали просить Дмитрия Емельяновича, чтобы хотя бы он, как человек, знающий церковнославянский и бывший псаломщиком, приходил к ним в дома почитать Псалтирь по покойнику. В день Радоницы он с крестьянами ходил на кладбище, где собирались до 200 человек. Были и хористы, которые под управлением Дмитрия Емельяновича пели панихиду.

    16 мая 1940 года Дмитрий Емельянович был арестован и допрошен в тюрьме в городе Орше. Его обвинили в хранении креста, маленькой иконы, Библии и в том, что под видом религиозных обрядов он проводил антисоветскую работу.

    В предъявленном обвинении Дмитрий Емельянович виновным себя не признал и сказал: «Мне безразлично, какая была бы власть, – я обязан ей подчиняться».

    Суд приговорил его к 5 годам заключения в исправительно‐трудовом лагере. Дмитрий Емельянович подал в Верховный суд кассационную жалобу, в которой убедительно доказал свою невиновность и что он осуждён по показаниям лжесвидетелей, а также просил вызвать других свидетелей из жителей села Россасна для дачи дополнительных показаний, но суд ему в этом отказал.

    Дмитрий Емельянович был этапирован в Казахстан и 11 мая 1941 года прибыл на станцию Карабас Карагандинского лагеря, откуда был распределён в 5-е Эспинское отделение Карлага. Здесь он тяжело заболел и 5 мая 1942 года был помещён в лагерную больницу, где в тот же день и скончался.

    Дмитрий Емельянович Власенков погребён в безвестной могиле на лагерном кладбище Эспинского отделения Карлага.

    По материалам базы Новомучеников ПСТГУ

    Преподобномученик Феодор (Богоявленский)

    «Разоблачён как враг народа и советской власти»

    Родился в Тегеране в благочестивой семье русского консула в Персии П. Г. Богоявленского. 19 января 1911 года Павел Георгиевич был убит персами, и его жена Ольга Петровна с 3 детьми вернулась в Санкт-Петербург. Семья жила на пенсию, получаемую от правительства; жили хотя и не богато, но в достатке. Олег в это время учился в ремесленном училище. После революции семья осталась без средств к существованию. Им помог брат Ольги Петровны, профессор А.П. Нечаев, который в 1920 году получил должность ректора института в Саратове, куда взял и семью сестры. Но через год голод начался и в Саратове: Олег заболел суставным ревматизмом, на улицах валялись трупы умерших.

    В 1922 году они переехали в Москву, и Ольга Петровна устроилась преподавательницей музыки в средней школе. Они получили комнату. Жили более чем скромно. Воспитывала детей в покорности воле Божией, с детства приучила их ходить в храм. Переехав в Москву, они стали прихожанами храма Грузинской иконы Божией Матери, настоятелем которого был священник Сергий Голощапов, человек высокообразованный и прекрасный проповедник. Олег с сестрой Ольгой пели на клиросе, а младший брат Георгий был в храме чтецом и прислуживал в алтаре. Основную часть прихожан составляла молодежь.

    Служа в армии, Олег не скрывал своей веры и христианских убеждений и всегда, прежде чем сесть за стол, про себя молился, а затем крестился. Это было замечено начальством, и его посадили на 5 суток на гауптвахту.

    По возвращении из армии Олег стал посещать Высокопетровский монастырь. Олег принял твёрдое решение — всю жизнь посвятить только Господу, не разделяя и не смешивая своих душевных устремлений ни с чем земным, встать на путь монашеского подвига и идти по нему до смерти.

    4 ноября 1930-го Олег принял монашеский постриг с именем Феодор в честь преподобного Феодора Студита и был рукоположен в сан иеродиакона ко храму преподобного Сергия.

    По доносу одного из завербованных ОГПУ монахов в 1933-м вместе с ещё 24 монахами и мирянами иеродиакон Феодор был арестован. Всех их обвинили «в насаждении тайных монахов в советских учреждениях, занимающихся пропагандой контрреволюционных идей и обработкой в антисоветском духе служащих, главным образом молодежи, в создании нелегальных монастырей, являющихся очагами развёрнутой антисоветской агитации среди населения, в создании специальной нелегальной духовной академии для подготовки кадров контрреволюционного актива, в распространении монархической литературы (дореволюционного издания) и создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам», приговорили к 3 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправили этапом в Новосибирск. Затем был отправлен во Владивосток, в 1-е отделение Дальлага, где во время посадки заключённых на пароход у него отнялись ноги. Благодаря неоконченному высшему медицинскому образованию был помощником врача.

    Служение после лагеря продолжалось недолго. В 1940 году от него потребовали уплатить заведомо завышенную сумму налога, а в обмен на отмену уплаты предложили стать доносчиком. О. Феодор отказался. Ему запретили проживание в Московской области как человеку, отбывавшему срок в исправительно-трудовых лагерях.

    После начала Великой Отечественной войны о. Феодор был арестован за якобы отказ сообщить в военкомат о перемене места жительства. Заметив иконы, один из офицеров НКВД сказал:

    — Вот сколько икон понавесили, моя мать давно выбросила из своей хаты все иконы, хоть и старая уже.

    — Ну что же, остаётся её только пожалеть, что на старости лет она потеряла разум, — сказал на это о. Феодор.

    Во время обыска Ольга Павловна увидела в руках сотрудника НКВД большой конверт оранжевого цвета, которого у них раньше не было. Тот с отвратительной усмешкой вынул из него портрет Гитлера с немецкой надписью. Ольга Павловна поняла, что они решили устроить провокацию и, не найдя при обыске ничего предосудительного, подсунули этот конверт.

    На допросе следователь заявил, что о. Феодор разоблачён как враг народа и советской власти. На вопрос о причине неявки в военкомат о. Феодор ответил, что в 1940 году был с военного учета снят по болезни и признан годным к несению нестроевой службы. Особое Совещание при НКВД постановило приговорить иеромонаха Феодора к 5 годам ссылки в Красноярский край. После приговора священника перевели из Саратовской тюрьмы №1 в город Балашов Саратовской области в тюрьму №3. Суровые условия длительного тюремного заключения и пытки сокрушили здоровье священника.

    Иеромонах Феодор (Богоявленский) скончался в тюрьме в городе Балашове 19 июля 1943 года и был погребён в безвестной могиле.

    По материалам базы Новомучеников ПСТГУ

    Григорий Климешов

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — rusnasledie.info

    Просмотров: 23 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Святые дня на сайте

    Фонд Возрождение Тобольска

    Месяцеслов (cвятцы): А–Я

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 216

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году