• Посм., ещё видео
Женщине, двенадцать лет страдавшей от женской болезни с кровотечением, и исцелившейся только от одного прикосновения к одежде Спасителя, Он говорит: «вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8:48). Вера – это первое и важное условие, которое подвигает человека обратиться к Богу с молитвой. И вовсе не обязательно, что просить мы будем исцеления больных или воскрешения мертвых. Любая молитвенная просьба требует веры в то, что просимое будет дано.
Вера в это должна быть твердой, безоговорочной и не имеющей сомнений. О необходимости именно такой веры красноречиво повествует евангельская история. Христос, «увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:19-22). Сила веры, и приложенная к ней молитва, способны творить чудеса. Маловерие же и не способно давать явные, добрые плоды. А если человека еще и гложут сомнения в том, что Бог поможет, то у Бога и вовсе не будет оснований отвечать на молитву.
Сюда же можно отнести и то, что далеко не все люди имеют практическую веру, то есть не являются людьми воцерковленными – регулярно участвующими в церковных Таинствах, изучающими Священное Писание и труды святых отцов, регулярно молящимися. Молитвы от случая к случаю и редкие походы в храм «свечку поставить» вряд ли можно назвать практикой веры. При этом люди могут быть добрыми, отзывчивыми, помогать ближним. Но это делают и атеисты. Вовсе не обязательно быть верующим, чтобы, например, заниматься благотворительностью. Вера же, согласно определению апостола Иакова, без дел мертва (Иак.2:26).
Что же происходит, когда люди, упорствующие в грехе или не имеющие практической веры, обращаются к Богу с молитвой? Ответ находим в Священном Писании: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). Чтобы Бог ответил на молитвы, мало просто констатировать Его существование, называть себя верующим и ставить свечки в церкви. Нужно жить так, как заповедал Господь. А если приходит осознание тяжкого греха, который был причиной греховной жизни, то в нем необходимо принести искреннее покаяние, и лишь потом приступать к молитве. Тогда помощь Божия будет ощущаться во многих делах и благих начинаниях, Господь будет поддерживать в болезнях и скорбях, и непостижимым для человека образом устраивать все к лучшему.
Это всеведение Божие очень примитивно можно представить в виде камня, который стоит перед былинным богатырем на развилке трех дорог и на котором написан исход каждого из путей. Куда бы не пошел богатырь, исход тот, что написан на камне. Также и Бог – знает исход любого нашего пути и знает, как повлияет на нашу жизнь то, что мы просим у Него. Важно понимать, что проявляя своеволие, человек может творить разные поступки и просить у Бога всего, чего ему заблагорассудится. Но поскольку молитва направлена к Богу и подателем блага является Всеведующий Бог, то и окончательное решение всегда за Ним. Он Сам знает когда, кому и что подать. Поэтому неудивительно, что люди, даже живя в согласии с Божьими заповедями, могут годами просить у Бога что-то и не получать. Это просто не полезно для их спасения в данный момент или не полезно вовсе.
Порой случается и так, что человек молится только о материальных благах, напрочь забыв наставление Спасителя: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21). Если сердце отягчено страстью стяжания, то и молитвы будут соответствующими. Но будет ли Господь подогревать эту страсть? Вряд ли. Апостол Иаков явно дает понять это: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3).
Поэтому самой правильной молитвой является не просто «подай, Господи, потому, что мне это надо», а «подай, Господи, если мне это полезно и пусть будет воля Твоя». Возлагая на Бога попечение о нашем спасении, мы должны просить в первую очередь о нем и о том, что полезно для него. Первая молитва должна быть об этом, а лишь потом все наши хотения и желания.
Также важно помнить, что о полученных благодеяниях нужно Бога благодарить. Многие люди совершенно забывают об этом чрезвычайно важном деле – молитве благодарения, принимая благодеяния Божии как должное. Просил – получил. Однако, получаем мы ответ на наши просьбы только потому, что Бог любит нас. Родители, воспитывая ребенка, учат его, чтобы он благодарил, говорил «спасибо». Общаясь с близкими, коллегами, начальством, людьми на улице, человек благодарит за помощь. Это есть признак культуры и воспитания. Так разве не нужна такая культура и воспитание в общении с Богом? Бог – это не джинн из бутылки, который исполняет наши желания, стоит лишь попросить Его об этом или свечку поставить. Бог – наш Отец, а если мы земному своему родителю говорим «спасибо», то и Бога должны благодарить. Иначе можно уподобиться девяти из десяти прокаженных, которые после исцеления ушли и не вернулись поблагодарить Христа.
Кто-то возразит и скажет – а как же, например, молитва за воинов на поле брани? Разве в таких молитвах не просим мы даровать победу христолюбивому воинству нашему? Разве не нужно было молиться, например, о победе над гитлеровской Германией? Или разве плоха молитва о тех воинах и правоохранителях, которые борются с терроризмом? Ответ будет прост – все это допустимо, а иногда и необходимо, потому, что молимся о прекращении зла. Зло может быть в разных воплощениях. Гитлер или террорист с поясом смертника – это тот человек, который смыслом своей жизни сделал зло, истребление людей. Это люди, которые укоренились в грехе и грех их направлен против других людей. Но даже в борьбе с такими людьми крайне важно понимать, что война, какими бы порывами и чувствами не была обусловлена, всегда является злом. Даже оборонительная война тоже является злом. Неизбежным злом. Неизбежным не потому, что неизбежно в принципе, а потому, что не удалось избежать этого зла, не удалось сохранить мир. Если же полагать, что зло неизбежно в принципе, то можно оправдать любую войну и любое истребление. Поэтому молитва о воинах и победе – это, в первую очередь, молитва о прекращении зла и наступлении мира. В такой молитве, действительно, нужно возложить упование на Господа.
Этого нельзя сказать о ситуации межличностных конфликтов. Своих личных врагов Христос учит прощать: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5:43-45). Сложно запретить человеку взвывать в молитвах к справедливому суду Божьему в случае явной несправедливости, но нужно понимать, что Суд Божий может быть не тут и не сейчас, и точно не по заказу. Всех нас ждет Страшный Суд, там и разрешатся все споры, а законом, по которому будут всех судить – заповеди Божьи.
Тут мы видим, что Христос не сразу отвечает на просьбу женщины. Более того, сначала он даже и говорить с ней не хочет. Разве можно придумать более веский повод для обращения к Мессии, чем беснование дочери? Женщина знает, что Он может исцелить дочь, кричит Ему об этом, но Он молчит. Как это похоже на наши житейские ситуации, когда мы молимся и не получаем помощи от Бога! Даже на просьбу апостолов Христос отвечает отказом, уходя, казалось бы, в жесткий и даже жестокий формализм – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но хананеянка не отступает, ее упорство достойно похвалы. Она вновь обращается к Спасителю – Господи, помоги мне! Здесь видим еще один для себя урок – терпение и упорство в молитве. Какова бы не была горестна и безотлагательна наша жизненная ситуация, и сколько бы обращения к Богу и святым оставались без ответа, мы не должны отчаиваться и ослабевать в молитве. Читая эти евангельские строки, видим, что Христос поступает жестко с женщиной, которая и без того находится в крайней степени отчаяния из-за беснования дочери. Кто-то и вовсе удивится – как же так, неужели это Христос, который учит любви к ближнему, вдруг называет псами целый народ, представительницей которого была эта несчастная? Однако, этим Спаситель указывает не на человеческие качества людей, а на их языческую сущность. Хананеяне были язычниками и поклонялись идолам, принося им в жертву даже собственных детей. Но эта женщина, язычница, проявляет невероятную веру и смирение, она не отступает от Христа с обидой, но с завидным упорством молит – «псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Вера, упорство и смирение дали плоды, Христос исцеляет ее дочь одним лишь словом.
Очень показательная история и пример того, как не оскудевать в молитве. Бог может проверять нашу веру и смирение, как проверял хананеянку, и лишь увидев основание, помочь.
«Отец девочки, тяжело больной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попросил молитв о своей дочке.
– Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подвигается» от жертвенной любви.
– Чем же пожертвую, батюшка?
– Пожертвуй какую-нибудь одну свою страсть.
– Нет у меня никакой страсти.
– Сигареты куришь? – Да, – ответил отец девочки. – Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сделает её здоровой, – потребовал старец.
Отец, однако, забывшись, нарушил свое обещание Богу и опять начал курить. Одновременно же у дочери его опять начал обнаруживаться рак, и девочка снова пришла в предыдущее тяжелое состояние. И тогда отец её опять пришел к старцу. Но старец с твёрдостью сказал ему: – Если ты, будучи отцом, не имеешь любочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём».
Такая же ситуация складывается, когда приходится молиться за алкоголиков. С одной стороны, такая молитва крайне необходима, но с другой – если алкоголик сам не захочет избавиться от греховной страсти, она будет тщетна. И вовсе не потому, что Бог хочет, чтобы человек продолжал грешить, а потому, что в грехе есть проявление свободной воли человека. Не Бог заставляет пить, человек сам делает это. Увы, примеров того, как родители, супруги и дети годами молятся за своих близких-алкоголиков, но ничего не меняется, очень много.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — azbyka.ru