Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат


Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2025 » Май » 10 » • Цитаты о Промысле Божьем • Кто сей, омрачающий Провидѣніе ... •
12:05
• Цитаты о Промысле Божьем • Кто сей, омрачающий Провидѣніе ... •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Как Бог влияет
  • Происходит ли хоть что-то
  • Ложные учения о Промысле
  • Почему нам сложно понять
  • Промысл Божий над всем
  • Цитаты о Промысле
  • Толкования на Книгу Иова
  • Святитель Иоанн Златоуст
  • Божий промысел и судьба
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Предисловие

    Про́мысл Бо́жий (греч. πρόνοια) – непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, непрестанное действие Божье, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечества в целом и каждого человека в отдельности. (Следует различать слова: промысел (ремесло, например, народный промысел) и «Промысл» (Божий)).

    Как Бог влияет на сотворённый Им мир?

    Бог влияет на события в мире многообразно, Священное Писание даёт нам примеры того, как Бог осуществляет Свой промысл:
    давая человеку возможность самоопределяться между добром и злом, осознанно и свободно идти по пути жизни (Втор.30:19-20);
    помогая человеку в реализации добрых намерений и дел (Флп.2:13; Деян.17:28; Ин.15:5);
    попуская человеку (в той или иной мере) осуществлять даже богопротивные, греховные, злые намерения (Быт.3; Мф.23:37);
    призывая всех людей ко спасению (Иез.33:11; Мф.11:28-29); изменяя Свои намерения в отношении нечестивцев в случае их покаяния (Иер.18:7-10, Ион.3);
    благотворно реагируя на молитвы (Лк.1:13; Мф.15:28; Деян.10:4)
    изменяя действия установленных Им физических законов, ради блага верных Ему людей (Исх.14:21; Нав.10:13; 4Цар.20:6; Ин.11:43–44);
    воплотившись ради спасения людей (Лк.2:11; Ин.4:42);
    приводя мир к цели, определённой Его замыслом (Откр.21:1).
    Если ты хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься.

    Бог непрестанно участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы люди могли осуществлять свободный и осознанный выбор. Промысл Божий в отношении человека проявляется и в том, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере.

    Бог призывает нас не к бесплодным попыткам понять своим ограниченным умом громадное число взаимосвязей Его Домостроительства, а к практическим действиям по уменьшению зла. Как минимум в себе и вокруг себя.

    Ветхий завет даёт нам два замечательных примера доверия промыслу Божьему: судьбы праотца Авраама (Быт.11-25) и праведного Иова Многострадального (Иов.1-42)

    Происходит ли хоть что-то в мире без воли Бога?

    Ничто в мире не происходит без воли Бога (без Божьего благоволения или попущения), хотя мы и видим лишь небольшие фрагменты масштабной картины непрестанного попечения Бога о каждом человеке и всём мире.

    «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). Народное переложение: «человек предполагает, Бог располагает». «... знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:8). «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены...» (Мф.10:29-30).

    Бог наделил человека свободной волей. В отношении нравственного выбора и нравственно оцениваемых действий эта свобода может доходить до того, что человек ослушивается Бога. Но даже и ослушание происходит в соответствии с волей Божьей: Бог сам наделил человека свободой воли, способностью к нравственному выбору, и Сам дозволяет ему проявлять эту свободу (в тех пределах, в каких считает нужным).

    Ложные учения о Промысле Божьем

    1. Языческое представление о предопределённой судьбе как фатуме.
    2. Деизм – теории об отстранённости Бога (полной или частичной) от сотворённого Им мира.
    3. Дуализм – учение о борьбе равновесных сил добра и зла.
    4. Кальвинистское и исламское учение о предопределении.

    Почему нам сложно понять Промысл?

    Почему нам сложно понять проблематику существования зла в мире, притом, что Бог благ и не благоволит к распространению зла? Люди часто как должное воспринимают дарованную им Творцом свободу, с другой – обвиняют в Его том, что Он не остановил злодеяния, как плод этой самой свободы.

    Люди нередко упрощают промысл Божий. Это, в частности, может проявляться в следующем:

    в связывании значимости тех или иных промыслительных действий Божьих, сопряженных с конкретными событиями, исключительно с этими событиями, не рассматривая их, как звенья в ряду множества прочих событий,
    в игнорировании того обстоятельства, что промышляя о каждом конкретном человеке, Бог учитывает огромное множество факторов и промышляет о нем не только как об индивидууме, но и как о представителе социума.
    Бог же премудр и всеведущ, Он обладает полнотой ведения. Любое событие может быть звеном большой цепи, охватывать многих людей и иметь далеко идущие последствия. Мы видим один-два-три элемента «пазла» мировой истории, а Творец – всю картину сразу.

    Бог поступает всегда наилучшим из всех возможных вариантов, в отношении людей этот способ направлен в первую очередь на спасение нас в вечности. Многие же люди привыкли оценивать происходящее лишь рамками земной жизни.

    Душевредная статья или книга по последствиям может быть хуже, чем массовое изнасилование или убийство, ведь он погубит неокрепшие души в вечности, а не тела во временной жизни (см. басню: Сочинитель и разбойник). При этом к первому большинство безучастно, а второе вызывает бурю эмоций.

    Промысл Божий над всем человечеством и конкретным человеком

    Следует различать промысл Божий над конкретным человеком, семьёй, народами и всем человечеством, или кратко – промысл Божий над всем человечеством и конкретным человеком.

    Промысл Божий вообще: Бог дарует людям определённую степень свободы и направляет на то, чтобы они свободно выбирали добро, соблюдали Заповеди Бога и слушали голос совести.

    Конкретные следствия тех или иных промыслительных действий Божьих относительно отдельных людей можно осознать в некоторых случаях, но далеко не всегда. Проще всего здесь ответить про себя – Достойное по делам моим приемлю, мне попущено это для вразумления, научения или укрепления в вере. Касаемо других людей мы должны осознать свою ограниченность, мы не всеведущие, как Бог и не премудры, как Бог.

    Цитаты о Промысле Божьем

    «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!». Рим.11:33

    «Все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, – когда и вразумляемые не обращаемся.

    Бог благоволил, чтобы человек спасся, как и ангелы взывали говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14). Опять домостроительно Бог вразумляет нас согрешающих, чтобы не были мы с миром осуждены, как говорит апостол: Судими от Бога наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:32). И несть зло во граде, еже Господь не сотвори (Амос.3:6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению греха, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе, как написано: ослепи Бог очи их и окаменил есть сердца их (Ин.12:40); и: предаде их в неискусен ум, то есть, попустил их свободе творити неподобная (Рим.1:28); также: ожесточая ожесточу сердце Фараоново (Исх.4:21), то есть, попущу ожесточиться за непокорность его». преп. Ефрем Сирин

    «Ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, какие предполагаешь, и, сверх того, будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить». прп. Амвросий Оптинский

    «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, – другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» – Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно».

    Необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то, что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Уму ограниченному не естественно понимать со всею удовлетворительностию действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведет единственно к заблуждениям, к богохульству, к ересям и безбожию». Отечник

    Толкования на Книгу Иова 38:2
    Кто сей, омрачающий Провидение
    словами без смысла?

    Архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
    Ст. 2 Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
    Кто так дерзок, чтобы план мироправления, полный порядка и совершенства, обвинять в беспорядке и несовершенстве? Речь направлена к Иову, который произносил горькие жалобы на назначение человека и в самых резких чертах представлял победу порока над страждущею добродетелью. Чрез это помрачалась премудрость планов Божиих. Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением
    Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
    Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
    Величие отвечающего сказывается в вопросе: «кто сей омрачающий Провидение?» Отношение Бога к миру и Иову - полный разумности план (евр. «еца»; синодальное «Провидение»), а неразумным человеком они представляются в виде жестокого, лишенного истинной мудрости произвола (Иов. 9; Иов. 41:14 и д. ).
    Толковая Библия
    Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
    Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
    Как часто бывает с тем, кто плохо говорит хорошее, а плохое говорит хорошо, так и Елиуй с его высокомерием правильное говорит неправильно, потому что в защиту Бога он надменно говорит о смиренном. Потому он заслуженно воплощает образ тех в кафолической Церкви, кто ищут похвалы, кто, считая себя превосходящими остальных, сами достойны обвинения в незнании суда Божьего, ибо, как говорит апостол: Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать (1Кор. 8:2).
    Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова
    Иоанн Златоуст, свт. (†407)
    Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
    Смотри, что делает. Эти слова приводят, мне кажется, к заключению, что у него на уме было нечто другое. Поелику мысль Иова занимало многое, чего он не осмеливался высказать, то наперед от этого освобождает его и показывает, что промышляет о делах человеческих и все ясно видит. Начинает речь от того прежнего, что особенно было непростительно. Ведь, если тяжко и нестерпимо было то, что осмелился сказать, то тем более – то. Поэтому предлагает врачевство к этому прежнему. «Кто сей?» – говорит, вначале показывая расстояние между Богом и человеком и как бы говоря: «Скажи Мне, кто решается скрывать от Меня, точно знающего сокровенное? Разве это не слова, если ты не произнес их? Родилось в уме и стало словом. Поэтому напрасно скрывать то, чего нельзя скрыть». Видишь, как говорит кротко, исправляя и обличая.
    Отрывки на (книгу) блаженного Иова

    Святитель Иоанн Златоуст: «О Промысле Божием»

    Мы должны быть убеждены только в одном: что Бог все посылает для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его. В том-то, главным образом, и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы. Если бы он не превышал нашего разумения, то, пожалуй, кто-нибудь и в самом деле счел бы человека причиной всего.

    Мы и сами не так хорошо знаем, что для нас полезно, как Господь знает, и не столько сами мы заботимся о себе, сколько Он печется о нашем спасении и все творит и совершает так, чтобы только вести нас к добродетели и вырвать из рук диавола.

    Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все следует и служит Божественному повелению.

    Спасение человеческое служит для Бога предметом такой заботы, что из-за одного кающегося грешника радуются Небо и земля.

    Нужно убедиться только в том, что все устрояется для нас Богом на пользу, а каким образом — об этом не спрашивать, равно как не беспокоиться и не унывать, если мы не знаем этого. Знать это и невозможно, и неполезно; первое — потому что мы смертны, второе — потому что легко впадаем в гордость.

    Не будем говорить: для чего это и зачем это? – когда все это исходит от Бога. Не станем требовать от Него отчета – это крайне нечестиво и безумно.

    ...Какое можешь иметь себе извинение, какое снисхождение, предаваясь такому безумию и глупости, когда желаешь постигнуть непостижимое и доискиваешься основания всякого Промышления Божиего?

    ...Никто столько не старается сделать нас совершенными, великими и во всем благопризнательными, как сотворивший нас Бог. Потому-то Он благодетельствует часто и против воли, и еще чаще — без ведома нашего.

    Нежно любящие отцы ни в каком случае не дозволят себе дать детям нож или горящие уголья, когда те просят их, потому что хорошо знают, что удовлетворение такой просьбы пагубно для них. Так точно и Бог не может дать просящим гибельного в качестве полезного, поскольку знает, что это будет им на погибель.

    Если бы Бог действовал только по правосудию, то все погибло бы; а если бы только по человеколюбию, то многие сделались бы еще более беспечными. Поэтому для спасения людей он разнообразит Свои действия, совершая тем и другим их исправление.

    Когда увидишь, что порочный человек веселится, когда увидишь, что превозносится, когда увидишь, что одерживает верх над врагами, мстит за себя обидчикам, не терпит никакой потери, что к нему отовсюду притекают богатства, что все почитают и льстят ему, а что ты сам находишься в совершенно противоположном состоянии, что с тобою оскорбительно обходятся, что на тебя клевещут, злоумышляют, то не подумай, что ты — в числе отверженных, но, смотря на апостола Павла, испытывавшего твою же участь, воспрянь духом, восстанови помыслы, не упади под действием уныния.

    Должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение.

    Бог не попускает нам наслаждаться всегда покоем, чтобы мы не сделались беспечнее; но не попускает также быть и в непрерывной скорби, чтобы мы не упали духом и не пришли в отчаяние.

    ...Не земля, не вода, не воздух, не солнечный луч и не что-нибудь другое приносит плоды, но все — от Бога.

    Как мать не смотрит на то, хороши ли ее дети, но исполняет закон природы, — так, и даже более, Бог постоянно печется, никогда не оставляет, всегда действует в одной и той же мере.

    Бог не оставляет нашей души ни в постоянном покое, ни в продолжительной скорби, устраивая то и другое по Своей мудрости.

    В том-то главным образом и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы. Если бы это не превышало нашего разумения, то, пожалуй, кто-нибудь и в самом деле счел бы человека причиною всего.

    Не должны мы много испытывать, много рассуждать о том, что бывает от Бога; а за все выражать Ему нашу признательность и удивляться добродетелям праведников.

    Не будем приписывать управления миром демонам, не будем думать, что о настоящих делах никто не промышляет, не будем противопоставлять Промыслу Божию тирании какого-то рока и судьбы.

    Бог, невидимый всей созданной твари, не имеющий количества и величины, всюду присутствующий и над всем надзирающий, все обнимающий, так что нет места вне Его владычества, открывает Себя каждому соответственно: святым Ангелам — как святым, посылая <им> неизреченные повеления, а злому <духу> — как злому, давая согласие на испытание людей.

    Так всегда Господь творит и устрояет, и каждое событие так направляет, что верно служащие Ему как светила просиявают, и добродетель их делается известною повсюду.

    <Бог> ничего не делает без цели и как случится, хотя сам ты и не постигаешь тайны премудрости.

    Все промышление Божие и даже большую часть его показать было бы нелегко: так оно бесконечно и неизреченно проявляется в малом и великом, в видимом и невидимом.

    Не сомневайся в Промысле Божием, но удивляйся Его заботе, как Он, несмотря на то, что между людьми есть и злые и добрые, всем предоставил вселенную и солнце и подает дожди.

    Бог для того и оказывает нам многие благодеяния, прежде, чем мы сделаем что-либо доброе, и удостаивает нас прощения, когда мы согрешим, и наказания за грехи насылает не вдруг, — для того, чтобы всем привлечь нас к Себе — и благодеяниями, и долготерпением.

    Как река, разделяясь на множество потоков, орошает страну, по которой протекает, так и промысл Божий окружает нас со всех сторон, обильно изливаясь, стремительно притекая и наполняя все. Оно не только доставляет нам безопасность и непреодолимую помощь, но и духовную радость.

    Когда мы увидим расстройство и замешательство в делах, не будем обвинять Бога и думать, что течение настоящей жизни не предусмотрено; истинное расстройство и замешательство не в течении дел, а в находящемся в таком состоянии помысле; и для него не будет никакой пользы от благоустройства в делах, хотя бы он пользовался величайшим благоустройством, пока он не уничтожит расстройства и замешательства, находящихся в нем самом. Око нашего ума, пока будет здорово, хотя бы увидело по видимому и неустройство, будет видеть прекрасный порядок, а если будет повреждено, то, хотя бы ты возвел его на самое небо, и там найдет великое неустройство и замешательство.

    Бог не только создал тварь, но и сохраняет Свое создание. Укажешь ли ты на Ангелов, или Архангелов, или на высшие Силы, и вообще на все видимое и невидимое — все находится под Его промышлением, и если бы стало вне Его деятельности, то распалось бы, разрушилось бы и погибло бы.

    Бог не попускает людям ни оставаться всегда в несчастьях, чтобы они не впадали в отчаяние, ни в покое, чтобы они не делались беспечными, но разнообразно устрояет их спасение, переменяя одно на другое.

    Если ты увидишь, что кто-либо живет справедливо, истощается болезнью и смотрит на то, что благочестиво, то ублажай его и считай достойным соревнования, хотя бы его окружали бесчисленные цепи и хотя бы беспрестанно он жил в темнице, хотя бы работал в рудниках, хотя бы терпел что-нибудь ужасное в другом роде. Блажен этот человек, хотя бы у него выкалывали глаза, хотя бы жгли его, хотя бы понемногу изнурялось его тело. Если же ты увидишь, что другой, живущий распутно и порочно и совершающий крайние злодеяния, наслаждается большой честью, восходит на самый царский трон, надевает на себя корону, имеет царскую одежду и владычествует над всей вселенной, то оплачь такового и по этой причине и называй несчастным. Поистине нет ничего тягостнее так настроенной души, хотя бы ей была подчинена вся вселенная.

    Не будем судить о Промысле Божием только по настоящему, а станем судить и по будущему.

    Не испытывай напрасно суда Владыки; люби только устрояемое Его мудростью. То, что даст тебе, принимай с радостью; во время бедствий, как и при благополучии, являй достойное последнего, полученного прежде.

    Солнце есть самая светлая звезда, однако больные глазами не видят света его; так точно и Промысл Божий яснее всякого солнца, но люди с превратными мыслями и закрытым слухом имеют нужду в великой заботе, чтобы раскрылся ум их.

    Нередко и через неверных показывается будущее по устроению Божию.

    Если наш разум не может постигнуть судеб Божиих, то тем более будем благоговеть перед Его судьбами и за все прославлять Его.

    Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, — потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, — так и Бога должно прославлять за все, и тем более, что там человек, а здесь Бог, и что те действия часто имеют противоположный исход, а дела Божии совершаются с величайшею премудростию и промышлением.

    Если же кто скажет: как делает Отец, когда Он в день седьмой почил от всех дел Своих, — тот пусть узнает образ Его делания. Каким же образом Он делает? Промышлением, сохранением всего сотворенного. Когда ты видишь восходящее солнце, бегущую луну, озера, источники, реки, дожди и движение природы — в семенах, в телах наших и в бессловесных животных, — и все прочее, чем держится вселенная, то и познавай в этом непрестающее делание Отца...

    Почему же мы будем исследовать <действия> Бога, Который так превосходит нас во всем, Который есть Сама Премудрость и никогда не ошибается? Тому, у кого следовало бы требовать отчета, будем верить беспрекословно; а от Того, Кому одному должны верить, будем требовать оправдания и отчета в Его действиях, и негодовать, что этого не знаем? Свойственно ли это душе благочестивой? Нет, прошу и умоляю, не будем доходить до такого безумия, но о всем, в чем недоумеваем, будем говорить: "судьбы Твои - бездна великая!" (Пс. 35:7). Даже и то, что мы не все знаем ясно, есть дело премудрости Божией. Если бы мы повиновались Богу потому, что знали бы причины событий, то не велика была бы нам награда, и наше повиновение не было бы выражением веры; когда же мы, не зная их, с любовью покоряемся всем Его повелениям, по истинному послушанию и искренней вере, тогда доставляем величайшую пользу душам нашим. Мы должны быть убеждены в одном только, что Богом все посылается для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его. Знать его для нас и невозможно, и бесполезно: первое потому, что мы смертны; второе потому, что мы скоро увлекаемся гордостью. С своими детьми мы делаем много такого, что им кажется вредным, а на самом деле полезно для них; однако и они не смеют спрашивать о причине, и мы не убеждаем их предварительно в пользе того, что намерены делать с ними, но только внушаем им повиноваться приказаниям родителей и ни о чем более не спрашивать. Если же мы так относимся к родителям, которые одной с нами природы, и не ропщем на них, то на Бога, Который превосходит нас настолько, насколько Бог выше людей, как будем роптать за то, что мы не все знаем?

    ...Бог печется не только о жизни, но и о смерти праведных, и не только о смерти, происходящей но естественному закону, но и о бывающей часто по особой воле Его.

    Когда Вышняя Десница являет свое промышление, тогда все делается легким и сносным, и люди жестокие оказываются кротчайшими.

    Божий промысел и судьба: какая между ними разница

    По мнению известного исследователя языка Владимира Даля, судьба – это стечение обстоятельств, которые не зависят от воли человека. Данное определение, казалось бы, только подтверждает речь одного из библейских персонажей по имени Иов к Господу: «Ты, Бог, решаешь, сколько жить кому, Ты устанавливаешь нам пределы жизни, и их ничто не может изменить» (Иов 14:5). Получается, что все в жизни предопределено, и рок ничем не отличается от воли Божьей?

    Религиозные тексты о судьбе

    На самом деле понятие «судьба» встречается в религиозных текстах не слишком часто. Тем не менее, пусть и редко, но данное слово все же можно прочесть на страницах Библии, в притчах и псалмах. Например, «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая!» (Пс. 35, 7), «… дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис 28:29), «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 33). Однако «судьба» здесь употребляется не в привычном нам понимании этого слова, не в значениях «рок» или «неизбежность». По мнению большинства священников и богословов, «судьба» по крайней мере в данных случаях является производным от словосочетания «суд Божий», а трактуется не иначе как «Божья мысль по отношению к людям» (архимандрит Тихон (Шевкунов)).

    «Судьба» же, соответствующая определению Даля, появляется в христианских писаниях исключительно в негативном ключе: «А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, … и растворяете полную чашу для Мени» (Ис.65:11). Как объясняет профессор Александр Лопухин в своем труде «Толковая библия», Мени – это сирийское божество, которое по предположениям занималось распределением счастья между людьми, то есть по сути являлось олицетворением судьбы.

    Воля человека, а не случай
    Православной церковью понятие «судьба» вообще отвергается: оно считается неприемлемым для истинного христианина. Богослов Иоанн Златоуст был уверен в том, что «учение о судьбе посеяно диаволом». Златоуст утверждал, что вера в судьбу является самым настоящим грехом, в частности благодаря тому, что устраняет от управления жизнью волю самого человека. Богослов сравнивает веру в судьбу с ситуацией, когда заболевший человек отказывается от лекарств. Патриарх Алексий II говорил о том, что люди сами выбирают направления своего жизненного пути.

    Даже Иисус Христос, зная, что согласно воле Божьей ему предстоит страшная казнь, тем не менее пытался что-то изменить как в своей жизни, так и в жизни любимых им апостолов. Так, Спаситель не стал разоблачать вора, а после предателя Иуду. Напротив, Христос пытался вразумить его посредством любви. Стал бы он так стараться, если бы верил в то, что все предопределено судьбой? Так размышляет на эту тему протоиерей Аркадий Шатов.

    Божий промысел
    Таким образом, умозаключения православных богословов сходятся на том, что судьба, являясь набором случайных обстоятельств («Толковый словарь» В. Даля), противопоставляется пути человека, который как раз таки способен изменить свою жизнь. Что же касается воли Божьей, то, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), именно Бог управляет всей Вселенной, а вовсе не случай. «И ни одна из них (из птиц) не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены ( Мф. 10:29). Кроме того, недаром существует не только понятие суд Божий, но и попущение. По словам святителя Игнатия, Господь «как бы ограничил Себя, не изменив произволения человеческого».

    Сама же воля Божия, как утверждает Брянчанинов, есть ничто иное как заповеди. Соответственно, следование им равно следованию божественной воле. Именно путь к спасению и предопределен Господом: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29-30). cyrillitsa.ru

    Спасение после крушения корабля

    Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил. День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.

    В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове. Мужчину охватили ярость и отчаяние.

    – Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! – Обратился он к Господу, – Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было. В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.

    Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: «Как вы меня нашли? Я ждал столько дней». «Мы увидели большой костер на острове», – ответил капитан.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — azbyka.ru

    Просмотров: 20 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Святые дня на сайте

    Фонд Возрождение Тобольска

    Месяцеслов (cвятцы): А–Я

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 215

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году