• Посм., ещё видео
Не по контракту, а по Любви: Промысл Божий в жизни человека.
Буква «е» в слове: если промысЕл, то — рыбный, если Божий, то — Промысл.
«Вы знаете, как промысел небесный Царевича от рук убийцы спас». А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Интересный факт О Божьем Промысле размышлял Филон Александрийский. Он считал, что Всевышний контролирует судьбу человечества, основываясь на своём намерении. Бог является не только Создателем бытия, но Он также следит за тем, чтобы мир не превратился в средоточие хаоса. Для этого Он дал Свои заповеди и постановления. В этом и заключается Его Промысл.
О Божьем Промысле размышлял Филон Александрийский. Он считал, что Всевышний контролирует судьбу человечества, основываясь на своём намерении. Бог является не только Создателем бытия, но Он также следит за тем, чтобы мир не превратился в средоточие хаоса. Для этого Он дал Свои заповеди и постановления. В этом и заключается Его Промысл.
Некоторые пришли к выводу, что Создатель похож на человека, запустившего часовой механизм, а затем утратившего к нему интерес. Это направление философии называется деизмом. Другие философы приходили к идее полного фатализма, означающей, что Бог управляет каждой деталью нашей жизни и мы не имеем никакой свободы выбора.
«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания…». (Исх.34:6,7)
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны». (Откр.21:1-5)
Всё, что происходит на земле, включая войны, болезни, смерть и другие проблемы, происходит по допускающей воле Бога для того, чтобы помочь нам возненавидеть грех и стать частью вечности.
Создатель напоминает о Себе и о том, какое будущее приготовил для праведников. Так, в наши дни почти нет людей, которые бы не слышали об Иисусе Христе и его заповедях. Христос — образец идеального человека, показавший нам, что значит проявлять божественные качества в совершенстве.
Даже всё плохое, что происходит в нашей жизни, допускается Богом для нашего блага. Например, многие люди жалуются на здоровье и тратят большие деньги на врачей и лекарства. При этом они курят, злоупотребляют алкоголем и ведут распутный образ жизни. Удивительно, когда люди не видят связи между потаканием греховным желаниям и их последствиями: физическими недугами. Бог допускает болезни, чтобы побудить человека остановиться.
«Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем… И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». (Ис.1:4-6, 15-18)
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь [Бог] с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им». (Втор.30:19,20)
любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь [Бог] с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им».
(Втор.30:19,20)
1 Даже во время существования зла и страданий Бог остаётся Владыкой Вселенной. Ни одна планета, ни одно место не забыты Богом. 2 Создатель борется со злом тем, что даёт человеку интеллект, совесть, знание, способность различать добро и зло. Зло приходит в мир, когда люди отвергают эти дары. 3 Господь оказывает поддержку праведникам, помогая им прежде всего развивать духовность. Но делает это втайне от большинства, в разуме и сердце человека, стремящегося к святости. Помощь Божья носит постоянный, а не случайный характер. 4 Господь часто защищает нас и от видимых опасностей, но не объявляет об этом, поэтому мы можем думать, что он для нас ничего не делает. 5 Когда мы сталкиваемся с неразрешимыми трудностями, Бог даёт нам мудрость в ответ на молитву. 6 Его высшая заключается в том, чтобы возвысить человека до состояния, совершенного во всех отношениях. Именно для этого Христос приходил в этот мир и отдал свою жизнь. 7 Личное благополучие не стоит оценивать по толщине кошелька. Многие богатые идут по пути к гибели, потому что сделали своим упованием деньги и думают, что уже достигли Эдема, отвергая при этом Бога.
2 Создатель борется со злом тем, что даёт человеку интеллект, совесть, знание, способность различать добро и зло. Зло приходит в мир, когда люди отвергают эти дары.
3 Господь оказывает поддержку праведникам, помогая им прежде всего развивать духовность. Но делает это втайне от большинства, в разуме и сердце человека, стремящегося к святости. Помощь Божья носит постоянный, а не случайный характер.
4 Господь часто защищает нас и от видимых опасностей, но не объявляет об этом, поэтому мы можем думать, что он для нас ничего не делает.
5 Когда мы сталкиваемся с неразрешимыми трудностями, Бог даёт нам мудрость в ответ на молитву.
6 Его высшая заключается в том, чтобы возвысить человека до состояния, совершенного во всех отношениях. Именно для этого Христос приходил в этот мир и отдал свою жизнь.
7 Личное благополучие не стоит оценивать по толщине кошелька. Многие богатые идут по пути к гибели, потому что сделали своим упованием деньги и думают, что уже достигли Эдема, отвергая при этом Бога.
• между рабом и господином; • наёмным работником и работодателем; • ребёнком и отцом.
Некоторые выстраивают взаимоотношения с Богом как со своим работодателем. Следовательно, посещение церкви, молитва, служение, помощь нуждающимся — все духовные дела — являются для них работой, и они ожидают от Бога улучшения материальных условий. И если такие люди не получают желаемое, тут же расторгают образный трудовой договор, который заключили с Ним в момент крещения.
Писание говорит, что наше подчинение Богу должно быть основано на полноценной любви:
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь». (Матф.22:37,38)
(Матф.22:37,38)
Тогда, как по мановению волшебной палочки, в дело вступит Святой Дух. Он сам произведёт в нас нужные настройки. Нам же не нужно даже изучать Библию, анализировать свои поступки, слова, мысли и чувства. Поразительно, но сторонники данной теории заходят настолько далеко, что объявляют Священное Писание мёртвой книгой. По их словам, Святой Дух, если будет нужно, сам даст знать им Божьи определения в индивидуальном порядке.
Согласуется ли этот удобный взгляд, тешащий греховное самолюбие, с Писанием? Вот что о внутренних изменениях написал апостол Пётр:
«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
• то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, • в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, • в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». (2Петр.1:3-11)
(2Петр.1:3-11)
Мы должны со своей стороны прилагать «все старания» для формирования гармонично развитой христианской личности.
Поступая таким образом, человек становится соучастником исполнения Божьего замысла и уже сегодня приобщается к жизни вечной (на духовном и нравственном уровне).
Если человек проявляет гордыню, то рано или поздно станет причиной страданий окружающих и пострадает сам. Высокомерные люди жертвуют любовью к ближним и активно подпитывают своё эго. Ради личной славы, престижа и власти они легко перешагивают через других, оскорбляют их чувства, проявляют равнодушие к чужим потребностям и даже жестокость.
«Неизбежную же судьбу (или фатум) (εἱμαρμένην) мы допускаем в том, что избирающим доброе предлежит достойная награда, равно как и избирающим противоположное – сообразные наказания». Юстин Мученик
Юстин Мученик
1 Ещё до нашего рождения Создатель предначертал всю жизнь человека, включая даже его будущую участь в вечности (рай или геенну) (Жан Кальвин). 2 Бог испытывает садистское удовольствие, наблюдая за нашими страданиями, потому что сам ушёл недалеко от сатаны. 3 Бог и дьявол — два родных брата, равных по возрасту и могуществу. Поэтому, при всём благородстве, Бог не может победить зло. Это теория манихейства. 4 Бог — вечный неудачник. Наша цивилизация далеко не первая из тех, что под Его чутким руководством терпит сокрушительное фиаско.
2 Бог испытывает садистское удовольствие, наблюдая за нашими страданиями, потому что сам ушёл недалеко от сатаны.
3 Бог и дьявол — два родных брата, равных по возрасту и могуществу. Поэтому, при всём благородстве, Бог не может победить зло. Это теория манихейства.
4 Бог — вечный неудачник. Наша цивилизация далеко не первая из тех, что под Его чутким руководством терпит сокрушительное фиаско.
Может показаться, что Бог не достигает успеха. Но даже самые образованные из нас похожи на муравья, который ползает по гигантской картине в Эрмитаже и по её маленькому фрагменту пытается представить целое изображение. Бог же видит полотно целиком в масштабах Вселенной и с позиции вечности.
«…Если домогаешься узнать: для чего жизнь грешника продолжается, а дни пришествия праведнику сокращаются? Для чего неправедный благоденствует, а праведный угнетается? Для чего похищен смертию отрок, прежде нежели пришел в совершенный возраст? Отчего войны? Для чего кораблекрушения, землетрясения, засухи, излишество дождя? Для чего сотворено вредное для людей? Для чего один — раб, другой — свободен? Один богат, другой беден? Даже много разности как между грешащими, так и преуспевающими в добродетели: иная продана содержателю непотребного дома и по неволе живет во грехе; а другая с малолетства досталась доброй госпоже и воспитана в правилах целомудрия: за что же последняя облагодетельствована, а первая осуждена? И какое каждому воздаяние от Судии? Когда все это приходит тебе на мысль, рассуди, что судьбы Божии – бездна (Пс. 35:7) и, будучи заключены в Божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы. А верующему дано обетование от Бога: и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства (Ис. 45:3). Потому, когда удостоимся ведения лицом к лицу, тогда узрим и в сокровищах Божиих бездны». Василий Великий
Один богат, другой беден? Даже много разности как между грешащими, так и преуспевающими в добродетели: иная продана содержателю непотребного дома и по неволе живет во грехе; а другая с малолетства досталась доброй госпоже и воспитана в правилах целомудрия: за что же последняя облагодетельствована, а первая осуждена? И какое каждому воздаяние от Судии?
Когда все это приходит тебе на мысль, рассуди, что судьбы Божии – бездна (Пс. 35:7) и, будучи заключены в Божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы. А верующему дано обетование от Бога: и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства (Ис. 45:3). Потому, когда удостоимся ведения лицом к лицу, тогда узрим и в сокровищах Божиих бездны».
Василий Великий
Не стоит думать, что автор берёт за основу позицию того или иного религиозного течения, если использует богословские термины
Церковь не имеет ничего против писательской деятельности. Однако, если в названии или содержании книги используются богословские термины, не стоит думать, что автор берёт за основу позицию того или иного религиозного течения. Например, ни Библия, ни Православная Церковь не учат тому, что черти (демоны) являются сотрудниками Небесной канцелярии. Они рассматриваются как непримиримые враги Бога, всего доброго и светлого, что есть в нашем мире.
И хотя Промысл Божий в наши дни может казаться проявлением стихийных мировых сил, однажды Его воля будет совершаться видимым и всеобъемлющим образом. Сегодня же он позволяет сделать осознанный выбор: идти по пути греха, отвергнув Его любящее руководство, и навечно погибнуть или же уверенно встать на путь праведности, не взирая на все потрясения личной или мировой жизни, и унаследовать бесконечную радость.
Виктор Глебов
«В детстве я болел опасно воспалением легких. Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… Вероятно, мне тогда было года полтора-два. Но вот конец этого паломничества мать рассказала моей сестре (она и сейчас еще живет под Москвой, вдовою). А она — мне, лишь два года тому назад. Мать стояла в храме св. Митрофана. Мимо нее проходил какой-то сторож-монах. Я, младенец, вертелся (а может быть, и чинно стоял) возле матери. Он, должно быть, благословил нас, а обо мне сказал: «он будет святитель!». И мать мне никогда об этом не говорила. А перед смертью завещала положить мою фотографию (передавала та же сестра) в гроб. Царство ей небесное! И этому неизвестному старцу! Так и сбылось — слава Богу».
Вероятно, мне тогда было года полтора-два. Но вот конец этого паломничества мать рассказала моей сестре (она и сейчас еще живет под Москвой, вдовою). А она — мне, лишь два года тому назад.
Мать стояла в храме св. Митрофана. Мимо нее проходил какой-то сторож-монах. Я, младенец, вертелся (а может быть, и чинно стоял) возле матери. Он, должно быть, благословил нас, а обо мне сказал: «он будет святитель!».
И мать мне никогда об этом не говорила. А перед смертью завещала положить мою фотографию (передавала та же сестра) в гроб.
Царство ей небесное! И этому неизвестному старцу!
Так и сбылось — слава Богу».
«Анализируя свою жизнь, могу сказать, что свидетельство Промысла Божьего в моей жизни – это мое ранение, благодаря которому я не спился. Если бы этого не было в моей жизни, то я бы однозначно спился. Уже ближе к концу службы меня ранило. Я полежал в госпитале, выписался и потом на дембель, домой. Пока было нормально, мы пили, гуляли во всю. Я с Афгана – герой! Веселые компании. Масса знакомых. И это дело пошло и пошло. Пока не сказались последствия ранения. Врачи сказали, что такой образ жизни вести нельзя. Однозначно, для меня это – Божий промысел! Только поэтому я стал тем, кем я сейчас являюсь».
«Я работаю в фермерском хозяйстве комбайнёром. 23 июля 2008 года, как обычно, поехал на работу – мне нужно было снять переднее колесо на комбайне «Дон 1500Б», потому что была проколота камера. Делал я это, как обычно, соблюдая все правила безопасности, так же, как делал это уже не один десяток раз. Мой помощник залез под комбайн, чтобы подставить домкрат и приподнять, но у него это долго не получалось. Тогда я полез спереди, переставил домкрат в другое место, чтобы перехватиться, но когда стал опускать на бревно, комбайн покатился назад, съехал с бревна (из шины воздух уже почти вышел) и придавил меня к земле. Я стоял на четвереньках, и наклонная камера оказалась у меня на туловище в районе таза, и естественно, что я не мог освободиться. Комбайн продолжал опускаться с треском, так как выходил остаток воздуха из шины, и согнулся гидроцилиндр подъёма жатки. Бревно перекрутилось и как раз оказалось под гидроцилиндром. Время, в которое я был зажат, показалось мне вечностью, от удара лицом об монтировку, которая торчала в домкрате, согнуло зубы и разрезало бороду, но это было мелочью по сравнению со спиной. Хочу обратиться ко всем, кто служит Господу, кто любит Его всем сердцем: «Братья и сёстры, Бог дал нам эту жизнь, она так коротка, что неразумно прожить её в праздности, не имея сильной нужды в тесном общении с Ним. Мы должны стоять в проломе, молиться друг за друга, за себя тогда, когда мы можем это делать». Я просто делюсь своими переживаниями, мы все, в том числе и я, молимся, когда встаём утром, просим благословение на предстоящий день, я имею привычку молиться, когда сажусь за руль автомобиля, даже тогда, когда просто выгоняю машину из гаража – молюсь, чтобы Господь хранил меня и руководил моими действиями. Но в тот момент, когда меня придавило (вес комбайна 13 тонн), я прекрасно понял, что не могу произнести ни слова, только внутри звучало слово: «Господь!» Было такое ощущение, что все мои внутренности вывалились на землю. Вокруг все засуетились, хотели как-то освободить меня, но это было невозможно. Кто-то кричал, чтобы пригнали кун и приподняли. Я хотел сказать, что это безполезно, ведь у него грузоподъёмность всего 800 кг, а здесь 13 тонн, но не мог говорить. Я не терял сознание от боли, мозг чётко работал, и вдруг я понял, что такое жизнь наша – какое-то мгновенье мы живы, а в следующее мгновение нас уже нет на этой земле. И в эти минуты мне стало ясно, что наступает конец, так как скоро комбайн меня раздавит окончательно. Подбежал один парень, ухватился за мою левую ногу, которая была согнута подо мной и попытался её вытащить, чтобы я выпрямился. Хочу ему сказать: «Ты правильно делаешь, продолжай!», но у него ничего не получалось, и я понял, что это конец. Но тут он упёрся и изо всех сил потянул ещё раз и вытянул ногу, после чего я перевернулся и оказался на спине. В этот момент комбайн рухнул ещё ниже, согнув в дугу гидроцилиндр, и я мгновенно понял, что на том месте был Ангел-Хранитель, который поддерживал комбайн, чтобы он меня не раздавил. Слава Богу! Меня быстро погрузили в машину и отвезли в больницу. Первым делом послали на рентген, и каково было удивление всех, когда увидели, что позвоночник целый, а УЗИ показало, что и внутренности тоже невредимы. Врачи сказали, что я под счастливой звездой родился, а я ответил, что действительно под счастливой звездой, которая есть Иисус Христос. Слава, честь, хвала и благодарность Ему во веки веков. Из уст моих непрестанно идут только слова благодарности и хвалы. Великое счастье осознавать, что ты Божье дитя и служишь Господу».
Делал я это, как обычно, соблюдая все правила безопасности, так же, как делал это уже не один десяток раз.
Мой помощник залез под комбайн, чтобы подставить домкрат и приподнять, но у него это долго не получалось.
Тогда я полез спереди, переставил домкрат в другое место, чтобы перехватиться, но когда стал опускать на бревно, комбайн покатился назад, съехал с бревна (из шины воздух уже почти вышел) и придавил меня к земле.
Я стоял на четвереньках, и наклонная камера оказалась у меня на туловище в районе таза, и естественно, что я не мог освободиться. Комбайн продолжал опускаться с треском, так как выходил остаток воздуха из шины, и согнулся гидроцилиндр подъёма жатки.
Бревно перекрутилось и как раз оказалось под гидроцилиндром.
Время, в которое я был зажат, показалось мне вечностью, от удара лицом об монтировку, которая торчала в домкрате, согнуло зубы и разрезало бороду, но это было мелочью по сравнению со спиной.
Хочу обратиться ко всем, кто служит Господу, кто любит Его всем сердцем: «Братья и сёстры, Бог дал нам эту жизнь, она так коротка, что неразумно прожить её в праздности, не имея сильной нужды в тесном общении с Ним. Мы должны стоять в проломе, молиться друг за друга, за себя тогда, когда мы можем это делать».
Я просто делюсь своими переживаниями, мы все, в том числе и я, молимся, когда встаём утром, просим благословение на предстоящий день, я имею привычку молиться, когда сажусь за руль автомобиля, даже тогда, когда просто выгоняю машину из гаража – молюсь, чтобы Господь хранил меня и руководил моими действиями.
Но в тот момент, когда меня придавило (вес комбайна 13 тонн), я прекрасно понял, что не могу произнести ни слова, только внутри звучало слово: «Господь!»
Было такое ощущение, что все мои внутренности вывалились на землю. Вокруг все засуетились, хотели как-то освободить меня, но это было невозможно. Кто-то кричал, чтобы пригнали кун и приподняли.
Я хотел сказать, что это безполезно, ведь у него грузоподъёмность всего 800 кг, а здесь 13 тонн, но не мог говорить. Я не терял сознание от боли, мозг чётко работал, и вдруг я понял, что такое жизнь наша – какое-то мгновенье мы живы, а в следующее мгновение нас уже нет на этой земле.
И в эти минуты мне стало ясно, что наступает конец, так как скоро комбайн меня раздавит окончательно.
Подбежал один парень, ухватился за мою левую ногу, которая была согнута подо мной и попытался её вытащить, чтобы я выпрямился. Хочу ему сказать: «Ты правильно делаешь, продолжай!», но у него ничего не получалось, и я понял, что это конец.
Но тут он упёрся и изо всех сил потянул ещё раз и вытянул ногу, после чего я перевернулся и оказался на спине.
В этот момент комбайн рухнул ещё ниже, согнув в дугу гидроцилиндр, и я мгновенно понял, что на том месте был Ангел-Хранитель, который поддерживал комбайн, чтобы он меня не раздавил.
Слава Богу!
Меня быстро погрузили в машину и отвезли в больницу. Первым делом послали на рентген, и каково было удивление всех, когда увидели, что позвоночник целый, а УЗИ показало, что и внутренности тоже невредимы.
Врачи сказали, что я под счастливой звездой родился, а я ответил, что действительно под счастливой звездой, которая есть Иисус Христос. Слава, честь, хвала и благодарность Ему во веки веков.
Из уст моих непрестанно идут только слова благодарности и хвалы. Великое счастье осознавать, что ты Божье дитя и служишь Господу».
«В одном городе приключилась засуха. Лето было в разгаре, и городской священник созвал всех утром в храм молиться о дожде. Пришел весь город, и весь город смеялся над одним ребенком — ребенок пришел с зонтиком. Каждый смеялся и говорил: — Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь, дождя-то нет. А я думал, что если вы помолитесь, то дождь пойдет, — ответил ребенок».
— Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь, дождя-то нет.
А я думал, что если вы помолитесь, то дождь пойдет, — ответил ребенок».
«Один человек, уцелевший после кораблекрушения, был заброшен волной на маленький необитаемый остров. Он единственный остался в живых и теперь беспрерывно молился о том, чтобы Бог спас его. Каждый день он всматривался в горизонт в поисках приближающегося на помощь судна. Вымотавшись окончательно, человек решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от дождя и диких зверей. Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой шалаш окутанным пламенем: гарь поднималась столбом к небу. Самым ужасным оказалось то, что все его запасы были потеряны и он остался вовсе ни с чем. Теперь человек не мог сдержать своего отчаяния и гнева. — Боже, как ты мог так поступить со мной? — рыдая, кричал он. Рано утром на следующий день его разбудил гудок корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти его. — Но как вы узнали, что я здесь? — спросил человек матросов. — Мы увидели твой дымовой сигнал, — ответили они. Помни, человек: если в следующий раз твой маленький шалаш сгорит дотла, это может быть дымовой сигнал, посланный Богом для твоего спасения».
Он единственный остался в живых и теперь беспрерывно молился о том, чтобы Бог спас его. Каждый день он всматривался в горизонт в поисках приближающегося на помощь судна.
Вымотавшись окончательно, человек решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от дождя и диких зверей.
Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой шалаш окутанным пламенем: гарь поднималась столбом к небу. Самым ужасным оказалось то, что все его запасы были потеряны и он остался вовсе ни с чем.
Теперь человек не мог сдержать своего отчаяния и гнева.
— Боже, как ты мог так поступить со мной? — рыдая, кричал он.
Рано утром на следующий день его разбудил гудок корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти его.
— Но как вы узнали, что я здесь? — спросил человек матросов.
— Мы увидели твой дымовой сигнал, — ответили они.
Помни, человек: если в следующий раз твой маленький шалаш сгорит дотла, это может быть дымовой сигнал, посланный Богом для твоего спасения».
Жил на свете крестьянин, работавший с утра до ночи, но при этом едва сводивший концы с концами. Так продолжалось много лет, и все эти годы все чаще приходила ему мысль о несправедливости мироустройства.«Отчего одних Бог облагодетельствовал богатством, знатностью, а других оставил в нищете на всю жизнь?» И вот однажды было ему видение. Стоит он в огромной пещере, заполненной великим множеством крестов разного и размера, и вида, и веса. Здесь кресты и золотые, и каменные, и деревянные, и из соломы. Тут явился ему Ангел и говорит: «Видишь эти кресты? Выбирай для себя любой и неси его на вершину горы». Выбрал крестьянин сначала самый большой золотой крест, но сколько ни старался, не мог его даже приподнять. Тогда решил взять крест поменьше, из серебра, но и его не смог взвалить на себя. Перебрал он все кресты — одни были слишком тяжелы, другие — неудобоносимы. Впору пришелся ему простой деревянный крест, который он удобно взял и понес на гору. Отнеся крест наверх, крестьянин вернулся и спросил Ангела: — Какая же мне будет за этот труд награда? — Чтобы ты сам мог решить, чего заслуживаешь, я открою тебе, что это были за кресты, — сказал Ангел. — Золотой крест, который тебе сначала приглянулся, — это царский крест. Большинство людей думает: как хорошо быть царем! Сиди себе на мягком троне да приказы раздавай. А того не знают, что как золото — тяжелейший металл, так и доля царская — самая тяжелая. Серебряный крест предуготован тем, кто облечен властью. Эти люди несут на себе много забот и скорбей других людей, и немногим удается донести этот крест до вершины. Медный — крест тех, кому Бог послал богатство. Многие завидуют им, а ведь жить им тяжелее, чем тебе. Ты после трудов можешь спокойно уснуть, никто не покусится на твой скромный дом. А богатый и днем, и ночью боится за свое добро, как бы его никто не обманул. Кроме того, богатый за свое богатство должен дать ответ Богу: как он его употребил. Железный крест — крест военных. Порасспроси тех, которые воевали, и они расскажут, как он достается. Каменный крест — у людей торговых; их работа физически не тяжела, зато как часто бывает, что купец теряет все и вынужден начинать сначала! А вот деревянный крест, который ты поднял на гору, — это и есть твой крестьянский крест. Знает сердцеведец Господь, что во всяком другом положении ты погубил бы свою душу, не донес креста. Так что ступай домой и не ропщи на свою долю: Господь дает каждому крест по силам.
И вот однажды было ему видение. Стоит он в огромной пещере, заполненной великим множеством крестов разного и размера, и вида, и веса. Здесь кресты и золотые, и каменные, и деревянные, и из соломы. Тут явился ему Ангел и говорит: «Видишь эти кресты? Выбирай для себя любой и неси его на вершину горы».
Выбрал крестьянин сначала самый большой золотой крест, но сколько ни старался, не мог его даже приподнять. Тогда решил взять крест поменьше, из серебра, но и его не смог взвалить на себя. Перебрал он все кресты — одни были слишком тяжелы, другие — неудобоносимы. Впору пришелся ему простой деревянный крест, который он удобно взял и понес на гору. Отнеся крест наверх, крестьянин вернулся и спросил Ангела:
— Какая же мне будет за этот труд награда?
— Чтобы ты сам мог решить, чего заслуживаешь, я открою тебе, что это были за кресты, — сказал Ангел. — Золотой крест, который тебе сначала приглянулся, — это царский крест. Большинство людей думает: как хорошо быть царем! Сиди себе на мягком троне да приказы раздавай. А того не знают, что как золото — тяжелейший металл, так и доля царская — самая тяжелая. Серебряный крест предуготован тем, кто облечен властью. Эти люди несут на себе много забот и скорбей других людей, и немногим удается донести этот крест до вершины. Медный — крест тех, кому Бог послал богатство. Многие завидуют им, а ведь жить им тяжелее, чем тебе. Ты после трудов можешь спокойно уснуть, никто не покусится на твой скромный дом.
А богатый и днем, и ночью боится за свое добро, как бы его никто не обманул. Кроме того, богатый за свое богатство должен дать ответ Богу: как он его употребил. Железный крест — крест военных. Порасспроси тех, которые воевали, и они расскажут, как он достается. Каменный крест — у людей торговых; их работа физически не тяжела, зато как часто бывает, что купец теряет все и вынужден начинать сначала! А вот деревянный крест, который ты поднял на гору, — это и есть твой крестьянский крест. Знает сердцеведец Господь, что во всяком другом положении ты погубил бы свою душу, не донес креста. Так что ступай домой и не ропщи на свою долю: Господь дает каждому крест по силам.
Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой благочестивые и праведные люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил: — Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть из судов Божиих. Услышав сие, старец спустился в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался. Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелек с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить на место, но не заметил, и кошелек упал в траву. Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился он у источника, набрал водички, вынул хлебушка из платка и стал есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник и с изменившимся от гнева лицом набросился на него. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскав всю одежду бедняка, ничего не нашел и ушел огорченный. Старец тот все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о несправедливом убийстве, молился Господу и говорил: — Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя неправду? Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной убит неправедно. В то время, как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему: — Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай. Тот, кто потерял дукаты — сосед того, кто их нашел. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне. Другой бедняк, утомленный, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: «Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!» Конечно, Господь простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом — как тот Его просил — и взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие! Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и становится монахом. Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божьей, по причине, которую люди не знают. Итак, правильно говорить: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс.118, 137) (Старец Паисий Святогорец).
— Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть из судов Божиих.
Услышав сие, старец спустился в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога.
Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался. Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелек с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить на место, но не заметил, и кошелек упал в траву.
Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями.
Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился он у источника, набрал водички, вынул хлебушка из платка и стал есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник и с изменившимся от гнева лицом набросился на него.
Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскав всю одежду бедняка, ничего не нашел и ушел огорченный.
Старец тот все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о несправедливом убийстве, молился Господу и говорил:
— Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя неправду? Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной убит неправедно.
В то время, как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему:
— Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай.
Тот, кто потерял дукаты — сосед того, кто их нашел. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении.
Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне.
Другой бедняк, утомленный, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: «Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!» Конечно, Господь простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом — как тот Его просил — и взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие!
Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и становится монахом.
Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божьей, по причине, которую люди не знают. Итак, правильно говорить: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс.118, 137) (Старец Паисий Святогорец).
У одного африканского короля был близкий друг, который в любой ситуации имел привычку говорить: «Это хорошо!» Однажды король находился на охоте. Друг по обыкновению заряжал ружья для короля, но, очевидно, сделал что-то неправильно: когда король взял у своего друга ружье и спустил курок, у короля оторвало большой палец руки. Друг же как обычно изрек: «Это хорошо!» На это король ответил: «Нет, это не хорошо!» — и приказал отправить своего друга в тюрьму. Спустя год король снова охотился в джунглях. Внезапно на него набросилось вооруженное дикое племя людоедов, пленив его вместе со всей свитой. Приведя пленников в деревню, каннибалы натаскали кучу дров, связали королю руки, приготовив его к жертвенному закланию. Вскоре они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели тех, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили. Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за свое обращение с другом. Он сразу же пошел в тюрьму, чтобы поговорить с ним. «Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца». Он рассказал все, что с ним произошло, и завершил свой рассказ словами: «Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо». «Нет, — сказал его друг, — это хорошо!» «Что ты говоришь? Разве хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?» «Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой».
Спустя год король снова охотился в джунглях. Внезапно на него набросилось вооруженное дикое племя людоедов, пленив его вместе со всей свитой. Приведя пленников в деревню, каннибалы натаскали кучу дров, связали королю руки, приготовив его к жертвенному закланию. Вскоре они заметили, что у короля не хватает большого пальца на руке. Из-за своего суеверия они никогда не ели тех, кто имел ущербность в теле. Развязав короля, они его отпустили.
Возвратившись домой, он вспомнил тот случай, когда лишился пальца, и почувствовал угрызения совести за свое обращение с другом. Он сразу же пошел в тюрьму, чтобы поговорить с ним. «Ты был прав, — сказал он, — это было хорошо, что я остался без пальца». Он рассказал все, что с ним произошло, и завершил свой рассказ словами: «Я очень жалею, что посадил тебя в тюрьму, это было с моей стороны плохо». «Нет, — сказал его друг, — это хорошо!» «Что ты говоришь? Разве хорошо, что я посадил своего друга на целый год в тюрьму?» «Если бы я не был в тюрьме, то был бы там вместе с тобой».
Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы намного лучше. «Зерно будет быстрее поспевать, — думал он, — и в колосьях будет больше зёрен». Бог увидел его мысли и сказал ему: — Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна, управляй ею сам этим летом. Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды. Когда земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошёл дождь. Зерно росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал: «Отлично, в этом году всё хорошо — и погода, и урожай. Таких колосьев я ещё ни разу в жизни не видел». Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но каково было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он собрал только солому. И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не годный. — Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, — ответил Творец. — Я посылал по очереди то дождь, то солнце, — стал объяснять крестьянин. — Я сделал всё, как надо. Не могу понять, почему же колос пустой? — А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой. Тогда зерно оплодотворяется, и получается хороший полный колос, а без этого урожая не будет. Крестьянину стало стыдно, и он подумал: «Лучше пусть Господь сам управляет погодой. Мы только всё перепутаем в природе нашей «мудростью”».
Бог увидел его мысли и сказал ему:
— Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна, управляй ею сам этим летом. Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды. Когда земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошёл дождь. Зерно росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал: «Отлично, в этом году всё хорошо — и погода, и урожай. Таких колосьев я ещё ни разу в жизни не видел».
Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но каково было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он собрал только солому.
И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не годный.
— Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, — ответил Творец. — Я посылал по очереди то дождь, то солнце, — стал объяснять крестьянин. — Я сделал всё, как надо. Не могу понять, почему же колос пустой? — А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой. Тогда зерно оплодотворяется, и получается хороший полный колос, а без этого урожая не будет.
Крестьянину стало стыдно, и он подумал: «Лучше пусть Господь сам управляет погодой. Мы только всё перепутаем в природе нашей «мудростью”».
Путешественник спрашивает пастуха: — Какая сегодня будет погода? Пастух отвечает: — Такая, какая мне нравится. — Откуда вы знаете, что погода будет именно такая, какая вам нравится? — Осознав, что невозможно всегда получать то, что тебе нравится, я научился любить то, что будет. Поэтому я абсолютно уверен, что будет та погода, какая мне нравится. Простейшим показателем по-настоящему ли вы познали, что такое Принятие, будет ваше отношение к погоде. Если вы жалуетесь, что вам слишком жарко и душно, или дождливо и холодно, значит, вы ещё ничего не поняли. Сам Господь даёт нам ежедневные и абсолютно бесплатные уроки обретения счастья внутри себя. Лекарство от греха. Притчи. /Сост.Фомин А. В./ — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2011.
— Какая сегодня будет погода?
Пастух отвечает:
— Такая, какая мне нравится. — Откуда вы знаете, что погода будет именно такая, какая вам нравится? — Осознав, что невозможно всегда получать то, что тебе нравится, я научился любить то, что будет. Поэтому я абсолютно уверен, что будет та погода, какая мне нравится.
Простейшим показателем по-настоящему ли вы познали, что такое Принятие, будет ваше отношение к погоде. Если вы жалуетесь, что вам слишком жарко и душно, или дождливо и холодно, значит, вы ещё ничего не поняли.
Сам Господь даёт нам ежедневные и абсолютно бесплатные уроки обретения счастья внутри себя.
Лекарство от греха. Притчи. /Сост.Фомин А. В./ — М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, 2011.
По городской улице шел молодой человек. Увидев на земле небольшую, карманного размера книжку, он заинтересовался ею, поднял и на ходу стал листать. В это время на улице раздались крики, народ стал метаться по тротуару. Со страшным шумом обрушился старый двухэтажный дом, предназначенный под снос. Юноша как раз проходил рядом, и падающая стена чуть его не задела, но он был погружен в чтение и не заметил, какой страшной опасности избежал. На перекрестке, к которому он подошел, раздался визг тормозов. Красивый спортивный автомобиль, не вписавшись в поворот, вылетел на тротуар и, переворачиваясь, покатился в сторону молодого человека. Еще мгновение – и машина раздавила бы его. Но тут она ударилась в бетонный столб, и, перевернувшись в последний раз, осталась лежать вверх колесами. Юноша был спасен, но, увлекшись книгой, он этого даже не заметил. Свернув за угол, молодой человек подошел к высотному зданию. Высоко вверху раздался грохот. Сорвались строительные леса и полетели вниз, угрожая гибелью всем, кто находился у здания. Люди бросились врассыпную. Вокруг юноши с грохотом падали железные трубы и деревянные настилы. Но он весь погрузился в чтение книги, и ничего не видел и не слышал. К счастью, никто не пострадал. Молодой человек, подойдя к зданию института, в котором он учился, как раз закончил читать книгу и пожал плечами, не найдя в ней ничего интересного. Книга называлась: «Три чудесных способа избавиться от смерти». «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?» (Мк. 8:17). Монах Симеон Афонский. Таинственные беседы или сокровенные истины.
На перекрестке, к которому он подошел, раздался визг тормозов. Красивый спортивный автомобиль, не вписавшись в поворот, вылетел на тротуар и, переворачиваясь, покатился в сторону молодого человека. Еще мгновение – и машина раздавила бы его. Но тут она ударилась в бетонный столб, и, перевернувшись в последний раз, осталась лежать вверх колесами. Юноша был спасен, но, увлекшись книгой, он этого даже не заметил.
Свернув за угол, молодой человек подошел к высотному зданию. Высоко вверху раздался грохот. Сорвались строительные леса и полетели вниз, угрожая гибелью всем, кто находился у здания. Люди бросились врассыпную. Вокруг юноши с грохотом падали железные трубы и деревянные настилы. Но он весь погрузился в чтение книги, и ничего не видел и не слышал. К счастью, никто не пострадал. Молодой человек, подойдя к зданию института, в котором он учился, как раз закончил читать книгу и пожал плечами, не найдя в ней ничего интересного. Книга называлась: «Три чудесных способа избавиться от смерти».
«Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?» (Мк. 8:17).
Монах Симеон Афонский. Таинственные беседы или сокровенные истины.
«Логика» божественной благости
— Отец Вячеслав, Промысл — одно из самых загадочных понятий православного богословия. Многие считают, что это некий план, прочерченный для нас Богом, другие — что сумма наших поступков, наоборот, приводит к конкретному результату…
— Промысл Божий — это не только феномен православного богословия. Это серьезная философская и религиозно-мировоззренческая проблема. Ее пытались решить, но не решили античные мыслители, потому что рассуждали в рамках логики необходимости: необходимость и целесообразность, необходимость и случайность, необходимость и свобода.
Христианство отвергло античное представление о судьбе-неизбежности, которое описывает человека либо как машину, либо как действующее лицо всемирного сценария. Оно разделяет понятия «предведения» и «предопределения», подчеркивая неуловимость Промысла, но и сохраняя пространство свободы для человеческих интерпретаций и поступков.
Благодаря предвидению Бог все видит, все знает, а вот предопределять Он может только в рамках той свободы, которую Он дал человеку. И эта свобода предполагает тысячу способов возрастания, «прогресса» человека в Боге. В той области, где присутствует Бог, нет жесткого сценария, потому что путей добра много. Скажем иначе: благой результат, «хэппи энд» предопределен, но божественная благость бесконечна и потому бесконечно число человеческих «ответов» на эту благость.
Гораздо более высока степень детерминизации там, где Бога нет. Ведь Промысл — это не только знание Бога о нас и не только Его действенное участие в нашей жизни, но и благость Божия, которая определяет конечный пункт человеческого пути. Поэтому те печальные факты, с которыми мы все сталкиваемся, например, внезапная смерть близких, могут трактоваться по-разному. — Что Вы имеете в виду?
— Допустим, остановилось сердце у моего друга — человека, который моложе меня на несколько лет, абсолютно здорового, спортсмена… Я задаюсь вопросом, как это могло произойти, начинаю анализировать его прошлое, вспоминаю, что, кажется, он увлекался алкоголем.
Если на вещи смотреть именно так, то эта смерть — заложенная грехом фатальная предопределенность, причем предопределена она самим человеком: совершая ряд дурных поступков, он предопределил себе неизбежный конец.
О благости Творца, полагающего смерть пределом действий грешников, очень хорошо говорил наш «российский Златоуст» — святитель Иннокентий Херсонский… Но если на вещи смотреть по-другому (дескать, выпивают многие — и ничего) становится понятно, что ранняя смерть молодого и доброго человека рационально необъяснима, как необъяснимы были для друзей Иова его страдания. Ведь и на пути праведников бывает всякое.
Например, на Серафима Саровского напали разбойники, а Мария Гатчинская была прикована к постели тяжелым недугом. Мы воспринимаем это как некое жизненное нестроение. Но одного взгляда на фотографию той же преподобномученицы Марии достаточно, чтобы понять: Господь именно в этих обстоятельствах позволил ей проявить свою праведность.
План греха
— Если сравнить действие Промысла с действием человека, оно покажется нелогичным, безумным. — Конечно! Есть такая известная притча. Некий старец шел в дальний монастырь, в пути к нему присоединился послушник. В одном доме они остановились на ночлег. Хозяин радушно принял их, пригласил к столу и принес еду на серебряном блюде. Вдруг послушник схватил блюдо и выбросил в реку. Старец промолчал. Переночевали они во втором доме, — провожая гостей, хозяин подвел к ним маленького мальчика со словами «Благословите, отцы». После благословения послушника мальчик умер. Старец ужаснулся, но снова промолчал. На третью ночь они остановились в заброшенном доме, потому что старец боялся новых чудачеств послушника. Наутро последний принялся перебирать дом по бревнышку, а потом опять собирать. Старец сказал ему: «Ты что, бесноватый? Что с тобой происходит?» Внезапно послушник преобразился, и старец увидел, что перед ним ангел. Божественный посланник объяснил ему смысл с виду безумных поступков: серебряное блюдо, которое он выбросил в реку, было краденым, умершему мальчику предстояло стать страшным злодеем, а в заброшенном доме было спрятано золото: ангел изъял его и тем спас души ищущих богатства. Во всех трех случаях действие Божие было направлено на благо, но знать об этом не мог ни старец, ни любой другой человек. Потому действия Промысла и кажутся иррациональными. — Из этой притчи следует, что существуют люди, для которых возможен только один жизненный сценарий, как у этого мальчика. Или я что-то неправильно понял? — Сценариев бесконечно много. И то, что мальчик из притчи умер, как раз разрушает концепцию единственно возможного сценария. Ведь если конкретный вариант развития сюжета не осуществлен, то о его фатальности говорить не приходится. Кроме того, только святые идут к небу, взмывая свечой вверх, а мы движемся к Богу, падая и поднимаясь. И может быть, с точки зрения божественной благости лучше для нас прервать сценарий на взлете. — А как вписываются в логику божественной благости Дахау и Освенцим? Тут ведь речь идет не о потенциальном злодействе, а о вполне реальном. — Перед этими ужасами буксует любая попытка понять, что такое человек. После того, что совершил немецкий народ, его, казалось бы, следовало лишить права на существование. Помню, на одной из конференций, где собираются ветераны с обеих враждовавших сторон, когда вроде бы все уже «оттаяли», на лицах появились улыбки, — шнапс, пиво, братские объятия… поднялся один из наших фронтовиков: «Я своими глазами видел, как в Белоруссии немецкие солдаты подбрасывали наших младенцев и ловили, улыбаясь, на штыки. А потом я солдатом дошел до Берлина и оказался со своей частью возле концлагеря. Мы не вошли в него, потому что наши лейтенанты везде развесили таблички «Мины». И правильно сделали: если бы мы увидели следы ваших зверств, вырезали бы вас всех до одного». Естественная человеческая реакция! Но по сути это бессмысленно, ведь нельзя достоверно сказать, что это то самое последнее и фатальное падение, которое было уготовано немцам. И действительно Господь все направляет ко благу: сейчас Германия —это двигатель Европы, страна, которая дала пристанище, например, сотням тысяч мигрантов, в том числе евреев… — Нам кажется, что многие вещи находятся в нашей воле: пойти на работу или остаться дома, жениться или нет… Но ведь свобода — это достаточно условное понятие: нами руководят аффекты, стереотипы, привычки, нас окружает множество советчиков. Как совершить свободный поступок? — Думаю, случайности все меньше, а свободы все больше там, где человек стремится познать себя. Причем не разумом науки и логики, а способностью оценивать нравственную сторону событий, способностью соотносить свою волю с волей Божией. Весь вопрос в том, как эту волю распознать. Допустим человек хочет уйти в монастырь, но перед тем, как сделать окончательный шаг, тяжело заболевает и, восприняв эту болезнь как божественное запрещение, остается в миру. Другой бы это воспринял, как «дьявольское искушение», а третий — как призыв от Бога поторопиться. В этом-то и ценность христианского мировоззрения, что оно не убивает радости сотворчества, радости самопознания. Это Божии дары, и человек, лишенный их, перестает быть человеком. Более того, предопределение Божие меняется в зависимости от нашего поведения, от того, как мы реализуем свою творческую свободу. Соработая с Богом, мы можем творить потрясающие вещи, даже определять судьбу мира. Существуя на грани двух миров, духовного и физического, человек может глубинно погружаться и воздействовать на них. Проникновение ума в глубь физического мира и мира идей, в глубь земной коры и коры головного мозга, в тайны биохимии и устройства души — все это указывает на неисчерпаемость наших возможностей. — Имеет ли смысл говорить о божественном наказании за грех? — Да, проблема преступления и наказания существует для духовно поверхностного человека. А для просвещенного — сам грех является наказанием. Раскольников только в конце книги приходит к пониманию того, что совершенное им зло стократ превышает зло, которое творила старуха-процентщица. Человек, стоящий на более высокой ступени духовного развития, сразу же видит: взял топор в руки — будешь наказан. Апофатика заповедей несет в себе информацию о подсудности их нарушения, включает в себя единственность истины, заключенной в них. Эта единственность определяет безбожность, а значит безжизненность любой другой псевдоистины. Попытка утвердиться на такой псевдоистинности, даже путем замещения, вытеснения добра другим «добром», как это делает Раскольников, желающий блага другим через смерть старухи — неминуемо наталкивается на Божий суд. Этот суд — в отсутствии Бога в «замещенном», виртуальном добре. Судьба грешника предопределена. Причем не Богом, а им самим!.. — Понятно, что «простые верующие» не способны предсказывать будущее, а планировать его они могут? Как расценивать слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф. 6, 34)? — Вы спрашиваете об этом одного из таких «простых верующих»! Конечно, есть божественное попечение обо всех нас. Но чтобы стать «птичкой Божией», о которой Господь заботится, или полевой лилией, прекраснейшей, чем ризы Соломона, нужно правильно, то есть на благо, употребить свою свободу. А мы почему-то экстраполируем эти слова Спасителя в сферу несовершенства и даже греха. Беспечность и поверхностность суждений многих, искавших монашества в египетских пустынях, приводила к их смерти в мире песка, камня и солнца — «Патерик» об этом очень недвусмысленно повествует. Преступник, выходящий «на дело» и произносящий: «Ну, с Богом!», уже «спланировал» свое будущее. У нас волосы на голове все сочтены, но они сочтены у того, кто в Господе пребывает. Там, где Его нет, Он не обязан считать наши волосы, потому что там и головы-то нет. Нам открыт путь греха, мы предупреждены о том, что нас там не ждет ничего хорошего, и если мы на него ступаем, некорректно вспоминать евангельские цитаты, не имеющие к этому пути никакого отношения. В области мрака говорить о божественном свете или сиянии любимых глаз бессмысленно.
— Конечно! Есть такая известная притча. Некий старец шел в дальний монастырь, в пути к нему присоединился послушник. В одном доме они остановились на ночлег. Хозяин радушно принял их, пригласил к столу и принес еду на серебряном блюде. Вдруг послушник схватил блюдо и выбросил в реку. Старец промолчал.
Переночевали они во втором доме, — провожая гостей, хозяин подвел к ним маленького мальчика со словами «Благословите, отцы». После благословения послушника мальчик умер. Старец ужаснулся, но снова промолчал. На третью ночь они остановились в заброшенном доме, потому что старец боялся новых чудачеств послушника. Наутро последний принялся перебирать дом по бревнышку, а потом опять собирать. Старец сказал ему: «Ты что, бесноватый? Что с тобой происходит?» Внезапно послушник преобразился, и старец увидел, что перед ним ангел. Божественный посланник объяснил ему смысл с виду безумных поступков: серебряное блюдо, которое он выбросил в реку, было краденым, умершему мальчику предстояло стать страшным злодеем, а в заброшенном доме было спрятано золото: ангел изъял его и тем спас души ищущих богатства.
Во всех трех случаях действие Божие было направлено на благо, но знать об этом не мог ни старец, ни любой другой человек. Потому действия Промысла и кажутся иррациональными.
— Из этой притчи следует, что существуют люди, для которых возможен только один жизненный сценарий, как у этого мальчика. Или я что-то неправильно понял?
— Сценариев бесконечно много. И то, что мальчик из притчи умер, как раз разрушает концепцию единственно возможного сценария. Ведь если конкретный вариант развития сюжета не осуществлен, то о его фатальности говорить не приходится. Кроме того, только святые идут к небу, взмывая свечой вверх, а мы движемся к Богу, падая и поднимаясь. И может быть, с точки зрения божественной благости лучше для нас прервать сценарий на взлете.
— А как вписываются в логику божественной благости Дахау и Освенцим? Тут ведь речь идет не о потенциальном злодействе, а о вполне реальном.
— Перед этими ужасами буксует любая попытка понять, что такое человек. После того, что совершил немецкий народ, его, казалось бы, следовало лишить права на существование. Помню, на одной из конференций, где собираются ветераны с обеих враждовавших сторон, когда вроде бы все уже «оттаяли», на лицах появились улыбки, — шнапс, пиво, братские объятия… поднялся один из наших фронтовиков: «Я своими глазами видел, как в Белоруссии немецкие солдаты подбрасывали наших младенцев и ловили, улыбаясь, на штыки. А потом я солдатом дошел до Берлина и оказался со своей частью возле концлагеря. Мы не вошли в него, потому что наши лейтенанты везде развесили таблички «Мины». И правильно сделали: если бы мы увидели следы ваших зверств, вырезали бы вас всех до одного».
Естественная человеческая реакция! Но по сути это бессмысленно, ведь нельзя достоверно сказать, что это то самое последнее и фатальное падение, которое было уготовано немцам. И действительно Господь все направляет ко благу: сейчас Германия —это двигатель Европы, страна, которая дала пристанище, например, сотням тысяч мигрантов, в том числе евреев…
— Нам кажется, что многие вещи находятся в нашей воле: пойти на работу или остаться дома, жениться или нет… Но ведь свобода — это достаточно условное понятие: нами руководят аффекты, стереотипы, привычки, нас окружает множество советчиков. Как совершить свободный поступок?
— Думаю, случайности все меньше, а свободы все больше там, где человек стремится познать себя. Причем не разумом науки и логики, а способностью оценивать нравственную сторону событий, способностью соотносить свою волю с волей Божией.
Весь вопрос в том, как эту волю распознать. Допустим человек хочет уйти в монастырь, но перед тем, как сделать окончательный шаг, тяжело заболевает и, восприняв эту болезнь как божественное запрещение, остается в миру. Другой бы это воспринял, как «дьявольское искушение», а третий — как призыв от Бога поторопиться.
В этом-то и ценность христианского мировоззрения, что оно не убивает радости сотворчества, радости самопознания. Это Божии дары, и человек, лишенный их, перестает быть человеком. Более того, предопределение Божие меняется в зависимости от нашего поведения, от того, как мы реализуем свою творческую свободу.
Соработая с Богом, мы можем творить потрясающие вещи, даже определять судьбу мира. Существуя на грани двух миров, духовного и физического, человек может глубинно погружаться и воздействовать на них. Проникновение ума в глубь физического мира и мира идей, в глубь земной коры и коры головного мозга, в тайны биохимии и устройства души — все это указывает на неисчерпаемость наших возможностей.
— Имеет ли смысл говорить о божественном наказании за грех?
— Да, проблема преступления и наказания существует для духовно поверхностного человека. А для просвещенного — сам грех является наказанием. Раскольников только в конце книги приходит к пониманию того, что совершенное им зло стократ превышает зло, которое творила старуха-процентщица. Человек, стоящий на более высокой ступени духовного развития, сразу же видит: взял топор в руки — будешь наказан.
Апофатика заповедей несет в себе информацию о подсудности их нарушения, включает в себя единственность истины, заключенной в них. Эта единственность определяет безбожность, а значит безжизненность любой другой псевдоистины.
Попытка утвердиться на такой псевдоистинности, даже путем замещения, вытеснения добра другим «добром», как это делает Раскольников, желающий блага другим через смерть старухи — неминуемо наталкивается на Божий суд. Этот суд — в отсутствии Бога в «замещенном», виртуальном добре. Судьба грешника предопределена. Причем не Богом, а им самим!..
— Понятно, что «простые верующие» не способны предсказывать будущее, а планировать его они могут? Как расценивать слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф. 6, 34)?
— Вы спрашиваете об этом одного из таких «простых верующих»! Конечно, есть божественное попечение обо всех нас. Но чтобы стать «птичкой Божией», о которой Господь заботится, или полевой лилией, прекраснейшей, чем ризы Соломона, нужно правильно, то есть на благо, употребить свою свободу. А мы почему-то экстраполируем эти слова Спасителя в сферу несовершенства и даже греха.
Беспечность и поверхностность суждений многих, искавших монашества в египетских пустынях, приводила к их смерти в мире песка, камня и солнца — «Патерик» об этом очень недвусмысленно повествует.
Преступник, выходящий «на дело» и произносящий: «Ну, с Богом!», уже «спланировал» свое будущее. У нас волосы на голове все сочтены, но они сочтены у того, кто в Господе пребывает. Там, где Его нет, Он не обязан считать наши волосы, потому что там и головы-то нет.
Нам открыт путь греха, мы предупреждены о том, что нас там не ждет ничего хорошего, и если мы на него ступаем, некорректно вспоминать евангельские цитаты, не имеющие к этому пути никакого отношения. В области мрака говорить о божественном свете или сиянии любимых глаз бессмысленно.
— Чаще всего в духовно сложных ситуациях человек не может сам решить, как ему поступать. И тогда он идет за советом к мудрому человеку. Для православного человека — это духовник. Обязательно ли его искать? — «Должен советоваться с духовником» — я не понимаю этой позиции, потому что духовный отец есть далеко не у всех. Очень часто речь идет не об отношениях отца и чада, а о фантазиях «духовных чад» по отношению к «отцам». Это как в семье: если отец не имеет попечения о ребенке, не знает, где он и что с ним происходит, если у него душа не болит, то это не отец. Если христианин говорит «мой духовный отец — тот-то», еще вопрос, помнит ли этот духовный отец свое чадо в лицо… Не нужно играть с этим. Удивительно, но мы можем перерастать своих духовников. Если все мы стремимся к обожению, к росту в меру возраста Христова, то можем достигать уровня тех людей, которые были для нас духовными наставниками. Тот духовный отец, которого я любил и люблю, уважал и уважаю, из отца стал мне сейчас братом. Мы говорим на равных, но наши любовь и уважение нисколько не умалились. Я для него ничуть не менее ценен в качестве духовного брата, и он даже советуется с моим недостоинством в каких-то вопросах. В духовничестве и вообще в религиозной жизни ключевую роль играет доверие, осознание того, что «этот человек знает больше», причем знает не как логик или ученый. Превосходящий нас в «ведении» человек должен обладать большим, по слову апостола, «умом Христовым», умом нравственного делания и суждения. Но даже если вы встретите человека, который станет авторитетом для вас, не стоит называть его сразу «духовником» и тем более «старцем». Неважно, будет это молодой или пожилой человек, в сане или нет, если с точки зрения опыта и внутреннего видения он заслуживает вашего внимания, воспринимайте это как награду, как милость Божию, а не как долженствование поклонения ему… — Вы упомянули старцев. Чем они отличаются от обычных духовных наставников? — Конечно, не седой бородой. Над Иоанном Кронштадтским смеялись уже в молодости, когда он без сапог возвращался из бедняцких кварталов Кронштадта. Я думаю, все дело в пронзительности религиозного сознания, в некой истовости, в дерзновении перед Богом. Например, тот же святой Иоанн делал вставки в Евхаристический канон, практиковал харизматические восклицания, беседовал с Богом во время богослужения. Для академически образованных священников того времени (да и для современных пастырей, включая меня) это немыслимо, совершенно неприемлемо. Но ведь, по совести, случающаяся болтовня служителей в алтаре — что это, как не внесение в литургический строй чужеродного элемента, причем обыденного, мирского, совершенно не связанного с богослужением? Почему нас это не смущает, а литургическое творчество Иоанна Кронштадтского вызывает недоумение? Потому что мы не причастны к его дерзновению. Как много сейчас в Церкви людей, шагающих на цыпочках, на полусогнутых ногах! Для них существует столько авторитетов, столько инстанций, что сложно сказать, куда они в действительности стремятся — к Богу или к каким-то земным целям. Святые же люди, старцы, в дерзновенном свободном порыве, через благие деяния приобретают свойства Божества, получают способность участвовать в божественном предвидении. Особенно это касается предвидения результатов греховных поступков, где закономерность куда жестче, где очевидна неизбежность поражения. Ведь когда мы судим о благих деяниях, то, конечно, можем ошибаться в «предсказаниях», потому что человек волен избрать любой из множества путей добра. Правмир.
— «Должен советоваться с духовником» — я не понимаю этой позиции, потому что духовный отец есть далеко не у всех. Очень часто речь идет не об отношениях отца и чада, а о фантазиях «духовных чад» по отношению к «отцам».
Это как в семье: если отец не имеет попечения о ребенке, не знает, где он и что с ним происходит, если у него душа не болит, то это не отец. Если христианин говорит «мой духовный отец — тот-то», еще вопрос, помнит ли этот духовный отец свое чадо в лицо…
Не нужно играть с этим. Удивительно, но мы можем перерастать своих духовников. Если все мы стремимся к обожению, к росту в меру возраста Христова, то можем достигать уровня тех людей, которые были для нас духовными наставниками.
Тот духовный отец, которого я любил и люблю, уважал и уважаю, из отца стал мне сейчас братом. Мы говорим на равных, но наши любовь и уважение нисколько не умалились. Я для него ничуть не менее ценен в качестве духовного брата, и он даже советуется с моим недостоинством в каких-то вопросах.
В духовничестве и вообще в религиозной жизни ключевую роль играет доверие, осознание того, что «этот человек знает больше», причем знает не как логик или ученый. Превосходящий нас в «ведении» человек должен обладать большим, по слову апостола, «умом Христовым», умом нравственного делания и суждения. Но даже если вы встретите человека, который станет авторитетом для вас, не стоит называть его сразу «духовником» и тем более «старцем». Неважно, будет это молодой или пожилой человек, в сане или нет, если с точки зрения опыта и внутреннего видения он заслуживает вашего внимания, воспринимайте это как награду, как милость Божию, а не как долженствование поклонения ему…
— Вы упомянули старцев. Чем они отличаются от обычных духовных наставников?
— Конечно, не седой бородой. Над Иоанном Кронштадтским смеялись уже в молодости, когда он без сапог возвращался из бедняцких кварталов Кронштадта. Я думаю, все дело в пронзительности религиозного сознания, в некой истовости, в дерзновении перед Богом.
Например, тот же святой Иоанн делал вставки в Евхаристический канон, практиковал харизматические восклицания, беседовал с Богом во время богослужения. Для академически образованных священников того времени (да и для современных пастырей, включая меня) это немыслимо, совершенно неприемлемо. Но ведь, по совести, случающаяся болтовня служителей в алтаре — что это, как не внесение в литургический строй чужеродного элемента, причем обыденного, мирского, совершенно не связанного с богослужением? Почему нас это не смущает, а литургическое творчество Иоанна Кронштадтского вызывает недоумение? Потому что мы не причастны к его дерзновению.
Как много сейчас в Церкви людей, шагающих на цыпочках, на полусогнутых ногах! Для них существует столько авторитетов, столько инстанций, что сложно сказать, куда они в действительности стремятся — к Богу или к каким-то земным целям.
Святые же люди, старцы, в дерзновенном свободном порыве, через благие деяния приобретают свойства Божества, получают способность участвовать в божественном предвидении. Особенно это касается предвидения результатов греховных поступков, где закономерность куда жестче, где очевидна неизбежность поражения.
Ведь когда мы судим о благих деяниях, то, конечно, можем ошибаться в «предсказаниях», потому что человек волен избрать любой из множества путей добра. Правмир.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — pravoslavie.wiki/