Первый Патриарх Московский
При Иване Грозном
Предпосылки появления
Организация реформы
Роль Годунова
Святейший патриарх
Участие в госполитике
Церковные дела
Человек, доброго православного подвига
Враг Лжедмитрия
Изгнание
Самозванец объявил себя царевичем
Нашлись и смелые люди
Патриаршество Иова
Реабилитация и смерть
Канон святителю Иову
Тропарь, и Кондак
Молитва
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Первый Патриарх Московский и всея Руси
Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.
Патриарх И́ов (в миру Иван; ок. 1525 — 19 июня 1607) — первый Патриарх Московский и всея Руси (1589—1605). Канонизирован Русской церковью в 1989 году в лике святителей.
Родился около 1525 года в Старице, по достижении совершеннолетия принял постриг, а впоследствии стал игуменом (с 1566 по 1571 год) в Старицком Успенском монастыре.
Так как Старица была одним из центров опричнины, привлёк внимание Ивана Грозного и в 1571 году его перевели в Москву в Симонов монастырь.
В 1575 году стал архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве.
С 1581 года епископ Коломенский. В Коломне был до 1586 года, когда был назначен архиепископом Ростовским. В том же году — митрополит Московский и всея Руси. С 26 января 1589 года — патриарх.
С середины 1580-х годов близкий сподвижник Бориса Годунова. В дальнейшем поддерживал политику Бориса. Из важных церковных событий его патриаршества — канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, распространение христианства в Поволжье, покорённом при Иване Грозном, и в Сибири, присоединённой как раз в годы правления Бориса Годунова.
Как явствовало из многих заявлений константинопольского патриарха Иеремии — главного участника учреждения патриаршества в России, «так как ветхий Рим пал от аполлинариевой ереси, а второй Рим — Константинополь — находится в обладании у безбожных турок, то... великое Российское царство — третий Рим — превзошло благочестием все прежние царства, они соединились в одно... царство (Московское) и один (русский царь) теперь именуется христианским царем во всей вселенной; поэтому и это превеликое дело (учреждение патриаршества) по Божию промыслу, молитвами чудотворцев русских и по... царскому прошению у Бога и... совету исполняется».
Здесь воедино сведены три важнейшие, неразрывно связанные причины учреждения патриаршества в России:
1) высота православного благочестия в Русской церкви;
2) положение русского царя как единственного в Мире православного государя;
3) необходимость увенчать церковь в его царстве патриаршеством с тем, чтобы оно, следовательно, имело попечение обо всем Вселенском православии.
Хотя, согласно соборному определению Восточной церкви 1593 года, русский патриарх занимал 5-е место в диптихе восточных патриархов, после Иерусалимского, de facto он становился опорой всего православия.
Отсюда понятно, почему о патриаршестве в России хлопочет прежде всего царская власть при полном почти бездействии власти церковной. В данном случае это внешнее бездействие — лишь знак совершенного согласия русской иерархии с действиями государственной власти.
При Иване Грозном
В период с 1566 по 1571 год будущий первый русский патриарх был игуменом родного для него Старицкого Успенского монастыря. Возможно, Иов оставался бы на этом месте еще долго, если бы подмосковные земли не стали частью опричнины согласно реформам Ивана Грозного. Так игумен познакомился с царем. Иван Васильевич сделал его настоятелем монастыря. Скоро Иов переехал в Москву.
В начале 80-х деятель церкви был сначала епископом Коломенским, а потом архиепископом Ростовским. Первый русский патриарх, до того как стать главным лицом церкви, много путешествовал по стране. Также у него было значительное число связей в государственной среде. В последние годы правления Ивана Грозного Иов сблизился с Борисом Годуновым. Эти отношения определили дальнейшую судьбу архиепископа.
Предпосылки появления патриаршества
В 1584 году скончался Иван Грозный. На троне оказался его сын Федор, который отличался слабым здоровьем и зависимостью от своего шурина Бориса Годунова. Приближенный монарха начал наводить свои порядки в Москве. Он расправлялся с врагами и ставил на важные государственные должности друзей. Был среди них и будущий первый русский православный патриарх.
В 1586 году Борис Годунов содействовал тому, чтобы Иова избрали митрополитом Московским. На тот момент это был верховный сан в русской православной церкви. Митрополит зависел только от Константинопольского патриарха, которым тогда был Иеремия II.
Русская православная церковь с момента своего возникновения подчинялась греческим иерархам из Византийской империи. Первое время митрополиты даже не были урожденными славянами, а приезжали из Царьграда. Однако в XVI веке ситуация стала совсем другой. В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Мировая столица православия стала исламским городом. Константинопольская церковь потеряла свое былое влияние, а ее патриарх жил в изгнании.
Это не могло не повлиять на настроения в Москве. Иван Грозный стал первым русским царем, принявшим такой титул (по сути, он был равен императорскому, то есть византийскому). Но если политически Москва подчеркнула свое возвышение, то в религиозной плоскости - еще нет.
Организация реформы
В 1586 году московские власти нашли удобный повод, чтобы наконец организовать учреждение собственного патриаршества. В это время запад России посетил Иоаким. Это был Антиохийский патриарх – глава одной из восточных церквей. Иоаким отправил грамоту в Москву с просьбой разрешить въезд в царскую столицу. Это был первый случай после падения Константинополя, когда патриарх посещал Кремль. В Москве обрадовались просьбе. Иоакима по дороге ждали сразу три посольства.
Антиохийский патриарх встретился с царем Федором Ивановичем. Тогда же имели место первые договоренности об учреждении русского патриаршества. Чтобы провести процедуру учреждения, Москве было необходимо заручиться поддержкой всех крупных восточных церквей. Иоаким был первым патриархом в этом списке. После того как он покинул Россию, начались непосредственные мероприятия по подготовке важной церковной реформы.
Роль Годунова
Главным инициатором учреждения патриаршества на Руси был, конечно, Борис Годунов. Для него это был важный шаг не столько в религиозном, сколько в политическом смысле. С тех пор как Федор Иванович оказался на троне, его шурин стал фактическим правителем страны. Однако он смотрел в будущее, явно мечтая о престоле. Обстоятельства были на стороне Годунова. У Федора и Ирины (сестры Бориса) не было детей, кому бы по закону могла перейти власть.
Годунов был единоличным правителем. Для него было важно контролировать всю государственную машину. Церковь для него являлась важным политическим инструментом. Поэтому царский шурин хотел получить лояльного к себе патриарха.
На эту роль Годунов без промедления выбрал Иова. Между ними были давние доверительные отношения. Как показало время, первый русский православный патриарх оставался верным союзником Годунова даже в самые тяжелые для него моменты.
Святейший патриарх
Иов был поставлен патриархом 5 февраля 1589 года. Первым его серьезным мероприятием в новом качестве стала помощь грузинскому царю Александру.
Этот монарх оказался зажатым между двумя мощными мусульманскими державами – Турцией и Персией. Чтобы хоть как-то сохранить свою страну, Александр принял российское подданство.
Теперь грузинскому монарху требовалась помощь в наведении порядка в церковных делах. Как раз в это время первым русским патриархом стал Иов. Он написал царю два больших письма, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях патриарх давал Александру советы по борьбе с еретиками, которые раскололи православную церковь в Грузии.
Иов отобрал нескольких иконописцев и богословов. Они были посланы на Кавказ, чтобы оживить грузинскую христианскую жизнь.
Сохранившиеся грамоты, которые первый патриарх русской церкви отправил Александру, свидетельствуют о его большой образованности и начитанности. Сказывались годы, проведенные в монастырях. В то же время Иов беспощадно критиковал не только еретиков и мусульман, но также и католиков с протестантами.
Участие в государственной политике
Когда первым русским патриархом стал Иов, Борис Годунов надеялся сделать его своей опорой в системе светской власти. Этот план оказался успешным. Дело в том, что Иов, в отличие от всех своих предшественников (еще митрополитов), активно участвовал в государственных делах. После ежедневной службы в московских церквях патриарх отправлялся на заседания Боярской думы, где отстаивал и продвигал идеи Бориса Годунова в том или ином аспекте политики.
Но и до этого мнение предшественников Иова весило много. На советах с царем, где присутствовала вся государственная верхушка, по традиции первый патриарх русской православной церкви получал право высказаться в самом начале мероприятия. Богобоязненный Федор Иванович всегда внимательно прислушивался к его советам и наставлениям.
Избрание первого русского патриарха даже на формальном уровне заметно изменило государственные устои. Теперь глава русской православной церкви официально стал вторым лицом в стране. На его плечи ложилась большая ноша и ответственность, хотел он того или нет. Этот принцип Россия переняла у Византии. В империи во все времена патриарх и император были почти равнозначными фигурами.
Церковные дела
Безусловно, избрание первого русского патриарха связано с именем Бориса Годунова. В 1598 году он, наконец, окончательно стал царем после смерти своего предшественника Федора Ивановича. Годунов не принадлежал к царствовавшей доселе династии Рюриковичей. Это не добавляло ему авторитета в глазах бояр. Тем не менее новый царь установил жесткий единоличный режим власти.
Избрание Иова (первого русского патриарха) было необходимо Годунову для того чтобы получить дополнительную поддержку, когда он был всего лишь приближенным монарха. Теперь ситуация изменилась, и глава церкви почти перестал участвовать в государственной жизни.
Вместо этого Иов занялся христианизацией Поволжья и Сибири. Эти земли были совсем недавно присоединены к России. На их просторах проживало много мусульман и язычников. Имя первого русского патриарха связано с открытием храмов в этих регионах. Христианизация Сибири и Поволжья шла параллельно с притоком туда русского населения из центральных областей.
Человек, доброго православного подвига
Патриарх Иов был человеком глубокой молитвы, доброго православного подвига и выдающихся личных способностей. Всех удивляло его богослужение! Оно отличалось не только чинностью и благочестием, но и тем, что Иов наизусть служил литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, чин великого освящения воды на Богоявление, даже все пространнейшие коленопреклоненные молитвы праздника Троицы читал наизусть...
При патриаршестве Иова произошло убийство царевича Димитрия (1591 г.). Уже тогда говорили, что это дело рук Бориса Годунова. Но сам Годунов и правительственная комиссия во главе с Василием Шуйским отрицали это. Иов поддержал официальную версию. В 1598 году после смерти царя Феодора он стал на сторону Бориса Годунова, избранного новым государем. Но в русском обществе многие считали этого царя «незаконным». Надвигалась смута.
Враг Лжедмитрия
Борису Годунову не удалось сохранить мир в своей стране. Сначала Россию поразил голод, что привело к волнениям в народе. Фатальным ударом для царя стало появление Лжедмитрия. Самозванец шел с большим войском в Москву. Годунова от расправы спасла естественная смерть на пиру.
После его смерти стало ясно, что Иову не сохранить сан патриарха. Сторонники Лжедмитрия схватили его и отправили в ссылку в родной Старицкий монастырь. Вскоре в Москве объявился Лжедмитрий. По его приказу убили Федора Годунова – сына Бориса, бывшего царем всего несколько недель.
Изгнание
Еще до появления в Москве Лжедмитрий был предан анафеме. От церкви его отлучил первый русский патриарх. Жизнеописание этого иерарха рисует нам человека, не отказавшегося от своих принципов и лояльности по отношению к законному царю.
Когда Федора убили, Иов вернулся в столицу и провел службу в Успенском соборе в Кремле. За это он был схвачен и отправлен в изгнание. Сторонники Лжедмитрия хотели как можно сильнее унизить восьмидесятилетнего старца. С него сорвали облаченье патриарха и выгнали из столицы.
Вместо Иова Отрепьев избрал патриархом своего сторонника Игнатия. Однако процедура его назначения была незаконной. Формально Иов (первый русский патриарх) даже не был лишен своего сана, хотя его и изгнали из Москвы.
Самозванец объявил себя царевичем
То было время, когда после ряда неурожайных лет, воспринимавшихся как явное Божие наказание, в России свирепствовал страшный голод, быстро уносивший десятки и сотни тысяч жизней. По всей стране умножились грабежи и разбои. Страна погружалась в хаос. И в этом хаосе явился в 1603 году лжецарь — Лжедмитрий I.
Он объявился на Западе, в Польше и сыграл на желании русских людей иметь законного прирожденного» («природного») царя. Самозванец объявил себя «царевичем Димитрием», чудом спасшимся в 1591 году от рук убийц. Лжедмитрия поддерживала не только польская знать, но и папа Римский, видевший в нем средство приведения русского народа в лоно католической церкви, о чем он вполне определенно писал самозванцу.
Патриарх Иов и в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях по всем епархиям обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева, приводил свидетельства действительности смерти царевича Димитрия, указывал на то, что король Сигизмунд использует самозванца для попрания на Руси православной веры, и повелевал анафематствовать Лжедмитрия.
Однако миф о чудом спасшемся царевиче Димитрии как о законном русском царе был очень силен. После внезапной кончины царя Бориса Годунова 13 апреля 1605 года по мере приближения Лжедмитрия к Москве в ней нарастал бунт. В июне бунтовщики разнесли патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы физически расправиться с патриархом Иовом.
Став на колени пред чудотворной Владимирской иконой Богоматери, святитель Иов громко молился, говоря между прочим:
«Я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими Православие!»
Бунтовщики набросились на патриарха, били его, трепали, вытащили на Лобное место. Иов готов был умереть. Но его оставили в живых. Большинство русских архиереев признали Лжедмитрия. К их Собору Иов обратился с просьбой позволить ему удалиться в Старипкий монастырь. Самозванец распорядился отправить туда Иова, «взяв за пристава», и содержать «во озлоблении скорбне».
Нашлись и смелые люди
П. И. Геллер
Патриарх Иов отказывается признать
в Лжедмитрии I сына Ивана IV
Чтобы оценить стойкость и мужество первого русского патриарха, достаточно сказать, что не только бунтующая чернь, не только многие архиереи, но и видные бояре, и даже родная мать царевича Димитрия инокиня Марфа из страха перед самозванцем признали в нем «подлинного» царевича, якобы чудесно спасшегося в свое время от рук убийц, и присягнули ему.
И все же среди епископата нашлись и смелые люди. Архиепископ Астраханский Феодосий при личной встрече с Лжедмитрием обличил его как самозванца, указав на то, что подлинный царевич Дмитрий давно убит. Феодосий знал, что может заплатить за это жизнью. Но самозванец ограничился его арестом.
Лжедмитрий поставил на русское патриаршество выгодного ему архиепископа Игнатия. Грек по национальности, Игнатий, по одним данным, был с о.Кипра, учился затем в Риме, там принял унию. По другим данным, он был епископом г.Эриссо близ Афона. Игнатий приехал в Россию во время восшествия на престол Феодора Иоанновича как представитель александрийского патриарха и остался здесь. В 1605 году он получил Рязанскую кафедру.
В июне 1605 года Игнатий первым из русских архиереев отправился в Тулу к самозванцу, признал его и привел других к присяге лжецарю. 24 июня, после вступления в Москву Лжедмитрия, собор русских иерархов по указке самозванца признал Игнатия патриархом, но над ним не было совершено того чина посвящения в патриархи, какой был совершен над Иовом и какой по тогдашним московским понятиям был обязателен для патриарха (это полный чин архиерейской хиротонии).
3 декабря 1605 года кардинал Боргезе писал из Рима папскому нунцию в Польше Ронгони, что Игнатий готов на унию. Игнатий венчал на царство самозванца, одновременно совершая его бракосочетание с Мариной Мнишек и одновременно якобы приводя ее к православию через миропомазание только (тогда как по московским обычаям того времени ее требовалось непременно вторично крестить). Игнатий поддерживал все прокатолические настроения самозванца и «Маринки», в частности латинские богослужения иезуитов в отведенном для них доме в Кремле.
Все это и послужило основной причиной свержения и самозванца, и Игнатия. 17 мая 1606 года боярская партия В. Шуйского подняла восстание в Москве. Лжедмитрий был убит, его труп несколько дней валялся на Красной площади, затем был сожжен, и пепел его зарядили в пушку, выстрелив в том направлении, откуда он пришел.
Предательство Игнатия вере и отечеству, незаконность его поставления в патриархи при живом предстоятеле Русской церкви — Иове были настолько очевидны, что никто не стал утруждаться особым судом и следствием. 18 мая 1606 года Игнатия просто заточили в Чудовом монастыре, «яко да совершенно навыкнет благочестия веры». Он был навсегда исключен из числа русских патриархов.
Патриаршество Иова
25 мая 1606 года Василий Шуйский стал царем и сразу позвал на патриарший престол законного патриарха Иова, находившегося в Старице. Но Иов не мог более нести тяжелый крест такого служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. Он теперь уже не вынужденно, а добровольно отказался вернуться к правлению, благословив на избрание митрополита Казанского Гермогена.
Патриаршество Иова ознаменовалось не только великими потрясениями, но и важными церковными деяниями. По инициативе патриарха были канонизированы: Василий Блаженный, Иосиф Волоцкий (до этого он был лишь местночтимым), казанские святители Гурий и Варсонофий. Мощи святителя Германа Казанского были перенесены в Свияжск.
В 1591 году были перенесены мощи святителя Филиппа Московского из тверского Отроча монастыря на Соловки, и ему установлено празднование. Канонизированы также Антоний Римлянин, Корнилий Комельский, местные празднования установлены князю Даниилу Московскому, князю Роману Углицкому.
Реабилитация и смерть
Очень скоро Лжедмитрий лишился власти. Он окружил себя поляками-католиками, что крайне не понравилось простому народу. Бояре тоже были против самозванца из-за его тиранического характера. В 1606 году в Москве вспыхнуло восстание. Лжедмитрий пытался бежать, но был схвачен и убит.
Власть перешла к московским боярам. Они избрали царем Василия Шуйского. Новый монарх реабилитировал Иова. Первый патриарх даже вернулся в Москву. Однако старик отказался вновь стать главой церкви. К тому времени он уже почти ослеп и был тяжело болен. Иов вернулся в родную Старицу, где и скончался в 1607 году. Первого патриарха похоронили в местном монастыре. В XVII веке его останки были перенесены в Успенский собор Кремля. Русская православная церковь канонизировала Иова в лике святителей.
В канонизации святых патриарх Иов видел дальнейшее умножение славы Русской церкви, ибо он вполне разделял идею «Москва — третий Рим», что и запечатлел в своем «Завещании» и в «Повести о царе Феодоре Иоанновиче», проявив себя тем самым и как церковный писатель.
При патриархе Иове в ранг митрополий были возведены епархии Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая (Сарская и Подонская), архиепископиями стали Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Смоленская и Нижегородская кафедры. Вновь образованы епископии Астраханская, Псковская, Карельская. Смута и потеря телесного зрения прервали деятельность выдающегося русского святителя. А вскоре, 19 июня 1607 года он мирно отошел ко Господу в том же Старицком монастыре, где и начинал в юности свой духовный подвиг.
Усыпальница первого Патриарха Всея Руси Иова
Из книги протоиерея Льва Лебедева "Десять Московских патриархов"
Канон святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в, и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спа́се, пе́снь Бо́гови воспева́юща.
По́мощь да́ждь ми́, Христе́ Бо́же, с любо́вию просла́вити иера́рха богому́драго, И́ова всеблаже́ннаго, зе́млю Ру́сскую в Правосла́вней ве́ре утвержда́юща и лю́ди ея́ к го́рнему Иерусали́му путево́дствующа.
В дре́внем гра́де Ста́рице ро́ждшуся ти́, блаже́нне Иоа́нне, я́ко благода́ти тезоимени́та нареко́ша тя́ роди́телие, от ни́хже христиа́нскому благоче́стию навы́кл еси́. Сего́ ра́ди вои́стину благода́ть во избытце излия́ся на тя́, святи́телю.
Христу́ рабо́тати пла́менне вожделе́в, о́браз и́ноческаго жития́ суете́ мирсте́й предпоче́л еси́, блаже́нне, те́мже и оби́тель Пресвяты́я Богоро́дицы я́ко ме́сто по́двигов твои́х избра́л еси́.
Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, при́зри све́тлым о́ком Твои́м на лю́ди Росси́йския и, я́коже во дни́ святи́теля И́ова Патриа́рха, все́м посо́бствуй, о Благода́тная.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.
Госпо́дни за́поведи усе́рдно исполня́я и послуша́ние доброразсу́дное ста́рцу показу́я, угото́вал еси́, о́тче И́ове, ду́шу твою́ во оби́тель Ду́ху Свято́му, Его́же стяжа́ти и на́с моли́твами твои́ми сподо́би.
Ревни́тель и́ноческих трудо́в и по́двигов во оби́тели бы́в, зва́ния мона́шескаго удосто́ился еси́, блаже́нне, в не́мже и́менем И́ова нарече́н, дре́внему пра́веднику тезоимени́т и подо́бен де́лом яви́лся еси́.
И́нока предо́бра, в де́лех послуша́ния утвержде́нна, восхваля́ем тя́ усе́рдно, преподо́бне И́ове пресла́вне.
Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия, и́ноческий чи́н возлюби́вшая, в не́мже и вели́кия свети́льники яви́вшая, умоле́на бу́ди смире́нием си́х, моли́твами и труды́.
Седа́лен, гла́с 1.
Па́стыря моли́твенна, учи́тельна, благоразсу́дна яви́ тя́ Влады́ка Христо́с Те́мже мо́лимся ти́, свя́те И́ове, сподо́би на́с да́р моли́твы, ума́ просвеще́ние от Го́спода сла́вы прия́ти.
Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Засту́пница ми́лостивая на́м бу́ди во вся́ дни́ живота́ на́шего, Пречи́стая Де́во, на Тя́ бо наде́жду возлага́ем, да не поги́бнем, гре́шнии раби́ Тво́й.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
Мно́гими ле́ты во оби́тели тружда́ющуся ти́, преподо́бне, и и́ноческия обе́ты усе́рдно исполня́ющу, призре́ Госпо́дь на тя́ с высоты́ святы́я Своея́ и игу́мена оби́тели тя́ поста́ви, к служе́нию вя́щшему предуготовля́я Тя́.
Кро́тость, смире́ние, милосе́рдие и любы́ су́ть тве́рдая основа́ния твоего́ по́двига и́ноческаго, свя́те. Си́ми изря́дно сия́я, богому́дрый игу́мен яви́лся еси́.
Доброде́тельми мно́гими укра́шен, вои́стину до́бр и́ноком наста́вник показа́лся еси́, о́тче, путево́дствуя си́х сло́вом и де́лом. Те́мже на́с, в доброде́телех убо́гих, твои́ми моли́твами к Ца́рствию Небе́сному упра́ви.
Богоро́дичен: В дни́ нестрое́ний и ско́рби, егда́ подви́жется ве́ра и упова́ние христиа́н, неотсту́пною защи́тою Твое́ю соблюди́ расточе́нный о́вцы ста́да Сы́на Твоего́, Пречи́стая.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́. Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.
Возвели́чил еси́, Го́споди, Це́рковь Росси́йскую, введя́ сию́ в чи́н Патриа́рший избра́нием пе́рваго Патриа́рха Росси́йскаго, свята́го И́ова достосла́внаго, его́же с любо́вию воспева́ем.
Изволе́нием Бо́жиим первосвяти́тель Росси́йския Це́ркве поста́влен бе́, преподо́бне о́тче И́ове, те́мже и досто́йное украше́ние и сла́ва тоя́ яви́лся еси́.
Возра́довася па́ства Росси́йская, ви́дящи тя́ досто́йна первосвяти́теля, вои́стину отца́ ми́лостиваго и печа́льника изря́днаго.
Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия! Избра́нник Тво́й вои́стину бе́ святи́тель И́ов, я́ко, еще́ ему́ о́троку су́шу, во оби́тели Твоего́ Успе́ния, я́же в Ста́рице, благоче́стию навы́че, та́кожде и в хра́ме Твоего́ Успе́ния гра́да Москвы́ Патриа́ршаго са́на удосто́ися.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя́.
Мно́ги по́двиги ко просвеще́нию инове́рных люде́й земли́ Ру́сския подъя́л еси́, свя́те И́ове, и́стине Христо́вой си́х науча́я и в доброде́телех укрепля́я.
Возвесели́теся дне́сь, земли́ Каза́нския, Астраха́нския и Сиби́рския, име́юще своего́ изря́днаго ревни́теля благове́стия и усе́рднаго предста́теля пред Бо́гом, И́ова всеблаже́ннаго.
Ликовству́йте ны́не, преде́лы Каре́льския и ины́я страны́ полу́нощныя, почита́юще святи́теля И́ова, кла́сы ве́ры Правосла́вный в ва́с возрасти́вшаго.
Богоро́дичен: Обогати́ся земля́ Росси́йская явле́нием честны́х ико́н Твои́х, Пресвята́я Де́во, И́ову святи́тельствующу, и ны́не проба́ви ми́лость Твою́ почита́ющим и́х.
Конда́к, гла́с 7.
В годи́ну лю́тых искуше́ний многострада́льному И́ову подо́бяся, в же́ртву жи́ву и непоро́чну себе́ Христу́ прине́сл еси́, обрати́в па́ству к покая́нию, терпели́ве И́ове святи́телю, моли́ и на́м за вся́ благодари́ти Го́спода и всегда́ воздава́ти сла́ву Бо́гови.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: О́троцы евре́йстии в пещи́ попра́ша пла́мень дерзнове́нно и на ро́су о́гнь преложи́ша, вопию́ще: благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.
Всеве́дец Госпо́дь предугото́ва тя́, первосвяти́телю, я́ко стра́жа неусы́пна земли́ Ру́сския во времена́ сму́тная, во е́же сохрани́ти ве́ру пра́вую и благоче́стие, подвиза́я все́х взыва́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Ре́вностию о ве́ре распаля́ем и любо́вию к оте́честву горя́, самозва́ннаго лжеца́ и изме́нника небоя́зненно обличи́л еси́, святи́телю, ве́рныя же научи́л еси́ взыва́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
О нра́вах до́брых и благоче́стии во кли́рицех и миря́нех при́сно ревну́я, блаже́нне, повеле́л еси́ мно́гия свяще́нных кни́ги печа́тати, да сло́во Бо́жие все́х дости́гнет. Те́мже и на́с, соверша́ющих па́мять твою́, во благоче́стии утверди́, во е́же пе́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: Не устраши́ тебе́, святи́телю, я́рость вра́жия, егда́ изме́нницы нечести́вии, я́ко зве́рие ди́вии, совлеко́ша с тебе́ ри́зы свяще́нныя. Ты́ же, боле́знуя се́рдцем о па́стве свое́й, взыва́л еси́: спаси́ и утверди́ Правосла́вие, Влады́чице Богоро́дице, благослове́нная во ве́ки.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: На горе́ святе́й просла́вльшася и в купине́ огне́м Присноде́вы Моисе́ови та́йну я́вльшаго, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Острозре́нный ра́зум, благозву́чен гла́с, па́че сла́вия, красоту́ добро́тную и ина́я дарова́ния даде́ ти́, святи́телю, Влады́ка Госпо́дь. Вои́стину сосу́д избра́н, запечатле́н Бо́жиими дарова́ньми, яви́лся еси́.
Страда́льцу дре́внему не то́чию тезоимени́т бы́в, о́тче преподо́бне, но и ве́рностию Го́споду, та́кожде и испове́данием ве́ры подо́бник изря́дный тому́ яви́лся еси́.
Бы́л еси́ вои́стину оте́ц и богомо́лец люде́й твои́х, от напа́стей си́х заступа́яй, сего́ ра́ди и́мя твое́ просла́вися во все́м оте́честве Росси́йстем, блаже́нне И́ове.
Богоро́дичен: Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, ско́рби при́сных рабо́в Твои́х ве́си, по́мощь незри́мую и тве́рдую на́м низпосли́ моли́твами избра́нника Твоего́, первосвяти́теля Росси́йскаго, И́ова достосла́внаго.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м Не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее Небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
За́поведь Госпо́дню о милосе́рдии до́бре испо́лнил еси́, святи́телю. Сего́ ра́ди о все́х приходя́щих к тебе́ милосе́рдовал еси́ изря́дно.
Хра́ми Бо́жия во мно́зех граде́х тобо́ю, святи́телю, поста́влени бы́ша, украша́ющия и освяща́ющия зе́млю Ру́сскую, в ни́хже и дне́сь безкро́вная же́ртва о все́х и за вся́ прино́сится Влады́це.
Богому́драго святи́теля и до́браго де́лателя на ни́ве Госпо́дней ве́мы тя́, свя́те И́ове, те́мже и служе́ние твое́ высо́кое велича́ем.
Богоро́дичен: Ты́ еси́ прибе́жище на́ше, Богора́дованная Влады́чице, лю́дие бо Росси́йстии и́мут Тя́ Путеводи́тельницу ко спасе́нию и словесы́ святи́теля И́ова взыва́ют: Ма́ти Бо́жия, спаси́ Правосла́вие.
Свети́лен.
Пе́рвенствуяй в Патриа́рсех Росси́йских, И́ове, пречу́дне о́тче на́ш, Ты́ испове́дник ве́ры Правосла́вныя тве́рд и непоколеби́м яви́лся еси́. Те́мже мо́лим Тя́: Це́рковь и страну́ Росси́йскую укрепи́ и па́ству твою́ поми́луй.
Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: К Тебе́ простира́ем моле́бныя ру́це, Влады́чице, все́х на́с огради́ моли́тв ра́ди и предста́тельством первоиера́рха Росси́йскаго И́ова, пресла́внаго отца́ на́шего.
Тропарь, и Кондак
Тропарь, глас 3:
Да торжеству́ет Це́рковь Христо́ва/ и да ра́дуется град Москва́/ я́ко возсия́ свети́льник земли́ Росси́йския/ во испове́дании И́стины непоколеби́мый И́ов Патриа́рх,/ его́же моли́твами, Го́споди,/ вся собла́зны ми́ра сего́ и е́реси искорени́,/ лю́ди во благоче́стии наста́ви// и утверди́ в Правосла́вии.
Ин тропарь, глас 5:
Правосла́вия побо́рниче, / ве́ры Христо́вы испове́дниче, / первоиера́рше Це́ркве Ру́сския, / святи́телю о́тче И́ове, / за ны Христа́ Бо́га моли́, / ве́ру оте́ческую утверди́ти, / грехо́в оставле́ние нам дарова́ти // и пода́ти ми́ру ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, глас 5:
Правосла́вия побо́рниче, / ве́ры Христо́вы испове́дник был еси́, / первоиера́рше Це́ркве Ру́сския, / святи́телю о́тче И́ове, / за ны Христа́ Бо́га моли́: / ве́ру оте́ческую утверди́ти, / грехо́в оставле́ние нам дарова́ти // и пода́ти ми́ру ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 6:
Свети́льник Це́ркве Ру́сския/ и па́стырь до́брый яви́лся еси́,/ святи́телю о́тче И́ове,/ моли́твою твое́ю ко Го́споду/ храни́ зе́млю Росси́йскую// и спаси́ ду́ши на́ша.
Ин кондак, глас 7:
В годи́ну лю́тых искуше́ний / многострада́льному И́ову подо́бяся, / в же́ртву жи́ву и непоро́чну / себе́ Христу́ прине́сл еси́, / обрати́в па́ству к покая́нию, / терпели́ве И́ове святи́телю, / моли́ и нам за вся благодари́ти Го́спода / и всегда́ воздава́ти // сла́ву Бо́гови.
Молитва
О пресла́вне о́тче наш И́ове, пе́рвенец во Патриа́рсех Росси́йских и ве́рный испове́дниче Христо́в! Во дни святи́тельства твоего́ му́дро Це́рковь Росси́йскую пасл еси́, лю́ди просвеща́я и утвержда́я сло́вом Христо́вы ве́ры, хра́мы и оби́тели созида́я, та́же Це́рковь Росси́йскую укрепля́я от мо́ря до мо́ря и да́же до грани́ц Сиби́рских. Тверд муж и испове́дник Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́, о́тче, во времена́ попуще́ния Бо́жия, та́же поруга́ние и изгна́ние подъе́м, во оби́тели пусты́нней, иде́же и чин и́ноческий прия́л еси́, ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии све́тло пре́дал еси́. Не преста́й, свя́тче Бо́жий, первосвяти́телю Христо́в, лю́ди земли́ твоея́ укрепля́ти ве́ру Правосла́вную кре́пко держа́ти и во смире́нии пребыва́ти. Град сто́льный Москву́ сохрани́ и от нахожде́ния лю́тых изба́ви. О святи́телю прети́хий и прему́дрый! Сподо́би и нас све́тлости ра́ди жития́ твоего́ смиренному́дрию поучи́тися, да та́ко живу́ще, ми́рный коне́ц сподо́бимся прия́ти и Ца́рствие Христа́ Сы́на Бо́жия получи́ти сла́вным и ми́лостивыми моли́твами твои́ми. Ами́нь.
О Упокоении Р.Б. Зинаиды и Александра