Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2023 » Июнь » 11 » • Азбука русских изобретений •
11:18
• Азбука русских изобретений •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • А кто сейчас помнит?
  • Охота за русскими мозгами
  • Азбука русских изобретений
  • Хотелось бы спросить вас
  • Для справки
  • Болдырев изобретатель
  • Донские снимки
  • Гений из села Русская Айша!
  • Профессиональные магнитофоны
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Предисловие

    А Вы знали, что это изобрели русские?

    История показывает, что из всех русских изобретателей повезло только Кулибину – его государство поддерживало.

    "Судьба русских изобретателей известна - дома они не находят себе дела, а за границей их встречают с распростертыми объятиями".
    (Московский журнал "Циклист", 1901г.)

    В 20-е годы XX века более двухсот ученых, философов, писателей были высланы из России. Они составляли интеллектуальную мощь всего государства, поэтому неудивительно, что оправится от такого шока страна смогла только спустя несколько десятилетий. Постепенно всё нормализовалось, и российская наука снова вышла на первое место по количеству изобретений на душу населения. Но рухнул вдруг "железный занавес", и к нам хлынул ширпотреб, а к "ним" в поисках лучшей доли "потекли мозги". Одни уезжали сами, других приглашали, нанимали, покупали. Идеологические доводы с нашей стороны были исчерпаны временем, а "они" побеждали доводами материальными. Какой ученый сможет отказаться от собственной лаборатории с самым современным оборудованием, от внедрения в серийное производство своих изобретений, от всемирного признания? И неважно, какое государство оказывает поддержку.

    А кто сейчас помнит?

    И кто сейчас помнит, что, например, родоначальником американской авиации был русский Игорь Сикорский. Первые телевизоры появились благодаря Борису Рогозину и Владимиру Зворыкину, а первые магнитофоны и видеомагнитофоны воплотил в жизнь русский эмигрант Александр Понятов. Немногие знают и тот факт, что идея персональных компьютеров целиком и полностью принадлежит русскому – Арсению Горохову. Сейчас ведётся много споров на тему "А были ли американцы на Луне?", но, я уверена, что никто не знает, что самая выгодная траектория полета на спутник земли была рассчитана Юрием Кондратюком ещё в 20-е годы прошлого века. Именно эти расчеты легли в основу так называемых лунных экспедиций американских космонавтов. Кстати, слова "космонавт" и "спутник" тоже имеют российское происхождение. Хотя в последнее время даже на главном государственном канале их заменяют, старательно выговаривая "астронавт" и "сателлит".

    А кто из зарубежных философов может сравниться по глобальности мышления с такими учеными как Вернадский, Чижевский, Циолковский? Их идеи стали поистине путеводной звездой для всего человечества. Например, мысль Циолковского о путешествии в космосе с помощью солнечного паруса нашла подтверждение в наши дни. Уже готов к испытанию первый спутник с гигантскими парусами, которые домчат его до Марса всего за неделю. Угадайте, в какой стране был изобретен и построен этот спутник. Правильно. В России.

    Охота за "русскими мозгами"

    Охота за "русскими мозгами" давно стала национальным видом спорта западных стран, потому что замыслы, рождённые уникальными российскими умами в разных областях науки и техники, далеко опережали и продолжают опережать самые смелые идеи Запада. Но, чтобы мои утверждения не выглядели лишь красивыми словами, предлагаю вам самим убедиться в том, насколько мудра русская земля.

    В начале XX века жил и творил "человек-фабрика", "первый инженер России" - Владимир Григорьевич Шухов. Он сознательно отказался от подражания иностранным образцам и стал работать, опираясь на научные и инженерные мысли русских ученых. В итоге, он с десятком помощников сделал столько открытий и изобретений, сколько под силу нескольким научно-исследовательским центрам. Практически каждая буква русского алфавита соответствовала какому-нибудь его изобретению. Так была составлена "азбука Шухова".

    Я решила дополнить её важными и значимыми открытиями, сделанными в России с XVIII по XX век. Возможно, и у вас появится желание вписать в неё пару строк.

    Азбука русских изобретений

    А - авиационные ангары (В.Шухов);
    автомобили. Прообраз первого автомобиля был создан крепостным крестьянином Нижегородской губернии Леонтием Шамшуренковым и представлен в Петербурге 1 ноября 1752 года. Это была четырехколесная самобеглая коляска, которая двигалась благодаря мускульной силе двух человек, развивая скорость до 15 км/ч. Следующей попыткой создания самоходного экипажа стала "самокатка" русского конструктора, изобретателя и инженера Ивана Кулибина, на которой он разъезжал по улицам Петербурга в 1791 г. Его трёхколесный механизм развивал скорость до 16,2 км/ч и содержал почти все основные узлы будущего автомобиля, введённые впервые – коробку скоростей, тормоз, маховое колесо, подшипники качения. Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был построен в 1882 г. группой русских инженеров во главе с Путиловым и Хлобовым. Однако, достаточных документальных подтверждений этого пока не получено. Традиционно же считается, что первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и мощностью 2 л.с был создан в Санкт-Петербурге в мае 1896 г. Е.А.Яковлевым;
    автомобильный счетчик, который измерял пройденный путь и назывался "верстомер" (Л.Шамшуренков.).

    Б - баржи нефтеналивные (В.Шухов);
    батареи скорострельные (А.Нартов);
    бомбардировщик – четырехмоторный самолет "Русский витязь" (И.Сикорский);
    буквопечатающий аппарат (Б.Якоби).

    В - велосипед. В 1801 г. уральский мастер Артамонов решил задачу облегчения веса повозки за счет сокращения числа колес с четырех (см.выше) до двух. Таким образом, Артамонов создал первый в мире педальный самокат – прообраз будущего велосипеда;
    вертолёт - первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена русским ученым М.В.Ломоносовым. В 1754 г. он построил модель, работавшую по принципу вертолета с соосными винтами;
    видеомагнитофон (А.Понятов);
    винторезный токарный станок (А.Нартов);
    висячие металлические перекрытия цехов и вокзалов (В.Шухов);
    воздушно-канатная дорога (В.Шухов);
    воздушно-реактивный пульсирующий двигатель – прототип современных реактивных двигателей разработал в 1864 году артиллерийский офицер Н.Телешов;
    водонапорная башня (В.Шухов);
    водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже (В.Шухов).

    Г - генератор трёхфазного переменного тока – сегодня 95% электроэнергии передаётся и потребляется в виде трёхфазного тока (М.Доливо-Добровольский);
    гусеница. Первый гусеничный движитель (без механического привода) был предложен в 1837 г. штабс-капитаном Д.Загряжским. Его гусеничный движитель строился на двух колесах, обведённых железной цепью. А в 1879 г. русский изобретатель Ф.Блинов получил патент на созданный им "гусеничный ход" для трактора. Он его называл "паровоз для грунтовых дорог".
    газгольдеры или газохранилища (В.Шухов).

    Д - доменная печь (В.Шухов).

    З – землечерпалки (В.Шухов).

    И – изолированный электрический кабель (П.Шиллинг).

    К – кабельная телеграфная линия – линия Петербург-Царское Село была построена в 40-егг. XIX века и имела протяженность 25 км.(Б.Якоби);
    кессоны (В.Шухов);

    М – магнитофон (А.Понятов);
    мартеновские печи, мачты электропередач, меднолитейные цехи, мостовые краны, мины (В.Шухов);
    металлические резервуары для хранения нефтепродуктов (В.Шухов);
    метод горячей сварки (Н.Славянов).

    Н - нефтяные насосы, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км, нефтеперегонные установки, первый в мире нефтепровод, длинной 11 км (В.Шухов).

    О – оптический прицел (А.Нартов);
    орбитальная космическая станция "Мир" (НПЦ им.М.Хруничева).

    П - пакгаузы, специально оснащенные порты (В.Шухов);
    переработки нефти методом крекинга (В.Шухов);
    персональный компьютер (А.Горохов);
    подвесные электрические дороги (И.Романов);
    проекционная система для цветных слайдов (С.Прогудин-Горский);
    промышленного произодства синтетического каучука (С.Лебедев);
    протез (И.Кулибин).

    Р – радиобашни цилиндрические (В.Шухов);
    радиоприёмник (А.Попов);
    растровый ультразвуковой микроскоп (С.Соколов);
    реактивный пассажирский самолет ТУ-104 (А.Туполев).

    С – самолёт. Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России Александром Федоровичем Можайским. 3 ноября 1881 г. он получил первый в мире патент на самолет, построенный в сентябре 1876 г. - на двадцать лет раньше братьев Райт, которым совершенно незаслуженно приписывается это изобретение;
    синтетический каучук из нефти (Б.Бызов);
    спутник (КБ С.П.Королёва).

    Т - танкеры, трубопроводы;
    телеграф, что в переводе на русский означает «дальнописец» (П.Шиллинг);
    транспортный самолёт – самый большой в мире самолет «Святогор», «Илья Муромец» (В.А.Слесарёв).

    Ф – фюзеляж. Впервые разработав фюзеляжный тип самолета, А.Можайский на 30 с лишним лет опередил западноевропейских и американских конструкторов, которые только в 1909-1910 гг. начали строить подобные самолеты.

    Ш - шпалопрокатные заводы.

    Ч – часы карманные, которые показывали не только время суток, но и месяц, день, неделю, время года, фазы Луны, время восхода и заката Солнца (И.Кулибин).

    Э – электродвигатель (Б.Якоби);
    электромобили - двухместный электромобиль И.Романова образца 1899 г. изменял скорость движения в девяти градациях - от 1,6 км в час до максимальной в 37,4 км в час;
    электрическая лампа накаливания (А.Лодыгин);
    электролёт – вертолёт с электрическим двигателем в 60-е гг. XIX века изобрёл инженер-электрик А.А.Лодыгин;
    электромагнитный телеграф (П.Шиллинг, Б.Якоби);
    электроразведка для поиска полезных ископаемых (Е.Рагозин);
    электротермический ракетный двигатель (В.Глушко).

    Хотелось бы спросить вас

    Теперь мне хотелось бы спросить вас, уважаемые читатели, много ли из приведенных примеров вы знали? Возможно, составленная азбука не полная. Но даже те факты, которые удалось найти, вызывают у меня восхищение перед российскими гениями науки и техники. Здесь каждая "буква" могла бы стать предметом национальной гордости любого народа, но только не нашего. Как можно гордиться тем, про что никто не знает. Например, в 1990 году в издательстве "Современник" была выпущена двухтомная книга "От машин до роботов". В ней приводились примеры развития техники с упоминанием отечественных изобретателей и учёных. Следующая книга подобной тематики увидела свет только в 2000 году ("Самые знаменитые изобретатели России" - изд. "Вече", г.Москва. – Прим.Авт). Целых десять(!) лет ни одно российское издание не обращало внимания на книги о русских изобретателях и изобретениях. А зачем? Если нет государственного заказа на развитие этой темы.

    История показывает, что из всех русских изобретателей повезло только Кулибину – его государство поддерживало. Все остальные постоянно испытывали финансовые трудности, им отказывали в патентовании, их изобретениям предпочитали пролоббированные иностранные экземпляры гораздо худшего качества. И, к сожалению, ситуация не изменилась.

    Для справки:

    Сегодня доля внедренных российских разработок в мировом отношении составляет всего 0,3% от мировых; в США - 36%. Почувствуйте разницу! Так, на благодатной почве финансового благополучия Запада прорастают идеи, рожденные в умах наших ученых.

    Нина Басистая

    Донской казак Иван Болдырев: фотограф и изобретатель

    В истории отечественной светописи имя Ивана Васильевича Болдырева стоит особняком. Человек незаурядного дарования, талантливый художник, фотограф, изобретатель не смог найти своего места в суровой действительности, а дарованию его так и не удалось до конца раскрыться то ли в силу того, что его, простого донского казака, не очень-то принимали столичные фотографические знаменитости, то ли из-за сложностей его характера – ведь любая неординарная личность всегда отличается обостренной реакцией, болезненно реагируя на любую житейскую несправедливость.

    Иван Васильевич Болдырев родился в 1850 году на Дону, в станице Терновской, где испокон века селилось казачество. Отец его долгие годы был на царской службе, и до пятнадцати лет будущий фотограф считался чуть ли не сиротой, зарабатывая на хлеб тем, что помогал деду пасти скот. Вернувшись домой, отец отдал его в услужение офицеру, в надежде на то, что из сына со временем получится исправный писарь. Но Болдырева с раннего детства больше всего на свете привлекала техника. Он, завороженный, присматривался к тому, как работают всевозможные механизмы. Вершиной техники тогда для него были простые часы. Овладев ремеслом часовщика, начал чинить нехитрые механизмы для односельчан, что стало приносить некоторый доход.

    Скопив небольшую сумму денег, 19-летний юноша покинул родную станицу и уехал в Новочеркасск. Именно там Иван нашел свое истинное призвание – фотографию. Юноша, освоив азы редкой в те годы профессии, довольно скоро вполне профессионально начал выполнять основные виды фоторабот. Окрыленный успехом и результатами своих первых фотосъемок, молодой человек в 1872 году отправился в Санкт-Петербург.

    Интерес к светописи привел его в Петербург, где он поступил на службу в фотоателье Лоренца, а затем стал посещать вольнослушателем занятия в Академии художеств, окончить которую из-за материальных трудностей ему не удалось. Жизнь в столице не баловала его. Работая ретушером и помощником фотографа, Иван Болдырев почти весь свой заработок тратил на дорогостоящие фотоматериалы и эксперименты по усовершенствованию фотосъемки и фототехники. Поэтому его постоянными спутниками были нужда и бедность.

    Но ничто не могло погасить тягу к знаниям. Потребность в самообразовании привела его в Императорскую публичную библиотеку. В 1873 году он познакомился с Владимиром Васильевичем Стасовым, который в то время был заведующим художественным отделом библиотеки, куда поступали произведения графики, российские и зарубежные фотографические издания. Стасов в ту пору занимался составлением каталога фотографий, хранящихся в библиотеке. Маститый искусствовед и художественный критик принял активное участие в судьбе молодого талантливого фотографа, чье дарование он сразу отметил. Стасов помог с заказами, неоднократно рекомендуя его состоятельным, а подчас и знаменитым заказчикам. Так, например, сохранилось письмо, в котором Стасов писал П.М. Третьякову: «…очень прошу Вас допустить к снятию фотографий нашего отличного фотографа Ив. Вас. Болдырева, известного по превосходным его снимкам...»

    Сам Болдырев, впрочем, считал себя в первую очередь изобретателем. Не имея возможности приобретать и заказывать дорогостоящую оптику, он был вынужден пользоваться самодельными объективами. Сутками напролет с завидным упорством бился над созданием универсального короткофокусного объектива. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, Болдырев достиг заметного успеха. Из нескольких линз, помещенных в самодельную картонную оправу, он получил простой, но весьма удачный объектив, который позволял получать вполне приличное изображение.

    Более того, по некоторым параметрам собранная им оптическая система превосходила существовавшие в те годы фабричные объективы. Угол изображения и светосила болдыревской конструкции превосходили фирменные, лишь несколько уступая им в качестве изображения. По рекомендации V (фотографического отдела) Императорского Русского технического общества (ИРТО) фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье А. Деньера (Невский пр., 19) и показал удивительный результат, «позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу». Однако эксперты отдела отказали изобретателю в отправке его «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж.

    Одержимый своими новаторскими усовершенствованиями в фототехнике Болдырев не до конца осознавал значение своей деятельности в качестве фотографа, в которой он явно преуспевал. В одной из своих статей он с огорчением писал о том, что ему на одной из выставок дали Бронзовую медаль за фотографии «между тем, как я выставил не работы фотографические, а аппарат с принадлежностями, посредством которых их снимал». Но еще горше были разочарования, вызванные нежеланием Русского технического общества признать авторство И.В. Болдырева на изобретение короткофокусного объектива, моментального фотозатвора и гибкой «смоловидной ленты», предложенной им взамен бьющихся стеклянных пластин, повсеместно использовавшихся в качестве основы для нанесения светочувствительной эмульсии.

    В ту пору весь негативный материал изготавливался на основе стекла. Стекло – превосходный материал для негативов, но у него были два существенных недостатка. Первый – стекло тяжелое. И, когда вы отправляетесь на съемку, особенно, если вам нужно сделать несколько снимков, вы тащить на себе значительный груз. Поэтому фотографы вынуждены были прибегать к помощи всевозможных ассистентов. Но был и более существенный недостаток – стекло хрупкое. И часто уже отснятый материал погибал из-за малейшей неосторожности в работе. Болдырев сам неоднократно сталкивался с подобными ситуациями.

    Поначалу он пытался нанести эмульсию на бумажную ленту, чтобы потом уже в лаборатории переносить ее на стекло перед самым копированием, но эта процедура оказалась очень кропотливой и трудоемкой. Кроме того, в процессе переноса эмульсия трансформировалась, что приводило к искажению изображения. Нужно было найти легкий, гибкий и прозрачный материал для основы. В 1878 году И.В. Болдырев предложил новый тип фотоматериала – мягкую пленку. Она обладала замечательными свойствами: «эластична настолько, что ни свертывание в трубочку, ни сжимание в комок не могут заставить ее искривиться», – так писали тогда газеты об изобретении Болдырева.

    Долгие годы потратил он на отстаивание приоритета предложенного им прототипа современной фотопленки, которую не смог не только внедрить в практику, но даже получить на нее патент или, как тогда говорили, привилегию. Русскому умельцу не удалось наскрести 15О рублей, которые требовались для регистрации его изобретения. А в это же время, точнее, спустя два года, за океаном удачливый предприниматель Джордж Истмен основал свое ставшее вскоре знаменитым на весь мир предприятие «Eastman Kodak», использовавшее в фотоаппаратах материал, предложенный русским изобретателем.

    Донские снимки Болдырева

    Помимо всего вышесказанного, Болдырев в 1889 году сконструировал точнодействующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Императорского Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже».

    С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И.В. Болдырев достиг «заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов».Обо всех этих изобретениях и усовершенствованиях Болдырева помнят немногие, но зато до нас дошли его фотографии, которые производили сильное впечатление на современников.

    Многие из работ Болдырева Стасов называл «бытовыми картинами..., точно созданными талантливым художником». Наибольший интерес, несомненно, представляет коллекция снимков, сделанных им у себя на родине.

    Речь идет о так называемом «Донском альбоме» – собрании снимков, озаглавленном им «Виды и типы 2-го драгунского округа, снятые в 1875-76 годах». Это несколько десятков великолепных изображений, сделанных фотографом в станицах Цимлянской, Кумшанской, Ееауловской и других казацких поселениях, куда он регулярно приезжал на лето.

    Эти снимки являются подлинным документом, повествующим о жизни донского казачества, о его нравах и обычаях. Сделаны они человеком, отлично знающим все тонкости жизни местного населения. Надо сказать, что его фотографии не прямой репортаж, а тонкие, неназойливые аранжировки, выполненные умелым режиссером. Таковы «Смотр казачьих частей атаманом», «Проводы казаков на службу», «Казачье семейство в праздники» и другие сценки из повседневной жизни его земляков.
    Перед нами встает галерея представителей донского казачества – верных служак, часто крутого нрава, верных своим обычаям и привычкам, обостренно ценящих свободу. Ведь недаром в народе их так и называли "вольными казаками".

    Донские снимки Болдырева – уникальное явление в истории отечественной светописи, интерес к ним не ослабевает вот уже более века, причем носит он не только этнографический, познавательный характер. В этих фотокартинах все отчетливее проступает незаурядность авторского видения, чутье ситуации, умение в лаконичной изобразительной форме дать точную образную характеристику. В этом смысле можно с полным основанием говорить о Болдыреве как о большом самобытном художнике, внесшем заметный вклад в развитие отечественной светописи.

    В 1879 году В.В. Стасов с целью сохранить для потомков полноценную информацию об уникальном памятнике архитектуры – Бахчисарайском дворце – предложил Болдыреву произвести там фотосъемки. С интересом и азартом фотограф принялся за работу. Судя по всему, в Крыму отнеслись с пониманием к его приезду. Известно, что три месяца, с октября по декабрь 1879 (по другим сведениям 1880 г.), он занимался не только фотографированием дворца, но и исследованием наиболее интересных его помещений. Ханский дворец – уникальный памятник татарской архитектуры XV-XVI веков – к тому времени был еще мало изучен.

    По данным научного сотрудника Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника Л. Гончаровой, результатом любознательности и настойчивости Ивана Васильевича явилось открытие первоначальных росписей на стенах «Золотого кабинета», обнаруженных под слоем более поздней раскраски. Понимая значение этого открытия для историков-исследователей и реставраторов, Болдырев зарисовал найденные орнаменты и по возвращении из Бахчисарая передал рисунки вместе с изготовленным им фотоальбомом в Императорскую публичную библиотеку, где они хранятся и поныне.
    Надо сказать, что созданные им снимки представляют не просто фотофиксацию внешнего облика памятника архитектуры и его наиболее интересных интерьеров, что само по себе было в ту пору нелегкой задачей. Несовершенство негативного материала создавало немало трудностей для получения полноценного изображения при съемке объектов с большой контрастностью, особенно если в кадре одновременно присутствовали фрагменты интерьеров и яркое крымское небо.

    Фотограф решает сложную творческую задачу – показать дворец в окружении ландшафта, пытается передать уникальную атмосферу места. Для этого он создает панорамные композиции, в которые включает части архитектурных сооружений и окружающих дворец плодовых садов.

    Летом 2005 года в Бахчисарайском государственном историко-культурном заповеднике открылась выставка фотографий Ханского дворца, сделанных Болдыревым. В экспозиции представлено несколько десятков снимков. Так что жители и гости Крыма смогли увидеть дворец сразу воочию и на фотографиях более чем стодвадцатипятилетней давности. Любопытно, что крымский альбом Болдырева, о котором мы рассказали выше, был изготовлен фотографом, как оказалось, в шести экземплярах. Один из них и подарил дворцу-музею известный врач-курортолог уроженец Крыма и его страстный патриот Иван Саркизов-Серазини. В 1925 году тогда еще молодой ученый приобрел этот альбом в Московском экспертном фонде, а в 1957 году подарил Бахчисарайскому дворцу-музею.

    Последние годы жизни И.В. Болдырева мало документированы. По дошедшим до нас отрывочным сведениям можно предполагать, что он продолжал заниматься съемкой и пытался продолжать работы по всевозможным усовершенствованиям в области техники.

    Владимир Никитин

    Гений из села Русская Айша!

    фото
    Александр Матвеевич Понятов, русский инженер и американский бизнесмен – изобретатель, стал широко известен миру в 1956 году как создатель первого в мире видеомагнитофона и основатель знаменитой фирмы «Ампекс», в течение полувека удерживавшей мировое техническое лидерство в области аппаратуры профессиональной магнитной записи звука, изображения и многих специальных сигналов. Мировые электронные гиганты, - Сони, Мацусита, JVC, Филипс, Тошиба и т.д. в течение десятилетий шагу не могли ступить в производстве бытовой видеоаппаратуры без принадлежащих ему патентов.

    Он прожил 88 лет и был удостоин в США и ряде других стран всех мыслимых для ученого и бизнесмена почестей. Русская диаспора на севере Калифорнии чтит его почти как святого,- он дал работу тысячам русских, помог создать православный женский монастырь, приют для престарелых и не жалел средств на благотворительность. Но на своей родине он до сих пор известен лишь специалистам.

    Впервые это имя я услышал еще студентом в 1958 году, когда вышло «широко известное в узких кругах» секретное по форме и свирепое по содержанию постановление Совета Министров СССР о начале разработки линейки советских вещательных видеомагнитофонов. Осенью 1959 года эти работы были резко активизированы после визита тогдашнего руководителя страны Н.С. Хрущева в Америку, - ему подарили видеозапись его встречи с Президентом США Д. Эйзенхауэром, и он очень рассердился узнав, что ее в СССР нет возможности воспроизвести. На кафедру телевидения Московского электротехнического института связи (теперь это МТУСИ), где я тогда учился и работал, по тогдашнему обыкновению «упало как снег на голову» серьезное поручение из несекретного приложения к этому постановлению.

    Поиск по зарубежной литературе привел к американской фирме «Ампекс» и ее основателю и владельцу Александру М. Понятову, которого по невозможности в то время уточнить отчество именовали на всякий случай «Михайловичем». В научно – технических отчетах эта фамилия вопросов не вызывала, но попытки сослаться на него в печати не проходили через «Главлит» (так сокращенно именовалось тогда цензурное ведомство) ни тогда, ни на 20 года позже. Горжусь тем, что я 1992 году поднял архивы в Казани и Москве, и первым в стране в печати рассказал о заслугах А.М. Понятова, а в 1993 году помог Михаилу Анатольевичу Таратуте сделать телепередачу о Понятове в его тогда знаменитом цикле «Америка с Михаилом Таратутой».

    Магнитную запись электрических сигналов на металлический носитель – стальную проволоку изобрел в 1898 году датчанин В. Паульсен. Многие недостатки этого носителя не позволили магнитной записи проникнуть в сферу радиовещания и телевидения. Известно лишь о применении в 30 – е годы прошлого века проволочных магнитных носителей в малосерийных профессиональных диктофонах. Однако другие свойства подобного магнитного носителя в виде стальной ленты (проволоки – «плющенки») привели его во многие виды аппаратуры специальной магнитной записи, в том числе в автоматические бортовые самописцы на самолетах, кораблях и т.д., известные широкой публике как «черные ящики», хотя они обычно имеют шарообразную форму и красятся в ярко оранжевый цвет.

    Но в довоенное время в бытовой сфере господствовали и быстро совершенствовались методы механической записи, - снижались скорости вращения пластинок с 78 до 45, а потом до 33 оборотов в минуту, вводилась стереофония, шеллачная основа (смола, вырабатываемая тропическими насекомыми) заменялась синтетическим винилом. Мировым лидером в этих технологиях была возглавляемая выходцем из России Давидом Сарновым гигантская Американская радиокорпорация (RCA), точнее ее дочерняя фирма граммзаписи «Виктор». Нам теперь более известен ее бывший японский филиал «JVC - Джапан Виктор Компани» (в самой Японии ее зовут более нежно, - «Ни – Ви – Ко»), и фирма эта, как мы видим, «высоко несет флаг» своих основателей.

    В профессиональной звукозаписи в то время пытались применять «мокрые» кинематографические технологии. В России первая радиопередача с фрагментами таких записей прозвучала в августе 1931 года; позднее была создана специальная студия «Радиофильм» для проведения записи внестудийных радиопередач на кинопленку.

    Многочисленные попытки упростить и удешевить эти технологии, сделать их оперативными («говорящая бумага», «говорящий целлофан» и т.д.) успеха в то время не имели. Технологический прорыв состоялся в начале 1940 – х годов в воюющей Германии, где фирмы «АГФА» и «БАСФ» объединенными при выполнении военных заказов усилиями создали дешевый и эффективный носитель для магнитной записи электрических сигналов, - магнитную ленту на пластиковой основе. В конце войны в Германии уже была аппаратура магнитной записи, пригодная для целей радиовещания, - союзники по антигитлеровской коалиции удивлялись отменному качеству музыкальных программ Берлинского радио, когда было доподлинно известно об уничтожении всех его студийных комплексов. Вывезенная победителями из Германии трофейная аппаратура и документация в области магнитной записи дала толчок развитию этих технологий во многих странах.

    Магнитные ленты в то время имели ацетатную основу, схожую с основой негорючей кинопленки, и делились на два типа: в первом тонкий игольчатый порошок из окиси железа замешивался в саму пластиковую основу ленты, во - втором формировался отдельный магнитный рабочий слой, наносимый с одной стороны основы в виде лакового покрытия, в которое замешивался магнитный порошок. Лет 10 потом эти технологии соперничали, но теперь, как мы видим победила вторая. Трофейные магнитофоны, которые мне приходилось встречать, все были знаменитой в то время фирмы «Телефункен», которая позже, в 1967 году подарила миру систему цветного телевидения «ПАЛ», и растворилась во времени по примеру многих других великих «брендов».

    В США «его величество Случай» доверил развитие трофейных технологий магнитной записи А.М. Понятову, владельцу скромной фирмы «Ампекс», аббревиатура названия которой состояла из инициалов основателя и первых букв гордого слова «exellent»- несравненный, превосходный. Фирма Ампекс была основана в начале 1940 – х годов в Калифорнии в г. Редвуд – сити (около 200 км. южнее Сан - Франциско). Начала свою работу она, как это часто бывает, в старом гараже и на первых порах производила сельсины, - электромеханические устройства для точного следящего привода авиационных радиолокационных антенн. Первыми сотрудниками фирмы стали три молодых инженера Ч. Андерсен, Ч. Гинзбург и Ш. Хендерсон (фото …).

    С двумя первыми я был хорошо знаком и встречался последний раз лет 10 назад,- очень симпатичные талантливые люди. Понятов умел выбирать себе сотрудников! Интересно, что позже в 1952 году к этой группе присоединился совсем юный студент Рей Долби, - основатель знаменитой в наше время фирмы «Долби». По окончании войны оборонное производство в США было свернуто, фирма Ампекс осталась без заказов и стала искать « новый хлеб», - по выражению самого Понятова. Новое направление в работе фирмы подсказала трофейная немецкая технология магнитной записи электрических сигналов. Американские радиоэлектронные гиганты, и прежде всего RCA, пренебрегли этой весьма капризной по тем временам технологией, - слишком много средств ими было вложено в распространение и совершенствование технологий механической звукозаписи.

    К этому времени был уже подготовлен массовый выпуск профессиональной и бытовой аппаратуры оперативной механической звукозаписи на диск из толстой пластмассовой пленки.( Во времена моей молодости в Москве были в большой моде «песни на косточках», - кустарные граммпластинки из отработанной рентгеновской фотопленки, изготовленные по похожей технологии).

    Команде Понятова было нечего терять, и фирма Ампекс первой в США занялась разработкой аппаратуры магнитной звукозаписи. Новое направление в деятельности фирмы принесло удачу, хотя и не сразу.

    Профессиональные магнитофоны

    Первые профессиональные магнитофоны для радиовещания в США долго не находили спроса, что очень часто бывает с принципиально новыми для рынка товарами. Помощь неожиданно пришла от знаменитого эстрадного певца Бинга Кросби, который был также страстным радиолюбителем. Б. Кросби почему – то патологически страшился микрофона в пустой студии при прямых трансляциях концертов. Он с радостью ухватился за техническую новинку и быстро оценил преимущества записи и трансляции своих концертов с магнитной ленты. Его первый крупный заказ обеспечил хороший старт для новой продукции фирмы Ампекс, а концерты эстрадной суперзвезды с применением магнитофонов – отличную рекламу.

    Вскоре ни одна радиовещательная компания в США не могла в своей оперативной деятельности обойтись без магнитофонов. Фирма стала быстро расти, особенно после того, как наладила выпуск магнитной ленты с собственной маркой. Довольно быстро восстановились старые связи с военными заказчиками, которым потребовалась надежная аппаратура для многоканальной регистрации телеметрических сигналов при испытаниях сложной военной техники, и прежде всего ракет и ядерного оружия. Методы магнитной записи здесь оказались вне конкуренции. Вывезенные в США немецкие специалисты по ракетной технике уже имели опыт работы с магнитной записью телеметрии во время испытаний, а с их мнением в первые послевоенные годы очень считались. Начав с вещательных магнитофонов, фирма Ампекс очень скоро по велению времени сосредоточилась на более доходной специальной технологии, освоив методы и аппаратуру точной, инструментальной магнитной записи.

    Почти полвека (с 1946 по 1995 годы) фирма Ампекс держала мировое научно – техническое лидерство в профессиональной аппаратуре магнитной записи вещательных и специальных сигналов. Она также обладала патентами на многие фундаментальные методы и устройства в этой области, что помогало ей десятилетиями сдерживать настойчивые попытки американских, европейских и японских конкурентов разрушить фирму и купить по частям. Однако по – настоящему звездным достижением фирмы и ее основателя стало создание первого в мире профессионального вещательного видеомагнитофона.

    Телевизионное вещание в США после войны развивалось взрывоподобным образом. Американская радиоэлектронная промышленность, создавшая в годы войны громадные производственные мощности и оставшаяся в 1945 году без заказов, нашла себе работу в телефикации страны. В итоге уже к 1952 году американский рынок был полностью насыщен черно – белыми телевизорами, а в 1953 году началось практическое внедрение цветного телевизионного вещания по разработанной в короткие сроки системе NTSC. Американские вещательные компании, уже вкусившие прелести новой технологии звукового вещания с магнитной записью и монтажом программных материалов, теперь буквально требовали создать аппаратуру для работы с телевизионным сигналом. Многие фирмы пытались и не смогли решить эту головоломно сложную задачу, - ведь телевизионный сигнал занимает полосу частот в 500 раз более широкую, чем звуковой радиовещательный.

    При такой полосе магнитная лента должна «лететь» мимо магнитной головки со скоростью не менее 50 метров в секунду. Наиболее очевидный путь снижения этой скорости – многодорожечная запись. Но не справилась с этой задачей великая RCA, разработавшая многодорожечный аппарат с частотным разделением спектра видеосигнала; не справился и знаменитый Бинг Кросби, возглавивший и финансировавший разработку многодорожечного аппарата с временным разделением каналов. Лучше всех и раньше всех в мире в 1956 году решила проблему магнитной видеозаписи честолюбивая молодежная команда на фирме Ампекс под мудрым руководством 64 – летнего Понятова, прославив на весь мир свою фирму, а также ее основателя и владельца. Они придумали поперечно – строчный метод записи на относительно широкую ленту (50, 8 мм., т.е. два дюйма) с четырьмя вращающимися головками. При этом достигался компромисс: лента протягивалась в аппарате со обычной скоростью 38 см/сек., но головка «чертила» на ней поперечные строки со скоростью более 40 м/сек., причем каждая магнитная строка содержала в себе 16 телевизионных строк. Этот первый в мире стандарт видеозаписи, известный под индексом «Q», применялся почти 20 лет и был заменен стандартом «С» ( для однодюймовой ленты), разработанным тем же Ампексом. Кстати заметим, что в ряде стран для самого процесса видеозаписи на магнитную ленту некоторое время бытовал термин «ампексование»!

    Во время нашей встречи с Понятовым в мае 1974 года он сказал, что если бы он и его коллеги заранее представляли себе все трудности , преодоленные при создании видеомагнитофона, то никогда не взялись бы за ее решение!

    Ведь сам видеомагнитофон – лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Непросто было сделать аппарат для магнитной записи звука, но оказалось, что создать видеомагнитофон в десятки и сотни раз труднее. Видеомагнитофон по общему мнению оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и чтобы разработать и организовать производство самого аппарата, видеоленты, новых узлов и материалов в условиях небольшой фирмы и с ограниченными средствами от Понятова и его команды потребовалось сочетание героических организаторских усилий с гениальными научно – техническими решениями. Сам Понятов это хорошо понимал и формулировал так: « В течении семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!».

    Александр Матвеевич Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии в 40 км. северо – восточнее Казани в большой семье крестьянина, занявшегося торговлей. В архивах сохранились документы о его крещении, об учебе во 2- м реальном училище г. Казани, о сдаче дополнительного экзамена по латыни (без него нельзя было поступить после реального училища в Университет), о военной обязанности с 1913 года, и т.д.

    Он в 1909 году поступил и один год проучился на физико – математическом факультете в знаменитом тогда в России Казанском университете, но в 1910 году решил продолжить учебу в столицах. Просил ректорат переслать свои документы сначала в Петербургский университет, потом в Московский, но в итоге по невыясненным причинам поступил в МВТУ на механический факультет. При нашей с ним встрече он сказал, что считает себя учеником профессора Н.Е. Жуковского и под его влиянием «заболел» авиацией. Однако уже в 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н.Е. Жуковского продолжать образование в Германию в Политехникум города Карлсруе. Из Германии на наш запрос ответили, что А. М. Понятов значится в списках студентов в 1911-1913 годах, но никаких других документов не сохранилось, в том числе и сведений о завершении образования.

    Поскольку А. М. Понятов подлежал призыву в российскую армию в 1913 г., то, по-видимому, он в этом году вернулся в Россию.

    Со слов его американских родственников и сотрудников фирмы, он в Первую мировую войну был призван в армию из Казани, окончил школу летчиков и служил офицером в авиации, попал в серьезную аварию и долго лечился. Поиски сведений о Понятове в российских военных архивах не дали результатов, - не было точной зацепки. В списках личного состава всех 144(!) авиационных частей Российской армии с 1913 по 1917 года Понятов А. М. не значился. К сохранившимся архивам Белой армии тогда добраться не удалось. Родственников Понятова в его родном селе и окрестностях также не осталось.

    Выступая как – то перед сотрудниками своей фирмы, Понятов сказал, что в 1918 – 1920 годах «служил в Белой армии и воевал с коммунистами», а потом через Китай в 1927 году добрался до Америки. Есть сведения, что он некоторое время работал пилотом на гражданских авиалиниях, летал на гидросамолетах.

    Встретиться мне с Понятовым удалось только один раз в мае 1974 г., когда первая делегация Гостелерадио СССР посетила фирму в г. Редвуд-Сити в Калифорнии. Нам сразу же объяснили, что Понятов в делах фирмы уже не участвует, но на фирме очень чтят основателя, для него сохранен рабочий кабинет, и мы с ним обязательно встретимся. Мы видели, как сам он подъехал на автомобиле к персональной стоянке (крупными белыми буквами на асфальте было написано "Ponjatoff") и пересел в поданную ему электрическое кресло - коляску (у него были парализованы ноги, - последствия авиакатастрофы в военной молодости).

    Во время встречи в кабинете нас приветствовал поднявшийся за столом высокий худощавый старик - ему тогда было уже 82 года. По-русски он говорил очень правильно, но иногда долго подыскивал слова. После официальных приветствий он сказал, что выписывает газету "Известия" и старается следить за событиями в России. Мы коротко рассказали ему о развитии телевидения на его родине и о наших работах по видеозаписи, подчеркнув, что считаем себя его последователями. Однако он уклонился от технической беседы, адресовав нас к инженерам фирмы. Потом показав на лежащую перед ним местную газету, обратил внимание на "чудовищную несуразность" - вся первая полоса посвящена "дураку-столпнику" (человек на пари просидел несколько дней на высоком столбе и в итоге разбился), а самая важная информация о том, что средняя продолжительность жизни американцев постоянно сокращается, дана короткой заметкой в глубине толстой газеты.

    Мы попросили его рассказать молодым российским инженерам, как он добился столь выдающихся успехов и что он может им посоветовать. Понятов оживился и сказал, что у него есть несколько собственных правил и они могут быть интересны и другим:

    - нужно всю жизнь учиться. Он учится и сейчас, - разрывает нужную книгу на части по 10 – 12 страниц, носит в кармане и читает при любой возможности.

    - ничего не надо считать догмой.

    - старайтесь всегда сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник. И это будет обязательно замечено.

    - избегайте любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у Вас не более 50%.

    При расставании Понятов попросил нас прислать ему книгу П.П. Владимирова "Особый район Китая" (АПН, 1973 г., о военных действиях в северо-восточном Китае в 1942-1945 г.г.). О причинах своего интереса к книге он не сказал, но, как я потом выяснил, с этими местами была связана часть его жизни после гражданской войны. Книгу была ему передана через корреспондента Гостелерадио СССР в США.

    Поcле нашего возвращения и доклада «в инстанции», Гостелерадио СССР официально пригласило А.М. Понятова посетить Россию и свою «малую родину», но он вежливо ответил, что не совсем здоров и с некоторых пор принципиально не летает самолетами. Уже потом мы узнали, что дело было здесь сложнее: у Понятова в свое время случился очень неприятный спор с Н.С.Хрущевым о проблемах демократии в СССР и США на его встрече с бизнесменами в Сан – Франциско. Понятов после этой «беседы», видимо, решил для себя, что дорога на родину ему теперь «заказана».

    Великий инженер Понятов умер в 1980 году. Через 15 лет умерла и основанная им знаменитая фирма Ампекс. Однако его имя и заслуги перед человечеством не должны быть забыты ни в Америке, ни в России.

    Маковеев В.Г.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — http://allpravda.info/

    Просмотров: 152 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 214

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году