• Посм., ещё видео
Нилъ орошаетъ водами землю Египетскую, Нилъ же напаяетъ Аѳонскихъ монаховъ, Нилова слава возсіяла въ день седьмый, Того святыми молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси насъ. Аминь [1].
Посему-то Святой Аѳонъ — этотъ жребій Божіей Матери — съ его аскетами и съ тѣми, коихъ «весь міръ не былъ достоинъ» (Евр. 11, 38), въ теченіе десяти вѣковъ всегда былъ милъ и дорогъ каждому православному сердцу. Много дивныхъ и славныхъ мужей, имена коихъ написаны въ книгѣ жизни, просіяло на этомъ оплотѣ и свѣточѣ Православія; много мѵроухающихъ сосудовъ Духа Святаго, не желавшихъ быть славимыми отъ сыновъ вѣка сего и удалившихся изъ многомятежнаго и суетнаго міра на пустынныя высоты заоблачнаго Аѳона, процвѣло въ этомъ аскетическомъ вертоградѣ, въ этомъ монашескомъ разсадникѣ, въ этомъ училищѣ подвижничества и благочестія...
Родиной преп. Нила была Греція. Благочестивые родители святого, жившіе въ селеніи «Святаго Петра», были призваны Богомъ въ лучшій міръ, когда Нилъ былъ еще въ очень юныхъ лѣтахъ. Всю заботу о воспитаніи отрока взялъ на себя его дядя іеромонахъ Макарій. Онъ бдительно слѣдилъ за всѣми движеніями ума и сердца будущаго сосуда благодати Святаго Духа. И не напрасны были такія неусыпныя старанія дяди о своемъ племянникѣ: отрокъ оказалъ быстрыя успѣхи въ умственномъ и нравственномъ отношеніяхъ. Достигнувъ совершеннолѣтія, Нилъ принялъ монашеское постриженіе и былъ рукоположенъ во іеродіакона, а позже и въ іеромонаха. Одно время дядя и племянникъ подвизались вмѣстѣ. Пламенѣя желаніемъ къ большимъ подвигамъ, они удалились на св. Аѳонскую Гору и, получивъ благословеніе отъ игумена Лавры св. Аѳанасія, поселились въ пустынномъ, чрезвычайно дикомъ и безводномъ мѣстѣ, весьма удобномъ для безмолвія, называемомъ «Святые Камни». Много трудовъ стоило имъ, чтобы устроить здѣсь небольшой храмъ и келліи. По устроеніи всего необходимаго, блаженный Макарій мирно почилъ о Бозѣ [12 ноября 1651 г.].
По кончинѣ своего наставника преподобный Нилъ переселился въ еще болѣе дикое мѣсто, недоступное не только для людей, но и для самихъ звѣрей, позволяющее быть только съ единымъ Богомъ. Какъ и на оставленномъ мѣстѣ, здѣсь была устроена церковь и освящена во имя Срѣтенія Господня.
Въ этой пещерѣ окончилъ преподобный свой земной путь, предавъ въ руцѣ Божіи мирный свой духъ, и переселился, «идѣ-же нѣсть болѣзни, ни печали, ни воздыханія». При пещерѣ же братія благоговѣйно предали землѣ многопобѣдное и многотерпѣливѣйшее его тѣло, и утвердили надъ изголовьемъ надпись съ запрещеніемъ открывать тѣло подвижника, ибо предъ смертью самъ преподобный сдѣлалъ такое клятвенное завѣщаніе [3].
Тотъ, кто во время своей жизни не искалъ славы человѣческой, вскорѣ послѣ смерти наполнилъ весь міръ славою своего имени. Господь прославилъ Своего угодника тѣмъ, что его дѣвственное и отъ юности посвященное Богу тѣло, очищенное и утонченное постами, омытое слезами, облагоуханное молитвами — сіе святѣйшее тѣло Богъ превратилъ въ мѵро и благоволилъ ему истечь изъ гроба чрезъ малое отверстіе и по отвѣсной скалѣ стекаться къ морю (до котораго около 60 саженъ — въ отвѣсѣ) въ явленіе людямъ. Такое небывалое явленіе привлекло множество людей, стекавшихся со всѣхъ странъ православнаго Востока. Безчисленныя исцѣленія и чудеса происходили отъ св. мѵра и черезъ молитвенное призываніе Святого. Православная Церковь причислила его къ лику святыхъ, съ присвоеніемъ ему имени Мѵроточиваго, и установила совершать его память въ день его кончины 12 ноября и въ день перенесенія его св. мощей 7 мая.
Въ нынѣшнее время часть св. мощей преподобнаго находится близъ пещеры, въ церкви Всѣхъ Святыхъ, а остальныя — въ Лаврѣ св. Аѳанасія. Перенесены онѣ были сюда еще въ 1815 г.
Но въ нашъ апостасійный двадцатый вѣкъ «Вѣщанія» привлекаютъ еще и тѣмъ, что въ нихъ много говорится о послѣднихъ судьбахъ нашего земного міра. Преподобный предсказывалъ, что грядутъ страшныя времена, о которыхъ Господь говорилъ: «Обаче Сынъ Человѣческій пришедъ, обрящетъ-ли вѣру на землѣ?» Нилъ возвѣстилъ ищущимъ спасенія на св. Горѣ, подъ Покровомъ Божіей Матери, чтобы они не смущались, не ужасались, не теряли бы вѣры въ этотъ Покровъ и не покидали бы Аѳона, пока икона Иверской Богоматери не покинетъ св. Горы; чтобы пребывали въ покаяніи и надеждѣ спасенія, въ безмолвіи, смиреніи и послушаніи, стараясь хранить нерушимо то малое, что еще останется отъ прежней высокой монашеской жизни. Ибо за нечестіе нечестивыхъ св. Гора погрузится въ море; это будетъ тогда, когда Матерь Божія отыметъ Покровъ Свой отъ Удѣла Своего; благочестивые иноки должны поспѣшить покинуть Аѳонъ, какъ только уйдетъ Чудотворная Иверская Икона. Открываетъ Святой съ большими подробностями и о временахъ Антихриста: о всемірной анархіи, которая будетъ предшествовать пришествію антихриста; о томъ, когда надо ожидать сего; о степени развращенности послѣдняго поколѣнія; о умаленіи роста людей; о томъ, какъ ожесточительно будетъ дѣйствовать на сердца человѣческія принятіе ими печати Антихриста; о проповѣди Еноха и Иліи противъ печати; о призывѣ ихъ знаменовать себя крестнымъ знаменіемъ...
Многія предсказанія преп. Нила уже сбылись, но много изъ предсказаннаго имъ на нашихъ глазахъ сбывается. Вообще, пророчества преподобнаго отличаются удивительною точностью. Чтобы не быть голословнымъ, приведемъ одно изъ сбывшихся предсказаній.
Въ чудесномъ явленіи, бывшемъ въ 1817 году, преп. Нилъ сказалъ монаху Ѳеофану:
«Когда минутъ четыре двадцатипятилѣтія, то какова станетъ тогда монашеская жизнь? Если же пройдутъ и еще другія три двадцатипятилѣтія: говоримъ число седьмое лѣтъ и пять, восходящихъ къ полпути восьмого, тамъ на половинѣ числа пятерки, какое смущеніе произойдетъ отъ четвертаго до пятаго?..»
Русскій переводчикъ книги, изданной въ 1912 году, для поясненія этого мѣста (часть II, глава XXXI, стр. 170) помѣщаетъ примѣчаніе первыхъ переписчиковъ, жившихъ въ прошломъ столѣтіи.
«Примѣчаніе первыхъ списателей: Святой сказалъ сіе Ѳеофану въ лѣто отъ Рождества Христова — 1817; отъ сотворенія же міра — 7325-е. Поэтому Святой говоритъ: когда пройдетъ четыре двадцатипятилѣтія, т. е. сто лѣтъ, и наступитъ 7425-й годъ, то что тогда станетъ съ монашеской жизнію? Если же минутъ еще другія три двадцатипятилѣтія, то есть 75 лѣтъ, и наступитъ 7500 годъ, «число седьмое лѣтъ и пять», то-есть семь тысячъ лѣтъ и пятьсотъ лѣтъ, «восходящимъ на полпути къ восьмерымъ», то-есть, когда достигнемъ половины восьмого вѣка (тысячелѣтія), то тамъ на «серединѣ пятерыхъ», т. е. пятаго столѣтія, «какое смущеніе будетъ (отъ четвертаго до пятаго)?» Мы полагаемъ, что отъ четвертаго до пятаго, какъ говоритъ (святой), есть отъ 7400 до 7500; сіе мы предполагаемъ; кто можетъ истолковать лучше, пусть да запишетъ здѣсь.
Мы, живущіе въ 1970 г., видимъ своими собственными глазами, каково стало монашество съ 1917 г. (7425 г. отъ сотв. міра) — оно почти исчезло. А что касается смущенія, которое произошло въ 7450 годъ отъ сотворенія міра или 1942 г. отъ Р. Х. — всѣмъ извѣстно.
[Поскольку эта статья была опубликована в 1970 г., ее автор не обратил внимание на то, что 1917 + 75 лет = 1992 (7500-й от сотворения мiра) – разгул «российско-американской совместной революции». И характеристика последующей эпохи бывшего христианского западного мiра, поглощающего и развалины СССР, более всего соответствует нашему времени: «Какое сдѣлается тогда хищеніе! Какое мужестрастіе, прелюбодѣйство, кровосмѣшеніе, распутство будетъ тогда? До какого упадка снизойдутъ тогда люди, до какого растлѣнія блудомъ!..» ‒ Ред. РИ]
Эта изумительная точность исполнившихся пророческихъ предсказаній побуждаетъ насъ познакомить нашего читателя и съ тѣми пророчествами, которыя еще не сбылись (или только начали сбываться).
Ради этого, говорю вамъ, нечувствіе будетъ ощущать, а чувство будетъ помрачено, и не будетъ сознавать, что удаляется Спасеніе. Итакъ, говорю вамъ, преподобнѣйшіе отцы, до тѣхъ поръ, пока находится Ликъ Госпожи нашей Богородицы внутри Горы сей, да не подвигается никто уходить изъ Горы сей Честной; какъ только подвигнется уйти съ Горы сей Честной, тотчасъ имѣетъ найти на него наказаніе душевное и тѣлесное (попущеніе) Когда же увидятъ, что удалилась Икона Всесвятой съ Горы сей Честной, тогда уходите и вы, куда угодно; только обѣтъ монашеской жизни сохраните цѣлымъ и чистымъ» (Часть III-я, гл. 94-я).
Потомъ соберется восьмой соборъ, чтобы разобрать споръ, и явить благое благимъ и злое злымъ... будутъ отлучены, отдѣлены добрые отъ злыхъ, т. е. правовѣрующіе отъ еретиковъ, и на нѣкоторое малое время мирствовать будутъ люди... Но потомъ снова превратятъ расположеніе (благое) свое, обратятся ко злу злою погибелію погибающихъ, такъ что не будутъ распознавать, что есть братъ и что сестра, что отецъ съ матерью, и что мать съ сыномъ ея, не будутъ признавать и брачнаго вѣнца. Будутъ имѣть только одну погибель, одно паденіе въ погибель, какъ Содомъ и Гоморра, т. е. и пяти праведниковъ не найдется... И будетъ братъ имѣть сестру, какъ жену, мать имѣть сына, какъ мужа, будетъ умерщвлять сынъ отца и прелюбодѣйствовать съ матерью; и иныя тьмы золъ войдутъ въ обычай. Поскольку же станутъ къ людямъ прививаться злыя дѣла, постольку будутъ находить на нихъ и бѣдствія... Люди же, чѣмъ больше будетъ на нихъ находить бѣдствій, тѣмъ больше будутъ воздѣлывать зла, т. е. вмѣсто того, чтобы каяться, будутъ озлобляться на Бога.
Злодѣянія же, которыя будутъ творить люди, превзойдутъ злодѣянія современныхъ потопу людей. У всѣхъ будетъ разговоръ только о злѣ, намѣренія только злыя, соизволеніе злое, сотоварищество только на зло, дѣянія у всѣхъ только злыя, всеобщее злое хищеніе, всеобщее злое притѣсненіе, всеобщее злое обособленіе; всеобщее злое разъединеніе. При всемъ этомъ будутъ думать, что и дѣлатель зла, спасается... поскольку будетъ умножаться корыстолюбіе, постольку будутъ умножаться и бѣдствія въ міру» (Ч. I-я, гл. 28).
Но что за обнищаніе такое постигнетъ міръ?... Во-первыхъ, обнищаетъ міръ любовію, единодушіемъ, цѣломудріемъ. Во-вторыхъ, обнищаетъ каждое селеніе и градъ отъ подвластности своей, главенствующія лица удалятся отъ града, села и округа, такъ что не окажется никакого главенствующаго лица, ни во градѣ, ни въ селѣ, ни въ округѣ. Также и Церковь почти обнищаетъ отъ главенства духовныхъ властей... Послѣ сего обнищанія, «изсякнетъ любы многихъ» (Матѳ. 24, 12), «удержай отъ среды ятъ будетъ» (Ѳесс. 2, 7) — и родится нечистый отъ чрева нечистоты. Потомъ же нечистое это рожденіе будетъ производить знаменія и чудеса мечтаніями бѣсовскими. Міръ будетъ воображать, что сей антихристъ кротокъ и смиренъ сердцемъ, а на самомъ дѣлѣ онъ будетъ по сердцу — лисицей, по душѣ — волкомъ; смущеніе людей будетъ его пищею. Когда превращаться (т. е. погибать) будутъ люди, тогда живопитаться будетъ антихристъ.
Смятеніе же людей будетъ сіе: осужденіе, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжаніе, мужестрастіе, забвеніе вѣры, прелюбодѣйство, похвальба блудомъ. Это зло будетъ пищею антихриста. Въ противоположность тому, какъ Христово брашно было исполненіе воли Отца Его, такъ брашно антихриста будетъ исполненіе воли отца его діавола. Этимъ будетъ живопитаться антихристъ.
И сдѣлается антихристъ главою надъ городами, надъ селами и надъ округами селъ, послѣ того, какъ не окажется (т.е. упразднится) никакой главы въ селахъ, городахъ и округахъ сельскихъ. Тогда онъ захватитъ власть надъ міромъ, станетъ распорядителемъ міра, начнетъ властвовать также и надъ чувствомъ человѣка. Люди будутъ вѣрить тому, что онъ будетъ говорить, потому что онъ будетъ дѣйствовать какъ единодержецъ и самодержецъ на погубленіе спасенія, т. е. люди, и безъ того сдѣлавшіеся сосудами діавольскими, возымѣютъ крайнее довѣріе къ антихристу, сдѣлаютъ его всемірнымъ единодержцемъ и самодержцемъ, такъ какъ онъ будетъ орудіемъ діавола въ послѣдней попыткѣ его истребить христіанство съ лица земли. Находясь въ погибели, люди будутъ думать, что онъ есть Христосъ Спаситель и что онъ содѣлаетъ ихъ спасеніе. Тогда Евангеліе Церковное будетъ въ пренебреженіи.
Посемъ, когда погибель внесетъ великое бѣдствіе въ міръ, тогда, во время сихъ бѣдствій, произойдутъ страшныя знаменія. Наступитъ страшный голодъ, на міръ же найдетъ великая алчба (т. е. ненасытимость): сравнительно съ тѣмъ, сколько съѣдаетъ человѣкъ въ нынѣшнее время, тогда будетъ съѣдать въ семь разъ больше и не насыщаться. Великое бѣдствіе настанетъ повсемѣстно. Тогда любостяжатели откроютъ свои любостяжательныя житницы, т. е. капитализмъ упразднится, имущество уравняется на началахъ соціализма. Тогда злато обезцѣнится какъ навозъ по дорогѣ...
И тогда (т. е. во время того предреченнаго бѣдствія) антихристъ начнетъ печатать людей своей печатію, якобы для того, чтобы знаменіемъ симъ спасать ихъ отъ бѣдствія (ибо только имѣющимъ печать, согласно апокалипсису (Апок. 13, 17), будетъ продаваться хлѣбъ). Многіе будутъ умирать на дорогахъ. Люди сдѣлаются какъ хищныя птицы, набрасывающіяся на падаль, будутъ пожирать тѣла мертвыхъ. Но какіе люди будутъ пожирать тѣла мертвыхъ? Тѣ, которые запечатлѣны печатію антихриста; христіане, хотя имъ не будетъ ни выдаваться, ни продаваться хлѣбъ за неимѣніемъ ими на себѣ печати, не станутъ ѣсть трупы; запечатлѣнные же, не смотря на доступность имъ хлѣба — станутъ пожирать мертвецовъ. Ибо, когда запечатлѣется человѣкъ печатію, сдѣлается сердце его еще болѣе безчувственнымъ; будучи не въ силахъ выносить голодъ, люди будутъ хватать трупы, и гдѣ попало, сѣвъ въ сторонѣ отъ дороги, пожирать ихъ. Наконецъ, умертвится и самъ, запечатлѣнный антитипомъ; на печати-же написано будетъ слѣдующее: «Я твой есмь». — «Да, ты мой еси». — «Волею иду, а не насильно». — «И я по волѣ твоей принимаю тебя, а не насильно». — Сіи четыре изреченія или надписи изображены будутъ посреди той проклятой печати.
О, несчастенъ тотъ, который запечатлѣется этой проклятой печатію! Эта проклятая печать наведетъ великое бѣдствіе на міръ. Міръ тогда столь будетъ угнетенъ, что люди станутъ переселяться съ мѣста на мѣсто. Туземцы же, увидавъ пришельцевъ, скажутъ: О несчастные люди! какъ рѣшились вы покинуть собственное, столь благодатное, мѣсто и прійти въ проклятое мѣсто сіе, къ намъ, у которыхъ не осталось никакого человѣческаго чувства?! — Такъ будутъ говорить на каждомъ мѣстѣ, куда люди будутъ переселяться со своего мѣста на другое... Тогда Богъ, увидавъ смятеніе людей, отъ котораго они зло бѣдствуютъ, переселяясь съ мѣстъ своихъ, повелитъ морю воспріять прежде свойственную ему горячесть, которую оно раньше имѣло, чтобы не переходили бы для переселеній съ мѣста на мѣсто. И когда возсядетъ антихристъ на проклятомъ тронѣ своемъ, тогда море вскипитъ такъ, какъ кипитъ вода въ котлѣ. Когда вода долго кипитъ въ котлѣ, то не испаряется ли она паромъ? Такъ будетъ и съ моремъ. Кипя, оно будетъ испаряться и исчезнетъ какъ дымъ отъ лица земли. Изсохнутъ на землѣ растенія, дерева дубравныя и всѣ кедры, отъ морского жара все изсохнетъ, жилы водныя изсохнутъ; животныя, птицы и пресмыкающіеся всѣ умрутъ.
День будетъ вращаться какъ часъ, недѣля какъ день, мѣсяцъ какъ недѣля, и годъ какъ мѣсяцъ. Ибо лукавство человѣческое сдѣлало то, что и стихіи стали напряженными, начали еще болѣе спѣшить и напрягаться, чтобы поскорѣе окончилось прореченное Богомъ число для восьмого числа вѣковъ (т. е. на восьмое тысячелѣтіе отъ сотворенія міра).
Когда же проклятая слава увидитъ Эноха и Илію, проповѣдующихъ и говорящихъ людямъ, чтобы не принимали печати антихриста, то повелитъ схватить ихъ. Они же будутъ убѣждать людей не принимать печати антихриста, будутъ говорить, что кто явитъ терпѣніе и не запечатлѣется печатію антихриста, тотъ спасется, и Богъ непремѣнно приметъ его въ рай, ради одного того, что онъ не принялъ печати. И да знаменуется каждый честнымъ крестомъ, творя знаменіе на всякій часъ, ибо печать крестная освобождаетъ человѣка отъ муки адской; печать же антихриста приводитъ человѣка въ муку адскую. Если алчете и требуете ѣды, малое время потерпите и Богъ, увидавъ терпѣніе ваше, пошлетъ вамъ помощь свыше; вы оживотворитесь (досл.: живонасытитесь) помощію Бога Вышняго. Если же не окажете терпѣнія, будете печататься печатію сего нечистаго царя, то потомъ раскаетесь въ этомъ.
Люди будутъ говорить Эноху и Иліи: «почему же благодарны антихристу тѣ, которые приняли печать?» — Тогда скажутъ Энохъ и Илія: «они, благодарны, но кто благодаренъ (т. е. кто благодаритъ ихъ устами)? Не люди это благодарятъ, а печать сама только благодаритъ (т. е. злоба, возгосподствовавъ надъ людьми, устами ихъ выражаетъ утѣху и радость, ибо успѣла погубить сихъ людей, какъ то бываетъ и со злодѣями, торжествующими и радующимися по поводу совершеннаго злодѣянія). И что такое есть ихъ благодарность? Ихъ благодарность есть то, что возсѣлъ въ нихъ сатана, вообразился въ чувствѣ человѣка, и человѣкъ не сознаетъ того, что съ нимъ дѣлается. Тотъ, кто печатлѣется печатію антихриста, становится демономъ; хотя утверждаетъ, что якобы не чувствуетъ ни алчбы, ни жажды, однако алкаетъ и жаждетъ еще больше, и не только больше, но въ семь разъ больше противъ васъ. Потерпите только малое время. Не видите развѣ, что тотъ, кто принимаетъ печать антихриста не будетъ жить (т. е. духомъ мертвъ и ожидаетъ его вѣчная мука)? Ужели вы также желаете погибнуть съ печатію въ мукѣ вѣчной, чтобы тамъ быть съ тѣми, которые запечатлѣлись ею. — Идѣже плачъ и скрежетъ зубовъ?»
И иными многими увѣщаніями будутъ проповѣдывать людямъ Энохъ и Илія.
Услышитъ антихристъ, что проповѣдуютъ два человѣка, называющіе его льстецомъ, чародѣемъ, обманщикомъ и коварнымъ діаволомъ; услыхавъ это, разгнѣвается, повелитъ ихъ схватить, привести къ себѣ, и съ льстивыми словами вопроситъ ихъ: «какія вы погибшія овцы, ибо не запечатлѣны царской печатію?» — Тогда скажутъ Энохъ и Илія: «льстецъ и обманщикъ! демонъ! по твоей винѣ столькія души погибли въ аду! Препроклята печать твоя вмѣстѣ со славою твоею! Эта твоя проклятая печать и преоскверненная слава низвели міръ въ погибель; твоя погибель довела міръ до сего состоянія, скончался міръ и насталъ ему конецъ...» — Такія слова услышитъ антитипъ отъ Эноха и Иліи и скажетъ имъ: «какъ смѣете вы такъ говоритъ предо мною, самодержцемъ и царемъ?» — И отвѣтитъ Илія: «царство твое презираемъ, а славу твою проклинаемъ, вмѣстѣ съ печатію твоей». — Тогда разгнѣвается антихристъ, услыхавъ такой презрительный отвѣтъ, сдѣлается какъ бѣшенный песъ и собственными руками убьетъ ихъ.
По убіеніи же Эноха и Иліи выпуститъ антихристъ всезлѣйшихъ чадъ своихъ (т. е. дастъ волю злымъ духамъ, которыхъ онъ дотолѣ сдерживалъ). Эти чада или духи зла, суть: прелюбодѣяніе, блудъ, мужеложство, убійство, хищеніе, воровство, неправда, ложь, мучительство, продажа и покупка людей, покупка мальчиковъ и дѣвочекъ, для блуженія съ ними, подобно псамъ на улицахъ. И повелитъ антихристъ духамъ злымъ, послушнымъ ему, довести людей до того, чтобы люди въ десять разъ дѣлали больше зла чѣмъ раньше; исполнятъ всезлѣйшія чада его сіе повелѣніе погибельное, и устремятся на уничтоженіе человѣческой природы многообразіемъ беззаконій. Отъ усиленнаго напряженія и крайней энергіей его всезлѣйшихъ чадъ погибнетъ чувственно и мысленно природа человѣческая въ людяхъ... Люди, сдѣлавшіеся столь лукавыми по душѣ, и по тѣлу будутъ умалены, будутъ ростомъ 1 3/4 арш. [124,46 см], говоримъ: пять пядей длина тѣла человѣческаго. Дѣяніями же лукавства своего эти люди превзойдутъ демоновъ, и будутъ — одинъ духъ съ демонами.
Увидитъ антихристъ, что человѣческое естество стало лукавѣе и суетнѣе нежели злѣйшія чада его, весьма возрадуется о томъ, что зло въ человѣчествѣ пріумножилось, природныя свойства человѣческія утратились, и стали люди лукавѣе бѣсовъ... И вотъ на антихриста, радующагося при видѣ человѣческаго зла, найдетъ внезапно свыше «мечъ обоюдуострый», которымъ онъ будетъ пораженъ, и исторгнется нечистый духъ его изъ преоскверненнаго его тѣла. Со смертью антихриста настанетъ конецъ убійству въ людяхъ; Каинъ положилъ начало убійству, антитипъ же (антихристъ) содѣлаетъ конецъ, то есть на немъ оно окончится... Что будетъ по семъ — вѣдаетъ Богъ единъ. Мы же вѣдаемъ только одно, что истязаны будутъ дѣла, содѣянныя въ жизни — всѣ будутъ разобраны, чтобы отдѣлились отъ злыхъ дѣлъ дѣла добрыя, какъ отлучаютъ овецъ отъ козловъ» (Часть I-я, главы 30–35).
І. И.
Аромат мироточащей пещеры Нила наполнял всю округу. Люди мазали больные места, получая облегчение, исцеление, бодрость, обезболивание. Паломники, сами священники на кораблях специально прибывали с тарой, чтобы набрать целительного миро с собой.
Нил дал людям священное миро, которому нет цены, как нет цены у здоровья и Жизни. Потому что ни здоровье, ни Жизнь невозможно купить ни за какие богатства мира.
Потому к мироточащей горе и ехали со всех концов земного шара. Одни – за исцелением. Другие – за крепким здоровьем. Третьи мечтали об избавлении от боли. Существует множество доказательств того, что, прикоснувшись больным местом к миро, человек получал мгновенное облегчение.
Обращение с молитвой к святому Нилу очищает, закаляет внутренне, придает уверенности и морально воодушевляет.
И все было бы хорошо, если бы однажды сами же люди все не испортили. Поскольку народу с каждым днем становилось все больше и больше, у пещеры стало шумно, будто на рынке. Что, в свою очередь, создало невозможные условия для преподобного Нила подвига отшельничества. А ведь он для того и выбрал уединенное место Горы Афон, практически неприступное для всех живых существ. Прогневался тогда святой и миро стало высыхать. Когда осталась в пещере осталась лишь небольшая трещина - люди стали покидать берег горы и забывать это место.
Святой же, надо заметить, этого и хотел - чтобы про пещеру забыли. Что же касается миро, то оно истекает и по сей день. Известно, что сейчас в том месте есть храм.
А Мироточивым преподобный Нил стал уже после своей кончины. Подвиг его был до того угоден Богу, что глава святого неожиданно стала источать столь обильно миро, что его неоскудевающий поток стекал с горы, где были погребены его мощи, и достигал моря. Но позже по молитвам местных монахов, приходивших в смущение из-за множества приплывавших за миро на лодках паломников, мироточение остановилось, переместившись в обитель Малевийской Божией Матери — на родину святого Нила.
Сам святой Нил, кстати, имея дар пророчества, видел жизнь на многие годы вперед, точно указывая год и дату события. «Ай да святой!» - говорили люди, соприкасаясь дивным чудом святого регулярно.
К слову, Нил в юности вместе с дядей обитал на Афонской горе. И они вместе были подвижниками. Позже Нил добился огромной духовной высоты. Он пресекал любые поводы для соблазнов и говорил так: "Есть семя Божие, а есть семя дьавольское".
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла́ избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше: Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Напое́ньми твои́ми, блаже́нне, та́инственными, напая́я бога́тно прозя́бший мо́й по́мысл, я́ко кла́с, пе́ния тебе́ принести́ твои́ми моли́твами сподо́би.
Глаго́л тече́ния твои́х, я́ко из Еде́ма, всебога́те Ни́ле, происходя́щая я́вственно, лице́ все́ приснотеку́щее церко́вное напая́ют.
Догма́тов и слове́с река́ твои́х, богоглаго́ливе, сердца́ благочести́вых, наводня́ющи, напая́ет, злочести́вых же потопля́ет собра́ния.
Богоро́дичен: Изблева́ в слу́хи Е́вы я́д душетле́нный губи́тель и вра́г; Христа́ же ро́ждши, Богома́ти, того́ вре́да исцели́ла еси́.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.
Дарова́ния, о́тче, Ду́ха но́сит твое́ помышле́ние, лука́вая помышле́ния отгоня́.
Ми́ро благово́ннейшее твоя́ моли́твы на́м вдохну́в, священноде́лателю, виде́нием де́тельным пожи́в.
Источи́л еси́ уче́ния ты́ небе́сная, всему́дре, я́ко от исто́чника, и церко́вныя пито́мцы обогати́л еси́.
Богоро́дичен: Умертви́ мудрова́ние пло́ти на́шея, Пречи́стая, Исто́чник безсме́ртия челове́ком источи́вшая.
Седа́лен, гла́с 8.
Украси́в тво́й у́м виде́нии, богосло́вия ре́ки отры́гнул еси́, напая́я сердца́, Ни́ле Богоно́се, ве́рою почерпа́ющих твои́х уче́ний пи́во, проза́рное же и чи́стое, и чту́щих па́мять твою́ светоза́рную же и честну́ю, преподо́бных удобре́ние и отце́в хвало́.
Богоро́дичен: Я́же непреме́ннаго Бо́га поро́ждшая, пременя́емое при́сно се́рдце мое́ грехо́м и ле́ностию, прило́гми льсти́ваго, утверди́, Блага́я, моли́твами ма́терними Твои́ми: я́ко да и а́з благода́рно сла́влю Тя́, Богороди́тельнице Мари́е, поми́луй ста́до Твое́, е́же стяжа́ла еси́, Всенепоро́чная.
Крестобогоро́дичен: И́же от крове́й Твои́х чи́стых Вопло́щшагося и па́че ума́ из Тебе́, Чи́стая, Роди́вшагося, на дре́ве ви́сяща среди́ злоде́ев зря́щи, утро́бою боле́зновала еси́ и, ма́терски пла́чущи, вопия́ла еси́: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, что́ Боже́ственное и неизрече́нное строе́ние Твое́, и́мже оживи́л еси́ созда́ние Твое́? Воспева́ю Твое́ благоутро́бие.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.
Возведи́, всему́дре, от страсте́й мя́ плене́ния, я́ко избавле́ние и це́ну Бо́гу принося́ моли́твы твоя́.
Свяще́нно вчини́ти е́же о Христе́ му́дрости догма́ты, искуси́в поще́нием, себе́, всеблаже́нне, предочи́стил еси́.
Помышле́ний вся́кое возвыше́ние, о́тче, взима́ющееся смири́л еси́, мно́жеством му́дрости твоея́ погуби́в си́х па́мять.
Богоро́дичен: Отцу́ Соприсносу́щный и я́ко Бо́г, Сло́во, пре́жде безпло́тное, в после́дняя воплоти́ся от чи́стых крове́й Твои́х, Всепе́тая.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: У́тренююще, вопие́м Ти́: Го́споди, спаси́ ны, Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, ра́зве Тебе́, ино́го не ве́мы.
Целому́дренно жела́я, всему́дре, боже́ственныя чистоты́, оста́вил еси́ все́ жития́ пристра́стие.
Разу́мная ты́ вы́ше зна́ния, богоявле́нне, мы́сленно пости́гл еси́, едине́нием Боже́ственным науча́емь.
О́блак тя́, ту́чами зна́ния, богоно́сне, все́ потопля́ющий неразу́мие, ве́мы.
Богоро́дичен: Я́ко кри́н, сия́ющий посреде́ те́рния, обре́т, Жени́х Тя́, Девома́ти, возлюби́.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зо́л душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мо́й а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли́, Бо́же, возведи́ мя.
Му́дрости да́ром украша́емь и жития́ све́тлостию удобря́емь, священноде́латель боже́ственный бы́л еси́, Зижди́телю хода́тайствуя, и зда́нию, и бы́л еси́ пресве́тел и обзо́рный, о́тче, учи́тель.
К горе́ доброде́телей прибли́жився и Боже́ственным покры́вся, о́тче, мра́ком, от Бо́га догма́тов скрижа́ли богопи́санныя прия́л еси́, всебога́те, и вторы́й на́м Моисе́й законополо́жник показа́лся еси́ благода́ти.
Освяти́в себе́ во́лею та́инственно, я́ко вольноже́ртвенную же́ртву предстоя́нием Зижди́телю, Ни́ле, и виде́нии и дея́нии украша́емь, помина́й о на́с, ве́рно соверша́ющих па́мять твою́.
Богоро́дичен: Ви́девше обра́зными явле́нии стра́шных Твои́х та́ин глубину́, я́ко Бо́гу во чре́во Твое́ всели́тися, богоглаго́ливии проро́цы провозвести́ша, Всенепоро́чная, и ны́не мы́, сбы́тие ви́дяще, сла́вим.
Конда́к, гла́с 8.
Хвра́стная страсте́й, я́же от телесе́, воста́ния сечи́тельно, Ни́ле блаже́нне, во бде́нной твое́й ссе́кл еси́ моли́тве, но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких мя́ бе́д свободи́, да зову́ ти: ра́дуйся, о́тче всеми́рный.
И́кос:
Кто́ земноро́дных изрещи́ возмо́жет, Ни́ле, жи́тельства твоего́ страда́ния, и жития́ твоего́ безме́рныя труды́, и мно́гая тща́ния твоя́, я́же на земли́, я́ко безпло́тный, соверши́л еси́? Но оба́че зову́: ра́дуйся, реко́ Боже́ственных благода́тей; ра́дуйся, цевни́це Христо́вых уче́ний; ра́дуйся, ча́ше му́дрости и зна́ния; ра́дуйся, возде́лание безсме́ртных насажде́ний; ра́дуйся, догма́те де́тельнейший богодухнове́нных слове́с; ра́дуйся, зако́на богода́ннаго иску́снейший толко́вниче; ра́дуйся, садоде́лателю рая́ мы́сленнаго; ра́дуйся, де́вства храни́лище ве́лие; ра́дуйся, кра́сная гу́сль Ду́ха; ра́дуйся, страсте́й кореносе́чный мечу́; ра́дуйся, пра́ведных муже́й высото́; ра́дуйся, ве́рных земноро́дных предста́телю. Ра́дуйся, о́тче всеми́рный.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Напая́емь, о́тче, ту́чами небе́сными, яви́лся еси́ многопло́ден, плоды́ красне́йшия принося́ Влады́це, ве́рою зову́щия: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Тво́й, всеблаже́нне, язы́к, хля́би догма́тов разве́рз, ерети́ческую ле́сть кре́пко потопля́ет, ве́рныя же науча́ет пе́ти: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Жи́тельство а́нгельское в телеси́, о́тче, на земли́ пожи́л еси́, и Боже́ственных виде́ний го́рних позо́рищ наслажда́яся, и пое́ши: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Богоро́дичен: От утро́бы де́вственныя вопло́щся, яви́лся еси́ в на́ше спасе́ние. Те́м Тя́, Ма́терь, ве́дуще Богоро́дицу, благода́рственно зове́м: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Мусики́йским орга́ном согласу́ющим и лю́дем безчи́сленным, покланя́ющимся о́бразу в Деи́ре, три́ о́троцы не повину́вшеся, Го́спода воспева́ху и славосло́вяху во вся́ ве́ки.
Доброде́тель восприи́м соверше́нну, благи́х пе́рвое возлюби́в, и Того́ ны́не блиста́ньми просвеща́емь, зове́ши: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Ве́детельным обогати́вся иску́сством, де́тельное пости́гл еси́ благосла́вие, благода́ти зари́ посыла́я вопию́щим: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Мирски́х мо́лв отбежа́в, молча́ния приста́нище дости́гл еси́ и страсте́й прило́ги умертви́л еси́, зовы́й: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Богоро́дичен: Изве́стно ве́дяще, Де́во, ро́ждшагося из Тебе́ Бо́га Сло́ва, пое́м Тя́ всеблагоче́стно, ве́рою песнопою́ще: Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, а́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Расто́ргша пристра́стия мирска́го у́зы и Бо́гу приближа́ющася тя́ зря́, о́тче, губи́тель ва́рварская треволне́ния тебе́ воздви́же, разсла́бити твою́ мне́в кре́пость. Боже́ственным же про́мыслом того́ отрази́л еси́ козноде́йства, всеблаже́нне.
Бога́тными сия́я заря́ми уче́ний многообра́зными, освети́л еси́ благоче́стия ве́рою приходя́щих тебе́ ду́ши, и́бо ча́ши, всему́дре Ни́ле, му́дрости чи́стей устне́ прикосну́в, поче́рпл еси́ оби́льно и лю́бящим препода́л еси́.
Освяти́л еси́ усе́рдно себе́, о́тче, та́инственно, я́ко непоро́чное заколе́ние Зижди́телю, Того́ возлюби́в и́скренно: Его́же ны́не престо́лу, всеблаже́нне Ни́ле, предстоя́, приле́жно моли́ся ве́рою соверша́ющим твою́ па́мять получи́ти твоея́ све́тлости.
Богоро́дичен: Испра́вила еси́, Де́во, же́нское поползнове́ние, Сло́ва ро́ждши, исправля́юща низве́рженныя, я́ко бла́га и держа́вна си́лою, за благоутро́бие превозмо́г, из Тебе́ вопло́щшася, и спа́сша ми́р страстоуби́йственными Свои́ми Страстьми́.
Свети́лен.
А́нгельское житие́ жела́я, удали́л еси́ себе́ в пусты́ню и, стра́сти покори́в плотски́я, равноа́нгелен яви́лся еси́, о́тче на́ш богоно́се.
Богоро́дичен: И́же от Бо́га ми́ру да́нных бла́г Ты́ вина́ еси́, Богоро́дице, но и ны́не ми́лостива сотвори́ за о́бщее спасе́ние благоуве́тливаго Бо́га.
О преподо́бне и богоблаже́нне, па́стырю и нача́льниче, о́тче Ни́ле! Ты у́бо, я́ко име́я ко Влады́це Христу́ дерзнове́ние и ко Пречи́стей Его́ Ма́тери, Пресвято́й Богоро́дице, бу́ди моли́твенник и помо́щник и хода́тай о нас, недосто́йных рабе́х твои́х, живу́щих во святе́й оби́тели сей, е́йже ты нача́льник богоизбра́нной дружи́не бра́тству сему́, и о приходя́щих с ве́рою к цельбоно́сным моще́м твои́м.
Бу́ди помога́я и заступа́я от зла́го на́шего сопроти́вника, я́ко, да твои́ми моли́твами пребыва́ющии на ме́сте сем и приходя́щии с ве́рою к ра́це моще́й твои́х и на вся́комъ ме́сте призыва́ющии тя на по́мощь невреди́ми бу́дем от бесо́в и злых челове́к, сла́ву и благодаре́ние возсыла́юще Отцу́, Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Дни памяти преподобного Нила Мироточивого (ст. ст.): 7 мая (обретение мощей); Вторая неделя по Пятидесятнице (Всех прпп. отцев, во Св. Горе Афонской просиявших); 12 ноября.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — russportal.ru