Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат


Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2022 » Июнь » 12 » • Масонский протокол и этикет •
11:55
• Масонский протокол и этикет •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Смысл масонского этикета
  • Правила масонского этикета
  • Пожилые и больные Братья
  • Алтарь
  • Преддверие
  • Голосование — тайно
  • Манеры
  • Заместитель Великого Мастера
  • Почетные посетители
  • Вход в Ложу после открытия работ
  • Офицеры
  • Опрос (экзамен) посетителя
  • Этикет и ландмарки
  • Переписка с Великой Ложей
  • Не-масоны на масонских мероприятиях
  • Возражения с места
  • Титулы Бывших Великих Офицеров
  • Бывшие Досточтимые Мастера
  • Камера Размышлений
  • Тишина в зале собраний
  • Внушение
  • Этикет и ритуал
  • Приглашенный оратор
  • Титулы
  • Чрезвычайные происшествия в Ложе
  • Посещение больных
  • Этикет и Досточтимый Мастер
  • Место этикета масонстве
  • Протокол (масонский)
  • Масонство и литература
  • Библиография
  • Главные масонские символы
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Concord Lodge #307 Vienna, Virginia 1995
    Великая Ложа A.F.& A.M. штата Вирджиния, США

    Смысл масонского этикета

    Масонский этикет, по определению, не может являться чем-то, что каждый определяет сам для себя соответствии с собственными вкусом и пристрастиями; наоборот, его требованиям подчиняются потому, что они официально приняты и признаны правилом для всех, руководством по приемлемому поведению (считает ли он при этом их разумными или же нет).

    Действие масонского этикета, таким образом, есть некое движение, действие, фигура речи или просто слово, произведенные или произнесенные определенное время и при определенных обстоятельствах определенным образом, соответствии с правилами, установленными Братством для всех его членов. Поскольку правила эти изначально нацелены на благо Царственного Искусства вцелом, они и подлежат исполнению всеми его приверженцами.

    Организация, подобная нашей, принимает подобные правила потому, что нам необходимо проводить наши труды атмосфере царящей меж нами гармонии. Эти правила не пусты и не бессмысленны, они обязательны для выполнения не ради себя самих. Они прошли испытание временем — и они работают.

    Правила масонского этикета

    Если у Досточтимого Мастера возникают сомнения относительно правил масонского этикета, действующих том или ином случае, он может использовать для их уточнения несколько источников информации. Ему следует обратиться к Руководству по программам и протоколу его Ложи, к Руководству для Офицеров и Братьев Ложи, к ритуалам и, наконец, к Конституциям.

    Также он может проконсультироваться у старейших членов Братства, например, у Бывших Мастеров, которые обычно обладают необходимым опытом разрешении в подобных противоречий. Кроме того, он может обратиться к Великому Надзирателю (Grand Provost), членам Комитета по масонскому образованию, и Великим Офицерам, отвечающим за масонское просвещение. Обычно они не только обладают обширным личным опытом, но и имеют доступ к различным руководствам по масонскому этикету.

    Зачастую в руководствах некоторые аспекты этикета рассматриваются чересчур общо, без проникновения частные случаи и детали, поэтому иногда они не могут помочь Досточтимому Мастеру сами по себе. Однако они устанавливают определенные нормы и правила для более подробного рассмотрения той или иной ситуации. Обычно вполне можно полагаться на членов Комитета по масонскому образованию, которые наверняка укажут на необходимый источник, кроме того, они знакомы с ритуальными и прочими особенностями своей Великой Ложи и потому могут подсказать наиболее приемлемый способ действий.

    Они, свою очередь, могут спросить совета у Великого Оратора. Великого Обрядоначальника и Ораторов других Лож. Несмотря на то, что многие формы этикета не ограничиваются рамками ритуала, они все равно относятся к той же области, что и собственно ритуальная работа, а поэтому опытные знатоки ритуала обычно также прекрасно осведомлены правилах этикета и протокола и их практическом применении.

    Пожилые и больные Братья

    Если Брат нездоров или просто стар и нетвердо держится на ногах, Второй Эксперт должен поддерживать его за руку при входе помещение Ложи; если это необходимо, такому Брату предоставляется специальное сидение. Однако не полагается привлекать особое внимание остальных Братьев к его немощи, оказывая ему демонстративную опеку или отдельно обращая внимание остальных на его присутствие.

    Если по причине нездоровья или старческой немощи Брат не в состоянии посетить собрание, кто-либо из Братьев сообщает об этом во время собрания, и Досточтимый Мастер обязан проследить за тем, чтобы этого Брата навестили или каким-либо иным образом уверили его том, что Братья никогда не забывают о нем. Время от времени такого Брата должен посещать другой Брат, действующий в этом случае как официальный представитель его Ложи, а не просто как друг и Брат. таком случае он должен вести себя по отношению к больному так же, как вел бы себя во время собрания Ложи и масонском облачении.

    Алтарь

    В американских юрисдикциях алтарь находится центре зала собраний. Он является местом молитвы и нахождения Великих Светочей. Три Малых Светоча располагаются рядом с ним. На нем приносятся торжественные обязательства. Досточтимый Мастер приветствует кандидата, стоя с ним по разные стороны от алтаря. Кроме того, он служит символом и эмблемой религиозной веры. Перед ним становятся посетители Ложи для того, чтобы при входе и выходе приветствовать Досточтимого Мастера и Стражей. Перед алтарем масон должен стоять прямо и оказывать ему всяческое почтение.

    Алтарь не следует покрывать никакими знаменами, флагами, скатертями и полотнищами с какими-либо иными символами и эмблемами, нежели герб Ложи или Великой Ложи. Алтарь следует содержать чистоте, краска на нем не должна быть облупившейся, потрескавшейся или поцарапанной. Также следует тщательно следить за состоянием материи на обивке алтаря (если таковая имеется) и подставки для колен перед ним. Во время собрания пространство между алтарем и Востоком не разрешается пересекать никому из Офицеров или Братьев Ложи, кроме Обрядоначальника, Экспертов и Оратора во время исполнения определенных ритуалов.

    Преддверие

    Преддверие является частью помещения Ложи, поэтому, пребывая здесь, Братьям также следует руководствоваться правилами поведения Ложе и ее этикетом. Поскольку преддверии восседает Привратник, он и несет перед Досточтимым Мастером ответственность за соблюдение здесь этикета и протокола.

    В преддверии должно быть чисто убрано, по углам не должен валяться мусор, все предметы мебели должны занимать строго отведенные им места, запасные запоны должны храниться порядке. Не следует хранить в преддверии ничего, что не относится к выполняемым им функциям. Неподобающими в преддверии считаются громкие разговоры, шутки, смех, прочий шум и бесцельное хождение по помещению. При входе преддверие посетителя Привратник должен представиться ему и усадить до тех пор, пока он не будет допущен зал собраний или пока к нему не выйдут назначенные для экзамена Брат или Братья.

    За двери, ведущие из преддверия зал заседаний, несет ответственность не Привратник, а Второй Эксперт; Привратнику не разрешается открывать их или говорить из-за них, предварительно не постучав. Если Брат входит зал заседаний после официального открытия работ, ему необходимо соблюсти церемонию входа, которую начинает Привратник по раз и навсегда установленному образцу, и исключения не делаются ни для кого.

    Голосование

    Голосование — тайно, свято и результаты его окончательны и обжалованию не подлежат. Момент голосования жизненно важен для кандидата, а также обладает неоценимым значением для всей Ложи. Это фактически государственный акт для каждого из его участников и законодательный акт для Ложи как юридического лица. Голосование установлено в качестве высшей инстанции принятия решений Ложе и должно проводиться соответствии с нерушимыми правилами.

    По правилам масонского этикета, ходе голосования Ложе должна царить абсолютная тишина; во время ожидания Братьями своей очереди подать голос не допускаются шепот, обсуждение кандидата и того, как проголосовал тот или иной Брат. Офицеры должны занимать свои места и также хранить торжественное молчание, кроме тех из них, кто принимает непосредственное участие раздаче шаров, проведении собственно голосования, а также подсчете и проверке подсчета голосов. Период торжественного молчания не заканчивается для каждого отдельного Брата моментом его собственного голосования. Он заканчивается лишь после того, как Досточтимый Мастер объявил результаты голосования, ящик для голосования был приведен изначальное состояние и Офицеры, принимавшие участие процедуре голосования, снова заняли свои места.

    Манеры

    Обычно трудно провести четкую разделительную грань между этикетом и манерами: и то, и другое понятие связаны с понятиями уместности и воспитанности. Однако существуют существенные различия между их основополагающими принципами.

    В случае с этикетом, действия масона контролируются определенными правилами и предписанными способами поведения определенных обстоятельствах, и он не властен здесь ничего изменить, поскольку эти правила и способы поведения закреплены масонских законодательстве и традициях.

    Понятие хороших манер лежит совершенно в другой плоскости: они включают в себя основы поведения как зале собраний Ложи, так и повседневной, профанской жизни, и каждый из нас сам определяет их для себя и ведет себя соответствии с этим определением. Их основой является личность самого масона, который, частности, зале собраний не будет привлекать к себе лишнего внимания, если того не требуют обстоятельства, не будет нарушать гармонию собрания целом.

    Таким образом, хорошие масонские манеры сводятся к тому, чтобы, например, не говорить плохо ни друг с другом, ни друг о друге, — это одновременно и хорошие манеры и обязательный для соблюдения масонский этикет. Не рекомендуется перешептываться во время собрания или каким-либо иным способом отвлекать своего соседа от происходящего Ложе. Этого требуют от любого человека его чувство собственного достоинства и элементарная воспитанность. Если кто-либо громко разговаривает во время собрания, он мешает не только окружающим, но и самому себе. Таким образом, хорошие манеры должны быть для каждого члена Братства тем же, чем является определенный традициями и законами этикет для Братства целом.

    Могут возникнуть ситуации, когда оба эти понятия объединяются при нарушении кем- либо порядка во время собрания, и тогда Досточтимый Мастер обязан вмешаться, призвав нарушителя к порядку. Он должен разрешать все противоречия мягко, быстро, спокойно, стараясь сам сохранять беспристрастность и стараясь как можно быстрее погасить конфликт, привлекая к нему как можно меньше внимания. Чаще всего достаточно строгого взгляда сторону нарушителя или тихого удара рукояткой молотка.

    Заместитель Великого Мастера

    По правилам масонского этикета, Заместителя Великого Мастера, посетившего собрание Ложи, всегда принимают как официального представителя Великого Мастера. Это означает, что ему оказываются те же почести, что оказывались бы самому Великому мастеру при посещении собрания Ложи. Войдя преддверие, он представляется Привратнику. Заместитель Великого Мастера не обязан заранее предупреждать о своем посещении, однако обычно считается хорошим тоном все же так поступить.

    Досточтимый Мастер тут же назначает группу Офицеров эскорта. После представления у дверей зала собраний, Заместителя Великого Мастера подводят к алтарю для приветствия, а затем провожают на Восток. Ему воздаются почести Великого Офицера, после чего Досточтимый Мастер передает ему молоток. Ложа символически находится под его руководством, пока он не возвращает молоток Досточтимому Мастеру вместе с распоряжением продолжать работу. Заместитель Великого Мастера не может быть усажен на какой-либо из колонн без специальной его просьбы об этом. Заместитель Великого Мастера обладает правом произнести речь, сделать информационное сообщение или прокомментировать ход прошедшего собрания его конце. Никто не должен вставать или говорить, пока он не закончил свое выступление.

    Почетные посетители

    Если на собрание неожиданно прибывает Брат-посетитель, который силу своего положения в Братстве или иных причин заслуживает представления Досточтимым Мастером, последний может последовать одной из нижеприведенных процедур:

    1. Распорядиться, чтобы группа старших Братьев подвела посетителя к алтарю и представила его собранию после приветствия. Можно затем проводить его на Восток.

    2. Распорядиться, чтобы Первый Эксперт провел посетителя к алтарю и представил его собранию (кроме того случая, когда посетитель — Бывший Мастер данной Ложи), а затем проводил на Восток или на его место на колонне.

    3. Попросить посетителя встать и представиться Братьям со своего места, если ему самому так удобнее.

    Необходимо помнить, что Досточтимый Мастер должен встать и оставаться стоять вплоть до завершения церемонии представления, если посетитель носит титул Бывшего Мастера или занимает какой-либо пост Великой Ложе. Некоторые руководства также гласят, что представлять посетителей, носящих титулы Мастеров или Бывших мастеров Лож следует самому Досточтимому Мастеру, не прибегая к услугам Первого Эксперта.

    Вход в Ложу после открытия работ

    Входить в зал собраний Ложи через Камеру Размышлений не рекомендуется. Если кто-либо из Братьев опоздал к открытию работ, он ожидает в преддверии до тех пор, пока ему не разрешен будет вход, о чем Привратник сообщит ему. После этого он входит двери и приближается к алтарю ритуальными шагами и приветствует Досточтимого мастера и Стражей, которые отвечают на его приветствие стоя или сидя.

    Эта церемония важна не только для опоздавшего Брата, но и для всей Ложи, поэтому исполнять ее обеим сторонам следует правильно и тщательно. Если опоздавший Брат не знаком с этой церемонией или уклоняется от ее исполнения, допускается, чтобы Первый Страж на ухо сообщил ему, что необходимо сделать.

    Офицеры

    Каждый Офицер занимает в Ложе свое место и обладает определенными правами и обязанностями, а также каждому Офицеру следует оказывать определенные почести — этом случае почести оказываются его должности, а не лично Офицеру как человеку. Если Офицера Ложи небрежно приветствуют, если с ним разговаривают без должного уважения и даже не встают с места, разговаривая с ним, — это выказывание неуважения не только к Офицеру, но и к Ложе, избравшей его на этот пост. Если Досточтимый Мастер добивается от остальных Офицеров и Братьев Ложи должного уважения и оказания соответствующих почестей своему собственному посту, это создает в Ложе атмосферу почтения по отношению также к остальным ее Офицерам.

    Офицеры — члены Ложи, исполняющие определенные обязанности как во время Собраний, так и между ними. В символической ложе ДИУММ существуют следующие офицерские должности. Основные должности: Досточтимый Мастер, Первый и Второй Блюстители, Оратор, Секретарь, Казначей, Обрядоначальник, Эксперт, Госпитальер, Привратник (Внутренний Страж). Особые должности: Почетный Досточтимый Мастер, Бывший Досточтимый Мастер. Второстепенные должности (могут не вводиться): Хранитель Печати, Архивариус, Квартирмейстер, Знаменосец, Мастер Гармонии (Музыкант) В Великой Ложе офицерские должности остаются теми же, но с прибавлением определения «Великий», например, Великий Первый Блюститель. В мастерских высших градусов офицерские должности носят иные названия, связанные с мифологией и историей соответствующих степеней.

    Опрос (экзамен) посетителя

    Содержание опроса посетителя перед входом в Ложу определено и зафиксировано в Конституциях и методических руководствах. А вот способы и атмосфера его проведения относятся к области масонского этикета и протокола. Обычно специально назначенная для опроса комиссия уединяется с посетителем отдельном помещении. Вплоть до завершения опроса отношения между опрашивающими и опрашиваемым остаются официальными, а потому общение между ними носит формальный характер.

    Опрашивающие должны помнить, что единственной целью экзамена является достоверное установление того факта, что опрашиваемый является Мастером Каменщиком и полноправным членом регулярной и должным образом учрежденной Ложи, принадлежащей к одной из Великих юрисдикций, с которыми данная Великая юрисдикция имеет отношения взаимного признания. В их задачи не входит установление уровня его владения ритуалом или выяснение обстоятельств его личной, общественной или профессиональной жизни.

    Поскольку экзаменационная комиссия обладает правом выяснения принадлежности опрашиваемого к Мастерам регулярного масонства, постольку и опрашиваемый обладает правом выяснения регулярности Ложи, которую он просит права входа. Поэтому он имеет право попросить разрешения взглянуть на патент на работу Ложи. Но что если работы уже открыты и патент, как это положено, висит на стене над местом Секретаря?

    С одной стороны, правила этикета диктуют необходимость удовлетворить интерес посетителя, но с другой — не нарушать покой открывшей свои работы Ложи. Таком противоречивом случае преимущественным правом обладают интересы Ложи. Посетителю следует дружелюбно и доброжелательно сообщить, что если он действительно желает непременно увидеть патент, ему следует прийти другое время, до ритуального открытия работ.

    Даже при условии удовлетворения опрашивающих и опрашиваемого друг другом, последний еще не имеет права входа зал собраний, пока на это не дал особого согласия Досточтимый Мастер. Комиссия приводит посетителя преддверие и представляет Привратнику, который, свою очередь, церемониально передает его руки Второму Эксперту.

    Посещение — это привилегия, а не право каждого Мастера. Его право — просить о возможности посещения, а Досточтимый Мастер обладает правом отказать праве посещения собрания своей Ложи любому Брату, кроме Офицеров Великой Ложи. Если Досточтимый Мастер решил отказать посетителю в праве посещения, этикет требует, чтобы он подозвал к себе Первого Эксперта и тихо попросил его выйти преддверие и распорядиться, чтобы Привратник не давал посетителю входа зал собраний. Иногда причины, по которым посетителю отказывают в праве посещения, никоим образом не касаются его лично, например, когда разговор Ложе заходит о сугубо внутренних делах Ложи, или кому-либо из ее Братьев выносится порицание.

    Этикет и ландмарки

    Необходимо отметить, что Великая Ложа Вирджинии ни разу не публиковала списка определенных ландмарок, «признанных» именно ею. Однако ландмарки остаются законами, правилами и нормами, принадлежащими масонству вцелом. Поэтому фраза: «Соблюдать древние ландмарки … » — означает: «Не действовать таким образом, который может принести вред масонству». Ландмарки были в свое время пронумерованы и занесены Конституции Великой Ложи от 1791 г.

    Они занимают определенное место истории. Они охватывают некие фундаментальные принципы этического и нравственного поведения, которые едины во все времена. Многие полагают, что масонский этикет сам по себе является основополагающим принципом Братства и в качестве такового может считаться одной из ландмарок. Действительно, уберите из нашего обихода масонский этикет — и вскоре Братство станет разлагаться, распадаться и наконец просто прекратит свое существование.

    Переписка с Великой Ложей

    Этикет диктует, чтобы любая переписка с Великим Мастером, Заместителем Великого Мастера, Великим Секретарем, прочими Великими офицерами и членами комитетов Великой Ложи, касающаяся исполнением ими их обязанностей и требующая письменного ответа с их стороны, была оформлена надлежащим образом и носила официальный характер. Даже если Великий Офицер или член комитета Великой Ложи являются близкими друзьями отправителя корреспонденции, это правило должно соблюдаться неукоснительно, поскольку данная корреспонденция носит официальный характер и может быть переслана другим Великим офицерам, включена в официальные отчеты и сборники, попасть в масонскую печать, где даже намека на дружескую близость между корреспондентами следует избегать как неподобающей.

    Также считается желательным указывать в письме номер и отличительный титул Ложи, к которой принадлежит отправитель, ее адрес и юрисдикцию. Поскольку обычно юрисдикции много отдельных Лож, от Великого Офицера не следует ожидать того, что он помнит принадлежность каждого из Братьев внутри нее. Отправителю следует указать также свое положение Ложе: Брат, Офицер, Бывший Офицер, член комитета. Включение этой информации сбережет время получателя, которому могут понадобиться эти данные, и тогда ему придется самому их разыскивать.

    Зачастую письмах, адресованных Великому Мастеру или Великому Секретарю, упоминаются вопросы, могущие представлять интерес также для других Великих Офицеров. В этом случае этому Великому Офицеру пересылается копия данного письма. К самому же письму делается приписка: «Копия отправлена такому-то тогда-то». В случае если этикет требует уведомления о содержании письма Досточтимого Мастера Ложи отправителя, ему также пересылается копия, а к оригиналу письма делается соответствующая приписка.

    Не-масоны на масонских мероприятиях

    На масонских мероприятиях, на которые приглашены профаны, действуют три основных правила этикета:

    1. От не-масонов нельзя ожидать или требовать участия в церемониях или прочих формальных действиях, носящих масонский характер.

    2. Не-масоны являются в таком случае гостями, а масоны — хозяевами, поэтому между ними соблюдаются соответствующие отношения.

    3. Некоторые ритуальные действия, фразы и прочие атрибуты внутреннего распорядка Ордена никогда не используются при не-масонах.

    Другие обычаи не носят внутреннего характера и могут соблюдаться с разрешения Досточтимого Мастера. Например, порядок следования Братьев и Офицеров во время масонской процессии не является внутренним ритуалом Ордена и может соблюдаться присутствии не-масонов, как случае масонского траурного обряда или банкета с дамами.

    Возражения с места

    Если Брат Ложи полагает, что имеет достаточные основания для того, чтобы выразить свое несогласие с чем-либо, происходящим данный момент Ложе, или считает несправедливым что-либо предпринятое отношении него самого или какого-либо другого Брата, или собирается оспорить законность чего-либо из сказанного или сделанного Ложе, он должен следовать определенным нормам масонского этикета:

    1. Ему следует встать и поприветствовать Досточтимого Мастера.

    2. Дождаться ответа Досточтимого Мастера.

    3. По возможности, кратко изложить свои возражения.

    4. Снова поприветствовать Досточтимого Мастера и занять свое место.

    5. Затем Досточтимый Мастер отвечает ему или предпринимает необходимые действия.

    6. Работа продолжается обычным порядком.

    Как бы то ни было, непозволительно самому возразившему Брату предпринимать какие-либо действия: это прерогатива Досточтимого Мастера. Он просто излагает свое возражение и не рассуждает о способах исправления ситуации, если Досточтимый Мастер не просит его об этом.

    Титулы Бывших Великих Офицеров

    В американских Великих юрисдикциях обычно существуют несколько способов титулировки практически каждого Офицера; правильную форму для той или иной юрисдикции можно найти ее Общем регламенте, главе «Офицерские титулы». В большинстве юрисдикций применяются следующие титулы:

    1. К Великому Мастеру обычно обращаются «Весьма Достопочтенный», аббревиатура — «В∴Д∴», причем, принято говорить «Великий Мастер МАСОНОВ штата Вирджиния».

    2. Бывший Великий Мастер обладает таким же титулом, однако следует предварительно точно выяснить, присутствуют ли при его устном представлении другие Бывшие Великие Мастера, и таком случае представить его как «Весьма Достопочтенного — полное имя — Бывшего Великого Мастера 19xx года».

    3. Те же правила применяются и при устном представлении Бывших Заместителей Великого Мастера.

    4. Каждый масон именуется «Братом», и этот титул применяется при любом к нему обращении Ложе. Считается крайней мерой невоспитанности обратиться к масону по фамилии или «господин такой-то».

    Бывшие Досточтимые Мастера

    Во многих сообществах их член после завершения срока действий его официальных полномочий на том или ином посту возвращается к тому же статусу, который он занимал до назначения на этот пост. В масонском Ордене иные правила. Брат, однажды занимавший высший офицерский пост своей Ложе, отныне приобретает совершенно особенный статус, закрепленный Конституциях и регламентах Лож, равно как и особые его обязанности.

    С точки зрения хороших масонских манер, Бывшим Мастерам надлежит оказывать соответствующие их рангу почести; с точки зрения формального этикета — у них есть Ложе свое отдельное место, на котором им положено восседать. Со своей стороны, они обязаны подчиняться общим правилам этикета, частности, отношении действующего Досточтимого Мастера и прочих Офицеров

    Камера Размышлений

    Камера Размышлений есть святилище для кандидата и приуготовляющих его Офицеров. Необходимо, чтобы она была закрыта со всех сторон, и уединение кандидата ней ничем не нарушалось. Дурным тоном считается постоянно наблюдать за кандидатом, пока он пребывает Камере Размышлений, а тем более смущать его недоброжелательными замечаниями.

    Не допускается обсуждение Офицерами с кандидатом подробностей церемонии, которую тому предстоит пройти.

    Однако допускается беседа с ним по ритуалу градусов, которые он уже был посвящен, путем наводящих вопросов, и разъяснение, когда следует отвечать самому, а когда — ждать ответа сопровождающего на заданный по ритуалу вопрос.

    Тишина в зале собраний

    Во время собрания Ложи, если кто-либо из Братьев нарушает тишину шепотом или шуршанием бумаг, Досточтимому Мастеру следует несильно ударить молотком и призвать собрание к тишине.

    Если собрании произошла вынужденная пауза — например, если необходимо подготовить зал собраний к посвящению, — и Досточтимый Мастер видит, что для этого понадобится некоторое время, он может ударить молотком и объявить перерыв ритуальном собрании.

    В этом и только этом случае разрешаются посторонние разговоры, хождение по залу собраний, неформальное общение, — разумеется, рамках хороших масонских манер.

    Внушение

    Если возникает необходимость сделать внушение кому-либо из Братьев, ведущему себя неподобающим образом, Досточтимый Мастер может сделать это после закрытия ритуального собрания, в частном порядке, с глазу на глаз. Если необходимо сделать это внушение публично и во время ритуального собрания, выбор способа этого внушения обычно остается за Досточтимым Мастером, однако этикет требует от него соблюдения при этом вежливости и дружелюбия.

    Хорошие манеры требуют, чтобы внушение было сделано так, чтобы не привлекать излишнего внимания Братьев и не вносить собрание раздор.

    Этикет и ритуал

    Этикет, определяющий проведение ритуалов посвящения градусы, достаточно строг. Во время работы в градусах не допускаются никакие разговоры, шепот, смех и передвижения по залу собраний, кроме обусловленных самим ритуалом. Также это не время дремать.

    Офицеры, исполняющие ритуальные действия, не должны отступать от предписанных им ролей, переговариваться между собой, перемигиваться и обмениваться замечаниями о кандидате. Не допускается отступление от ритуала, регламентированного и утвержденного Ритуальной комиссией при Великой Ложе, ни целом, ни частностях. Если используется дополнительное ритуальное облачение, оно должно быть целым, чистым и опрятным. Обстановку в зале собраний следует привести надлежащий вид до начала церемонии посвящения, а не ее ходе.

    Приглашенный оратор

    Если приглашенный оратор проделал долгий путь по просьбе Братьев Ложи, чтобы выступить перед ними, Досточтимому Мастеру следует проследить за тем, чтобы того встретили аэропорту, на вокзале, остановке автобуса или каком-то определенном месте, если тот прибывает на собственном автомобиле, чтобы его затем поселили в гостинице или дома у кого-либо из Братьев, встретили на следующий день, проводили на собрание Ложи и правильно усадили там. Досточтимый Мастер должен представить оратора Братьям и сообщить о нем то, что необходимо для того, чтобы они представляли, кто он, откуда и зачем приехал к ним.

    После закрытия собрания Досточтимый Мастер или назначенный им офицер должен сопроводить оратора до гостиницы или до автомобиля, помочь ему с багажом. На следующем собрании Ложе следует принять резолюцию о благодарности приглашенному Брату за его выступление, и ее копия отсылается оратору по почте, а оригинал включается протокол.

    Титулы

    Титул «Досточтимый Мастер» используется по отношению к Мастеру Ложи не только его Ложе, но и других Ложах, посещаемых им, а также других масонских юрисдикциях. Во время собраний Великой Ложи титул Досточтимого Мастера дает его обладателю право внеочередного выступления, а во время посещения других Лож — право на соответствующие почести. Если Досточтимый Мастер является членом какого-либо иного Устава (ДПШУ, Царственного Свода и пр.), его титул в этом Уставе не имеет силы масонстве символическом и его Ложе, частности, однако хорошие масонские манеры требуют упоминания во всех его титулах при официальном представлении и переписке.

    Это верно также и в случае посещения Досточтимым Мастером собраний какого-либо Устава: ни одном Уставе нет титула «Досточтимого Мастера», однако хорошие масонские манеры требуют упоминания об этом высоком звании Брата символической Ложе при официальном представлении.

    Чрезвычайные происшествия в Ложе

    Необычные обстоятельства могут сложиться в Ложе практически в любой момент, и они могут быть совершенно непредсказуемы. Досточтимый Мастер в таком случае сталкивается с ситуацией, с которой не сталкивался раньше, и не существует какого-либо ранее оговоренного или предписанного способа решения возникшей проблемы. В некоторых случаях, этикет тут оказывается совершенно не при чем; некоторых — он играет основную роль.

    Давайте предположим, что к вам на собрание пришел посетитель из другой Великой юрисдикции, которой ритуал и этикет совершенно отличны от принятых у нас. И вот этот посетитель делает или говорит нечто неожиданное для вас. В этом случае Досточтимому Мастеру следует, первую очередь, обратиться не к посетителю, а к своим Братьям по Ложе.

    Он должен разъяснить им, что посетитель сказал или сделал что-то в соответствии с правилами, принятыми его юрисдикции. Тем самым он косвенно дает понять и посетителю, что именно он сделал не так по правилам, принятым вашей юрисдикции. Если посетитель ни чем не виноват, главное для нас — не обидеть и не смутить его.

    Вообще, это цель всего этикета — НЕ ОБИДЕТЬ И НЕ СМУТИТЬ!

    Время от времени, правда, возникают особенно щекотливые ситуации. таком случае Досточтимому Мастеру следует действовать строго определенным образом. Он прерывает работы Ложи по удару молотка и обращается к Братьям. Он может:

    1. Объявить о перерыв в работах и использовать это время для того, чтобы самому поразмыслить над сложившейся ситуацией;

    2. Подозвать к себе кого-либо из Братьев и спросить у него совета;

    3. Призвать к закрытию работ, если для осмысления ситуации необходимо продолжительное время, или

    4. Если это возможно, перепоручить решение проблемы особому комитету, который затем предложит Братьям свои рекомендации.

    Только после того, как он тщательно обдумает все аспекты возникшей проблемы, проконсультируется с опытными и знающими Братьями, тщательно взвесит все «за» и «против», ему следует огласить свое решение.

    Посещение больных

    Понятие масонского этикета не ограничивается стенами Ложи, он должен сопутствовать каждому члену Братства повсюду его жизни, например, когда масон посещает на дому Брата, который болен, слишком стар или по какой-либо иной причине не может выходить из дома, ему следует:

    1. Заранее оповестить о своем визите, чтобы не оказаться нежеланным и нежданным гостем;

    2. Сообщить, что он выступает в данном случае официальным представителем ложи;

    3. Начать разговор с передачи братских приветствий от имени Ложи и пожелания здоровья;

    4. Узнать у родственников больного о его состоянии и соответствии с полученной информацией соразмерить время своего визита и характер сообщаемого.

    О каждом посещении каждого больного нет необходимости сообщать на очередном собрании, если только она ранее не высказывало желания узнать подробности состояния больного или если он сам не выразил желания подать о себе весточку или выразить благодарность за заботу.

    Этикет и Досточтимый Мастер

    Досточтимый Мастер является офицером, первый долг которого — не допустить ничего, что могло бы повредить вверенной ему Ложе. Поэтому он не имеет права уделять мало внимания этикету. Если, заняв свое место на Востоке, Досточтимый Мастер понимает, что его Ложе этикетом пренебрегают, что нее прокралось равнодушие к этому понятию, он должен использовать первую же представившуюся возможность для того, чтобы обратиться к Офицерам и Братьям с наставлением по этому поводу.

    Место этикета масонстве

    У этикета НЕТ особого места в масонстве. Он занимает в масонстве ВСЕ места. Его следует соблюдать всегда и повсюду, где бы и когда бы ни собирались Братья Ордена, где бы и что бы они ни говорили и ни делали во имя Ордена.

    Потому он и называется «масонским». Если бы он относился только к области ритуала, Досточтимый Мастер мог бы считать его вне своей сферы деятельности и отдать на откуп Великой Ложе и Великим Офицерам; но этикет настолько же принадлежит ритуалу, насколько и всем остальным областям масонской жизни и деятельности. Великий Оратор, Великий Обрядоначальник и соответствующие комитеты Великой Ложи могут давать советы и отдавать распоряжения относительно ритуальной практике Ложе, но они не состоянии вмешаться вопросы этикета. За соблюдение этикета несет ответственность только и исключительно Досточтимый Мастер — как и вообще за все происходящее во вверенной ему Ложе.

    Как любой руководитель, Досточтимый Мастер имеет право передать власть любому Брату по своему выбору том или ином случае, но ответственности он этим с себя ни коем случае не снимает. Как отлично заметил свое время наш Брат Гарри Трумэн, «это — дело вожака стада». Досточтимый Мастер той же степени является мастером масонского этикета своей Ложе, какой он является мастером своей ложе во всем остальном. Он должен руководить масонским этикетом с тем же рвением, с каким он руководит собраниями, голосованием и посвящением градусы.

    Протокол (масонский)

    Протокол (масонский) - один из обязательных масонских документов, Протокол проведения Собраний, заседаний различных масонских органов.

    Масонство и литература

    Термин «масонская литература» в отечественном литературоведении впервые был введен Н.К. Пиксановым и П.Н. Сакулиным, однако он не прижился из-за того, что сам предмет изучения находился под негласным запретом. Даже автор статей о масонстве в советских энциклопедиях, Ю.М. Лотман, в своих работах был вынужден называть масонские сочинения «агитационными памятниками» раннего декабристского движения. Позднее лишь А.В. Позднеев и В.И. Сахаров стали рассматривать масонские песни и оды как особый жанр литературы конца XVIII – начал XIX вв.

    В действительности, о чем свидетельствует конкретное изучение материала, масонская литература существовала в России. Любые теоретические построения о масонской литературе без изучения развития российского масонства обречены на провал, поэтому, признавая необходимость детализации темы, ее конкретно-исторического рассмотрения, ограничимся лишь самыми предварительными заметками.

    Наиболее четко можно выделить пять различных подходов к масонской литературе, каждый из которых требует отдельного изучения.

    1) «Воспитательная» масонская литература: сочинения, преимущественно переводные для русской культуры, главной целью которых было воспитание будущих адептов «королевского искусства», как часто называли масонство. К этому направлению в масонской литературе следует отнести многочисленные «нравственные» сочинения от морализаторских романов до глубоких философских трудов. Отметим особую любовь русских масонов к форме литературного «диалога», «беседы».

    2) Сочинения, написанные литераторами лишь для «братьев», предназначенные для прочтения на заседаниях вольных каменщиков. В качестве примера для XVIII в. назовем поэтические произведения М.М. Хераскова, для XIX в. – стихотворение А.С. Пушкина «Генералу Пущину», для XX в. – стихи С.К. Маковского и стихотворный масонский ритуал, написанный М.А. Осоргиным.

    3) Произведения вольных каменщиков, предназначенные «для публики», для «профанского» мира. Ярким примером подобного подхода к литературе являются проза Л.В. Гойера и стихи Н.С. Муравьева.

    4) Псевдо-масонские сочинения, когда писатели, не прошедшие через масонское посвящение, начинали писать в «стиле» сочинений вольных каменщиков. Это наиболее «коварный» для историков литературы подход писателей к своему творчеству, который зачастую заставляет филологов делать непозволительные ошибки и заниматься псевдонаукой, изобретением собственных конструкций об «оккультных мотивах в творчестве».

    Выборочно назовем некоторые «псевдо-масонские сочинения»: стихи А. Григорьева, некоторые произведения Н.С. Гумилева, пьесы Т.О. Соколовской. Назовем также два известных романа с «масонской» тематикой: «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Масоны» А.Ф. Писемского. В 1866 Л.Н. Толстой активно работал над рукописями масонского рукописного собрания C.С. Ланского и С.В. Ешевского в Румянцевском музее (в настоящее время – НИО рукописей Российской государственной библиотеки. Ф.147). Они стали основанием для описания масонства Пьера Безухова во 2-м томе «Войны и мира» (отметим, что в романе масоном был и князь Андрей). Отметим, что для героев своего романа Л.Н. Толстой избрал конкретные прототипы (гр. Вилларский – М.Ю. Виельгорский, Баздеев – О.А. Поздеев).

    В 1878-1880 А.Ф. Писемский работал над созданием романа «Масоны», который впоследствии печатался в журнале «Огонек» и пользовался большим успехом. А.Ф. Писемский был связан тесными родственными связями с вольными каменщиками (он был зятем масона П.П. Свиньина и племянником вольного каменщика Ю.Н. Бартенева). По свидетельству А.Н. Пыпина, основанного на сообщении Вл.С. Соловьева, сам философ принял некоторое участие в написании указанного романа А.Ф. Писемского и написал 3 «масонских» отрывка для произведения.

    5) Масонская литературная критика, которая дошла до нас в виде докладов, прочтенных на заседаниях лож вольных каменщиков. Специфика этих докладов заключалась в том, что для профессиональных литературных критиков был важен элемент первоначального ознакомления с положениями своих будущих статей в кругу единомышленников, «братьев» по ложе. Отметим в числе «масонских» литературных критиков для XIX столетия Ф.Н. Глинку, для XX века Г.В. Адамовича, Н.М. Бахтина, П.А. Бобринского, С.К. Маковского, В.Е. Татаринова.

    Следует отдельно перечислить и основные «масонские» группы литераторов, возникшие в России вокруг отдельных лож:

    1) Театральная труппа Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и «французская» ложа 1756-1759 гг. во главе с Р.И. Воронцовым. Несомненным руководителем этой группы был А.П.Сумароков.

    2) Московский розенкрейцерский кружок 1780-х годов, значительно повлиявший на развитие русской журналистики. В качестве «литературных» лидеров этого кружка следует назвать М.М. Хераскова и Н.И. Новикова. Отметим также большое влияние этого кружка на становление многих писателей рубежа XVIII-XIX вв., например, на Н.М. Карамзина, М.И. Невзорова.

    3) Литературное объединение, сложившееся вокруг петербургской ложи Избранного Михаила и Вольного общества любителей российской словесности. В числе наиболее активных литераторов-масонов из этой группы назовем следующие имена: П.Н. Арапов, Н.А. Бестужев, Н.П. Брусилов, И.Н. Вольгемут, Ф.Н. Глинка, Н.И. Гнедич, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин, П.С. Кайсаров, В.К. Кюхельбекер, А.А. Никитин, А.С. Норов, П.П. Помиан-Пезаровиус, В.С. Филимонов и др.

    4) Особый круг преимущественно молодых литераторов, сложился в начале 1930-х годов в парижской ложе Северная Звезда союза Великого Востока Франции. В эту масонскую ложу входили: М.А. Алданов, Вад.Л. Андреев, Г.И. Газданов, В.Н. Емельянов, В.Е. Жаботинский, В.В. Завадский-Корсак, Л.Ф. Зуров, А.И. Каффи, Х.Г. Кафьян, Я.Я. Кобецкий, А.П. Ладинский, С.А. Луцкий, М.М. Мабо (Азовский), С.В. Познер, С.Л. Поляков (Литовцев), В.А. Прейсман, В.Б. Сосинский, С.Г. Савельев (Шерман), Я.Л. Юделевский (Делевский), А.М. Юлиус. Лидером этой группы несомненно был М.А. Осоргин, который привлек молодых литераторов также к работе в независимой ложе Северные Братья. См. о романе Осоргина «Вольный каменщик» статью Сечкарева.

    5) Круг членов ложи Юпитер в Париже в 1930-е – 1960-е гг. В числе наиболее влиятельных литераторов, участвующих в работе этой ложи назовем В.А. Азова (Ашкинази), Н.М. Бахтина, Г.В. Адамовича, Н.Н. Евреинова, С.К. Маковского, В.П. Зубова, А.А. Трубникова (Трофимова).

    Масонство влияло на литературу не только в России, но и в других странах. Назовем наиболее известных писателей, на чье творчество оказало влияние масонство:

    Англия и Шотландия — Роберт Бернс, Т. Карлейль, Р. Киплинг, А. Конан Дойль, А. Поп, В. Скотт, О. Уайльд; Германия – Х.М. Виланд, Г. Гейне, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Я. Ленц, Г.Э. Лессинг, Ф. Шлегель, Ф.У.Л. Шредер (драматург и реформатор масонства); Ирландия – Р. Шеридан; Испания — Висент Бласко Ибаньес; Италия – Дж. Леопарди; Украина – об отражении масонства в литературе и искусстве этой страны см.: Белоконь; Франция – Вольтер, А. Ламартин, Ж. де Местр, аббат Прево, Стендаль, С. Малларме, Ж. Де Нерваль, Руже де Лиль (автор «Марсельезы»), Л.К. Сен-Мартен; США – Марк Твен.

    Библиография

    Пиксанов Н.К. Масонская литература // История русской литературы. Т.4. Ч.2. М., 1947; Позднеев А.В. Ранние масонские песни // Scando-Slavica. 1962. Т.8. Р. 26-64; Базанов В.Г. Ученая республика. М.; Л., 1964; Лотман Ю.М. Масонство // Советская историческая энциклопедия. Т.9. М., 1966. Стб.167-169; Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990; Масонские доклады Г.И. Газданова / Публикация А.И. Серкова// Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С.174-185; Масонство и русская литература XVIII – начала XIX вв. Под ред. д-ра филол. Наук В.И. Сахарова. М., 2000; Сахаров В.И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII – начала XIX века. М., 2000.

    А.И. Серков

    Главные масонские символы

    Колонны Я:. и Б:.

    фото

    Врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны храма Иерусалимского. Б:. - Северная колонна и Я:. - Южная колонна. Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов. Это две колонны Геркулеса, указывавшие границы, между которыми индивидуальность человека умирает. Масонский ритуал посвящения включает в себя предупреждение кандидату перед входом в храм- "если ты держишься за человеческие отличия, уходи - здесь их нет". Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная - созидание, упорядоченность, систему, внутреннуюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber.

    Ступени

    фото

    Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.

    Мозаичный пол

    фото

    За колоннами следует мозаичный пол с чередованием в шахматном порядке белых и черных клеток. Символизм чередования белых и черных клеточек говорит о том, что области наших чувств все уравновешивается со строгой точностью. Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.

    Резец и молот

    фото

    Для претворения в жизнь его работы ученику даются орудия - резец - представляющий установившуюся мысль, принятые решения, и молот - волю приводящую их в действие.

    Резец указывает нам на преимущества образования, только лишь благодаря которому мы превращаемся в людей, соответствующих природе нашего исправного и совершенного сообщества.

    Молоток - это инструмент, использующийся каменщиками для того, чтобы придавать камням правильную геометрическую форму. Ударами молотка стесываются острые углы, камень 'облагораживается', из 'дикого камня', становится камнем пригодным для строительства. Молоток является символом облагораживания и другого камня - Человека. Лишь совершенный камень может быть положен фундамент или в стену храма. Совершенные камни, камни правильной формы всегда похожи друг на друга. Только дикие, первозданные камни могут иметь бесконечное разнообразие форм.

    Такие камни не лишены своебразной красоты и эстетики, однако с масонской точки зрения это эстетика профанского мира. Здесь уместно отметить, что слово профан для масона не содержит никакого негативного оттенка. Применительно к человеку оно всего лишь означает, что он немасон. Таким образом для масона мир символически разделен на масонов и профанов. Профанские ценности, профанская жизнь - все то, что происходит за пределами храма и вне ритуальных работ. У каждого масона естественно есть своя профанская жизнь. И масонство ни в коем случае не преуменьшает ее ценности и значимости.

    Камень грубый, камень совершенный

    фото

    Рядом с колонной Б:. либо по левую сторону от Алтаря при открытии ритуальных работ ложи помещается грубый камень. Рядом с колонной Я:. или справа от альтаря помещается кубический совершенный камень, готовый к закладке, использованию в строительстве. Символически масонская работа состоит в том, чтобы, отесывая грубый камень, улучшать непосредственное творение природы дабы удалить с него шероховатости и неровности и приблизить его к форме, соответствующей его назначению.

    Молоток Досточтимого мастера

    фото

    Масонский молоток является еще и символом земной власти. Молоток используется Досточтимым мастером Ложи, Первым стражем Ложи и Вторым стражем Ложи при проведении ритуальных работ. На престоле Досточтимого мастера Ложи расположены два главных инструмента - молоток и пламенеющий меч. Молоток – символ земной власти, а пламенеющий меч – символ власти духовной. На плато Первого и Второго стража молотки и соответственно уровень и отвес.

    Отвес

    Отвес используется каменщиками для проверки вертикальности стен. Для масона отвес является символом Истины. Истины не как абстрактного логического понятия, а Истины как Правоты слов и дел перед Богом и обществом. Той Живой Истины, во имя которой поднимались восстания и во имя которой люди горели на кострах инквизиции. Отвес учит справедливости и честности в помыслах и делах и является одним из подвижных сокровищ Вольного Каменщика.

    Уровень

    Уровень используется каменщиками для проверки горизонтальности поверхностей. Свободными Каменщиками используется как символ Равенства между людьми. Конечно, В:. С:. В:. создал людей разными. Принцип равенства - отнюдь не является основополагающим принципом мирового регулярного масонства. У каждого человека свои таланты и способности, у каждого свои цели в жизни и взгляды, у каждого свой путь. Каждый принадлежит какому-то социальному, национальному или религиозному кругу. Но масонский закон должен быть един для всех людей, независимо от того является ли самым богатым человеком или самым бедным, белого или черного цвета его кожа, каково бы ни было его вероисповедание. Уровень - символ Первого стража Ложи, второго офицера по старшинству после Досточтимого мастера Ложи.

    Циркуль и наугольник

    фото

    Книга Священного Закона - один из трёх основных светочей Свободных Каменщиков наряду с Циркулем и Наугольником. Книга священного закона - это главная книга той религии, которую исповедуют присутствующие в собрании ложи братья. В случае если в ложе присутствуют братья различных вероисповеданий, на престоле располагается несколько книг. Чаще всего это Библия, Коран и Тора. Книга священного закона олицетворяет волю В:. С:. В:. На ней масоны приносят все клятвы во время посвящений и торжественных инсталляций. На книге священного закона распологаются наугольник и циркуль. При этом если во время работ используется несколько книг, циркуль и наугольник открывается на священной книге той веры, к которой принадлежит большинство из присутствующих братьев.

    Лучезарная Дельта

    Важнейший символ масонского храма всевидящее око или Лучезарная Дельта. Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма, а по обеим сторонам ее находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к северу). Лучезарная Дельта - треугольник, с помещенным внутрь него оком – знаком просвещенности или принципа сознания, иначе, всевидящее око В:. С:. В:., постоянно присутствующее на всех работах ложи, создающее энергетику присутствия В:. С:. В:. при проведении ритуальных работ, постоянное излучение утверждение бытия. Математическая точка, не имеющая размеров, но находящаяся повсюду, заполняет безграничность пространства. Это также символ осознания и внимания, причем, внимания взаимного, внимания которое проявляет В:. С:. В:. к каждому из братьев и внимания, которое каждый брат должен проявлять по отношению к миру. Лучезарная Дельта напоминает нам о том, что у каждого масона есть его собственная масонская звезда, которая светит ему в трудах и направляет в поисках. Лучезарная Дельта - главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Масонские символы

    ©Перевод с английского Е. Кузьмишина, 2001 г.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — memphis-misraim.ru

    Просмотров: 231 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/5
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Святые дня на сайте

    Фонд Возрождение Тобольска

    Месяцеслов (cвятцы): А–Я

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 215

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году