Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
providenie

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2015 » Июнь » 8 » • Меч русского воина — историческая реконструкция •
11:29
• Меч русского воина — историческая реконструкция •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • От руды до крицы
  • От железа к стали
  • Мягкость и твердость
  • Пружинки
  • Заготовка для клинка
  • Какое значение имел меч на Руси?
  • Мечам давали имена
  • Холодное (белое) оружие в древней Руси
  • Литература
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Предисловие

    Поставив себе задачу изготовить настоящий меч XIII века по аутентичной технологии, мы вынуждены были повторить весь путь древних металлургов – начиная от построения сыродутной печи, восстановления железа из железной руды и переплавки полученного металла в сталь, пригодную для изготовления меча. Меч XIII века – не первый эксперимент «ПМ» в области исторической реконструкции холодного оружия.

    Во время изготовления шашки Федорова по технологии начала XX века (см. «ПМ» № 1’2007) был накоплен значительный опыт, но оказалось, что к текущей задаче его применить практически нереально. В случае с шашкой в качестве исходных материалов мы использовали современные аналоги существовавших в начале 1900-х годов видов стали (рельсовая, пружинная, подшипниковая). Но вот только сделать то же самое с мечом XIII века невозможно: в то время никаких стандартов на сталь не существовало и в помине.

    Поэтому основная проблема, с которой мы столкнулись, – это необходимость повторить древний металлургический процесс восстановления железа из руды. Что мы и сделали под руководством известного кузнеца-оружейника Василия Иванова, руководителя мастерской исторического японского оружия Ishimatsu.

    От руды до крицы

    До XIV века основным процессом получения железа было восстановление его из руды в сыродутной печи (домнице). Такая печь имела форму, близкую к усеченному конусу высотой примерно 1,2 м и диаметром 60–80 см в основании и 30 см в верхней (колошниковой) части, складывалась из камня или огнеупорного кирпича и обмазывалась глиной.

    В печи была предусмотрена фурма – труба для подачи воздуха от мехов диаметром в несколько сантиметров, отверстие для слива шлака в нижней части, а также иногда разборная часть для извлечения слитка железа после окончания процесса. После высыхания печь протапливали с помощью дров, чтобы обжечь глину, а также для образования золы, которая в дальнейшем служила подстилающим «антипригарным» покрытием и выполняла роль одной из составляющих частей флюса (зола содержит соду и поташ).

    Эта часть технологии не вызвала у нас никаких особых затруднений, и после сооружения домницы и прошествии нескольких дней, которые потребовались на высыхание глины и обжиг, мы приступили к первой части процесса – восстановлению железа.

    В качестве исходного материала мы взяли богатую (и к тому же обогащенную) руду – магнетит (FeOFe2O3) из района Курской магнитной аномалии. Технология достаточно проста: в печь до половины загружают древесный уголь, разжигают, после чего сверху засыпают смесь руды с флюсом (в качестве которого мы использовали вполне исторически аутентичную смесь доломитовой муки, песка и соды).

    Поверх насыпают еще слой угля, и затем по мере его прогорания добавляют слои руды с флюсом и угля. Такой цикл повторяют несколько (до пяти) раз. При этом на протяжении нескольких часов требуется постоянный поддув воздуха с помощью мехов, чтобы температура в печи достигла 1400–1500 С (тут мы были вынуждены немного отступить от технологии, поскольку использовали электрический поддув из-за нехватки работников).

    В сыродутной печи происходит несколько процессов. Во-первых, порода при высокой температуре отделяется от руды и стекает вниз в виде шлака. Во-вторых, оксиды железа угарным газом и углеродом восстанавливаются до железа, зерна которого сплавляются между собой, образуя слиток – крицу. Когда уголь почти полностью прогорает, шлак через отверстие в печи сливают, а затем, после остывания, разбирают часть стенки и извлекают крицу – пористый железный слиток.

    От железа к стали

    Эффективность сыродутного процесса невелика: значительная часть железа уходит в шлак, и из 120 кг руды мы получили всего около 25 кг крицы. Причем это пока еще только сырой исходный материал, очень неоднородный по своему качеству.

    Во время своего нахождения в печи крица насыщается углеродом весьма неравномерно и в результате содержит фрагменты мягкого железа почти без углерода (0–0,3%), углеродистой стали (0,3–1,6% углерода) и чугуна (с содержанием углерода выше 1,6%).

    Это совершенно разные материалы, с разными свойствами, поэтому первым делом нужно провести первоначальную сортировку. «Крицу разбивают на небольшие куски, которые по механическим свойствам – хрупкость и пластичность – сортируют на три кучки с различным содержанием углерода, – объясняет Василий Иванов. – Если кусок мягкий и ковкий, то содержание углерода низкое, если твердый – высокое, если куски хрупкие и легко раскалываются, обнажая характерный излом, – это чугун».

    Наша задача – получить в конечном итоге три вида стали с более-менее нормированным содержанием углерода. Первый вид – низкоуглеродистая (до 0,3%) сталь (так называемое деловое железо – из него изготавливали различные бытовые изделия типа гвоздей, обручей и т.п.), второй – со средним (0,3–0,6%) содержанием углерода, третий – высокоуглеродистая (0,6–1,6%) сталь. Отсортированные куски складываем в керамические тигли, пересыпав тем же флюсом, который мы использовали ранее, ставим в горн, наполненный древесным углем, и включаем поддув.

    В зависимости от расположения тигля в горне и интенсивности поддува воздуха можно либо насыщать углеродом сталь (в восстановительной зоне – верхней части горна над горящим углем), либо выжигать его избыток (в окислительной зоне – нижней части горна, где подается воздух) и таким образом получать нужные нам материалы.

    Стоит также отметить, что мы изначально использовали относительно «чистую» руду, наша сталь не содержит значительного количества вредных примесей – в основном серы и фосфора. Разумеется, никаких легирующих добавок типа хрома, молибдена, марганца или ванадия мы не использовали (кроме тех небольших количеств, что изначально присутствовали в руде), так что историческая аутентичность соблюдена.

    После плавки Василий извлекает из тиглей слитки стали и оценивает полученный результат, проковывая их в полосы. «При необходимости в ходе дальнейшего процесса можно выжечь избыток углерода из полосы прямо в горне, – объясняет он. – Или науглеродить, поскольку при ковке часть углерода – до 0,3% – неизбежно выгорает».

    Мягкость и твердость

    В результате вышеперечисленных операций мы получили три примерно трехкилограммовых заготовки из разных видов стали в форме полос. Однако от этих полос до меча еще довольно далеко. По словам Василия, «это пока еще не детали клинка, а лишь материал, из которого они будут сделаны».

    Одним из способов создать твердую режущую кромку оружия в XIII веке была цементация – поверхностное упрочнение, то есть науглероживание поверхности изделий, изготовленных из относительно мягкой стали. Изделие помещали в закрытый сосуд, заполненный органическим веществом – карбюризатором, в роли которого чаще всего выступал уголь, толченые рога или их смесь.

    Затем сосуд помещали в печь, где при температуре свыше 900 С без доступа воздуха карбюризатор обугливался и поверхность изделия постепенно насыщалась углеродом. Этот способ достаточно широко применялся для науглероживания топоров и клинков (более-менее массовых изделий).

    Но цементация – это упрочнение поверхностного слоя определенной глубины; когда этот слой стачивался, режущая кромка переставала держать заточку, и оружие приходилось подвергать новой процедуре цементации.

    А при увеличении глубины цементации возрастал риск сделать поверхность слишком хрупкой. Так что этот способ мы отвергли, поскольку он все-таки не позволяет достичь нужных нам качеств.

    Ведь «совершенный клинок» XIII века (равно как и любого другого времени) должен быть упругим, гасить колебания при ударах, вязким, а не хрупким, но в то же время режущая кромка лезвия должна быть твердой и хорошо держать заточку. Создать такой меч из гомогенного материала практически невозможно, поэтому мы решили прибегнуть к композитной технологии того времени, используя пакетную схему и «узорную сварку» (pattern welding). Наш меч будет «построен» из семи пакетов трех видов, каждый из которых выполняет свою задачу.

    Первый пакет изготавливается из мягкого низкоуглеродистого (до 0,3% углерода) железа. Из вытянутых полос этого мягкого железа составляем шестислойный «сэндвич», проковываем его (при этом слои свариваются в единый пакет), разрубаем и складываем пополам, вновь проковываем, повторяя этот процесс восемь раз и получая в итоге пакет из относительно мягкой дамасской стали, насчитывающий примерно 1500 слоев.

    Этот пакет будет «становым хребтом» нашего меча – его сердцевиной. Такая вязкая сердцевина работает на сжатие, воспринимает ударные нагрузки и гасит колебания, не давая мечу сломаться при сильных ударах. Она также связывает все окружающие пакеты, выполняющие другие задачи, в единое целое.

    Второй пакет – это будущее лезвие. Для его изготовления мы использовали два полученных нами ранее вида стали – среднеуглеродистой и высокоуглеродистой. Чередуя полосы этих двух видов так, чтобы среднеуглеродистый материал оказался «снаружи», складываем сэндвич из семи слоев и, пересыпав флюсом, свариваем их в единый пакет. Затем разрезаем, складываем пополам и вновь проковываем. Повторяем операцию еще 14 раз.

    Легко подсчитать, что в итоге при таком складывании мы получим… более 200 000 слоев! Учитывая, что финальная толщина пакета составляет 6 мм, можно вычислить толщину слоя – около 30 нм. «Фактически средневековые нанотехнологии! – смеется Василий. – На самом деле, конечно, это весьма условные ‘слои’ – при таком перемешивании структура стали получается близкой к гомогенной». Лезвие в итоге должно быть твердым и хорошо держать заточку.

    Пружинки

    Третий пакет – это будущие обкладки, их четыре. Они изготавливаются из мягкой низкоуглеродистой и среднеуглеродистой стали. Начинается этот пакет с семислойного сэндвича (низкоуглеродистой сталью наружу), который с помощью горна и молота свариваем в единый пакет. Как и два других пакета, разрезаем, складываем пополам и вновь проковываем. Повторяем операцию еще девять раз, получая в итоге полосу из дамасской стали, состоящую из 7000 слоев.

    Но это еще не все! Для того чтобы клинок меча в итоге лучше противостоял поперечным изгибающим нагрузкам, а также продольному скручиванию, обкладки торсируют, то есть каждую скручивают на 20 оборотов, получая стальной витой «канат». Такие обкладки после закалки станут более упругими и будут дополнительно гасить колебания, не позволяя ударам «отдаваться в руку».

    Поскольку обкладок четыре, направления закручивания их должны «компенсироваться» попарно – иначе при малейшей ошибке во время закалки меч «пойдет винтом». Упругие обкладки-торсионы работают в клинке меча на растяжение и фактически выполняют ту же роль, что и арматура в железобетоне, то есть упрочняют тело клинка.

    Заготовка для клинка

    Но вот наконец все семь пакетов готовы и начинается финальная подготовительная стадия – изготовление заготовки клинка. Все пакеты скрепляются проволокой, Василий разогревает их в горне, просыпает флюсом и начинает процесс кузнечной сварки.

    Как и при подготовке самих пакетов, он использует пневматический молот, и это еще одно небольшое отклонение от средневековой технологии: «Конечно, можно было бы не отступать от оригинальной технологии, но для этого мне бы понадобилась пара молотобойцев… – И ехидно предлагает: – Хотите попробовать?» Фотограф делает вид, что очень занят процессом съемки, а я начинаю расспрашивать Василия о каких-то мельчайших деталях происходящих процессов.

    Тем временем заготовка приобретает вид бруска размерами 1,2х2,5х50 см и массой примерно 1,5 кг. Если вспомнить, что для ее изготовления нам понадобилось переработать 120 кг руды и примерно две недели времени, процесс выглядит не слишком эффективным (впрочем, из этого количества руды мы получили не одну, а две заготовки). Однако такова реальность – именно так и происходил процесс изготовления заготовок для высококачественного холодного оружия в Средние века. Теперь остается самое главное – выковать из этой заготовки, внешне напоминающей слегка ржавую монтировку, наш «идеальный меч». Но об этом – в следующем номере «ПМ».

    Дмитрий Мамонтов

    Какое значение имел меч в Древней Руси?

    Древнейшие сведения о славянах, живших тогда на территории Восточной Европы, относятся к первым векам нашей эры. Как и все «варварские» народы, к тому же жившие под постоянной угрозой нападения, славяне были очень хорошими воинами. Любой мужчина в равной степени отлично владел любым оружием, будь то лук, секира, копьё, топор или бердыш, но всё-таки, предпочтение отдавалось самому популярному тогда виду холодного оружия – мечу.

    Меч – это типичное оружие русских воинов, символ воина и власти. Славянский клинок был широким, немного суженным к острию, бороздчатым, с волнообразными полосками на металле и украшался различными рисунками, обычно – изображениями животных или различными символами – коловрат, посолонь, инглия, святодар. Меч обязательно был тяжёлым, люди с детства привыкали к тяжести оружия и, естественно, удар таким мечом, да ещё окрепшей богатырской рукой был чрезвычайно сильным.

    Особое внимание уделялось рукоятке – она была настоящим произведением искусства – с помощью особых технологий на металл наносились разнообразные узоры, у наиболее дорогих мечей в рукоять вставлялись драгоценные камни. Обычно в славянских клинках посередине делалась небольшая канавка «дол» – желоб для стока крови, хотя есть версия, что это делалось для облегчения меча и увеличения его маневренности.

    Мечи пользовались большим уважением на Руси, являлись дорогостоящим и очень качественным предметом войны. Поэтому право на их постоянное ношение имели только дружинники или Великий князь. Естественно, мечи имели и другие ратные люди Руси. Но в мирное время повесить на пояс оружие означало проявить неуважение к нему или недоверие к другим людям, ведь каждый мужчина был не только воином, но и земледельцем, а «боевое оружие – оно против врагов служит, а не для того, чтобы красоваться на пустом месте». Отсюда и образовалась древнеславянская традиция обнажать меч только для защиты Отечества или доказательства правды.

    Зачастую, меч считался единственным источником существования, он всегда передавался в семьях по наследству. Отец брал обнаженный клинок, клал его перед новорождённым ребёнком и говорил: «не оставлю в наследство тебе никакого имущества, будешь иметь то, что приобретешь этим мечом».

    Когда спорившие славяне не могли прийти к полному согласию, Князь говорил им: «Судитесь мечом». И тогда воины устраивали турнир, исход которого неукоснительно определял принятие решения – так велика была честь воинского искусства. Клятву славяне давали на мече и щите, да и при заключении договоров использовали те же самые предметы.

    Любопытно и то, что в русском языке с древнейших времён возникло множество словесных оборотов, связанных с этим словом. «Зайти мечом» означало завоевать город или местность, а «Взимать меч против» означало начать войну. А кому не знакома знаменитая фраза Александра Невского – «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»? Да и в народном фольклоре клинок занимает не последнее место. Достаточно вспомнить «Меч-кладенец», который обладал исключительной силой и не каждому давался в руки.

    Однако к началу XIII появились некоторые существенные различия в изготовлении оружия. Так, например, резко различалось по весу и форме мечи, производимые на западе и на юге Руси. С каждым веком эти различия всё больше увеличивались, и единый стандарт окончательно пришёл лишь в XIX веке.

    Вплоть до сегодняшних времён изделия наших оружейников славятся во всём мире. Холодное оружие российских мастеров – это не просто кусок железа, а произведение искусства – красота и мощь, изящность и стойкость – весь характер русского человека можно представить в холодной притягательности славянского меча…

    Мечам великих воинов давали имена

    Некоторые легендарные клинки сохранились до наших дней

    Почти все герои — будь то сказочные, мифологические, литературные или же исторические, реально жившие за много лет до появления огнестрельного оружия, — совершали свои подвиги при помощи меча. Он обеспечивал победу в любом бою, а после смерти воина становился священной реликвией, имеющей магическую силу. Как правило, такому мечу давали имя, подобно бойцу, верному другу и соратнику.

    Эскалибур вернули Деве озера

    В легендах о короле Артуре фигурируют два меча. Первый — это так называемый Меч в камне. По преданию, его мог извлечь из каменной глыбы лишь тот, кому суждено было стать властелином Англии. Удалось это лишь Артуру — сыну короля Утера, воспитывавшемуся «инкогнито» в семье рыцаря Эктора. Но впоследствии это оружие (встречается вариант его названия — Кларент) сломалось в одном из поединков. И тогда волшебник Мерлин помог Артуру добыть второй меч — Эскалибур, который держала над водами озера таинственная рука.

    Когда спустя много лет легендарный вождь бриттов умирал от раны, нанесенной его внебрачным сыном Мордредом, он попросил доблестного рыцаря Круглого стола сэра Бедивера вернуть меч в озеро. И снова оттуда показалась рука и приняла брошенное с берега оружие.

    Как же выглядел Эскалибур? В одном из своих романов средневековый французский писатель Кретьен де Труа, рассказывая об Артуре, замечает: «у него на поясе висел Эскалибур, прекраснейший меч, который разрубал железо, как дерево». В других произведениях можно прочесть, что на его рукояти были изображены две золотые химеры, на которых страшно было смотреть из-за их пугающего обличья. Когда меч обнажали, изо рта чудовищ вырывались языки пламени.

    Кстати, историки утверждают, что та часть легенды, которая повествует о возвращении Эскалибура в озеро, имеет под собой реальную почву. Во многих озерах Западной Европы археологи находили мечи, что наводит на предположение о рыцарском обычае — после смерти воина топить его оружие в водоеме.

    Грам и Хрутинг обезглавили драконов

    В старонемецких и скандинавских мифах о Зигфриде (Сигурде), герое «Песни о Нибелунгах», также упоминаются два меча — Нотунг и Грам. Первый достался сыну верховного бога Одина — Зигмунду, выхватившему его из ствола огромного дерева, в которое отец загнал оружие по самую рукоять. Благодаря мечу герой совершал великие подвиги, пока Нотунг не сломался о копье самого

    Одина. В то время Зигмунд потерял божественное покровительство и должен был погибнуть. Его жена Зиглинда сохранила обломки Нотунга и передала их волшебнику-кузнецу Регину, в пещере которого родила сына Зигфрида. Для этого могучего богатыря, воплотившего германский дух, колдун выковал меч Грам. Им Зигфрид сначала разрубил наковальню Регина, затем убил дракона Фафнера, стерегущего сокровища карликов-нибелунгов, а потом прикончил и предавшего его кузнеца.

    У Беовулфа (имя героя переводится как «пчелиный волк» или попросту медведь), героя древнего англосаксонского эпоса, датируемого VIII веком нашей эры, тоже был волшебный меч — Хрутинг, который выковали великаны. Беовулф прославился тем, что убил терроризировавшего короля Дании тролля Гренделя и его чудовищную мать, а потом и дракона, стерегущего клад. В битве со змеем герой получил смертельную рану, а Хрутинг растворился в крови злобной твари… Осталась одна рукоять. Кстати, историки считают, что прототип Беовулфа существовал на самом деле.

    Меч в камне - В руках врага не будет прекрасный Дюрандаль

    Старофранцузский героический эпос «Песнь о Роланде» повествует о храбром рыцаре, который во время присяги получил от короля Карла Великого меч Дюрандаль (кстати, во французском языке это слово женского рода. — Прим. авт.). Выкован он был кузнецом Галаном из того же железа, что и меч короля Жуаез. В рукояти оружия хранились мощи Божьих угодников — кровь святого Василия, зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского и фрагмент ризы Девы Марии.

    По сюжету, Роланд умирает после битвы в ущелье, но что дальше случилось с его мечом, поэма умалчивает. Зато другие произведения о доблестном рыцаре рассказывают, что король Карл послал пятерых воинов принести ему Дюрандаль, но они не смогли разжать руку мертвого героя. Сотворив молитву, Карл все же получил меч Роланда и бросил его в озеро, забрав себе лишь рукоять со святыми мощами.

    А в поэме Ариосто «Неистовый Роланд» оружие рыцаря носит имя Дуриндана. Там сказано, что оно раньше принадлежало троянскому царевичу Гектору. Считается, что до сих пор фрагмент легендарного меча хранится во французском замке Рокамадур.

    Меч Тизона «Я — Тизона, меня сделали в 1040 году»

    Слава Родриго де Биварао была настолько велика, что его жизнь легла в основу эпоса «Песнь о моем Сиде». Прозвище «Эль Сид» ему дали мавры (от арабского «сиди» — вождь). А испанцы называли героя Кампеадором, что означало «доблестный, воитель». Эль Сид жил в Испании во времена реконкисты (период, когда испанцы отвоевывали у мавров занятые ими земли. — Прим. авт.). Родился он предположительно в 1040–1044 годах. А свои подвиги совершал в период царствования Фернандо I Великого, затем при Альфонсе VI.

    Считается, что перед своей последней битвой с маврами в 1099 году Родриго был смертельно ранен отравленной стрелой, и тогда его жена Химена велела надеть на тело мужа доспехи и привязать его к седлу, чтобы армия не растеряла боевой дух.

    Сид был похоронен в монастыре Сан Педро де Карденья. А вот его меч — Тизона сохранился и ныне является национальным достоянием Испании. Оружие Сид взял как трофей у мавританского короля Букара, убитого им в бою.

    В 1919 году останки Сида и его жены Химены были перенесены в собор города Бургоса. Здесь же с 2007 года находится Тизона. Последний владелец меча — маркиз Хосе Рамон Суарес дель Отеро продал его за 1,6 млн евро (2 млн долларов) в собственность региона Кастилия и Леон. Так легендарное оружие попало в Бургос.

    Спустя некоторое время после продажи Тизоны министерство культуры Испании заявило, что этот артефакт — подделка и стоит не больше 200–300 тысяч евро. Однако эксперты определили: даже если эфес меча действительно изготовлен в XVI веке, то его клинок, в соответствии с данными химического анализа, является современником Сида — то есть датируется XI веком. А вот Колада — второй меч, якобы принадлежавший Сиду, скорее всего, и вправду подделка. Его клинок, как установили исследователи, выкован не ранее XIII века.

    Меч Щербец - Русский кладенец и польский Щербец

    Были свои легенды о мечах и у славян. В сказках иногда богатыри выкапывают меч-кладенец из могилы или кургана. Такое оружие, принадлежавшее погибшим воинам, по поверьям, обладало особой силой. Например, в былине «Святогор и Илья Муромец» два главных героя во время странствия находят гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу он велик, а Святогору — как раз впору. Богатырь просит товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке. Но чем сильнее бьет Илья, тем больше возникает железных обручей, опоясывающих гроб. Понимая, что он уже не встанет, Святогор оставляет меч-кладенец Илье. (Кстати, в некоторых источниках этот меч именуется Расей. — Прим. авт.)

    Другой герой старорусского эпоса Еруслан Лазаревич обретает свое боевое оружие следующим образом: на поле, усеянном павшими воинами, он видит гигантскую голову, под которой спрятан богатырский меч Сияющий. Кстати, этот эпизод есть в поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

    А поляки бережно хранят коронационный меч Щербец. По легенде, сидел в начале XI века на польском троне король Болеслав Пяст и поглядывал на богатый княжий Киев. Задумал правитель породниться с Ярославом Мудрым и стал сватать его сестру Предславу, чтобы получить шанс на киевский престол.

    Но Ярослав укреплять таким образом дружбу между народами не захотел. Собрал тогда Болеслав войско и пошел на соседей. Однако поединок не состоялся — князя в Киеве в ту пору не было. Тогда в бессильном гневе Болеслав выхватил меч и ударил им о Золотые ворота… На безупречном лезвии появилась зазубрина, отсюда и название меча — Щербец. Кстати, княжну Предславу Болеслав все равно похитил и увез в Польшу.

    В настоящее время оружие хранится в Кракове. А еще в королевском замке Вавеле находится рыцарский, украшенный золотом и бриллиантами меч, который королевич Владислав в 1621 году вручил украинскому гетману Петру Сагайдачному в награду за успешные действия казаков против турков под Хотинской крепостью. О существовании этой реликвии долгие столетья в Украине не было известно. Конечно, о том, чтобы передать меч землякам гетмана, речь пока не идет.

    Татьяна Сатаева

    Холодное (белое) оружие в древней Руси

    В истории русского древнего вооружения, до Петра Великого, различаются три периода: древнейший норманнский – характеризуется кольчатыми доспехами, прямыми мечами и длинными щитами; монголо-татарский (с 13 в.) – вносит восточное вооружение: кривую саблю, круглый щит и массу чисто восточных доспехов и наголовий; западный период – с начала 17 в., когда восточное влияние уступает европейскому.

    фото

    Старейшим белым оружием на Руси был меч, нож, копье и секира или топор. По словам Ибн-Даста, восточного ученого-энциклопедиста первой половины 10 в., славяне были вооружены щитами, мечами, дротиками и копьями. Другой арабский писатель-путешественник 10 в., Ибн-Фодлан (в 921 он был секретарем посольства к волжским болгарам), сообщает, что «у каждого из руссов имеется топор, большой нож и меч; они никогда не ходят без оружия; мечи их широкие и работы франкской».

    Меч состоял из широкой обоюдоострой полосы, т.е. клинка, и из крыжа или рукояти. Мечи делились на гладкие и зубчатые (иногда одно лезвие клинка делалось с зубцами, как у пилы). Клинки делались иногда из булата, но бóльшею частью из стали и железа. Меч носился в ножнах, подвешивающихся к поясу.

    Ножи были поясные, подсайдашные и засапожные. Поясные, короткие с двумя лезвиями, привешивались крюком к поясу; подсайдашные (саадак – полное вооружение луком и стрелами) были длиннее и шире поясных, с одним, ближе к концу несколько выгнутым, лезвием. Привешивались к поясу с левой стороны близ налуча (футляра для лука).

    Засапожные ножи, с кривым клинком, втыкались за голенище правого сапога.

    Копья делались из булата, стали и железа и состояли из острия (пера), плоского, трехгранного или четырехгранного, и трубки (тулеи), которой копье насаживалось на длинное деревянное древко (ратовище).

    Секира, или боевой топор, состояла из клинка в виде полумесяца, острого с выпуклой стороны; на противоположной стороне иногда делался крюк для стаскивания противника с седла.

    С эпохи татарского нашествия меч начинает мало-помалу вытесняться саблей. Сабля делалась из булата, стали и железа и состояла из полосы и крыжа. Для придания удару бóльшей силы полоса делалась внизу с расширением (ельманью). Ножны, нередко украшенные драгоценными камнями, привешивали к поясу.

    В сказаниях о Куликовской битве впервые упоминается о кончарах, несколько ранее которых появились и тесаки.

    Кончар – длинный прямой меч с очень узким трех- или четырехгранным клинком. Предназначался для того, чтобы разить через кольчатый доспех. Привешивался с правой стороны к поясу или к седлу. Тесак походил на меч, но имел лишь одно лезвие.

    От татар был заимствован и кинжал или длинный трехгранный кривой клинок, привешивающийся в ножнах к поясу с левой стороны.

    Не ранее 13 в. в летописях упоминается о рогатинах, представлявших собой видоизмененное копье, – широкое и плоское обоюдоострое лезвие на искепище (древке). Видоизменение рогатины – совна, имела кривую полосу с одним лезвием в виде ножа, насаженного на длинное древко.

    Бердыш был видоизменением секиры. Клинок его был иногда огромной длины (иногда в человеческий рост; такое оружие можно увидеть в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге) и насаживался на древко, называвшееся топорищем. Бердыши употребляли только пешими, а впоследствии стали характерным оружием стрельцов.

    Конными воинами употреблялся короткий топор и топорок или балта, часто украшавшиеся золотой или серебряной насечками.

    Во всеобщем употреблении был кистень, состоящий из короткой рукоятки, к которой крепилась ремешком или цепью металлическая гиря.

    В 15 в. в русских летописях упоминается об ослопах (палицах), грубых деревянных дубинах, один конец которых часто утыкался большими железными гвоздями или оковывался железом.

    Кроме боевого оружия, существовало и почетное, церемониальное, к которому относятся булавы, буздыганы, брусы, пернаты, шестоперы и чеканы.

    Булава служила символом власти и состояла из короткой рукояти с насаженным на нее яблоком. Булава – оружие восточного происхождения, в письменных источниках упоминается только с 16 в. Булава с яблоком (главой), усеянном остриями, называлась буздыганом. Если же глава была не шарообразная, а призматическая – то такое оружие называлось брусом. Пернатом называлось булава с главой из поставленных ребром щитков или перьев. Если перьев было шесть, то оружие называлось шестопер.

    Чекан или клевец состоял из насаженного на рукоятку молотка с длинным заостренным обухом. Иногда чеканы делались со скрытым, вывинчивающимся кинжалом. К почетному оружию принадлежали и большие посольские топоры с серебряной или золотой насечкой, которыми были вооружены царские телохранители – рынды при аудиенциях иноземным послам.

    В 17 в., т.е. с начала западного периода, в России появляются образцы, принесенные поступавшими на наемную службу западными ратниками. Палаш походил на меч, но был вдвое длиннее; шпага – видоизменение палаша; клинок ее гораздо уже.

    Протазан, род длинного и широкого копья, насаженного на длинное древко; впервые появился у телохранителей Лжедмитрия, от которых перешли к жильцам – выборным людям из городовых дворян, присылавшихся на службу в Москву.

    Алебарда – род топора, оканчивающегося копьем и насаженного на длинное древко. Протазан и алебарда продержались в русском вооружении до начала 19 в.

    В старину состоятельные воины любили отличаться роскошной отделкой оружия, которое по богатству делилось на наряды.

    Белое оружие, употреблявшееся в России в 18 в. и 19 вв. обогатилось. Появился багинет – род клинкового штыка, вставлявшегося в дуло ружья; шпага пехотная с прямым клинком в 1 аршин (71,12 см), взята на вооружение войска в 1709; шпага кавалерийская, несколько длиннее, до 1 аршина 4 вершков (88,92 см) (вершок – мера длины, равная 4,45 см); палаш – ок.1 аршина 3 вершков (84,47 см); сабля; тесак; кортик – род короткого ножа; полусабля, длиной в 1 аршин.

    К холодному оружию древнего типа также относятся употреблявшиеся еще к тому времени копья: пикинерные на длинных древках для первой шеренги в пехоте, и рогаточные с короткими древками, из которых составлялись рогатки для прикрытия пехоты от атак кавалерии. Кроме того, существовало и почетное оружие: протазаны, эспонтоны (широкие копья на древках) и алебарды.

    Литература

    Большая энциклопедия, т.4. Под редакцией С.Н.Южакова и проф. П.Н.Милюкова СПб, 1904

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — http://gifakt.ru/

    Просмотров: 3478 | Добавил: providenie | Рейтинг: 4.5/8
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 213

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году