Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2015 » Май » 15 » • Преподобный Феодосий Печерский •
16:18
• Преподобный Феодосий Печерский •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Свидетельством о жизни
  • Участник политсобытий
  • Взгляды печерских старцев
  • Учение пр Феодосия
  • Акафист пр Феодосию
  • Молитвы
  • Завещание пр Феодосия
  • Вопрос к игумену
  • Того же Феодосия к тому же Изяславу
  • Молитва святого Феодосия
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Дни памяти: 3 (16) мая и 14 (27) августа.

    Свидетельством о жизни

    Преподобный Феодосий Печерский (ум. 1074) – один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, один из крупнейших православных подвижников и церковных идеологов Киевской Руси второй половины ХI века, "отец русского монашества", православный святой.

    Свидетельством о жизни Феодосия Печерского является его Житие, написанное в конце XI — начале XII вв. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Кроме того, сведения о Феодосии имеются в Повести временных лет и в "Киево-Печерском патерике". Согласно Житию, Феодосий родился в г. Василеве близ Киева в богатой семье княжеского слуги. Детские годы провел под Курском, куда переехала его семья. После смерти отца, дом вела мать Феодосия, которая хотела видеть его продолжателем отцовских занятий.

    Но Феодосий уже в детстве, избегая игр и забав, прославился подвигами во имя Божие – носил железные вериги, постоянно молился, ходил в рубище. Юношей он покинул дом и пришел в Киев в пещеру к монаху Антонию, основателю Киево-Печерского монастыря. Другой насельник пещеры, Никон, постриг Феодосия в иноческий чин. С самого начала монашеского пути и до конца жизни Феодосий со рвением исполнял все монашеские послушания: много трудился наравне с другими, был очень скромен, питался хлебом с водою, никогда не спал лежа, но лишь сидя.

    В 1062 г. братия избрала Феодосия игуменом Киево-Печерского монастыря. В годы его управления монастырь стал едва ли не самым значительным церковным центром Киевской Руси. Число иноков возросло до ста человек, были устроены наземные кельи, началось строительство главного храма монастыря – церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. По указанию игумена из Константинополя был привезен т.н. Студийский устав, учреждавший общежительскую форму организации монастыря. Этот устав разошелся по всей Руси по другим монастырям. "Оттого и почитается монастырь Печерский старейшим среди всех монастырей", - написано в "Повести временных лет". Многие насельники Киево-Печерской обители позднее стали епископами в других русских городах.

    Участник политических событий

    Феодосий активно участвовал в политических событиях, развернувшихся в 60–70-е гг. XI в. в Киевском государстве - в борьбе сыновей Ярослава Мудрого за великокняжеский престол. В 1073 г. Феодосий Печерский резко осудил изгнание из Киева князя Изяслава Ярославича. Печерский игумен вообще выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью.

    Феодосию приписываются более двадцати сочинений, но, по мнению исследователей, с достаточным основанием его можно считать автором двух посланий, восьми поучений и молитвы. Поучения и послания Феодосия Печерского — это ценные свидетельства о распространение в Киевской Руси христианского вероучения в его византийской трактовке, ибо сам Феодосий и иноки Киево-Печерского монастыря в духовном смысле ориентировались именно на Византию. Лучшие издания сочинений Феодосия Печерского принадлежат И.П. Еремину и Н.В. Понырко.

    Феодосий Печерский сыграл значительную роль в развитие отечественной религиозно-философской мысли. Он считается создателем так называемой "печерской идеологии". В отличие от оптимистического раннего русского христианства, печерские старцы, и, прежде всего, cам Феодосий, внесли в древнерусскую духовную жизнь новую для нее идею аскезы, т.е. отречения от всего земного, мирского и плотского в пользу духовного самосовершенствования.

    По мнению печерских иноков, Святое Крещение очищает человека от скверны, но не спасает, ибо в мирской жизни каждого человека поджидает сатана, соблазняет его и искушает. Главный же источник дьявольского искушения — человеческое тело, изначально греховное. Поэтому путь к спасению лежит, во-первых, через подавление человеком в себе присущего ему плотского начала, а во-вторых, в результате неустанной и искренней молитвы. В одной из своих проповедей Феодосий Печерский говорил: "Подвизайтеся, трудници, да приимете венець тръпения вашего, Христос бо ждеть входа нашего. И въждеземъ светилникы наша любови. И послушаниемъ, кротосьтию и смирениемъ и срящем Христа непостыдномъ лицемъ".

    И неслучайно, став игуменом, Феодосий сразу же ввел в практику монастыря воздержание и строгие посты, а затем и новый устав, за основу которого был взят устав византийского Студийского монастыря, отличавшегося крайней строгостью. Причем в Печерской обители этот устав применяли еще жестче. Даже некоторые иноки не выдерживали всех испытаний, а других, еще до пострижения сам Феодосий изгонял из монастыря: "Многажды друзии отгоними мною искушениа ради, а не останутся, дондеже получать святый тьй даръ". Истинных же монахов-подвижников, Феодосий прославлял, ставя их в пример даже самому себе: "И своея бо лености забых въ вашемь тщании, и еже бо велико поспешение имеете о службе церковней, и в длъготръпение стоании въ всехъ бо годинах и службах обретающеся…".

    Взгляды печерских старцев

    Взгляды печерских старцев, по сути, переворачивали всю систему представлений древнерусского человека — и не только в богословском, но и в морально-этическом плане. Ведь по их глубочайшему убеждению служение Богу заключается в терпении и страдании, в милостыне и любви. Но, тем не менее, спастись может не каждый христианин, а только аскет, подвижник, отринувший всё мирское и всю жизнь свою посвятивший одному только делу — молитве.

    В конечном же итоге спасения достоин тот, кто совершенно сознательно подвергает свое тело истязаниям, убивая в себе всё плотское, а значит дьявольское. Поэтому идея и практика "смирения страстей" ("истязания плоти") была очень популярной в Печерской обители, о чем свидетельствует "Киево-Печерский Патерик", памятник, рассказывающий о жизни печерских иноков.

    Для Феодосия Печерского вообще была близка идея страха Божиего, в ее византийском толковании, которую он рассматривал как побуждающую и руководящую в земном пути всякого инока. "Имей страхъ Его предъ очима си: потщися порученное тобе дело непорочно свершити, да и венца от Христа достоинъ будеши" - наставляет Феодосий келаря монастыря.

    Но и самого себя не щадит печерский игумен, всякий день ожидая страшного наказания и гнева Господнего: "Азъ, грешный и ленивый, погребый талантъ свой в земли, а не приделавъ имъ ничтоже, и чаю по вси дни на себе онех лютых и немилостивыих истязатель, и прещения оного странаго, и гнева лютаго… Азъ же, унылый, имея в собе корень злаго того проращениа от моея лености, ни самъ входя въ Царство Небесное и вамъ препону творя своею леностию и своими непотребными нравы…". Идея страха Божиего и стала ведущей в Печерской обители. Радостное, светлое восприятие Христовой Благодати, столь характерное, например, для митрополита Илариона, печерскому игумену было явно чуждо.

    Будучи сам аскетом-подвижником, Феодосий Печерский стремился к тому, чтобы и в светской жизни идея искреннего служения Господу стала главенствующей. Именно поэтому он выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью. В своих письмах к князю Изяславу Ярославичу игумен Феодосий постоянно подчеркивает, что является духовным наставником и руководителем светского правителя. Более того, князь, если хочет заслужить спасение, обязан служить, прежде всего, делу христианства. Ведь истинное предназначение светского правителя состоит только в том, чтобы быть защитником Веры Христовой.

    Характерна и еще одна важная составляющая мировоззрения Феодосия Печерского — резкое неприятие иных вероисповеданий, особенно римско-католического. В одном из своих посланий к Изяславу Ярославичу он страстно бичует "латинскую ересь", возводя на "латинство" многочисленные богословские и даже бытовые обвинения. А в итоге он заявляет: "А сущему въ иной вере — ли в латиньской, ли въ арменьской, ли въ срачиньской, — несть видети жизни вечьныя, ни части съ святыми".

    Учение Феодосия Печерского

    Учение Феодосия Печерского не сразу было принято и понято в полной мере. Поначалу даже иноки Печерской обители ожидали послабления монастырских строгостей, но игумен Феодосий не отступал ни на шаг. "Аще бо умолчю вашего ради роптаниа, — говорил он в одном из поучений, — угождаа вамъ вашеа ради слабости, то камение възъпиеть".

    Во многом благодаря несгибаемой позиции Феодосия Печерского и "печерская идеология", и сам Киево-Печерский монастырь приобрели вскоре большое влияние. И недаром многие древнерусские монастыри или приглашали к себе игуменами печерских иноков, или были ими основаны.

    Из творческого наследия Феодосия Печерского сохранилось одиннадцать сочинений — два послания к князю Изяславу Ярославичу, восемь поучений монастырской братии и одна молитва. Интересно, что в духовном смысле наиболее близкими к сочинениям Феодосия Печерского в древнерусской литературе оказались произведения митрополитов-греков Георгия (XI в.) и Никифора (XII в.). Из древнерусских книжников — сочинения Нестора, отдельные места из Повести временных лет, авторство которых современные исследователи приписывают одному из учеников Феодосия, а также сочинения Кирилла Туровского.

    В 1091 г. состоялось перезахоронение мощей Феодосия Печерского: из пещеры их перенесли в церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1108 г Феодосий Печерский был канонизирован. Дни памяти: 3 (16) мая и 14 (27) августа.

    Перевезенцев С. В.

    Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Феодосию, игумену Печерскому, чудотворцу

    Кондак 1

    Избранный от Царя Сил Господа Иисуса, и от юности твоея призванный во иночество, общаго в Руси жития первоначальниче, и великий чудотворче, преподобне отче наш Феодосие, умоли Господа Бога, от всяких бед и греховных страстей избавити ны, зовущия ти: Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учреди-телю.

    Икос 1

    Ангел земный и человек небесный был еси, преподобне отче Феодосие, и яко звезда утренняя возсиял еси на тверди Русския Церкве, прогоняя всяку тму греховную, светозарным твоим житием и учением, и приводя к свету Христову многия люди. Темже приими от нас благохваления сицевая: Радуйся, града Васильева святое порождение; радуйся, града Курска доброе воспитание. Радуйся, от младых лет Христа премного возлюбивый; радуйся, Его ради уже железное на теле твоем в юности носивый. Радуйся, усердно приметавыйся ко храму Господню; радуйся, служивый Церкви Божией от трудов твоих праведных. Радуйся, сиротствовавый от отца плотскаго, и в сыновство причтенный Отцу Небесному; радуйся, многия скорби и биения от матере твоея, любве ради Божией претерпевый. Радуйся, мученик самопроизволен бывый; радуйся, светлость сана временнаго нивочтоже вменивый. Радуйся, рукама твоима хлебы предложения для олтаря Господня уговлявый; радуйся, душу твою в хлеб чистый, Пресвятей Троице принесый. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 2

    Видевши матерь твоя, отче Феодосие, яко презирал еси вся дольная, и о горних выну помышлял еси в юности твоей, гневашеся на тя зело, и тщашеся тя от служения Господеви отвратити, ово молением, ово прещением и ранами: обаче ничтоже успе, укрепляюшу тя Господу, Егоже ради биения и поношения от матере твоея радостно терпел еси, и Емуже во дни и в нощи воспевал еси ангельскую песнь: Аллилуиа.

    Икос 2

    Разумев добре, яко в суете мира живя, неудобно обрести спасение, преподобне отче Феодосие, во град Иерусалим удалитися возжелел еси, да поклонишися тамо гробу Господню, и подвиги духовными достигнеши Иерусалима небеснаго; обаче воспящен от матере твоея, паки во граде Отечествия твоего обитати принужден был еси. Поминая таковую твою ревность о спасении душевнем, вопием ти: Радуйся, паче родившия тя плотию, Господа возлюбивый; радуйся, матернею любовию неуловлен пребывый. Радуйся, служити миру отрекийся; радуйся, работати Единому Богу возжелевый. Радуйся, ризы нищетныя носивый; радуйся, в просфоропечении неленостно трудивыйся. Радуйся, в храм Божий на молитву усердно приходивый; радуйся, молитву непрестанную возлюбивый. Радуйся, в мире не любя мирскаго поживый; радуйся, яко Ангел Божий в дому матере твоея пребывавый. Радуйся, ко Господу очи сердца твоего возводивый; радуйся, свободити тя плена греховнаго Бога усердно просивый. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 3

    Сила Божия укрепи тя, отче Феодосие, на подвиги духовныя, и Богу помогающу ти изшел еси тайно от дома матере твоея, и притекл еси к доброму пастырю, преподобному Антонию, во граде Киеве в пещере обитавшему, умоляя его, да причтет тя к словесному своему стаду. Тойже провидев душевную твою доброту, прият тя с любовию, и повеле преподобному Никону облещи тя во святый ангельский образ, да поеши с ними Богу: Аллилуиа.

    Икос 3

    Имея любовь велию ко Христу, преподобне отче, любовию о Христе прилепился еси к преподобному Антонию, и взирая на святое и богоугодное житие его в пещере, тщался еси во всем ему подражати, и вся словеса его слагал еси в сердце твоем. Сего ради ублажаем тя звании сими: Радуйся, град Отечествия твоего, и дом матере твоея Христа ради оставивый; радуйся, в путь душеспасительный радостно потекий. Радуйся, во граде Киеве пажить духовную обретый; радуйся, в пещере преподобнаго Антония пристанище спасения получивый. Радуйся, во ангельский чин руками преподобнаго Никона облеченный; радуйся, с пострижением власов главы твоея, все плотское мудрование совершенно отложивый. Радуйся, в ризу смирения одеянный; радуйся, в сандалии послушания обувенный. Радуйся, куколь незлобия на ся возложивый; радуйся, аналав Божия защищения восприявый. Радуйся, меч духовный в руце твоей выну имевый; радуйся, именем Иисусовым враги невидимыя отражавый. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 4

    Бури житейския избежав, отче преподобне, в благоотишии пещернем богоугодно подвизался еси, преподобным Антонием наставляем на всяку добродетель, матере же твоея плачем не умолен был еси в мир возвратитися, но молитвою твоею ко Господу, и матерь твою ко иночеству привел еси, зовый Богу, умягчившему сердце ея: Аллилуиа.

    Икос 4

    Услышав поучения душеспасительная преподобнаго Антония, отче Феодосие, благоговейно внимал еси его глаголом и самым делом исполнял еси того словеса, яже ко спасению и благоугождению приведоша тя, и был еси благий ученик благаго учителя, достойный воистинну ублажений таковых: Радуйся, во смирении преуспевый; радуйся, в молитвах во дни и в нощи пребывавый. Радуйся, послушания зерцало; радуйся, трудолюбия правило. Радуйся, подвигами духовными плоть твою духу покоривый, радуйся, нощи без сна провождавый. Радуйся, рукама твоима волну прявый; радуйся, устами твоими псалмы воспевавый. Радуйся, в Церковь Божию прежде всех на молитву приходивый; радуйся, неподвижно и благоумиленно в ней стоявый. Радуйся, тяготы братий твоих любвеобильно носивый; радуйся, труды рукоделий за них исполнявый. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 5

    Боготечно шествовал еси от силы в силу, преподобне отче, и яко достойный сосуд Божия благодати, во иерея освящен был еси, и игуменом поставлен был еси пещерней братии, избранием тоя, и благословением преподобнаго Антония, с нимже вкупе ревностно подвизался еси о спасении душ человеческих, и ныне сладце поеши в Горних Обителех Триипостасному Богу: Аллилуиа.

    Икос 5

    Видим тя, преподобне отче наш Феодосие, ревностно трудившагося в созидании обители Печерския, и устав общаго жития в ней утвердившаго богомудренно, иже бысть потом образ всем общаго жития обителем русским; темже киновиарх русский именуешися от верных, зовущих ти: Радуйся преподобне, богомудрием высоким преисполненный; радуйся, богоносне, дарами Духа Святаго преукрашенный. Радуйся, царя псалмопевца словеса о купножитии братском возлюбивый; радуйся, общежительный устав в обители Печерстей учредивый. Радуйся, первый основателю киновий русских; радуйся, великий ревнителю иноческаго общаго жития. Радуйся, вся обща имети братии законоположивый; радуйся, общежительная правила сам во всем верно исполнявый. Радуйся, воду носяй и дрова секий в твоем настоятельстве; радуйся, трудолюбию поучавый примером твоим всю братию. Радуйся, нищия питавый, и странники упокоевавый; радуйся, странноприимницу и больницу в обители твоей устроивый. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 6

    Проповедник боговещанный был еси, отче Феодосие, не токмо иноком, но и людем мирским, киязем и боляром, и всех поучал еси неленостно добродетелем христианским, братолюбию, кротости, воздержанию и чистоте. Молим тя, преподобне, предстательством твоим небесным испроси и нам сии боголюбезныя добродетели, да не поработимся страстем греховным, но благочестно да поем Богу Спасителю нашему: Аллилуиа.

    Икос 6

    Возсиял еси яко звезда богосветлая в стране русской, преподобне отче, и многия человеки привел еси в ограду небесную учением твоим святым; ты бо не токмо учил еси, но и творил еси всяку добродетель, непогрешительно исполняя вся заповеди Христа Бога. Темже яко сотворившаго, и иаучившаго, восхваляем тя сице: Радуйся светлостию жития твоего сиявый миру; радуйся, ученьми твоими назидавый во спасение многия человеки. Радуйся, пастырю добрый, чуждый лицеприятия; радуйся, наставниче богомудрый, преисполненный любве ко всем ближним. Радуйся, сильным мира правду Божию небоязненно возвещавый; радуйся, князем и вельможам ко благочестию советник бывый. Радуйся, неверныя иудеи уверовати во Христа увещававый; радуйся, милостыню многу нищей братии подававый. Радуйся, с плакавшими плакавый; радуйся, скорбящия утешавый. Радуйся, вдов и сирот заступниче; радуйся, обидимых и гонимых защитниче. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 7

    Хотя Господь явити людем, яко обитель Печерская, тобою управляемая, преподобне отче Феодосие, хранима есть Его благодатию Божественною, свет пречуден в нощи над нею возсия, татем же окрасти церковь в ней хотевшим, церковь ту от земли на воздух вознесенную, дивно показа, и пение ангельское в ней слышано быти сотвори; да вси уведать, яко велик еси угодник Божий, и яко много может молитва твоя ко Господу, Емуже воспевал еси: Аллилуиа.

    Икос 7

    Новаго тя Феодосия киновиарха яви Господь в стране Русской, преподобне отче, и тобою прослави Лавру Печерскую, матерь обителей русских, в нейже от лет древних подвижничество иноческое процвете, и мнози преподобнии Богу благоугодиша, посреде киих ты, яко луна полная, светом добродетелей и чудес твоих немерцаемо сияеши, и всех подвизаеши звати тебе: Радуйся, ангелонравный человече; радуйся, дивный о Господе подвижниче. Радуйся, великий чудотворче; радуйся, благомощный молитвенниче. Радуйся, злато таинственно от Ангела получивый; радуйся, тем златом брашно гладной братии твоей купивый. Радуйся, оскудение вина и елея в обители твоей чудесно восполнивый; радуйся, праздную житницу полну мукою явивый. Радуйся, тощий сосуд меда преизливающимся показавый; радуйся, чудеса преславна в житии твоем совершивый. Радуйся, Бога прославивый подвиги твоими; радуйся, Богом прославленный благодатными дары. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 8

    Странноприимство Авраамле возлюбил еси, отче Феодосие, в темнице заключенным хлебы посылал еси любвеобильно, поминая словеса Христова, яко в лице странных, и в темнице седящих, сам Христос благотворения приемлет. Научи и нас, угодниче Божий, тебе в сем подражати, и милостынею Богу угождати, да возможем благоприятно пети Ему: Аллилуиа.

    Икос 8

    Весь на служение Богу и ближним твоим себе вдал eси, Феодосие отче наш, и добре пасл еси Богом врученное тебе словесное стадо, немощныя укрепляя, падшия возставляя, добре стоящия охраняя, и бдя на страже молитвенней, да не похитит враг невидимый едину от твоих овец. О сем тя хвалим и зовем: Радуйся, велию власть на духи нечистыя от Господа получивый; радуйся, храмину стужаемую привидении диавольскими молитвою твоею очистивый. Радуйся, многая бесноватыя, от мучительства демонскаго свободивый; радуйся, вся привидения и искушения сатанинския победивый. Радуйся, ученики твоя от сетей невидимого врага молитвою твоею соблюдавый; радуйся, искушенный на мнозе, искушаемым помогавый. Радуйся человече Божий, грады и веси исполнивый славою твоих подвигов; радуйся, нестяжания рачителю, никогдаже помышлявый о потребах грядущаго дне. Радуйся, верою крепкою на Бога уповавый; радуйся, по вере твоей вся нужная от Бога изобильно получивый. Радуйся, благодарение Господеви выну о всех дарех его возносимый; радуйся, от малодушнаго ропота братию твою бодренно охранявый. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 9

    Всем требующим помощи твоя усердно благотворил еси, преподобне отче, и зело милосердствовал еси о нищих и убогих, яко быти тебе воистинну оком слепых, ногою хромых, рукою безпомощных, и никтоже отхождаше от лица твоего неутешенным. Призри и на нас, угодниче Божий, благосердием твоим, и от ран греховных исцеление нам подаждь молитвами твоими, да благодарственно поем Богу: Аллилуиа.

    Икос 9

    Витии суемудренныя посрамишася житием твоим, Феодосие богомудре, глаголющия буйство быти подвижничество духовное; се бо видим тя во плоти небеснопожившаго, и ангельския нравы на земли стяжавшаго. Темже чудящеся твоей ангелоподобней святости, ублажаем тя благохвалении сими: Радуйся, звездо утренняя, тму нечестия в стране Русской разгнавшая; радуйся, забрало крепкое от враг видимых и невидимых. Радуйся, столпе утверждения святыя православныя веры; радуйся, боголепное украшение Христовы Церкве. Радуйся, Отечествия твоею земнаго покровителю небесный; радуйся, пути спасительнаго указателю нелестный. Радуйся, воеводо изрядный полка воинов духовных; радуйся, ратоборче доблий, победивый демонския полки. Радуйся, общения удостоивыйся со Ангелы; радуйся, Христу усердно благоугождавый. Радуйся, милосердия Христова подражателю; радуйся, даров духовных добрейший подателю. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 10

    Спасительное пристанище, и храм Господа Славы, Великую небеси подобную церковь Печерскую, по мнозех знамениих и чудесех основал еси, преподобне отче Феодосие, и сам рукама твоима помогал еси каменоздателем ея, выну моляся ко Господу и Пресвятей Богородице: да будет сия церковь изрядное жилище Божия благодати, и да услышит в ней Господь молитвы людей своих, с верою вопиющих Ему: Аллилуиа.

    Икос 10

    Царя Небеснаго, Христа, верный раб был еси, Феодосие богоносне, и Царице Небесней, в видении дивнем во Влахернстей церкви таинственно предстоял еси, вкупе с преподобным Антонием, егда она каменоздатели в Киев посылаше, созидати Великую Печерскую церковь, и Божественную икону Своего Успения им подаде, в благословение всегдашнее твоея обители, в нейже почитаешися звании сими: радуйся, здателю Великия Печерския церкве; радуйся, основавый ю на месте, освященнем многими чудесы. Радуйся, слезами молитвенными основание ея оросивый; радуйся, рукама твоима краеугольныя камни ея положивый. Радуйся, изрядный слуго Божия Матере; радуйся, дивную икону Ея Успения радостно приявый. Радуйся, икону сию благодатную, с честию великою в обители твоей поставивый; радуйся, молитвы усердныя пред нею приносивый. Радуйся, благоволением Богоматере осененный; радуйся откровений божественных от Нея удостоенный. Радуйся, избранниче Сына Ея Христа Бога; радуйся, таинниче Пресвятыя Троицы. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 11

    Пение немолчное приносил еси в триех Лицех Единому Богу, преподобне отче Феодосие, и до конца жития твоего не преставал еси молитвенно славословити Господа; и тако в молитве усердней предал еси в руце его душу твою, юже Ангели святии со славою вознесоша в обители горния, идеже водворился еси со угодники Божиими, и радостно поеши Ангелов и человеков Творцу: Аллилуиа.

    Икос 11

    Светом небесным озарися лице твое, преподобне отче, блаженно почил еси сном смерти, и со слезами многими провождаем был еси ко гробу от твоих братий и чад, плакавших и рыдавших о твоем с ними разлучении. Мы же аки надгробную песнь, приносим ти благохваления таковая: Радуйся, праведно и богоугодно течение земное совершивый; радуйся, венец нетленен от руки Христовы получивый. Радуйся, яко память твоя с похвалами во святей Церкви почитается; радуйся, яко успение твое от верных светло торжествуется. Радуйся, смерть вкусивый, но тления не познавый; радуйся, светлостию лица твоего славу твою небесную проявивый. Радуйся, в пещере со слезами многими от братии твоея погребенный; радуйся, по осминадесяти летех нетленен таможде обретенный. Радуйся, в Великую Печерскую церковь со славе пренесенный; радуйся, светом небесным в пренесении мощей твоих дивно возсиявый. Радуйся, три дуги светозарныя, от пещеры к Велицей Печерстей церкви протяженныя показавый; радуйся, благоухание дивное от мощей твоих испустивый. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 12

    Благодати Божией причастна показася священная рака мощей твоих, преподобне отче наш Феодосие: исцеления бо недужным источает, и всяку язю в людех врачует, иже с верою и любовию к ней притекают, молитвенно призывая твое святое имя. Темже поклоняемся месту посмертна твоего покоя, и лобызая на нем святолепное изображение лица твоего, хвалебно вопием Богу, Дивному во святых Своих: Аллилуиа.

    Икос 12

    Поюще подвиги и чудеса твоя, преподобне отче Феодосие, молимтися прилежно: молися с нами и о нас к Всемилостивому и Человеколюбцу Богу, да не оскудеет в нас вера святоотеческая, в нейже преуспел еси духовно, но да будем и мы подражатели тебе в правой вере и добрых делех, и тако возможем неосужденно вопити тебе: Радуйся, пречудное украшение святыя великия небеси подобныя Печерския церкве; радуйся, храм Богоматере удобривый преславными твоими чудесы. Радуйся, гроб твой святый златом и сребром чудотворно украсивый; радуйся, исцелений множество от него источивый. Радуйся, болящих целителю; радуйся, скорбящих утешителю. Радуйся, бедствующим на помощь ускоряяй; радуйся, всем чтущим тя заступление твое даруяй. Радуйся, в час смертный всем нам благонадежный пoмощниче; радуйся, от насилия диавольскаго многомощный нам защитниче. Радуйся, Лавры Печерския крепкое ограждение; радуйся, по Бозе и Богородице непостыдное наше упование. Радуйся, Феодосие, иноческаго устава в Руси учредителю.

    Кондак 13

    О великий чудотворче, и в бедах скорый помощниче, преподобне отче наш Феодосие! Услыши милостиво сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое с верою и любовию, и помолимся ко Господу Богу, да избавит нас от всех бед и зол, и мучений вечных, и сподобит вкупе с тобою во царствии небеснем пети Ему: Аллилуиа.

    (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

    Молитвы преподобному Феодосию, игумену Печерскому, чудотворцу

    Молитва первая

    О, священная главо, Ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием миогим: молися за нас ко Господу Богу, и испроси нам от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколеби-мое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам шедродательныя Его десницы, но в славу имени Его святаго, и во спасение наше. Соблюди, преподобне чудотворче, Отечествие твое земное, страну православно-русскую, все грады и веси ея, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение честному твоему гробу, и пребывающия во святей обители твоей, осени небесным твоим благословением, и от всяких зол и бед милостиво избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся, молитвами твоими ко Господу, власти лютаго миродержца, и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое, и не остави нас сирых и безпомощных; да выну славословим Дивнаго со святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

    Молитва вторая

    О, священная главо, святителю Феодосие' Услыши нас призывающих тя и припадающих ко святей иконе твоей. Поминай нас, раб Божиих (имена), у престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу: тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове и Царствия Небеснаго наследники быти покажи, да прославим имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

    Завещание Преподобного Феодосия

    Завещание Преподобного Феодосия Киево-Печерского, основоположника русского монашества, одного из величайших Святых, прославленных Русской Православной Церковью, написанное в ХІІ веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всему народу Киевской Руси.

    «Господи, благослови! Я — Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа — в чистой и праведной вере рожден и воспитан в добром научении православным отцом и матерью. Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.

    Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная.

    Живя в этой вере не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере: в католической или мусульманской, или армянской — не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит.

    Если кто начнет хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых, и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами.

    Твори мылостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, — будет ли то жид или турок, или латинянин, — ко всякому будь милосерден, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но и в будущем они будут чужды вечных благ.

    Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос. Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести их от правой веры, — помоги православным. Этим как бы овцу избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без помощи, то это все равно, как если бы ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.

    Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Ефес. 4, 5).

    Не слышишь ли ты апостола Павла, глаголящего: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Вы же (латиняне), отринувшие проповеданье апостольское и Святых отец, восприняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным тайнам вместе приступать, ни вам к нашим, ни нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу — чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать.

    Тако бо было писано: «Воздается комуждо по делам его» о Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава. Аминь».

    Вопрос к игумену Печерского монастыря Феодосию князя Изяслава, сына Ярослава, внука Владимира (о неделе)

    Что вздумал, боголюбивый княже, вопрошать меня, некнижного и недостойного, о таковом деле: спросил меня, подобает ли в день воскресный, то есть в неделю, резать вола, либо барана, либо птицу, либо другое что, подобное им, и подобает ли есть их мясо в день воскресения, — в неделю!

    Неделя — это ведь не неделя, как вы говорите, но первый день всей недели. Потому что Христос Бог наш воскрес в этот день из мертвых, и называется он воскресным. А понедельник — это второй день, а вторник — третий, а среда — четвертый, а четверток — пятый, а пятница — шестой, а суббота — седьмой. В дни эти создал Бог все творение, небо и землю, и все, что на них; напоследок же сотворил человека, царя надо всем; в седьмой же день завершил все дела.

    И во время исхода израильтян из Египта от работы фараоновой, когда прошли они древле Чермное море посуху, и Господь привел их в пустыню и сорок лет питал их там, дал он им закон на доске каменной — Божиим перстом написано и дано Моисею — и повелел почитать субботу: ничего отнюдь в этот день не делать[31], ни разводить огня[32], ни резать скотину (но все приготовить в пятницу с вечера и есть назавтра), ни ходить из дома в дом; и это блюдут израильтяне до нынешних дней. Но с тех пор как Господь Бог наш пришел на землю, иудейское все отступило. И мы не чада Авраамовы, но чада Христа Бога нашего благодаря святому крещению, которым он и сам крестился. Ибо Господне крещение очищает первородный грех.

    Тот, кто сказал тебе не резать в неделю скотину, ни есть от той убоины мяса, сказал это не от Святого Писания, но по своему измышлению. Сказано святым апостолом Павлом: «Тот, кто благовестит вам больше того, что мы вам благовестили, да будет проклят»[33]. Не возбранено тебе и не грех резать скотину в неделю. Ибо если примем таков обычай, — в субботу резать, а в неделю есть, то мы явно жидовствуем.

    Еще ты спрашивал, благородный княже, добро ли то, если кто заречется не есть мяса в среду и пяток. Добро и очень полезно. И этому не я научаю, но святые и божественные апостолы так законоположили: всяк християнин да постится в среду и пяток, бельцы — от мяса, а чернецы — от молочного, ибо в среду составили заговор жиды против Христа, а в пяток распяли Господа беззаконные. Ты же, мой княже, если по какой-то причине или беде зарекся не есть мяса в среду и пяток, — глаголет царь и пророк Давыд: «Обещайтеся и воздадите»[34], — то знай, что не подобает христианину самому связывать себя обетом не есть или не пить чего-либо, но должен быть связан от отца духовного.

    Ибо имеем предание святых апостолов и святых отцов: Господские праздники и все праздники святой Богородици и дни памяти святых двенадцати апостолов праздновать духовно и от избытка нашего питать убогих. И раз уж вопросил ты меня, недостойного, то: если ты связан отцом духовным не есть мяса в среду и пяток <названных праздников>, тогда от него и разрешение прими; если же сам себя связал, то меня ради Бог простит тебя. Когда случится в среду или пяток Господский праздник или святой Богородицы, либо двенадцати апостолов, то ешь мясо[35]. И Бог мира буди с вами. Аминь.

    Того же Феодосия к тому же Изяславу
    (о вере латинской)

    Я, Федос, худой монах, раб пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в чистой и правоверной вере рожденный и воспитанный добре в законе правоверным отцом и матерью христианкою[36], учившими меня следовать доброму закону и нравам православных, вере же латынской не приобщаться, не соблюдать их обычаев, и от причастия их отвращаться, и никакого учения их не слушать, и всех их обычаев и нравов гнушаться и блюстись; дочерей своих не давать за них замуж, ни у них дочерей брать; ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целовать его; и из одной посуды не есть, и не пить с ним, и не брать у них пищи. Им же, когда они просят у нас есть или пить Бога ради, давать есть и пить, но из их собственной посуды. Если же не будет у них посуды, давать и в своей, только потом, вымыв, сотворить над ней молитву. Ибо неправо они веруют и нечисто живут: едят со псами и кошками[37], пьют свою мочу[38] и едят ящериц, и диких коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и медвежатину, и бобровое мясо, и бобровый хвост[39].

    В говенье мясо разрешают во вторник первой недели поста[40]. Чернецы их едят сало и постятся в субботу и, попостившись, вечером едят молоко и яйца. А за грехи не у Бога просят прощения, но прощают попы их за мзду[41]. Попы же их законным браком не женятся[42], но со служанками детей приживают и служат при этом невозбранно. И епископы их наложниц держат и на войну ходят[43]. И на опресноке служат <Божественную службу>[44]. Икон не целуют, ни мощей святых[45]. А крест целуют: простершись, чертят его на земле и потом, встав, попирают ногами[46]. Мертвеца же кладут на запад ногами, а руки его <вдоль тела> полагают, а не складывают на груди[47].

    Два брата у них, женясь, берут двух сестер[48]. А крестят в одно погружение[49], а мы — в три. Мы, крестясь, мажемся миром и маслом, а они соль сыплют крещаемому в рот[50]. Младенцев именами святых не нарекают, но как прозовут родители, в то имя и крестят[51]. Еще же называют Духа Святого исходящим от Отца и от Сына[52]. Мы же не говорим: и от Сына. И много еще другого, что плохо у них, неправо и развращенно; погибели полны и вера их, и дела; чего и жиды не творят, то они делают, многажды и в Савелианскую ересь уклоняются[53].

    Сказал мне отец: «Хранись, чадо мое, от кривоверных и от всех их затей, понеже наполнилась и наша земля людьми злой той веры. Да, спасая, спасет свою душу, кто в праведной вере живет. Нет другой такой веры лучше нашей единой чистой и честной святой православной веры. Сей верою живя — грехов избыть и вечной муки избегнуть, вечной жизни причастником стать и без конца со святыми радоваться. А сущему в иной вере, в латынской ли, в армейской или сарацинской — тому не увидеть вечной жизни, и со святыми части не получить.

    Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаяся в ней добрыми делами.

    Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацын, болгарин или еретик, латынин или язычник, — всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом».

    Сказал мне отец: «Чадо, если придется тебе умирать за эту святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые, — сказал он, — умерли за веру, а теперь вот живут во Христе. И ты, чадо, если узришь каких-нибудь иноверцев, стязающихся с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, многосведущий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных. Если поможешь им, то как овец избавишь их от уст львиных. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере».

    И если скажет тебе спорящий с тобой: «Бог дал и ту, и другую веру», ты ему, чадо, скажи: «Ты, кажется, мнишь, кривоверный, что Бог двоеверен! Не слышал ли, окаянный, развращенный злой верою, как гласит Писание: “Един Бог, едина вера, едино крещение”[54]. И Господь сказал: “Так надлежит нам исполнить всю волю”, и только когда он исполнил все, тогда вознесся, а учеников послал на проповедь. Ты, столько лет по апостольской проповеди державший православную веру, совратился в зловерие наущением сатаны. Не слышал разве Павла, глаголющего: «Если и ангел, придя с небес, благовестит вам иначе, чем мы благовестили, да будет проклят»[55].

    А вы, отринувши апостольские заповеди и предание святых отцов, приняли неправедное учение и веру развращенную, исполненную многой погибели. Потому и от нас отвержены. Потому и не подобает нам иметь с вами общения, ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мертвом теле служите[56], будто мертвым Господа помышляюще.

    А мы совершаем службу телом живым, видя самого Господа, живого и одесную Отца сидящего; и снова приидет судити живым и мертвым. Мертвые вы, о латыняне, мертвую жертву совершаете. Мы же, Богу принося жертву живую, чистую и непорочную, сподобимся обрести живот вечный. Так ведь и писано: «Воздается каждому по их делам о Христе»[57].

    Молитва святого Феодосия Печерского за всех христиан

    Владыко Господи человеколюбче! Того, кто верен, укрепи, Господи, да будут вернейшими; того, кто неразумен, вразуми, Владыко. Язычников, Господи, обрати в христианство, и будут нам братьями. В темницах сущих, в оковах и беде — избави, Господи, от всякия печали. И братьям нашим в затворах и столпах[58], пещерах и пустынях дай силы, Господи, на подвиг их.

    Помилуй, Господи, князя нашего, имярек, и град сей, и всех людей в нем. Помилуй милостью своей и меня, грешного раба твоего, имярек, хоть я и многогрешен, но правой верою раб твой.

    Спаси и помилуй, Господи, епископа нашего, имярек, и весь чин монашеский, иереев и дьяконов, и всех православных христиан.

    Помилуй, Господи, того, кто беден и замучен нищетой, подай богатую им милость, моленья ради святой Богородицы, силою честного креста и святого тридневного воскресения твоего, и славного ради пророка и предотечи Иоанна, и всех ради твоих пророков и апостолов, святителей, и мучеников, и преподобных отцов, и святых жен, и всех святых твоих, собравшихся в Никее[59] святых отцов трехсот и восемнадцати, и святых отцов, поручителей о нашем покаянии — Василия, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николы, и святого отца нашего Антония[60], светильника всей Руси, обещавшегося молиться за нас.

    Покой, Господи, души рабов своих, правоверных князей наших и епископов, имярек, и всех наших сродников по плоти, имярек.

    Покой, Господи, души рабов своих, всех православных христиан, умерших по городам и селам и в пустынных местах, в пути и на море.

    Покой их в месте светлом, с сонмом святых, в ограде благого рая, в жизни бесконечной, в неизглаголанном и немерцающем свете лица твоего.

    Ибо ты — покой и воскресение усопшим рабам твоим, Христе Боже наш, и славим тебя со Отцом и Святым Духом, и ныне, и присно.

    Ибо ты — покой и воскресение усопшим рабам твоим, Христе Боже наш, и славим тебя со Отцом и Святым Духом, и ныне, и присно.

    Рукописная традиция

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — http://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/

    Просмотров: 1419 | Добавил: providenie | Рейтинг: 4.6/10
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 213

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году