Предисловие
Опасность, грозящей Европѣ
Особое вниманіе
Историческія записки
Рыцарский характер
Въ наши дни
Стараниями масонов и безбожников
Конец цареубийц был ужасен
Чудеса на гробнице Государя
Император-покровитель
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Предисловие
Милость и истина охраняютъ царя, и милостью онъ поддерживаетъ престолъ свой (Прит. 20, 28).
А государь въ Бозѣ почившій… Императоръ Павелъ Петровичъ какъ любилъ Церковь святую, какъ чтилъ святые уставы Ея и сколько сдѣлалъ для блага Ея, не многіе изъ царей русскихъ подобно ему послужили Церкви Божіей… (Преп. Серафимъ Саровскій).
Многіе годы имя императора Павла Петровича стараніями масоновъ и безбожниковъ всячески очернялось, и лишь сравнительно недавно стала извѣстна правда о немъ. Передъ нами возникаетъ обликъ глубоко вѣрующаго и мудраго монарха, посвятившаго свою жизнь благу Православной Церкви и Россіи.
Государь Павелъ Петровичъ родился 20 сентября (ст. стиля) 1754 года въ Санктъ-Петербургѣ. Его царственными родителями были императоръ Петръ III Ѳеодоровичъ (Родился въ 1728 г., былъ убитъ въ 1762 г.; правилъ Россіей съ 1761 по 1762 г.) и императрица Екатерина II Алексѣевна (Родилась 1729 г. — ум. 1796 г.; правила съ 1762 г. по 1796 г.).
Съ первыхъ часовъ своего рожденія царевичъ Павелъ былъ принятъ на попеченіе императрицей Елизаветой Петровной (1709-1761 гг.), которая отличалась любовью къ Церкви. Свое раннее дѣтство онъ провелъ въ обществѣ нянь, первыми утвердившими въ немъ вѣру и любовь къ храму.
Глубоко вѣрующимъ былъ и непосредственный воспитатель Павла С. А. Порошинъ, пробудившій у него и любовь ко всему русскому. Законъ Божій преподавалъ царевичу іеромонахъ Платонъ (Левшинъ, впослѣдствіи — митрополитъ Московскій).
Отецъ Платонъ, призвавъ Бога на помощь, началъ обученіе 30 августа 1763 года, сказавъ рѣчь, въ коей объяснилъ пользу его ученія, увѣщевалъ Высокаго ученика прилагать «къ тому великое вниманіе и прилежаніе» (Глинскій Б. Б. «Царскіе дѣти и ихъ наставники», СПб, 1912 г.).
Іеромонахъ Платонъ весьма часто посѣщалъ своего ученика и сумѣлъ на всю жизнь развить въ немъ высокое чувство религіозности. Ходъ занятій съ великимъ княземъ и отношенія законоучителя къ ученику такъ обрисованы владыкой Платономъ: «Что касается преподаванія Закона Божія, — повѣствуетъ онъ, — то положено было ученіе великому князю преподавать три раза въ недѣлю по часу, а по воскресеніямъ и праздникамъ передъ обѣднею читать Священное Писаніе съ объясненіемъ, сколько время дозволитъ» (Н. Тальбергъ, «Исторія Русской Церкви», Джорданвиллъ, 1969 г.).
Митрополитъ Платонъ писалъ: «Высокій воспитанникъ, по счастью, всегда былъ къ набожности расположенъ и разсужденіе ли, разговоръ ли относительно Бога и Вѣры были ему всегда пріятны. Сіе, по примѣчанію, ему внѣдрено было съ млекомъ покойною императрицей Елизаветой Петровной, которая горячо любила его и воспитывала приставленными отъ нея весьма набожными женскими особами» (Н. Тальбергъ, «Исторія Русской Церкви», Джорданвиллъ, 1969 г.).
Порошинъ вспоминалъ, что въ день Успенія Божіей Матери «одѣвшись изволилъ Павелъ читать съ отцомъ Платономъ Св. Писаніе. Потомъ разбирали мы книжку, въ которой содержалась служба на сегодняшній праздникъ, и пѣли оттуда стихъ «Побѣждаются естества уставы, Дѣва чистая» и прочее.
Въ присутствіи цесаревича происходилъ разговоръ о томъ, что морскія битвы жесточе, т. к. на разбитомъ кораблѣ приходится опускаться на дно. Въ концѣ бесѣды десятилѣтній Павелъ сказалъ: «Что жъ бѣды, хоть и на дно ретироваться? Вѣдь въ смерти-то больше страху, нежели вреда, особливо для человѣка добродѣтельнаго, которому на томъ свѣтѣ лучше еще будетъ нежели здѣсь».
Уроки благочестиваго пастыря принесли свои плоды. Глубокая вѣра въ Бога помогла императору Павлу перенести тѣ многочисленныя испытанія, которыми была преисполнена его жизнь: ранняя смерть отца — императора Петра III, свергнутаго съ престола и позже убитаго, и отчужденіе матери — императрицы Екатерины II, не довѣрявшей сыну и отстранившей его отъ участія въ государственныхъ дѣлахъ, и многолѣтнее, почти затворническое пребываніе въ Гатчинѣ и смерть при родахъ первой жены — великой княниги Наталіи Алексѣевны. Извѣстно, что цесаревичу Павлу было сдѣлано предложеніе о дворцовомъ переворотѣ въ его пользу, съ сохраненіемъ Екатеринѣ жизни. Благородный Павелъ отказывается, а день спустя, изъ боязни, что онъ все откроетъ матери, его отравляютъ сильнымъ ядомъ.
И хоть врачамъ удалось спасти цесаревича, но послѣдствія этого отравленія сказываются на немъ всю жизнь. У него появились мучительныя удушья и нервозность въ характерѣ.
Свят. Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій пишетъ: «Цесаревичъ Павелъ Петровичъ, проведшій свое дѣтство при дворѣ императрицы Елизаветы Петровны, причемъ мать не могла оказывать непосредственнаго вліянія на него, во многомъ различался по своему характеру и убѣжденіямъ съ императрицей Екатериной. Поэтому Екатерина II предполагала устранить сына отъ наслѣдства и сдѣлать наслѣдникомъ старшаго внука — Александра Павловича…
Рѣшеніе вопроса все откладывали… Въ концѣ 1796 года Екатерина II окончательно рѣшила назначить наслѣдникомъ Александра, минуя Павла, но неожиданно и скоропостижно скончалась. На престолъ вступилъ наслѣдникъ — цесаревичъ Павелъ Петровичъ…»
(Іоаннъ епископъ Шанхайскій, «Происхожденіе закона о престолонаслѣдіи въ Россіи», Шанхай, 1936 г.).
Опасность, грозящей Европѣ
Цесаревичъ сознавалъ опасность, грозящую Европѣ отъ революціонной Франціи. Въ этомъ отношеніи онъ проявилъ большую дальновидность и ясность ума. Спасти Россію и даже Европу отъ проникновенія революціонной заразы поставилъ Павелъ себѣ первой задачей. Борьба съ революціей была для него дѣломъ религіознымъ, онъ велъ борьбу за христіанскую вѣру и установленное Богомъ монархическое начало.
Коронованіе императора Павла совершилось въ Москвѣ 5 апрѣля 1797 г., въ первый день Святой Пасхи. Оно отличалось тѣмъ, что Павелъ при этомъ священнодѣйствіи, прежде чѣмъ облечься въ порфиру, приказалъ возложить на себя далматикъ — одну изъ царскихъ одеждъ византійскихъ императоровъ, сходный съ архіерейскимъ саккосомъ. Совершилъ мѵропрмазаніе императора Павла митрополитъ Гавріилъ, какъ первенствующій членъ Св. Синода.
По окончаніи вѣнчанія на царство императоръ прочелъ въ Успенскомъ соборѣ съ высоты трона составленный имъ законъ о престолонаслѣдіи. По оглашеніи закона государь вошелъ царскими вратами въ алтарь и положилъ свитокъ съ закономъ въ серебряный ковчегъ, стоявшій на св. жертвенникѣ, для храненія на вѣчныя времена.
Свят. Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій пишетъ о Законѣ Престолонаслѣдія 1797 года: «Павлу удалось издать законъ, представляющій изъ себя систему, основанную на принципахъ, проводимыхъ въ жизнь Московскими собирателями Руси и укоренившихся въ душѣ русской…» (Іоаннъ, епископъ Шанхайскій, «Происхожденіе закона о престолонаслѣдіи въ Россіи», Шанхай, 1936 г.).
Далѣе святитель продолжаетъ: «Павелъ I самъ, не ограничивая своей самодержавной власти, въ день Священнаго Коронованія, положивъ составленный имъ актъ на жертвенникъ Успенскаго Собора, этимъ передъ Богомъ обѣщалъ не измѣнять того порядка, который имъ признавался справедливымъ и необходимымъ». Несмотря на трагическія событія 1917 г., законъ о престолонаслѣдіи остался въ силѣ. И по сей день наслѣдованіе правъ на Россійскій Престолъ происходитъ согласно этому Закону.
Строго соблюдая заповѣди Божіи, государь Павелъ I всячески заботился о своихъ подданныхъ. Уже въ день своей коронаціи Павелъ обнародовалъ манифестъ о помѣщичьихъ крестьянахъ, положившій начало ограниченію крѣпостнаго права.
Манифестъ гласилъ: «Законъ Божій, въ десятословіи намъ преподанный, научаетъ насъ седьмой день посвящать Богу; почему въ день настоящій, торжествомъ вѣры прославленный и въ который мы удостоились воспринять священное мѵропомазаніе и царское на прародительскомъ престолѣ нашемъ вѣнчаніе, почитаемъ долгомъ нашимъ предъ Творцомъ всѣхъ благъ Подателемъ подтвердить во всей имперіи нашей о точномъ и непремѣнномъ сего закона исполненіи, повелѣвая всѣмъ и каждому наблюдать, дабы никто и ни подъ какимъ видомъ не дерзалъ въ воскресные дни принуждать крестьянъ къ работамъ…» (Н. Тальбергъ, «Исторія Русской Церкви», Джорданвиллъ, 1969 г.).
Впервые въ исторіи Россіи, крестьянское сословіе было приведено къ присягѣ. Было создано особое крестьянское управленіе, для казенныхъ крестьянъ были установлены надѣлы и всѣмъ крестьянамъ было дано право апелляціи на рѣшенія судебныхъ дѣлъ.
Для своего вѣка это была подлинно та царская «золотая грамота», о которой давно мечталъ народъ. По существу половина реформы 1861 года освобожденія крестьянъ была заложена Павломъ Петровичемъ. Останься онъ въ живыхъ, не сталъ ли бы онъ царемъ-освободителемъ?
Извѣстенъ случай, когда царь сталъ на защиту крестьянъ, которыхъ помѣщикъ продалъ было порознь, безъ семей и дворовъ, дабы воспользоваться крестьянскимъ имуществомъ. Крестьяне отказались повиноваться, помѣщикъ донесъ губернатору о бунтѣ. Губернаторъ же оказался на высотѣ своего долга и быстро разобрался въ чемъ дѣло. Получивъ отъ него донесеніе о происшедшемъ, царь Павелъ объявляетъ сдѣлку недѣйствительной, приказываетъ оставить крестьянъ по своимъ мѣстамъ, а помѣщику сдѣлать отъ своего имени строжайшій выговоръ.
Въ помѣщикѣ заговорила совѣсть: собравъ міръ, онъ проситъ у крестьянъ прощенія, отправившись затѣмъ въ Петербургъ испрашивать аудіенцію у его величества. «Ну что поладили вы, сударь мой, со своими крестьянами? Что они сказали?» — освѣдомился у виновнаго императоръ. «Они мнѣ, Ваше Величество, сказали: Богъ проститъ…» — «Ну, разъ Богъ и они простили, и я тебя прощаю. Да помни впредь, что они тебѣ не рабы, а такіе же мои подданные, какъ и ты.
Тебѣ же только ввѣрена забота о нихъ, и ты отвѣтствененъ предо мной за нихъ, какъ я за Россію предъ Богомъ…» — заключилъ государь (Шабельскій-Боркъ П. Н. «Павловскій гобеленъ», по книгѣ «Два монарха», М. 1992 г.).
Послѣ этого случая особымъ указомъ воспрещалось продавать порознь крѣпостныхъ одной и той же крестьянской семьи. Также въ царствованіе Павла Петровича была сокращена барщина до трехъ дней въ недѣлю.
Особое вниманіе
Особое вниманіе удѣлилъ императоръ солдатамъ. Имъ была выдана новая, утепленная для зимняго времени форма, улучшено питаніе, оказана помощь деньгами. Въ арміи, до него, дисциплина отсутствовала. Гражданская администрація не отставала отъ военной въ хищеніяхъ и злоупотребленіяхъ. Необходимы были строгія мѣры, которыя и были приняты императоромъ. Послѣ распущенности екатерининскихъ временъ эта дисциплина многимъ показалась суровой, но фактически таковой не была.
За уголовныя преступленія дворяне больше отъ суда не освобождались. Павелъ запретилъ офицерамъ гвардіи пріѣзжать на ученіе въ каретахъ шестерикомъ или четверикомъ, кутать руки въ муфты, запрещалось записывать младенцевъ въ гвардію для «выслуги лѣтъ».
Любовь къ правосудію, забота о простомъ народѣ выражались у императора Павла и въ той доступности которой онъ осчастливилъ своихъ подданныхъ, учредивъ знаменитый ящикъ у Зимняго дворца, ключъ отъ котораго находился у него лично, и куда первый сановникъ и послѣдній простолюдинъ могли бросать письма со своими прошеніями о непосредственной царской защитѣ или милости. Самъ царь ежедневно вынималъ изъ ящика и прочитывалъ прошенія, и не одно изъ нихъ не осталось нерѣшеннымъ.
Ни свѣтъ — ни заря, съ пяти утра императоръ уже на ногахъ. И всѣхъ заставлялъ работать по своему примѣру. Онъ вездѣ появлялся неожиданно, при любой погодѣ и при любомъ морозѣ, выковывая боевую мощь русской арміи. Безпощадно отметаетъ нерадивыхъ по службѣ. За короткое время русская армія достигла высокаго военнаго совершенства и стала той, которая покрыла русское оружіе легендарной славой.
Гражданское управленіе тоже было преобразовано, сокращено количество губерній и улучшенъ составъ чиновниковъ. Безъ преувеличенія можно сказать, что правленіе императора Павла было толчкомъ, продвинувшимъ Россію на цѣлыхъ 50 лѣтъ впередъ и всѣ мѣропріятія имъ начатыя имѣли продолженіе въ послѣдующіе годы царствующими монархами.
Не было навѣрное той сферы въ государствѣ, гдѣ не ощущалось бы вліяніе трудолюбиваго Монарха. Такъ для борьбы съ обезцѣниваніемъ денегъ было указано вылить серебряные рубли. Государь самъ пожертвовалъ часть дворцоваго серебра на это важное дѣло. Онъ говорилъ, что будетъ ѣсть на оловѣ до тѣхъ поръ, «пока рубль не дойдетъ до своего курса». А разработанный императоромъ Павломъ регламентъ о медицинскихъ учрежденіяхъ могъ бы быть использованъ въ Россіи даже въ наше время.
Императоръ Павелъ I заботливо относился къ православному духовенству. Онъ стремился къ тому, чтобы священство имѣло болѣе «соотвѣтственныя важности сана своего образъ и состояніе». Вслѣдствіе этого принимались въ его царствованіе мѣры къ улучшенію быта бѣлаго духовенства: состоящимъ на штатномъ жалованіи были увеличены оклады, а гдѣ не было установлено жалованіе, тамъ на прихожанъ была возложена забота по обработкѣ церковной земли, замѣненная затѣмъ соотвѣтствующимъ хлѣбнымъ взносомъ натурой или денежной суммой.
Для поощренія духовенства къ болѣе ревностному исполненію своего служенія введены были знаки внѣшняго отличія. Духовныя лица получали награды и, по личному почину государя, вновь учрежденъ былъ для нихъ наградной наперсный крестъ.
До революціи на обратной сторонѣ синодальныхъ крестовъ буква «П» — иниціалъ императора Павла Петровича. Ревновалъ государь и о просвѣщеніи духовенства. При немъ учреждено было нѣсколько семинарій и духовныя академій въ Петербургѣ и въ Казани.
При государѣ Павлѣ Петровичѣ было положено начало единовѣрію. Тысячи «старообрядцевъ» подчинились законному православному священству. Въ то же время при императорѣ Павлѣ преслѣдовались сектанты, не признававшіе царскую власть или отличавшіеся изувѣрствомъ.
Но для насъ намного важнѣе увидѣть внутренній миръ благочестивѣйшаго не только по титулу, но и по жизни государя.
Историческія записки
Современникъ государя, которому благодаря службѣ при царскомъ дворѣ посчастливилось лично знать императора, Н. А. Саблуковъ запомнилъ императора Павла «человѣкомъ глубоко религіознымъ, исполненнымъ истиннаго благочестія и страха Божія». «Это былъ человѣкъ… великодушный, готовый прощать обиды и повиниться въ своихъ ошибкахъ, — пишетъ Саблуковъ въ своихъ воспоминаніяхъ. — Онъ высоко цѣнилъ правду, ненавидѣлъ ложь и обманъ, заботился о правосудіи о безпощадно преслѣдовалъ всякія злоупотребленія, въ особенности же — лихоимство и взяточничество» («Цареубійство 1801 г. Записки Н. А. Саблукова», СПб, 1907 г.).
Извѣстный павловѣдъ Шабельскій-Боркъ пишетъ: «Въ бытность наслѣдникомъ-цесаревичемъ Павелъ часто проводилъ всю ночь въ молитвѣ. Хранившійся въ Гатчинѣ коврикъ, на которомъ Онъ молился, протертъ колѣнями» (Шабельскій-Боркъ П. Н. «Павловскій гобеленъ», по книгѣ «Два монарха», М. 1992 г.).
Согласно съ этимъ повѣствуетъ и упомянутый ранѣе Н. А. Саблуковъ: «Еще до настоящаго времени показываютъ мѣста, на которыхъ Павелъ имѣлъ обыкновеніе стоять на колѣняхъ, погруженный въ молитву и часто обливаясь слезами. Паркетъ, положительно, протертъ въ этихъ мѣстахъ.
Офицерская караульная комната, въ которой я сидѣлъ во время моихъ дежурствъ въ Гатчинѣ, находилась рядомъ съ частньімъ кабинетомъ Павла, и мнѣ нерѣдко приходилось слышать вздохи императора, когда Онъ стоялъ на молитвѣ» («Цареубійство 1801 г. Записки Н. А. Саблукова», СПб, 1907 г.).
Историческія записки тѣхъ лѣтъ сохранили описаніе слѣдующаго событія: «Странное и чудное видѣніе было часовому, у лѣтняго дворца стоящему… Предсталъ часовому тому внезапно въ свѣтѣ славы небесной Архистратигъ Михаилъ, и отъ видѣнія сего обомлѣлъ въ трепетѣ часовой… И велѣніе Архангела было въ честь его соборъ тутъ воздвигнуть и царю Павлу сіе доложить непремѣнно.
Особое происшествіе по начальству, конечно, пошло, а онъ Павлу Петровичу обо всемъ доноситъ. Павелъ же Петровичъ "Уже знаю" отвѣтствуетъ: видать, до того ему было все вѣдомо, а явленіе часовому было какъ бы повтореніемъ…» («Жизнь вѣчная», Москва, 1996 іюль). Изъ этого разсказа можно сдѣлать выводъ, что государь Павелъ сподоблялся и откровеній изъ небеснаго міра.
Въ наше смутное время при отсутствіи всякой цензуры получила широкое распространеніе тяжкая клевета: нѣкоторые безразсудные ревнители додумались записать въ число враговъ Церкви даже самихъ православныхъ монарховъ. Поражаютъ своей нелѣпостью разсужденія о томъ, что въ синодальный періодъ русскіе самодержцы, якобы, угнетали Церковь. Подобныя разсужденія довели до логическаго завершенія — еретики-обновленцы, провозгласили будто только при совѣтской власти Русская Церковь получила полную свободу…
Память царя-мученика Павла безчестили не только масоны и разнаго рода либералы, но и представители противоположнаго лагеря. Такъ убѣжденный «монархистъ» Н. Е. Марковъ въ своей въ общемъ то хорошей книгѣ по исторіи антихристіанства, переусердствовавъ въ выявленіи «темныхъ силъ», умудрился заподозрить царя Павла Петровича въ причастности къ масонству.
«Былъ ли самъ Павелъ I масономъ точно не установлено, — пишетъ Марковъ. — Во всякомъ случаѣ онъ былъ гроссмейстеромъ Мальтійскаго ордена — организаціи темной и таинственной» (Марковъ Н. Е. «Войны темныхъ силъ», М., 1993, стр. 81).
Мальтійскій Орденъ въ цѣляхъ самосохраненія самъ отдалъ себя подъ покровительство императора Павла. 12 октября 1799 г. въ Гатчину торжественно были принесены святыни Ордена: десница св. Іоанна Крестителя, частица Креста Господня и икона Филермской Божіей Матери Одигитріи.
Только духовный слѣпецъ, зная объ этомъ фактѣ, не увидитъ Промысла Божія въ томъ, что государь сталъ Магистромъ Мальтійскаго ордена. День 12 октября былъ внесенъ Церковью въ число праздничныхъ дней, и составлена была особенная служба этому празднику.
Нужно сказать и то, что впослѣдствіи кавалерами Большого креста Мальтійскаго ордена были императоръ Александръ III (1875 г.) и святой императоръ-мученикъ Николай ІІ (1891 г.), а также святая императрица-мученица Александра Ѳеодоровна и великій князь-мученикъ Сергій Александровичъ.
Отсюда долженъ слѣдовать слѣдующій выводъ: что бы изъ себя не представлялъ въ дѣйствительности Мальтійскій орденъ, но причастность къ этой организаціи еще не означаетъ причастности къ масонству. Въ противномъ случаѣ, необходимо тогда причислить къ масонамъ всѣхъ перечисленныхъ государей, въ томъ числѣ и прославленныхъ Святой Церковью.
Далѣе Марковъ въ своей работѣ продолжаетъ: «Прикосновеніе къ масонству не прошло даромъ. Извѣстно, что злодѣйское убійство Павла I было подготовлено и осуществлено при дѣятельномъ участіи масоновъ, русскихъ и англійскихъ» (Марковъ Н. Е. «Войны темныхъ силъ», М., 1993, стр. 81).
По мысли Маркова, тотъ фактъ, что императора Павла I убили масоны долженъ какимъ-то образомъ свидѣтельствовать о причастности къ масонству самого государя.
Но, если слѣдовать такой абсурдной логикѣ, то всѣхъ монарховъ, пострадавшихъ отъ революціонеровъ, придется записать въ число сторонниковъ революціи, а царя-мученика Николая Александровича, слѣдуя той же логикѣ, нужно будетъ обвинить въ сговорѣ съ большевиками! Безуміе такихъ выводовъ очевидно.
На самомъ дѣлѣ, участіе масоновъ въ цареубійствахъ совершенно понятно и не свидѣтельствуетъ ни о чемъ другомъ, какъ только о томъ, что масоны ненавидятъ Богоустановленную царскую власть и жаждутъ уничтоженія законныхъ Монарховъ. Было бы даже удивительно, если бы въ заговорѣ противъ Павла I масоны не приняли участія.
Святитель Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій такъ объясняетъ природу цареборческой одержимости масоновъ: «До пришествія антихриста въ мірѣ уже готовится его появленіе. Тайна уже въ дѣйствіи, и силы готовящія его появленіе прежде всего борются противъ законной царской власти» (Свят. Іоаннъ Максимовичъ, «Слова», Санъ-Франциско, 1994 г.). Пособниками антихриста ведется борьба противъ царя, но за этимъ скрывается борьба противъ Бога. «Такова сущность борьбы противъ царя и Россіи, противъ основы ея жизни и историческаго развитія.
Таковы смыслъ и цѣль той борьбы… — свидѣтельствуетъ Свят. Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій. Противъ царя и Россіи было призвано все грязное и ничтожное и грѣшное, что можетъ быть въ душѣ человѣка. Все это всѣми силами поднималось на борьбу противъ царской короны, увѣнчанной крестомъ, ибо царское служеніе есть крестоношеніе» (Свят. Іоаннъ Максимовичъ, «Слова», Санъ-Франциско, 1994 г.).
XVIII вѣкъ былъ тѣмъ временемъ, когда въ Европѣ уже высоко подняли голову вольнодумцы и безбожники, толкавшіе народы въ бездну кровавыхъ революцій. Главнымъ препятствіемъ на ихъ пути была Православная и самодержавная Россія, во главѣ которой стояли истинно вѣрующіе монархи.
Французская революція, давшая свободу безбожію и всевозможной безнравственности, заразила умы многихъ лицъ высшаго общества Россіи. Государь Павелъ Петровичъ глубоко осозналъ опасность революціонныхъ идей для чадъ Православной Церкви и безпощадно истреблялъ ростки вольнодумства. Съ извѣстныхъ масоновъ была взята подписка не открывать ложъ, что очень повредило успѣху масонства въ Россіи.
Императоръ Павелъ любилъ свой народъ и желалъ, чтобы Россія шла своимъ путемъ. Онъ началъ производить реформы для устраненія привилегій, полученныхъ дворянствомъ въ предыдущее царствованіе, онъ больше заботился о благѣ крестьянства и простого народа.
Высшіе круги въ правленіи государя увидѣли опасность для своихъ привилегій и стали готовить заговоръ для его устраненія. Эти измѣнники имѣли большія финансовыя связи съ Англіей, и ея интересы были имъ важнѣе интересовъ Россіи.
Рыцарский характер
Государь Павелъ отличался рыцарскимъ характеромъ и истинно христіанской душой. Онъ мечталъ умиротворить Европу и возстановить порушенные революціей алтари и престолы. Но онъ оказался одинъ противъ своихъ тайныхъ враговъ, его стерегли измѣна, предательство и обманъ… Темныя силы боялись вліянія Помазанника Божія на судьбы народовъ.
Сложился заговоръ, во главѣ котораго стояли нѣкоторые высшіе сановники и озлобленные офицеры, мечтавшіе о вольности. Приказы императора стали искажаться до неузнаваемости. Заговорщики всѣми хитростями настраивали общество столицы противъ самодержца.
Штабъ-квартирой заговора сталъ салонъ Жеребцовой, сестры трехъ братьевъ Зубовыхъ, будущихъ убійцъ, и за ея спиной «другъ», англійскій посолъ сэръ Чарльсъ Уитвортъ. Лопухинъ свидѣтельствуетъ о 2-хъ милліонахъ англійскаго золота, розданныхъ черезъ Жеребцову участникамъ убійства.
Смертнымъ приговоромъ государю послужило соглашеніе съ Наполеономъ для похода на Индію, что подорвало бы англійское могущество. Заговорщики открыто заявляли, что интересы Англіи имъ ближе интересовъ Россіи.
Къ марту 1801 года ожесточеніе заговорщиковъ достигло высшей точки, и они рѣшились на цареубійство. Государь Павелъ Петровичъ былъ звѣрски умученъ въ ночь съ 11 на 12 марта (ст. ст.) 1801 года. Наполеонъ такъ прокоментировалъ это событіе: «Безъ смерти царя Павла, Англія бы пропала».
Полностью сбылось предсказаніе прозорливаго инока Авеля, которое онъ изрекъ лично императору Павлу: «Коротко будетъ царствованіе твое, и вижу я, грѣшный, лютый конецъ твой. На Софронія Іерусалимскаго отъ невѣрныхъ слугъ мученическую кончину пріемлешь, въ опочивальнѣ своей удушенъ будешь злодѣями, коихъ грѣешь ты на царственной груди своей…
Въ Страстную субботу погребутъ тебя… Они же, злодѣи сіи, стремясь оправдать свой великій грѣхъ цареубійства, возгласятъ тебя безумнымъ, будутъ поносить добрую память твою» («Жизнь вѣчная», Москва, іюль, 1996 г.).
Главный заговорщикъ и убійца государя Паленъ заключилъ инока Авеля въ тюрьму Петро-Павловской крѣпости, якобы за то, что онъ нарушилъ покой государя. Этого государь никогда не узналъ.
Конецъ цареубійцъ былъ ужасенъ. Передъ смертью практически всѣ они испытали душевныя и физическія мученія.
Одинъ изъ нихъ умеръ, объѣвшись устрицъ, трое же главныхъ, распускавшихъ слухи о безуміи государя, сами сошли съ ума. Главный же убійца императора, Паленъ, лишившись разсудка, поѣдалъ собственные отбросы. Такъ были наказаны Господомъ эти приспѣшники антихриста, дерзнувшіе пролить кровь помазанника Божія.
Оканчивалось же пророчество преподобнаго Авеля такими словами: «Но народъ русскій чуткой душой своей пойметъ и оцѣнитъ тебя и къ гробницѣ твоей понесетъ скорби свои, прося твоего заступничества и умягченія сердецъ неправедныхъ и жестокихъ» («Жизнь вѣчная», Москва, 1996 г., іюль).
Сбылась и эта часть предсказанія Авелева. Свят. Іоаннъ Шанхайскій пишетъ: «Когда былъ убитъ Павелъ I, народъ и не зналъ объ этомъ, а узнавъ, долгіе годы приносилъ къ Его гробу сочувствіе и молитвы» (Свят. Іоаннъ Максимовичъ, «Слова», Санъ-Франциско, 1994 г.).
Послѣ смерти Павла I народъ, дѣйствительно, не забылъ своего царя-благодѣтеля: постоянно горѣли на Его могилѣ свѣчи, лежали свѣжіе цвѣты, а простой людъ несъ свои челобитныя, прося небеснаго заступничества. Въ Михайловскомъ замкѣ на мѣстѣ опочивальни государя, гдѣ онъ принялъ мученическую кончину, устроена была церковь, а на самомъ мѣстѣ убіенія — святой алтарь.
Между прочимъ, инокъ Авель предсказалъ императору Павлу будущую судьбу Россіи и ея послѣдняго императора. По просьбѣ императора Павла инокъ Авель записалъ это предсказаніе, и государь, запечатавъ письмо, надписалъ на конвертѣ подъ печатью: «Вскрыть потомку нашему въ столѣтній день моей кончины».
Исполняя это завѣщаніе, 11 марта 1901 года царь Николай II послѣ литургіи въ Гатчинѣ вскрылъ конвертъ и прочелъ предсказаніе о своей судьбѣ и судьбѣ Россіи. Онъ никогда ничего не сказалъ по поводу этого письма, но началъ опасаться 1918 года, и говорилъ что этотъ годъ фаталенъ для него и всей династіи.
Князь Н. Д. Жеваховъ писалъ въ своихъ воспоминаніяхъ: «Отношеніе императора Павла I къ Церкви было таково, что только революція 1917 года прервала работы по его канонизаціи, однако сознаніемъ русскаго народа императоръ Павелъ давно уже причисленъ къ лику святыхъ.
Дивныя знаменія, благоволенія Божія къ праведнику, творимыя Промысломъ Господнимъ у его гробницы, въ послѣдніе годы передъ революціей не только привлекали толпы вѣрующихъ въ Петропавловскій соборъ, но и побудили причтъ издать цѣлую книгу знаменій и чудесъ Божіихъ, изливаемыхъ на вѣрующихъ молитвами благовѣрнаго императора Павла I» (Князь Н. Д. Жеваховъ, «Воспоминанія», М., 1993 г., т. II, стр. 273).
П. Н. Шабельскій-Боркъ свидѣтельствуетъ: «Въ Тріестенской библіотекѣ какъ зѣница ока хранится ставшая теперь рѣдчайшей уникальная брошюра, изданная въ свое время причтомъ Петропавловскаго собора, о случаяхъ чудесъ на гробницѣ императора Павла І-го, каковыхъ удостовѣрено не менѣе трехсотъ» (Шабельскій-Боркъ, П. Н. «Павловскій гобеленъ», по книгѣ «Два монарха», М. 1992 г.).
Свидѣтельство объ одномъ изъ такихъ чудесъ мы находимъ въ дневникѣ митрополита Санктъ-Петербургскаго Исидора Никольскаго. 16 ноября 1882 года владыка Исидоръ сдѣлалъ слѣдующую запись: «Въ Петербургѣ повѣрье: кто желаетъ избавиться отъ воинской повинности, долженъ отслужить панихиду по Павлѣ I.
Къ Потемкинымъ пріѣхалъ молодой человѣкъ, очень смущенный предстоящею очередью поступить на военную службу. Ему кто-то посовѣтовалъ отслужить панихиду по Павлѣ I. Онъ отправился въ Петропавловскій соборъ и исполнилъ. Вечеромъ того же дня неожиданно получилъ вѣсть изъ министерства, что онъ освобожденъ отъ воинской повинности.
Узнали это при Дворѣ и прислали къ Потемкинымъ разспросить о семъ. Замѣчательно, что въ соборѣ спрашиваютъ имена тѣхъ, кто служитъ панихиду по Павлѣ, и записываютъ въ книгѣ» («Неизвѣстный Нилусъ», М. 1996 г.; томъ 1, стр. 394).
Если еще до революціи молитвенное обращеніе къ царю-мученику Павлу помогало избѣжать военной службы, то насколько нужнѣе обращеніе за такой помощью сегодня, когда молодыхъ людей принуждаютъ служить не царю и православному отечеству, а непонятно кому…
Тѣмъ болѣе, что и въ наше время также извѣстны случаи избавленія отъ воинской повинности предстательствомъ сего царственнаго страстотерпца.
Въ наши дни
Въ наши дни, когда мало имѣется людей, имѣющихъ незавимимость сужденій и трезвость мысли, полезно сдѣлать безпристрастный очеркъ личности и дѣятельности безвременно погибшаго монарха. Жизнь и труды благовѣрнаго императора Павла Петровича должны быть по достоинству оцѣнены Церковью признаніемъ Его святости и завершеніемъ дѣла его канонизаціи въ ликѣ мучениковъ въ землѣ Россійской просіявшихъ, прерваннаго богоборческой революціей.
Государь Павелъ въ короткій періодъ своего царствованія, по выраженію одной писательницы начала XIX вѣка, «научилъ страху Божію всю Россію».
И нынѣ свѣтлый образъ сего Помазанника Божьяго, запечатлѣнный на иконахъ, несомнѣнно долженъ разсѣять мглу, окутавшую души русскихъ людей, и помочь имъ понять, чтó такое утерянная наша святая Русь.
Да помилуетъ насъ молитвами сего царственнаго страстотерпца милостивый Господь!
Молитва о упокоеніи царя-мученика Павла I.
Упокой, Господи, душу убіеннаго раба Твоего императора Павла I и его молитвами даруй намъ во дни сіи лукавые и страшные въ дѣлахъ мудрость, въ страданіяхъ кротость и душамъ нашимъ спасеніе Твое.
Призри, Господи, на вѣрнаго Твоего молитвенника за сирыхъ, убогихъ и обездоленныхъ, императора Павла, и, по молитвамъ его святымъ, подай, Господи, скорую и вѣрную помощь просящимъ чрезъ него у Тебя, Боже нашъ. Аминь.
Епископъ Александръ Милеантъ
Стараниями масонов и безбожников
“Многие годы имя императора Павла Петровича стараниями масонов и безбожников всячески очернялось, – пишет епископ Александр (Милеант), – и лишь сравнительно недавно стала известна правда о нем. Перед нами возникает облик глубоко верующего и мудрого монарха, посвятившего свою жизнь благу Православной Церкви и России.
Уже в день своей коронации Павел обнародовал манифест о помещичьих крестьянах, положивший начало ограничению крепостного права. Впервые в истории России, крестьянское сословие было приведено к присяге. Было создано особое крестьянское управление, для казенных крестьян были установлены наделы, и всем крестьянам было дано право апелляции на решения судебных дел.
Для своего века это была подлинно та царская «золотая грамота», о которой давно мечтал народ. По существу половина реформы 1861 года освобождения крестьян была заложена Павлом Петровичем. Останься он в живых, не стал ли бы он царем-освободителем?
Известен случай, когда царь стал на защиту крестьян, которых помещик продал было порознь, без семей и дворов, дабы воспользоваться крестьянским имуществом. Крестьяне отказались повиноваться, помещик донес губернатору о бунте. Губернатор же оказался на высоте своего долга и быстро разобрался в чем дело. Получив от него донесение о происшедшем, царь Павел объявляет сделку недействительной, приказывает оставить крестьян по своим местам, а помещику сделать от своего имени строжайший выговор. В помещике заговорила совесть: собрав мир, он просит у крестьян прощения, отправившись затем в Петербург испрашивать аудиенцию у его величества.
«Ну что, поладили вы, сударь мой, со своими крестьянами? Что они сказали»? – осведомился у виновного император. «Они мне, Ваше Величество, сказали: Бог простит…» – «Ну, раз Бог и они простили, и я тебя прощаю. Да помни впредь, что они тебе не рабы, а такие же мои подданные, как и ты. Тебе же только вверена забота о них, и ты ответствен предо мной за них, как я за Россию пред Богом…» – заключил Государь.
Любовь к правосудию, забота о простом народе выражались у императора Павла и в той доступности, которой он осчастливил своих подданных, учредив знаменитый ящик у Зимнего дворца, ключ от которого находился у него лично, и куда первый сановник и последний простолюдин могли бросать письма со своими прошениями о непосредственной царской защите или милости. Сам царь ежедневно вынимал из ящика и прочитывал прошения, и ни одно из них не осталось нерешенным.
Но для нас намного важнее увидеть внутренний мир благочестивейшего не только по титулу, но и по жизни государя.
Современник государя, которому благодаря службе при царском дворе посчастливилось лично знать императора, Н.А. Саблуков запомнил Павла «человеком глубоко религиозным, исполненным истинного благочестия и страха Божия». «Это был человек… великодушный, готовый прощать обиды и повиниться в своих ошибках, – пишет Саблуков в своих воспоминаниях. – Он высоко ценил правду, ненавидел ложь и обман, заботился о правосудии и беспощадно преследовал всякие злоупотребления, в особенности же – лихоимство и взяточничество». Саблуков также свидетельствует: «В бытность свою наследником цесаревичем Павел часто проводил всю ночь на молитве. Хранившийся в Гатчине коврик, на котором он молился, протерт коленями».
Император Павел любил свой народ и желал, чтобы Россия шла своим путем. Он начал производить реформы для устранения привилегий, полученных дворянством в предыдущее царствование, он больше заботился о благе крестьянства и простого народа. Высшие круги в правлении государя увидели опасность для своих привилегий и стали готовить заговор для его устранения…
Конец цареубийц был ужасен
Конец цареубийц был ужасен. Перед смертью практически все они испытали душевные и физические мучения. Один из них умер, объевшись устриц, трое же главных, распускавших слухи о безумии Государя, сами сошли с ума. Главный же убийца императора, Пален, лишившись рассудка, поедал собственные отбросы. Так были наказаны Господом эти приспешники антихриста, дерзнувшие пролить кровь Помазанника Божия
После смерти Павла I народ, действительно, не забыл своего царя-благодетеля: постоянно горели на его могиле свечи, лежали свежие цветы, а простой люд нес свои челобитные, прося небесного заступничества.
Исполняя это завещание, 11 марта 1901 года царь Николай II после литургии в Гатчине вскрыл конверт и прочел предсказание о своей судьбе и судьбе России. Он никогда ничего не сказал по поводу этого письма, но начал опасаться 1918 года, и говорил что этот год фатален для него и для всей династии.
Князь Н.Д. Жевахов писал в своих воспоминаниях: «Отношение императора Павла I к Церкви было таково, что только революция 1917 года прервала работы по его канонизации, однако в сознании русского народа император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения благоволения Божия к праведнику, творимые промыслом Господним у его гробницы, в последние годы перед революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами благоверного императора Павла I».
Государь Павел в короткий период своего царствования, по выражению одной писательницы, «научил страху Божию всю Россию». И ныне светлый образ сего Помазанника Божьего должен рассеять мглу, окутавшую русских людей.”
Да помилует нас, дорогие наши читатели, молитвами сего царственного мученика милостивый Господь!
«Семья и вера»
Чудеса на гробнице Государя в Петропавловском
Краткий миг деятельного пребывания Государя на Российском престоле заложил основы последующего векового развития Империи.
До последнего мгновения своей жизни Павел Петрович оставался верным долгу перед своим Отечеством и Святой Церковью, долгу Помазанника Божия.
Чудеса на гробнице Государя в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга стали откровением Божиим о святости Павла Петровича.
К сожалению весь дореволюционный труд причта по сохранению свидетельств был уничтожен. Тетрадь не сохранилась. Говорят, что на ее основе была издана книжица, а единственный экземпляр хранится в Триесте. Но пока ее никто не находил.
После почти векового атеистического засилья народ помнит и чтит Великого Царя. Снова возносят на литургии Его имя священники. В разных уголках России по Его заступническим молитвам исцеляются больные. Придя на Его гробницу Вы также будете обнадежены в своих делах.
Мы приводим здесь те малые крохи от наследия Петропавловского собора начала XX века, которые сохранились благодаря стараниям поэта того времени Владимира Вишнякова и его двух книг, изданных в 1916 году: "Венок на гробницу Императора Павла I" и "Император Павел Первый", а также молитву Дома Романовых, привезенную из Русского рассеяния Ольгой Куликовской-Романовой.
Чудеса на гробе Государя
Русский народ-богоносец, носящий Бога в своих сердцах, - через столетнюю грань – познал своего царя, и невидимая связь установилась между царем и подданными его Державных Потомков: к царю, почившему более ста лет тому назад, все еще как к живому люди обращаются с просьбами в своих нуждах и печалях, и царь… слышит и исполняет просьбы, в меру пользы просящих.
О дивная, посмертная страница в биографии (жизнеописании) Императора! Чудо непонятное для иных, но тем не менее… осязаемое, так как каждый может видеть те многочисленные свечи, горение коих на гробнице Императора поддерживается изо дня в день многочисленными паломниками к этой гробнице, уединенной от центра суетного города. Приди, и увидишь!
Что заставляет все это множество лиц ставить свечи на гробницу Имп. Павла I и молиться у нее? Что влечет их к его гробнице?
Дивен Бог во святых Его, Бог Израилев! Во славе Его святых особенно проявляется Его дивное всемогущество. Он, Всесильный, силен и прославить верного раба Своего, - не тою славою, которая соделывается руками человеческими; не тою славою, которая венчает человека на страницах истории; но - славою о Христе Иисусе; тою славою, которая к нетленным мощам смиренного инока привлекает толпы богомольцев; - славою, которая к честным мощам швеца Симеона (чудотворца Меркушинского и Верхотурского) приводила недужных за исцелениями много раньше, чем этот мирянин был причтен к лику святых Православной Церкви.
Не может укрыться светильник, стоящий на верху горы. И слава о заступнике за людей в их скорбях и напастях разнеслась далеко по России.
Издревле, почти со времени самой кончины Благочестивейшаго Государя Императора Павла I Петровича (12 марта 1801 г.), многие люди разных классов, положений, званий и состояний – приходили в Петропавловский собор (Усыпальницу Русских Государей и всей Царской фамилии) и просили священников собора служить панихиды при гробнице Императора Павла I, повествуя иногда при этом о случаях заступления и помощи – после молитвы по Императоре Павле I – со стороны Его в разных тяжелых жизненных обстоятельствах, - особенно в делах тяжебных и судебных, - при явно наносимых обидах со стороны сильных слабым. Иногда присылались письма из разных местностей России с просьбой отслужить панихиду при гробнице Императора Павла I. И ныне присылают.
В последние годы паломничество к этой гробнице увеличилось, - и не проходит почти ни одной недели (в 1911, 1912 и 1913 годах), в которую бы никто не обращался с просьбою о служении панихиды по Императоре Павле I. А с декабря 1913 года стали особенно много ставить свечей на гробницу Его.
Панихиды почти ежедневны, а иногда – по нескольку. Все это побудило причт собора по возможности опрашивать молящихся при гробнице Императора Павла I: 1) давно ли они молятся, 2) по каким побуждениям, 3) видят ли благия последствия своих молитв, - и все эти сведения записывать.
* Из книги записей, ведомых причтом Петропавловского придворного собора в Петрограде.
Мало еще собрано материалу за то короткое время, с которого причт Петропавловского собора – по благому почину о. Александра Александровича Дернова, тогда настоятеля сего собора, ныне Протопресвитера придворного духовенства – начал собирать и записывать то, что поведывают им богомольцы у гроба Императора Павла I.
Но и то, что записано, поражает верующего человека. На страницах этой тетради проходит длинная вереница имен людей, то мятущихся душою и взывающих к Императору, то умиротворенных и приносящих молитву благодарения. Мелькают фамилии русские и инородческие, даже иноверческие; люди знатные и люди простые.
Вот дама, крестившаяся по-католически, как заметил священник, служивший панихиду по просьбе ее спутника; вот чистокровная француженка; вот два актера, один из них – армяно-григорианского вероисповедания; вот некий Кублик О-ий с дочерью: они уже давно молятся при гробнице Павла I и видели много случаев заступления по его молитвам…
Тогда-то отслужена панихида по просьбе в письме, из Кубанской области; такая же просьба из Донской области, из Пензы.
Богомолец, приехавший из Туркестана, свидетельствует, что у них там чтят Павла I и знают, что молитва у его гробницы приносит помощь; петербургский мастеровой свидетельствует, что он из Новгорода вывез веру, что Император помогает в душевной скорби; вот торговка из Холмогорского уезда, Архангельской губернии: 15 лет тому назад она по совету близких приезжала помолиться у гробницы Павла I перед начатием своего дела и теперь делает это каждый раз, как приезжает в Петроград; а вот дама со старинной громкой фамилией свидетельствует, что все ее родичи издавна чтут память Павла I и, особенно в трудные минуты жизни, считают долгом помолиться на его могиле; вот рассказ жителя Тобольска, вот – крестьянки Рязанской губернии.
Все они пришли к могиле любвеобильного Царя, слава которого светится во всех концах России. И житель Пскова передает о чудной молве жителю Москвы.
Если небеса поведывают славу Божию, то тем более поражает душу человеческую и к Богу приводит та власть, которою Господь наделил Своего Помазанника по его смерти.
Известный лектор В.П.Б. поведал причту собора о том, как переменилось сердце жестокого человека за 2-3 часа времени. Тот самый человек, который только что глумился над вдовою, пришедшею к нему получить деньги, данные ему в долг покойным ее мужем без росписки, "на слово", через 3 часа умоляет ее приехать к нему за получением 10.000 руб. сполна. А ведь вдова только и сделала, что по совету своей старой служанки поехала поплакать у гробницы Павла I. Да и что другое оставалось ей, в самом деле?
Вот игуменья Б. монастыря С. губернии свидетельствует причту собора, что лет 27-28 тому назад Император Павел явился ей во сне, с двумя придворными, и обещал помочь ей в нуждах ее убогой обители, и что действительно через 2 дня сделано было в монастырь пожертвование в 25.000 руб.
Вот две содержательницы учебного заведения для девочек, получившие совершенно неожиданно "поддержку их бюджета" на другой день, как они, тоже по совету, отслужили панихиду у гробницы; вот и жена капитана I ранга, уже испытавшая помощь в своих делах после крепкой молитвы у гробницы, и теперь постоянно прибегающая к ней в трудных случаях своей жизни.
Много есть таких записей о случаях помощи, поданной Императором Павлом; много их передается из уст в уста. Но итого, что выше пересказано, думается, достаточно, чтобы поколебать сердце неверующего и возрадовать сердце доброго христианина.
Петроград, 1916 г.
Владимир Вишняков
Император-покровитель
Иисус сказал ему: прозри!
Вера твоя спасла тебя.
И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога.
И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
(Лук., 18. 42, 43).
Человек сказал им в ответ: мы знаем,
что грешников Бог не слушает,
но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
(Иоан., 8. 30,31)
altГ[оспо]жа N. (в семье ее покойного деда издавна укоренилось благоговейное отношение к памяти Императора Павла I, преемственно переходящее от поколения к поколению) в раннем детстве видела во сне Императора: он вошел в их залу и на ее вопрос, кто – он и кого ему надо, ответил: Я – Император Павел. С той поры она еще более укрепилась в почитании Императора. – Впоследствии, увидав в музее Императора Александра III (ныне Русский музей – И.Ж.) портрет, работы Щукина, она ясно признала в нем полное сходство с чертами Павла I, как она видела их в том сне; только одет Он был тогда в сером.
По выходе замуж, г[оспо]же N. приходилось много болеть, переносить много горя. Во всех трудных обстоятельствах она неизменно обращалась к Императору и получала помощь. В прошлом 1915 году она в особенности испытала на себе деятельную Его помощь, подобно многим другим. Мужу ее не удавался перевод на службу в другой город: все складывалось крайне не благоприятно против него. В конце августа г[оспо]жа N. приехала в Петроград и первым делом отслужила панихиду у гробницы Императора, с горячею просьбою о помощи.
Она уже теряла надежду на благоприятный поворот, когда в середине сентября она снова увидела во сне Императора Павла: Он стоял на подъезде Михайловского замка; фигуру Его она ясно видела, но черты лица нельзя было хорошо различить издали.
Проснувшись, она тогда же подумала, что теперь-то уж все устроится: Император позаботится… Действительно, вскоре же состоялся перевод мужа, несмотря на все формальные препятствия. Оставались еще денежные затруднения, которые весьма тяготили их. Особенно, один долг, в 250 руб…
В одно из воскресений, 1 ноября (по юлианскому календарю – И.Ж.), она вместе с мужем и детьми пошла поставить свечу на гробницу, и при этом от нее не отступала мысль о тяготящем их долге. На другой день вечером, неизвестный принес ей письмо, тоже неизвестно от кого, и заявил странную просьбу вскрыть письмо и дать ему росписку в получении вложения.
После долгих колебаний г[оспо]жа N. вскрыла письмо, но увидав, что там лежат деньги, присылаемые ей при записке "от неизвестного", она категорически отказалась принять их, несмотря на столь же настойчивую просьбу подателя. Тут вмешалась ее маленькая дочка: “Мама, да отчего ты не берешь деньги? Это – от Императора Павла!” – Наивные слова ребенка как громом поразили ее. Но еще более удивилась она, когда пересчитала деньги, увидала, что прислано ей ровно 250 руб.
Хорошее дело не может утаиться. Нечаянно для "неизвестного" открылся его секрет; открылися и обстоятельства, при которых он сделал упоминаемую присылку. Ему неожиданно выдали некоторую сумму. Он с супругой – люди бережливые; но деньги были получены так для них неожиданно, - что они решили послать часть денег г[оспо]же N., своей родственнице. Так как щепетильность ее в денежных делах была им хорошо известна, то они решили сделать это через доверенное лицо, которого и послали в Петроград с деньгами и безымянною запискою.
* Записано со слов г[оспо]жи N. в присутствии настоятеля Петропавловского придворного собора о. протоиерея Ф. А. Боголюбова 30 марта 1916 г. (по юлианскому календарю – И.Ж.).
Владимир Вишняков