Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2015 » Апрель » 3 » • Ревкомы Крыма •
10:18
• Ревкомы Крыма •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Слова большевистского лидера
  • Побывавший на полуострове
  • Крым 1917- 1918 года
  • Сделав черное дело
  • Уход из Крыма
  • Советская власть не признаёт
  • Боевые порядки
  • Крымская эвакуация - 1920 год
  • Примечания
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Предисловие

    Ревкомами (революционными комитетами) в годы Гражданской войны называли временные советские чрезвычайные органы власти.

    Создаваемые на основании распоряжений местных Советов, партийных организаций и реввоенсоветов фронтов, ревкомы наделялись широкими полномочиями, сосредотачивая в своих руках всю полноту военной и политической власти.

    фото

    Создание ревкомов началось с первой половины 1918 г.; их массовое образование относится к 1919 г.[1]

    На территории Крымского полуострова революционные комитеты возникли после его занятия Красной армией в ноябре 1920 г. 16 ноября на совместном заседании членов РВС Южного фронта и начавшего действовать в тот же день Крымского обкома РКП (б) был создан Крымский революционный комитет в составе председателя, его заместителя и четырех членов.[2]

    Новообразованную структуру возглавил венгерский коммунист Бела Кун, его заместителем стал Юрий Петрович Гавен (Ян Эрнестович Дауман) – один из руководителей борьбы за установление советской власти в Крыму в 1917-1918 гг., сопровождавшейся массовыми убийствами офицеров и гражданских лиц.

    фото

    Помимо вышеназванных деятелей, в состав Крымревкома вошли С. Меметов, С.Идрисов, С.Давыдов (Вульфсон), А. Лидэ. Формирование системы органов новой власти осуществлялось на протяжении второй половины ноября и завершилось к середине декабря 1920 г.

    К этому времени на полуострове были созданы городские, уездные, сельские и волостные ревкомы, при помощи которых была проведена национализация промышленности, транспорта, банков, конфискация помещичьих хозяйств.

    В процессе своего становления советские чрезвычайные органы столкнулись со многими трудностями. Главной проблемой стал острый дефицит местных кадров, необходимых для организации управления Крымом. За время пребывания на полуострове врангелевцев коммунистическому подполью был нанесен тяжелый урон: десятки партийных работников были расстреляны, так что к началу 1921 г. в составе Крымской партийной организации насчитывалось немногим более 1 тыс. человек.[3]

    В результате революционные комитеты приходилось комплектовать армейскими и чекистскими кадрами. Не будучи знакомы с местной спецификой, лишенные опыта в мирном строительстве, представители новой власти осуществляли свою деятельность при помощи насилия и террора.

    После эвакуации армии Врангеля в Крыму оставалось большое количество офицеров и солдат Белой армии, гражданских и военных чиновников, беженцев. По мнению партийного руководства, все эти люди являли собой источник потенциальной угрозы. Выступая 6 декабря 1920 года в Москве на собрании актива Московской организации РКП (б), Ленин заявил: «Сейчас в Крыму 300 тыс. буржуазии.

    Это источник будущей спекуляции, шпионства, всякой помощи капиталистам. Но мы их не боимся. Мы говорим, что возьмем их, распределим, подчиним, переварим».[4]

    Слова большевистского лидера

    Слова большевистского лидера были правильно поняты местными военными и партийными органами. На полуострове был установлен режим чрезвычайного положения. Люди были лишены возможности уехать из Крыма, поскольку каждый пропуск подписывал лично председатель Крымревкома, Бела Кун.

    Известно его высказывание: «…Крым это – бутылка, из которой ни один контрреволюционер не выскочит, а так как Крым отстал на три года в своем революционном движении, то мы быстро подвинем его к общему революционному уровню России…»[5]17 ноября 1920 г. был издан приказ Крымревкома №4 об обязательной регистрации всех иностранных подданных; лиц, прибывших на территорию полуострова с июня 1919 г.; офицеров, чиновников военного времени, солдат, работников мирных учреждений.

    Поверив обещаниям об амнистии, данным победителями накануне взятия Крыма, тысячи людей явились на регистрационные пункты, сразу образовав огромные очереди.

    Поначалу людей регистрировали и распускали по домам. Однако 25 декабря 1920 г. приказом Крымревкома №167 была объявлена повторная регистрация, и все пришедшие на нее были арестованы и расстреляны.

    Как видно из вышеизложенного, трудности в формировании органов новой власти нисколько не помешали последней выступить в роли организатора кампании масштабных репрессий.

    Уничтожение «контрреволюционного элемента» осуществлялось по всей территории Крымского полуострова, превращенного властями в один большой концентрационный лагерь.

    Расстрелу подлежали не только те, кто принимал участие в вооруженной борьбе против большевизма, но и имевшие непролетарское происхождение мирные жители – преподаватели и учащиеся, сестры милосердия, священники, предприниматели, инженеры, врачи.

    В числе казненных были сын писателя Ивана Шмелева Сергей, брат выдающегося политика и публициста Василия Шульгина Дмитрий. Жертвами репрессий стали и такие известные личности, как управляющий Таврической казенной палатой, экономист и финансист А.П. Барт; бывший министр продовольствия, торговли и промышленности второго Краевого правительства, А.А. Стевен; заместитель министра юстиции России, И. Е. Ильяшенко; уполномоченный Комитета призрения и Всероссийского Общества Красного Креста, И. М. Бич-Лубенский, потомки знатных дворянских родов – князей Трубецких и Барятинских.

    По свидетельству поэта Максимилиана Волошина, из каждых трех крымских интеллигентов в эти суровые годы погибло двое. [6] Вскоре террор распространился и на рабочих.

    Так, железнодорожников, ушедших из Курска вместе с отступающими частями Добровольческой армии, обосновавшихся в походном лагере неподалеку от Феодосии, в ночь с 19 на 20 ноября вывели вместе с семьями на мыс Св. Ильи и там расстреляли.[7] В Севастополе казнили около 500 портовых рабочих за то, что они обеспечивали погрузку на корабли врангелевских войск.

    фото

    Для выявления как можно большего количества «классово чуждых» властями использовались различные методы – от организации облав до поощрения доносительства.

    Весьма показателен, в этой связи, приказ Крымревкома №192 от 3 января 1921 г. «Об оказании помощи Крымской чрезвычайной комиссии в борьбе с остатками контрреволюции», призывавший крымчан «исполнить свой гражданский долг» и сообщать чекистам «всякие сведения о скрывающихся белогвардейцах, контрреволюционерах и примазавшихся к Советской власти, пролезших в советские учреждения».[8]

    И надо сказать, что некоторые жители полуострова с готовностью откликались на эти призывы. Так, расстрелянная в Ялте вместе со своей дочерью княгиня Надежда Барятинская была арестована по заявлению некого А.Григорьева.[9] Не будь этого доноса – кто знает, возможно, княгиня и ее близкие остались бы живы.

    Имя Бела Куна в Крыму стало синонимом массового террора. Недобрую память оставила после себя и секретарь обкома РКП (б), Р.С. Землячка (Залкинд).

    Побывавший на полуострове

    Побывавший на полуострове в феврале-марте 1921 г. представитель Народного комиссариата по делам национальностей М.Х. Султан-Галиев так охарактеризовал эту женщину: «…тов. Самойлова (Землячка) – крайне нервная и больная женщина, отрицавшая в своей работе какую бы то ни было систему убеждения и оставившая по себе почти у всех работников память «Аракчеевских времен».

    Не нужное ни к чему нервничание, слишком повышенный тон в разговоре со всеми почти товарищами, чрезмерная требовательность там, где нельзя было ее предъявлять, ее незаслуженные ре­прессии ко всем тем, кто имел хотя бы небольшую смелость «сметь свое суждение иметь» или просто «не понравился» ей своей внешностью, – составляли отличительную черту ее «работы».

    Высылка партийных работников из Крыма обратно на север, особенно после постановления Оргбюро ЦК партии о направлении партийных работников в Крым только с разрешением ЦК, приняла эпидемический характер. «Высылались» все без разбора, кто бы то ни был, и не единицами, а целыми пачками – десятками и сотнями.

    Такая терроризация организации дала самые отрицательные результаты. В бытность тов. Самойловой в Крыму буквально все работники дрожали перед ней, не смея ослушаться ее хотя бы самых глупых или ошибочных распоряжений».[10] Точное количество погибших в Крыму неизвестно. Называются разные цифры: 20, 50, 80, 120 тыс.

    Неудивительно, что применение террора в столь невероятных масштабах вызвало возмущение у многих партийных работников. В частности, против осуществляемой на полуострове кампании массовых казней высказался Ю.П. Гавен. 14 декабря 1920 г. он написал члену ЦК РКП (б) Н.Крестинскому: «Т. Бела Кун, один из тех работников, который нуждается в сдерживающем центре…

    Здесь он превратился в гения массового террора. Я лично тоже стою за проведение массового террора в Крыму, чтобы очистить полуостров от белогвардейщины. Но у нас от красного террора гибнут не только много случайного элемента, но и люди, оказывающие всяческую поддержку нашим подпольным работникам, спасавшим их от петли».[11]

    В ответ на это Залкинд и Кун обвиняли Гавена и других выступавших против террора в «мягкотелости» и «мелкобуржуазности», требуя удалить их из Крыма. В документе, подписанном Р.С. Землячкой в начале декабря 1920 г., отмечалось, что «действия Особых Отделов вызвали массу ходатайств со стороны местных коммунистов <…>

    Областкомом было указано на недопустимость массовых ходатайств и предложено партийным бюро ни в коем случае не давать своей санкции подобным ходатайствам, а наоборот, оказать действительную помощь Особым Отделам в их работе по окончательному искоренению контрреволюции».[12]

    В крымском правительстве назрел серьезный конфликт, итогом которого стало отозвание Залкинд и Куна из Крыма, и назначение на должность председателя Крымревкома члена РВС 4-й армии, А.М. Лидэ. М.Х. Султан-Галиев в своем докладе отметил: «тов. Лидэ – больной психически, сильно утомившийся и нуждающийся в отдыхе работник. У него парализованы оба плеча и одна нога, и он с большим трудом двигается.

    Исследовавшие его недавно врачи утверждают, что переутомление его организма достигло крайних пределов и что если он не будет лечиться, то через несколько месяцев может сойти с ума. Ясно, что требовать от такого работника умелого руководства партийной работой было нельзя.

    Он пошел по пути т. Самойловой, правда, временами с некоторыми ослаблениями, но это «ослабление» носило непостоянный характер и лишь раздражало организацию, вызывая в ней внутренние трения».[13]

    Не отличался гуманизмом и сменивший Лидэ в феврале 1921 г. М.Х. Поляков. Однако, невзирая на прежнее активное применение бессудных расстрелов, весной 1921 г. их волна начинает понемногу спадать. Поскольку многие «враждебные элементы» были к этому времени уничтожены, дальнейшее проведение политики массового террора власти посчитали нецелесообразным.

    При этом на полуострове все также сохранялся режим чрезвычайного положения, а состояние экономики с каждым днем становилось все хуже.

    В промышленности и на транспорте царила разруха; не лучше обстояли дела и в сельском хозяйстве. Продразверстка, отмененная Х съездом РКП (б) в марте 1921 года, держалась в Крыму до июня. Весной 1921 г. в качестве излишков изымали даже посевной фонд.[14]

    Каждый крестьянин, вывозивший свои продукты на рынок, объявлялся «смертельным врагом Советской власти», а свободная торговля – «путем к возрождению царского режима».[15] Безземельных крестьян (их было не менее 40% от общего количества сельских жителей) насильственно заставляли работать в совхозах, созданных на основе конфискованных помещичьих хозяйств.

    Людей, которые никогда не копали земли, под дулами винтовок принуждали перекапывать виноградники.

    Ведя борьбу с «буржуазными пережитками», изымали рыболовецкие снасти, лошадей и коров. Эти мероприятия власти способствовали росту народного недовольства. Официальные документы тех лет характеризовали обстановку в Крыму как нестабильную и взрывоопасную.

    В докладе представителя наркомата по делам национальностей З. Булушева от 12 мая 1921 г. на имя Сталина говорилось: «…Вся крымская власть – назначенцы, ничего общего не имеющие с местным населением. <…> Сотни заложников, батраков и беднейших крестьян заставляют работать в совхозах. Совхозы, являясь государственными формами, имеют больше прав для притеснения местного населения, чем бывшие частные владельцы. Совхозы захватывают лучшие земли.

    Крестьяне видят в советской власти еще большего эксплуататора, чем царизм».[16] Осуществляемая властью политика продовольственной диктатуры сказалась катастрофическим образом на состоянии крымской деревни, спровоцировав массовый голод, продолжавшийся до лета 1923 г. и унесший более 100 тыс. жизней.

    Справившись с поставленной перед ними задачей – очистив полуостров от «буржуазии», ревкомы прекратили свое существование осенью 1921 г., уступив место постоянным органам власти – городским и сельским Советам.[17] Однако трагические последствия их деятельности давали о себе знать еще долгие годы…

    Ревкомы Крыма как средство осуществления
    политики массового террора

    Впервые опубликовано: альманах «Белая гвардия», №10 – М.: «Посев», 2008. – с.242-244

    Крым октябрь 1917- начало 1918 года

    Все началось с Севастополя. Для большинства жителей Крыма известие о революции в Петрограде стало полной неожиданностью. Против захвата власти большевиками выступили представители практически всех политических партий. По Таврической губернии прокатилась волна демонстраций протеста.

    Только в Севастополе известие о перевороте в столице было встречено с воодушевлением. В воинских частях и на кораблях Черноморского флота прошли митинги в поддержку Советов, завершившиеся массовой демонстрацией под лозунгом «Да здравствует пролетарская революция!».

    Центральный комитет Черноморского флота (ЦК ЧФ) заявил о поддержке Петроградского военно-революционного комитета, а командующий флотом адмирал Немитц отдал приказ о признании власти Советов. 26 октября Севастопольский совет, единственный в губернии, провозгласил взятие власти в свои руки.

    Все остальные советы Крыма и Северной Таврии (за исключением Бердянского и Керченского, которые не выразили безоговорочного осуждения большевиков) назвали действия ленинцев «безумной преступной авантюрой», ведущей к гражданской войне.

    фото

    Дальнейшее развитие событий показало, сколь верным оказался этот неутешительный и горький прогноз. С каждым днем политическая обстановка на полуострове становилась все хуже. 26 октября был сформирован Таврический губревком во главе с комиссаром Временного правительства кадетом Богдановым; 27 октября — Севастопольский военно-революционный комитет.

    Вскоре аналогичные комитеты возникли в других городах Крыма. 26 ноября в Бахчисарае начал работу первый крымскотатарский Учредительный курултай. Но не имея твердой опоры, оба правительства были в одинаковой мере напуганы перспективой большевистского нашествия и заключили договор о взаимопомощи. К середине декабря 1917 г. Крым оказался на пороге гражданской войны.

    И опять первыми это почувствовали на себе жители Севастополя. Именно здесь задолго до провозглашения советским правительством декрета «О красном терроре» были убиты сотни ни в чем не повинных людей: предприниматели, офицеры, чиновники — все те, кого революционные демагоги называли «приспешниками царизма» и «врагами трудящихся масс».

    Подогреваемые присланными из Петрограда (а также местными) агитаторами, алчущие крови матросы погрузили город в пучину самосудов и жестоких погромов. В результате этих ужасных событий трагически оборвались жизни и нескольких клириков Таврической епархии. Так, в ночь с 19 на 20 декабря 1917 года в Севастополе был убит настоятель военной Свято-Митрофаниевской церкви на Корабельной стороне протоиерей Афанасий Чефранов.

    Он был казнен большевиками только за то, что причащал Святыми Дарами и исповедовал человека, приговоренного к смерти. Священника расстреляли на паперти храма. Тело отца Афанасия не было найдено. По всей вероятности, его выбросили в море.

    По случаю мученической кончины священнослужителя 30 декабря 1917 года архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий обратился к своей пастве с посланием, в котором выразил безграничную скорбь об убиенном, «горько оплакивая грех, содеянный сынами же православного народа», а также призвал духовенство и мирян «усилить повсюду святые молитвы о смягчении сердец русского народа, о даровании им мира и братской любви, о водворении в стране нашей порядка и тишины».

    Однако слов архипастыря оказалось недостаточно, чтобы прекратить захлестнувшую полуостров вакханалию кровавых расправ.

    фото

    В декабре 1917 года неподалеку от Севастополя революционные матросы казнили архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого), тогда же в своей квартире был убит другой священнослужитель — отец Исаакий Попов.

    Расправы едва избежал настоятель севастопольского Свято-Владимирского Адмиралтейского собора протоиерей Роман Иванович Медведь. Узнав о том, что его собираются арестовать, священник благоразумно уехал из города. Начавшись в Севастополе, большевистский террор, подобно метастазам раковой опухоли, распространился на другие города Крыма.

    14 января 1918 года Симферопольском уезде красногвардейцами был убит настоятель Покровского храма села Саблы протоиерей Иоанн Федорович Углянский.

    Издевательски поинтересовавшись у настоятеля, почему у него на лампаде лента зеленая, а не красная, «вершители революционного правосудия» вывели священника на церковный двор и расстреляли.

    Сделав черное дело

    Сделав черное дело, убийцы ограбили казненного ими, сняв с еще теплого трупа обручальное золотое кольцо и часы. Но этого палачам показалось мало. Собрав сельских жителей, красногвардейцы запретили под страхом смерти предавать тело отца Иоанна земле, сказав: «Пусть его собаки съедят».

    Нарушившие этот запрет местные учитель и фельдшер были приговорены большевиками к расстрелу, но чудом смогли избежать этого. Рискуя жизнью, сельчане перенесли тело убиенного с места казни к дому, где оно, слегка присыпанное землей, пролежало в течение двенадцати дней.

    Только 28 января останки священнослужителя были перевезены в Симферополь и захоронены по христианскому обычаю. В некрологе, напечатанном в «Таврических епархиальных ведомостях», говорилось, что отец Иоанн стал жертвой «тех темных сил, которые в революционное время обыкновенно направляют свои удары против христианства, церкви Христовой и ее служителей».

    фото

    Разграблению и осквернению подверглись многие церкви и храмы. Так, в день взятия Симферополя, 14 января, матросами был произведен обыск у архиепископа Симферопольского Димитрия: «Все взламывалось и вскрывалось. В архиерейскую церковь бандиты шли с папиросами в зубах, в шапках, штыком прокололи жертвенник и престол.

    В храме духовного училища взломали жертвенник... Епархиальный свечной завод был разгромлен, вино выпито и вылито. Всего убытка причинено более чем на миллион рублей».

    Страшные события произошли в Ялте. 13 января 1918 года город и его окрестности после четырехдневного сопротивления со стороны эскадронцев (крымскотатарских вооруженных формирований) и офицерских дружин были заняты большевиками, преимущественно командами матросов с миноносцев «Керчь» и «Гаджибей» и транспорта «Прут».

    Практически сразу же в городе начались массовые обыски и аресты. Схваченных офицеров доставляли на стоявшие в порту миноносцы, допрашивали, затем выводили на мол и расстреливали. Так всего за три дня красногвардейцы казнили более ста человек.

    В эти суровые дни многие ялтинцы искали спасения в церкви и обретали его, укрываясь под сводами Александро-Невского храма, где благодаря заботе его настоятеля, протоиерея Николая Владимирского, получали все необходимое для души и тела. «Невозможно описать ту скорбь, то страдание, — вспоминал очевидец, — которое переживали люди! Ужас смерти соединил и сделал равными всех.

    Здоровые и больные, старики и дети, слабые и сильные духом одинаково скрывались, подобно древним христианам, гонимым язычниками, и искали защиты, спасения и утешения в слезах и молитвах, в исповеди и причащении Святых Христовых Тайн.

    Ежеминутно готовые принять смерть, они с верой внимали словам отца Николая, спокойно и бесстрашно свершавшего, как и в мирные дни, богослужение в храме, переполненном беженцами из окружающей собор части города.

    Кто побывал в нем в эти дни хоть раз, тот навсегда запомнил скорбную полутьму каменного храма, пол с больными, табуретками, столиками, посудой, домашними вещами первой необходимости, рядом с которыми стояли гробы с еще не погребенными телами.

    Мучительные ночи, полные ожидания смерти, захлебывающиеся от кашля больные, немощные старики и обессиленные дети, живые, из-за тесноты забиравшиеся под гробы покойников и завидующие мертвым, рвущиеся на улицах снаряды и свистящие вокруг собора пули…

    И на фоне этой картины — полный мужественного спокойствия пастырь, не покинувший в страшные минуты свою паству, твердо верящий в промысел Божий и исполненный надежды на милосердие Его».

    Жертвами «революционного правосудия» стали и мусульманские духовные лица. Так, 23 февраля в Севастополе был расстрелян муфтий Челебиджихан Челебиев.

    В Гурзуфе и Никите во время совершения погребального обряда были убиты два муллы. 9 апреля 1918 г. в своем послании «К православным жителям Симферополя» архиепископ Димитрий так говорил о том страшном времени: «В эти ужасные дни мы пытались говорить, но нам не позволяли. Мы являлись к власть имущим, нас выпроваживали с насмешками. Всякая попытка к словесным и письменным мольбам о пощаде, жалости, милости пресекалась в корне.

    Люди, ставшие у кормила правления нашей землей, и те, кои, прикрываясь именем правительства страны, врывались в дома наши и производили вопиющие к небу беззакония, объявили себя не имеющими ничего с Богом, считали себя даже открытыми противниками Христа и Его церкви. Нам запретили писать что-либо в свое оправдание <…>

    Мы только могли плакать и взывать к Господу сподобить нас участи наших духовных чад, мученически окончивших свое земное течение…»

    Длившиеся на протяжении нескольких месяцев погромы, убийства и грабежи продолжались вплоть до прихода германских войск. После изгнания большевиков с территории полуострова в Крыму воцарилось относительное затишье.

    Соколов Дмитрий

    Уход из Крыма ради продолжения борьбы

    Было ли разбито Белое воинство? Механика сказала бы: ДА! Стратегия говорит: НЕТ! Если столкнутся два механических тела, то менее мощное или менее прочное откатится или раздробится, а другое можно признать победителем.

    Но на войне победа есть понятие относительное: соотношение между целью борьбы и её результатом определяет, достигнута ли победа или нет.

    фото
    На фото: Генерал-лейтенант П.Н. Врагель у графской пристани. Последние дни перед эвакуацией, ноябрь 1920 г.

    У Бородина столкнулось войско Наполеона с армией Кутузова. Француз, придерживаясь стратегии сокрушения, ставил себе цель уничтожить русскую армию; русский же, осуществляя стратегию измора, имел целью ослабить неприятельское войско. В результате боя русские отступили; французы считают, что у Бородина победил Наполеон.

    Это верно с точки зрения механики. Но он своей цели не достиг, русскую армию не уничтожил. Кутузов же добился того, что было его целью сражения – войско Наполеона оказалось настолько ослабленным морально и физически, что застряло в Москве и стало разваливаться.

    Русский полководец добился цели, поставленной перед сражением, а не французский; следовательно, говорит стратегия, победителем в Бородинской битве был отступивший Кутузов. Ленин и Троцкий, борясь против Добровольческой Армии генерала Корнилова, Вооружённых Сил генерала Деникина и Русской Армии генерала Врангеля, ставили целью уничтожение того, что они называли контрреволюцией. Этого они не достигли; они – НЕ ПОБЕДИЛИ.

    фото
    На фото: Кильватерная колонна транспортов в дни эвакуации из Крыма

    Генерал Алексеев, начиная Белую борьбу, целью её поставил зажечь светоч России; эта задача ВЫПОЛНЕНА: светоч был зажжён, светоч не был погашен; светоч и по сей день горит. Белые воины НЕ БЫЛИ ПОБЕЖДЕНЫ.

    Советская власть не признаёт

    Конечно, советская власть не признаёт моральной победы Белого Дела. Её торопливые историки пишут, что Белое войско было разбито. Но ведь разбитые полки бегут, сдаются.

    Русская же Армия имела тактические успехи до последнего дня борьбы: славная конница генерала Барбовича прижала четыре дивизии противника к Гнилому морю; непоколебимая пехота завершила последний бой штыковой атакой Корниловской Ударной дивизии у села Юшунь.

    Так не дерётся разгромленная армия! В 24 часа 29 октября 1920 года главком Фрунзе по радио предложил генералу Врангелю капитулировать. Дерзкое предложение осталось без ответа.

    Главнокомандующий отдал 29 октября (11 ноября) приказ об эвакуации из Крыма. Этот приказ не был признанием поражения, не был отказом от борьбы.

    Он был вызван стратегической обстановкой. Вероломные союзники решили прекратить помощь оружием и продовольствием; эгоистичная Польша прекратила войну против Советов и с бывшего польского театра военных действий пошли огромные подкрепления в распоряжение Фрунзе.

    У красных образовался большой перевес в численности над белыми. Красные пишут: три против одного. В действительности же: семь против одного! Генерал Врангель решил свою неразбитую Армию отвести с Крымской стратегической позиции на Зарубежную.

    Черноморский Флот отлично выполнил трудную задачу эвакуации ста сорока тысячной массы воинов, а также людей, искавших у Армии защиты. 14 ноября (н. ст.) отплыли последние корабли.

    15 ноября 1917 года генерал Алексеев объявил о создании Добровольческой Армии, 14 ноября 1920 года совершился великий и величественный исход Русской Армии за границу. Армия не капитулировала, как предполагал Фрунзе, и не демобилизовалась, как того хотели французы.

    Они уговаривали находившихся в Галлиполи воинов ехать на Родину, соблазняли эмигрировать в Америку, грозили лишением продовольствия, намеривались силою оружия разоружить Армию, чтобы превратить её в толпу беженцев.

    Генерал Кутепов в Галлиполи на угрозу франко-африканским оружием пригрозил русским оружием, а генерал Врангель в Константинополе твердостью в переговорах отстоял Армию, как символ борьбы за Россию.

    фото
    На фото: Штаб и конвой генерала от инфантерии А.П. Кутепова, Галлиполи 8 мая 1921 года

    В разбитых армиях престиж полководцев падает, в Русской же армии – неразбитой – престиж генералов Врангеля и Кутепова возрос. Воины тесно сомкнулись вокруг них. И даже тогда, когда пришло время расселиться в Болгарии, Югославии и других странах, они не распылились, но сохранили воинскую спайку в рамках Союза Галлиполийцев.

    Армия рассредоточилась, но не распалась. Генералом Врангелем был создан Русский Обще-Воинский Союз, в который, кроме галлиполийцев, вошли участники Белой борьбы на Юге, Западе, Севере и в Сибири, и к которому примкнули казачьи атаманы в качестве единомышленников в борьбе за Россию.

    Сохранение Армии в виде воинского союза отвечало цели её ухода за рубеж. А целью было продолжение священной борьбы за Русь Святую, борьбы против Интернационала, засевшего в Кремле. Переформирование Армии в Союз отвечало условиям борьбы из-за рубежа.

    В прежнее время мечом дрались против меча, в нынешнее время большую роль играют оружие-слово, оружие-деньга и война ведётся не только боевыми колоннами, но и “пятой колонной” из террористов, диверсантов, шпионов и контр-шпионов, пропагандистов.

    Против “пятых колонн” во всём мире стал бороться Русский Обще-Воинский Союз, против коммунизма в России и вне её. Русские воины уже в дни Гражданской войны поняли (тогда никто в мире не понимал этого), что коммунизм является всемирной опасностью, и что белые русские взяли на себя задачу быть авангардом активного антикоммунизма. Как на Калке полегли русские дружины, защищая от татар не только свою землю, но и Европу, так, защищая и Русь, и весь мир, истекали кровью дружины Корнилова, Деникина, Врангеля, Колчака, Юденича, Миллера, Каледина, Дутова, Семёнова.

    А потом ради России и всего мира сотни легендарно отважных офицеров РОВСа проникали в СССР для разведки, диверсии, террора; тысячи бдительных и смелых офицеров выслеживали агентов коммунизма по эту сторону “железного занавеса”; десятки тысяч убеждённых и убедительных пропагандистов-офицеров применяли оружие-слово на всех континентах, побивая ложь советской пропаганды и открывая народам глаза на страшную сущность коммунизма.

    Нет на земле ни одного антикоммунизма, который не возник бы при помощи русского офицера, непримиримого борца. Убиты генералы Врангель, Кутепов, Миллер, похищены и таинственно умерли сотни офицеров, мерзейшей клеветой опорочены честнейшие вожди и офицеры; не раз золото, женщины, обещания почестей соблазняли слабейших из нас, и они сползали в совпатриотизм или обрушились в пропасть предательства; но ни падения ослабевших, ни гибель крепких не уменьшили крепости нашего строя.

    Боевые порядки

    Боевые порядки бывают рассредоточенными, но к моменту удара сосредотачивается вся сила. Так было в 1941 году, когда в Русский Корпус генерала Штейфона вступили воины всех тогда существовавших воинских организаций, вступили офицеры, молодёжь и казаки, приехавшие из двенадцати государств!

    Это было блестящим доказательством того, что Русская Армия действительно не прекратила войны, но лишь сменила Крымскую позицию на Зарубежную, и что она расширила свою оперативную цель, сражаясь против коммунизма, где бы он ни проявлялся – в России или в мире.

    фото
    На фото: Митрополит Анастасий на параде частей Русского Корпуса

    Мы в равной мере можем гордиться и трёхлетней борьбой в России, и бескомпромиссной борьбой за рубежом. Там ни смертельная опасность, ни ранения не удерживали нас от выполнения воинского долга. Здесь нас от выполнения воинского долга не отвлекают ни соблазн уйти в бытовое благополучие, ни сиреноподобные зовы возвращаться на Родину, ни политические интриги, ни явные и тайные угрозы врага, ни почётная, на полях сражений приобретённая инвалидность, ни самый страшный из недугов – старость.

    Мы стареем, мы дряхлеем. Многие из нас уже не могли б взять винтовку или саблю, но мы владеем иным оружием: оружие – разящее слово, оружие – неколебимая убеждённость в российской национальной правоте, оружие – верность Матери-России, оружие – вера в помощь Господню составляют наше вооружение.

    Пользуясь им, мы деятельно участвуем в “холодной войне”, происходящей во всём мире. Владение этим оружием делает нас активными при кажущейся пассивности, делает нас бойцами, хотя мы выглядим обывателями, сделает нас победителями, хотя сейчас мы и кажемся побеждёнными.

    Мы не идём в атаку на пулемёты, мы не рвём под огнём вражеские проволочные заграждения, мы не рубимся в кавалерийских схватках. Но мы каждодневно в беседах атакуем пулемёты красной агитации; мы рвём проволочные заграждения коммунистической лжи и тем открываем путь правде; мы рубимся острыми аргументами в словесных схватках с красномыслящими.

    И мы крепчайшим строем, неодолимым каре обороняем наши святыни: Веру Православную, идею России и русский дух, исторически созданный нашими великими Царями, боголюбивыми святителями, славными полководцами, мудрыми государственными мужами, вдохновенными служителями искусств и наук и тысячелетним единением народа с его Государями.

    фото
    На фото: Эмигрантский плакат, повествующий о продолжении Белой борьбы

    История не знает чуда, подобному нашему: быть без государства, то есть без территории и власти, и оставаться государственным воинством; быть распылёнными по всему миру и не утратить воинской спайки; быть на гражданском положении и не лишиться воинского духа; быть без воинской организации и оставаться армией, в которой полки и дивизии заменены союзами воинского характера; быть вне России и оставаться полными готовности, полными желания во всеоружии (оружие или оружие-слово) вновь стать под боевое знамя с песней: “Снова мы в бой пойдём за Русь Святую!…”

    Профессор, Генерального Штаба полковник Евгений Эдуардович Месснер (1891-1974) принадлежал к числу наиболее выдающихся военных мыслителей Русского Зарубежья. Участник I Великой и Гражданской войн, последний начальник штаба Корниловской Ударной дивизии, завершающий период своей жизни Евгений Эдуардович прожил в Аргентине, где возглавлял созданный им Институт по изучению проблем войны и мира им. генерал-лейтенанта Н.Н. Головина, и заведовал “Военным Отделом".

    Публикуемая статья является сокращённым вариантом доклада, сделанного полковником Е.Э. Месснером на публичном собрании в Буэнос-Айресе (Аргентина) в День Непримиримости в ноябре 1960 года, посвящённого 40-летию ухода Русской Армии за рубеж.

    Е.Э. Месснер

    Крымская эвакуация
    1920 год

    11 ноября 1920 года (по новому стилю) генерал Петр Николаевич Врангель, последний правитель Белого Юга России, отдает приказ об эвакуации "всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага".

    В это же время выходит одно из последних сообщений Южнорусского правительства, в котором говорится, что "в виду объявления эвакуации для желающих офицеров, других служащих и их семейств, правительство Юга России считает своим долгом предупредить всех о тех тяжких испытаниях, какие ожидают приезжающих из пределов России.

    Недостаток топлива приведет к большой скученности на пароходах, причем неизбежно длительное пребывание на рейде и в море. Кроме того совершенно неизвестна дальнейшая судьба отъезжающих, так как ни одна из иностранных держав не дала своего согласия на принятие эвакуированных.

    Правительство Юга России не имеет никаких средств для оказания какой-либо помощи как в пути, так и в дальнейшем. Все это заставляет правительство советовать всем тем, кому не угрожает непосредственной опасности от насилия врага — остаться в Крыму".

    фото

    Приказ и сообщение были разосланы по телеграфу по всем городам Крымского полуострова для "широкого оповещения" населения. Итак, об окончании кровопролитной гражданской войны было фактически объявлено. Последний клочок Белой России был вынужден отступить перед стремительной силой красных. Города Крымского полуострова закипели сборами, слухами и тревогой. Началась эвакуация...

    Но еще за полгода до этого штабом главнокомандующего совместно с командующим флотом был разработан секретный план возможной эвакуации. Для обеспечения выполнения этого плана в черноморском бассейне должен был оставаться определенный тоннаж судов.

    Все корабли, и другие плавсредства были распределены по портам. В тех же портах "приписки" был образован неприкосновенный запас угля, машинного масла и продовольствия на случай объявления эвакуации. Как только было принято решение об эвакуации из Крыма, сразу же был отдан приказ о сосредоточении судов в портах, согласно выработанному плану.

    Войска, получив приказ оторваться от противника, быстрыми переходами, в течение двух-трех дней, достигли указанных им портов. В эти же дни, в секретной разведывательной сводке Полевого штаба Красной армии говорилось о том, что отступающая армия разбилась на две группы: первая – в составе 1-го, 2-го армейских и конного корпуса генерала Барбовича двинулась на Симферополь и далее на Севастополь и Ялту, а вторая – в составе 3-го армейского, Донского и Кубанского корпусов, 15-й пехотной дивизии двинулись к Керченскому полуострову.

    Приказ генерала Врангеля об оставлении Крыма основную массу населения и армии поразил своей неожиданностью, хотя несомненно многие уже ждали его. В первый день эвакуации особой тревоги и паники не наблюдалось. "Первое, что хочется отметить, – писал П.С. Бобровский, – это — отсутствие паники.

    Ни на вокзале в Симферополе, ни в поезде, ни на станции в Инкермане не видел я обезумевших людей, спешки, давки. Напротив, меня скорее удивляла какая-то медлительность и относительное спокойствие.

    Был большой беспорядок, не чувствовалось железной руки власти. Но все же, хотя и беспорядочно, с опозданием, кто-то отдавал распоряжения, кто-то исполнял их, и дело эвакуации шло своим чередом.

    В лицах, в словах той огромной массы людей, которую я перевидал за этот первый день пути, я не видал особой тревоги или страха" . С раннего утра 12 ноября по улицам Севастополя начали передвигаться повозки и группы людей направлявшихся в сторону порта.

    Желающие выехать записывались в штабе генерала Скалона, и их количество оказалось столь велико, что уже тогда стало ясно, что расчеты Южнорусского правительства и штаба Врангеля будут значительно превзойдены, а тоннажа судов может оказаться недостаточно.

    Днем 12 ноября в Севастополь прибыли перегруженные людьми последние поезда, в том числе поезд командующего 1-й армией генерала Кутепова. Александр Павлович Кутепов сразу же включается в энергичную работу по обеспечению посадки на суда подходивших к Севастополю частей своей армии.

    фото

    Погрузка лазаретов, многочисленных управлений и служб, а также населения шла довольно организованно и в полном порядке. Отвратительные сцены, происходившие при эвакуации Одессы и Новороссийска, когда люди давили, выбрасывали за борт друг друга в Крыму не повторились, хотя отдельные эксцессы имели место, как имели место грабежи и погромы.

    В Симферополе грабежами занимались выпущенные из тюрьмы заключенные, в Алуште и Ялте грабили винные погреба, а в Севастополе грабили склады американского Красного Креста. В целом же это не наложило характеризующих черт на последние дни тыловой жизни Крыма, но и безоблачной и идеальной эта жизнь и погрузка на пароходы не были.

    Донской казачий генерал С.К. Бородин так вспоминал события тех дней: "С восходом солнца 2 ноября (старого стиля) 1920 года многие улицы и площади г. Керчи заполнились всадниками в черных и белых папахах, в защитных английского образца шинелях, с пиками и без них, с шашками и винтовками за плечами.

    Во вьюках всадников видны были черные кожаные и серые полотняные до верху наполненные переметные сумы, и сверху сум, подпирая заднюю луку, приторочены были одеяла, попоны, мешки с продовольствием, полушубки. Всадники колоннами входили в город, останавливались и слезали с лошадей. Не было среди всадников ни шумного разговора, ни смеха, ни бесшабашной ругани.

    Каждый посматривал в сторону моря и сосредоточенно думал и ждал приказаний". За городом было брошено огромное количество запряженных повозок, а ехавшие на них старики, обозные казаки и солдаты, женщины и дети нестройными кучками толпились к конным колоннам.

    В последний раз собрались на русской земле донские казаки – в самой узкой части Крымского полуострова – в городе Керчи, который представлял из себя небольшой городок окаймленный с трех сторон холмами, а с четвертой - море. Невзрачный и однообразный вид построек города, грязные и неровные улицы, как писали современники "производили тягостное впечатление на прибывших в Керчь" донских казаков.

    На лицах казаков отражалась тревога за свою судьбу и неизвестное будущее в скитании, продлящееся может быть всю оставшуюся жизнь. Утром 14 ноября генерал Врангель и командующий флотом адмирал Кедров объехали на катере грузящиеся суда Севастополя, погрузка которых почти закончилась.

    В тот же день суда из Севастополя стали выходить в море, а утром 15 ноября прибыли в Ялту. В Ялте погрузка также уже закончилась и все желающие были размещены, а в городе "было полное спокойствие, улицы почти пусты". В два часа дня многочисленные плавсредства пошли на Феодосию.

    В Феодосии погрузка проходила менее удачно. 1-ая кубанская дивизия генерала Дейнеги, не успев погрузиться, пошла на Керчь. С борта крейсера "Генерал Корнилов", Врангель посылает радиотелеграмму генералу Абрамову в Керчь, приказывая "во что бы то ни стало дождаться и погрузить кубанцев". Утром 16 ноября по радио было принято сообщение от Абрамова: "кубанцы и терцы прибыли в Керчь, погрузка идет успешно".

    Погрузка казаков в Керчи велась в спешном порядке, вследствие чего, а также по недостатку мест на судах, не было запасено достаточного количества продовольствия и воды. С тяжелым чувством казаки расставались на берегу с "предметами своей привязанности – лошадьми и близкими женщинами".

    Со слезами на глазах они прощались со своими боевыми конями, целовали их и, перекрестившись, шли к пристани. Другие старались не смотреть в глаза своих любимцев, чувствуя себя виноватыми.

    Некоторые кони инстинктивно чувствовали предстоящую разлуку и пугливо поводили ушами, сиротливо озирались и жалобно всхрапывали.

    "Эх, Васька! Вывозил ты меня из беды. Пятьдесят красноармейцев на тебе я зарубил, а теперь оставляю тебя для этой сволочи", – сокрушался один казачий офицер, снимая седло и уздечку, – "Смотри брат – не вози красного, сбей его с седла, как сбивал ты всякого, пока я не овладел тобой. Прощай Васька!"

    фото

    Керчь пережила эвакуацию позже других городов. 14 и 15 ноября в спокойной обстановке шла посадка на "Мечту", "Екатеринодар", "Хоракс", "Поти", "Самару". Еще за городом офицеры и квартирьеры Керченского гарнизона, собранные в отдельный батальон, специально предназначенный для поддержания порядка при погрузке, встречали подходившие части, указывали им дорогу к пристани, сообщали правила погрузки.

    Грузились конные части донских и кубанских казаков, местный гарнизон и тыловые учреждения. Ярким солнечным днем 16 ноября погрузились последние патрули юнкеров. Начальник эшелона парохода "Саратов" писал в своем отчете, что при посадке в Севастополе "чувство страха, близкое к панике, остаться на берегу, доминировало над всеми, и потому каждый устремлялся к пароходу, стараясь всеми способами, забраться на него, хотя бы с потерей оскребков оставшегося у него скудного и легковесного багажа.

    Были случаи, когда члены семейств бросали своих близких родных. В одном случае муж бросил жену, в другом мать детей, оставив их на берегу в Севастополе. Многие, даже почтенного возраста, и люди в чинах, не имея возможности попасть на пароход по трапу, взбирались по канатам, оставляя на берегу все свое имущество.

    Крупные войсковые части грузились мелкими соединениями под командой своих офицеров, в порядке" . На тот же пароход "Саратов", рассчитанный на максимальное количество 1860 человек, было погружено 7056, то есть почти в четыре раза больше допустимой нормы. Другие суда также были перегружены. На "Мечте" находилось более 6000, на "Екатеринодаре" – более 6500, а на "Владимире" около 12000 человек.

    Пароходы вышли в море перегруженными до крайности, все палубы и мостики, трюмы и проходы были буквально забиты людьми. Генерал Абрамов, рассматривая впоследствии на константинопольском рейде с миноносца "Жаркий" флотилию, определял степень загруженности пароходов по тому, заметно ли какое-либо движение на палубе или нет.

    Если глаз различал движущиеся группы людей, – значит, судно еще не было забито до отказа. Сильно перегруженный "Рион" вышел в море почти без угля и его стало относить по направлению к Одессе. К счастью находившихся на судне людей вовремя пришел на помощь буксир. С 13 по 16 ноября 1920 года из портов Крымского полуострова (Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта) вышло 126 судов, вместивших в себя около 136 тысяч человек, по данным Даватца и Львова .

    Численность эвакуировавшихся точно не известна. Врангель приводит другие цифры. В марте 1921 года он писал: "Всякая эвакуация является исключительно трудным делом.

    Эвакуация же из Крыма 160 тысяч человек при крайне неблагоприятных условиях, под угрозой наступающего противника, представляла особенно трудную операцию. Конечно, несмотря на блестящую работу всех ответственных лиц, возможны были, по различным причинам, отдельные недочеты, но в общем, они явились исключением" . А в декабре 1923 года он же сообщает, что было вывезено 145 693 человека.

    Но, еще в конце ноября 1920 года, в секретной сводке разведывательного отдела штаба французской эскадры указывалось, что "цифра эвакуированных возросла до 146 000, из которых примерно 29 000 гражданских лиц" . По всей видимости последние цифры наиболее точны.

    Интересным фактом является то, что красные войска не нажимали, дали определенную передышку, позволившую белым эвакуироваться. 11 октября командующий Южным фронтом Фрунзе, стремясь избежать дальнейшего кровопролития, обратился к Врангелю по радиотелеграфу с предложением прекратить сопротивление и обещанием амнистии, сложившим оружие.

    Ленин почти сразу отреагировал на этот несанкционированный шаг телеграфировав, что он "крайне удивлен непомерной уступчивостью условий. Если противник не примет их, то надо реально обеспечить взятие флота и невыпуск ни одного судна, если даже противник не примет этих условий, то, по-моему, нельзя больше повторять их и нужно расправиться беспощадно" .

    В ноябре 1920 года среди эвакуировавшихся даже ходила легенда, что беспрепятственную эвакуацию армии Врангеля "вытребовала" у Советской власти "благородная Франция".

    Действительно большая заслуга в эвакуации остатков армии Врангеля и гражданских лиц принадлежит французскому адмиралу Дюменилю, который вступил в переговоры по радиотелеграфу с командованием красных и, используя угрозу применения военной силы, обеспечил более или менее спокойную погрузку на эвакуировавшиеся суда.

    Однако, известна секретная шифрованная телеграмма от 16 ноября 1920 года подписанная председателем ВЧК Дзержинским и адресованная начальнику Особого отдела Юго-Западного и Южного фронтов Манцеву. В телеграмме говорится: "Примите все меры, чтобы из Крыма не прошли на материк ни один белогвардеец...

    Будет величайшим несчастьем республики, если им удастся просочиться. Из Крыма не должен быть пропускаем никто из населения и красноармейцев" . Неделей позже эти меры получили свое как бы юридическое обоснование.

    Переход по морю от крымских портов до Константинополя длился от одного до пяти дней, которые для многих стали труднопересказываемой мукой. Это была своеобразная прелюдия тех лишений, которые выпали на долю русских эмигрантов и которые им предстояло пережить.

    Жизнь большинства русских по пути к Константинополю и на его рейде проходила в ужасающих своей безысходностью условиях.

    Белый офицер Всеволод Саханёв в 1931-м году вспоминал о своем путешествии на транспорте "Сарыч": "В трюме было множество народу. Спали вповалку очень тесно. Тут же помещались эвакуировавшиеся с частями женщины — семьи офицеров и сестры милосердия.

    Посредине трюма, на люке, ведущим в нижнюю его часть, расположилась группа казаков. У них оказалось вино и почти всю ночь они пили и шумели…

    Огромный транспорт был сплошь заполнен людьми. Спали не только во всех трюмах, но и по всей палубе, так что между лежавшими оставались лишь узенькие дорожки для прохода" В самом деле, люди спали везде, где было место: на мокрых палубах, в грязных трюмах и у копоти труб. Особенно тяжело было женщинам и детям. К тому же в этой кошмарной обстановке родилось несколько детей и умерло несколько стариков и больных. Самым серьезным вопросом жизни на всех эвакуировашихся судах было питание.

    Почти ни одна воинская часть не имела довольствия больше, чем на сутки, а никаких запасов для питания людей практически не было. Первый день все были на собственном довольствии, то есть те, у кого, как у большинства военнослужащих, ничего не было, первый день ничего не ели. На второй день к вечеру на "Сарыче" было выдано по маленькой банке консервов на четырех человек. Хлеба не было почти ни у кого, а выдано его также не было. На "Владимире" голодали два дня.

    На десять человек выдавался один "маленький хлебец и небольшая банка мясных консервов" , а на "Херсоне" в день на человека выдавали кружку жидкого супа и несколько галет. На "Моряке" у пассажиров не было хлеба, но зато был запас консервов и муки, а воду выдавали по "билетикам" из расчета один стакан в сутки на человека.

    Но не везде и не все голодали и мучались от жажды. Участники описываемых событий отмечали, что самое худшее — это неодинаковость условий экакуации. На одних пароходах была грязь, давка и голод, а лишний багаж сбрасывали в море.

    На других же были и вода, и запас провианта, и разрешали брать с собой все, что угодно. В некоторых кают-компаниях, где размещались высшие офицеры, штабники и интенданты, процветали пьянство, карточные игры, а иногда и танцы под фортепиано или граммофон.

    На пароходе "Саратов" генералам и старшим офицерам подавались обеды из трех блюд, вино, торты и фрукты. На палубе броненосца "Алексеев" видели даму, выгуливавшую собачку. Известный южнорусский журналист Григорий Раковский писал: "Начальство устроилось с комфортом… Откуда только набралось столько начальства.

    Разместились, конечно, в каютах. Был у них хлеб, были консервы, галеты… была и водка. Пьянствовали. В пьяном виде скандалили, заставляли играть оркестры в то время, как сидевшие в трюмах испражнялись под себя…" .

    Другой "прелестью" этого путешествия было недостаточное количество туалетов на судах. Так на "Владимире" было "всего только три уборных на полторы тысячи человек. Бывали случаи, что приходилось стоять по 6-7 часов в живой очереди, чтобы попасть в "заветное место".

    Если кто-нибудь из очереди выходил хотя бы на минутку, его место мгновенно занималось другим конкурентом, и никакие претензии, споры и ругань не принимались в расчет.

    Рядом с мужской уборной помещалась и дамская, и друг против друга стояли длиннейшие хвосты из представителей двух полов, и из каждой очереди ежесекундно неслись крики, перебранка, споры конкурентов" . И совершенно естественно, что все эти ненормальности, связанные с огромной скученностью, крайне вредно отражались на здоровье. Так под влиянием плохой пищи и спертого воздуха началась дизентерия. Несложно представить, что стало твориться в очередях в "заветные места".

    Как правило, на третий-четвертый день корабли стали входить в Босфор. Несмотря на общее угнетенное состояние и на голод, все, кто только имел возможность, высыпали на палубу, чтобы смотреть на бесконечно красивую панораму не знающего себе соперников по красоте пролива. Палуба, все крыши и мачты были облеплены людьми, громко делившимися своими впечатлениями.

    "До сих пор, – писал В. Саханёв, – я все еще продолжал жить в атмосфере гражданской войны... Но когда я увидал так хорошо знакомую волшебную панораму Босфора, то понял, что ведь война окончилась, что надо думать о ближайшем будущем, надо что-то делать и как-то жить" . С 17-го по 21-е ноября на Константинопольский рейд подходили и останавливались суда с эвакуированными частями Русской армии и беженцами.

    Не все плавсредства дошли до Константинополя. Неисправный эсминец "Живой" шел на буксире у "Херсона". Во время шторма лопнул буксирный канат, и корабли разметало в разные стороны так, что они потеряли друг друга из вида. Не смогли найти "Живой" и корабли, прибывшие из Константинополя.

    Потерю эсминца "Живой" подтвердили французы в еженедельной секретной сводке разведывательного отдела штаба французской Восточно-Средиземноморской эскадры. В сводке от 27 ноября 1920 года указывалось: "Эвакуация в Константинополь завершена, все отбывшие корабли вернулись, за исключением миноносца "Живой", который из-за нехватки топлива был взят на буксир; буксир лопнул, корабль уклонился от курса и до сих пор не найден" . На всех военных кораблях, транспортах и буксирах, кроме позывных, были подняты сигналы: "Воды" и "Хлеба".

    Это были не только обычные морские сигналы и условные знаки. Десятки тысяч людей, запертых в своеобразную плавучую тюрьму, вопили о помощи. Но пересечение Черного моря и прибытие к Константинополю еще не означали конец мучений эвакуировавшихся. На рейде им предстояло простоять не одну неделю. Условия жизни лучше не становились.

    фото

    "Стоим на рейде в Константинополе, – записал в своем дневнике генерал Бородин. – Когда и куда поедем, пока не известно. Грязь невыносимая." Помыться было негде, сменить белье, если даже имелись запасные комплекты, тоже негде. Вода для умывания не отпускалась и люди были вынуждены мыться морской водой.

    В соленой воде мыло не мылилось, а грязь еще больше въедалась в тело. Большинство прибывших на константинопольский рейд чувствовало себя беженцами, безмерно утомленными спешным отступлением и ужасными условиями эвакуации.

    Ушаков А.И.

    Примечания

    [1] Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – с.503
    [2] Ревкомы Крыма. Сборник документов и материалов. – Симферополь,1968. – с.6

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — http://www.belrussia.ru

    Просмотров: 1541 | Добавил: providenie | Рейтинг: 4.6/11
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 213

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году