Метафизика - общее определение
Метафизика предузнания
Метафизика предопределения
Метафизика призыва
Оправдания
Проявления
Суверенитета
Теория божественного промысла
Выявление ошибок
Реформа христианского образования
Помочь, проекту "Провидѣніе"
Метафизика Божьего Промысла в общей схеме учения о благодати теологии кальвинизма
Определение: Метафизика – (от греч. meta ta physika - то, что за физическим) наука позволяющая рассматривать то, что подвергается исследованию после материального, физического и природного, то есть лежащего позади их, но само по себе являющееся первым. Метафизика – связующая во всей смене явлений и выражений, лежащих как в поле объяснимого и понятного, так и в поле сокрытого, необъяснимого, отвлеченного и заумного.
Объяснение определения: Общий метафизический подход к изысканию истины в области теологии является первичным для человека. Но сущность человека полностью поражена природой греха, в связи с этим способность человека к поискам истины и ее изучению лежит за гранью человеческого устремления, восприятия и потребности к восприятию. Таким образом, происходит процесс самоизоляции человека от метафизического мышления. Именно по этой причине метафизическая истина являющаяся сама по себе (т.е. не зависима от человека) первой, в материальном мире, рассматривается человеком лишь после познания материальных аспектов бытия и наук материальной направленности с соответствующими физическими законами.
Метафизика предузнания (избрания) в общей теории божественного промысла
Определение: Божье предузнание (избрание) – Заранее определенное, указанное, предназначенное (в светском понимании – «предначертание»). Творец избрав Свой народ из общего числа всех грешников когда-либо живших на земле, определил исключительно по Своей суверенной воле, этому народу быть искупленными от грехов и спасенными из этого материального мира.
Объяснение определения: О Божественном предузнании говорится по отношению к людям, а не в связи с какими-либо действиями, которые эти люди совершили. Писание говорит: «Кого Он предузнал…» (Рим. 8:29). Так же Бог говорит через Амоса: «Только вас признал Я из всех племен земли». То есть, независимо от какого-либо действия, хорошего или плохого, совершенного ими, Бог знал их в том смысле, что Он возлюбил их и избрал, чтобы они были Его собственными. Именно так Бог предузнал Своих избранных. Таким образом, термин «предузнал» необходимо понимать в значении «избрал».
Неверно полагать, что Бог избрал потенциальных в будущем верующих, потому что Он видел, что эти в будущем верующие что-то совершат – то есть, примут Его Сына. Верующие избираются не потому что совершают это святое дело принятия Христа, но они избираются, чтобы стать способными принять Его. «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Ефес.2:10).
Так же неверно утверждать, что Бог предвидел тех, кто уверует. Деяния Апостолов 13:48 говорит об этом совершенно ясно: «Уверовали все, кто был предуставлен к вечной жизни». Избрание не является следствием веры человека, но вера человека есть следствие того, что человек избран – «предуставлен к вечной жизни».
Кроме того, если сказать, что верующие развивали веру, принимая Христа, и что Бог предвидел эту веру и, поэтому, избрал их, значит, всего лишь сделать еще шаг назад – ибо, откуда же в этих грешных людях взялась вера для этого развития? Писание дает нам ответ: «Сие не от Вас, Божий дар» (Еф. 2:8).
Метафизика предопределения в общей теории божественного промысла
Определение: Предопределение – (заранее обусловленное) воля Бога определяющая собой поведение человека.
Объяснение определения: Один из важных аспектов в метафизических исследованиях это изучение явления предопределения. Материалистический подход в подобных исследованиях соприкасается с данным аспектом с достаточной долей схожести в попытках приближения к метафизике. Однако есть существенные различия.
• В чем схожесть по данному вопросу?
Вопрос о предопределении невольно рассматривается материалистами в виде объяснений с использованием термина «судьба» или «фатализм». Именно судьбанизированный (фаталистический) подход породил поговорку «Чему быть, тому не миновать!» или «От судьбы не уйти!». В этом отношении наблюдается единство материалистов и теологов в попытках объяснить явления судьбы и предопределения.
• В чем различие?
Но существует различие в между материалистическим подходом объяснения явления судьбы и теологическим подходом. Материалистичный подход к объяснению явления судьбы несет в себе наличие случайности, что касается теологического подхода к объяснению явления предопределения, то это явление объяснимо с позиции существования Того Кто предопределяет. То, есть если предопределено, значит, предопределено кем-то.
В теолого-метафизическом подходе полностью исключается наличие случая. Данный подход указывает на Творца проявляющего по Его суверенной воли некую силу, которая способствует свершению того, что, как сказали бы материалисты, предначертано судьбою, или излагая на теологическом языке, способствует свершению того, что заранее определено, или еще более теологически выражаясь, предопределено Творцом.
Метафизика призыва в общей теории божественного промысла
Определение: Божий призыв – призыв поступивший от Творца к творению, посредством которого у творения появляется склонность к тому к чему Всевышний заранее определил это творение.
Призвание - есть назначение и дело всей жизни творения.
Объяснение определения: Метафизическое истолкование Божьего призыва рассмотрим в значении термина «призвание», а не только в качестве несколько ограниченного термина «призвать». Призыв допускает как принятие, так и отказ, а призвание согласуется с даром Божьим. Неслучайно говорят о человеке, для которого дело его жизни является призванием, что он имеет дар от Бога.
Таким же образом необходимо понимать Божий призыв или Божие призвание в рамках метафизических исследований. Соответственно человек имеющий призвание Божье склонен к главному дару, происходящему от действия Святого Духа - к духовному совершенствованию (обновлению ума и освящению, т.е. рождению свыше), что естественно подводит человека к достижению тех результатов, которые предопределены для него Богом.
Итак, призыв Бога направленный к творению следует рассматривать в более широком спектре – в качестве призвания Божьего, ибо корень в двух терминах (призвал, призвание) идентичен в значении.
Метафизика оправдания в общей теории божественного промысла
Определение: Оправдание – довод посредством, которого можно достигнуть извинения.
Объяснение определения: Исключительно по снисходительности и милосердию сердца Своего Творец принял заслуги Своего Сына в качестве искупительной жертвы, оправдывающей грешников. Это новое, совершенное положение, характеризуемое словом: "Оправданные" приходит к предопределенным к жизни вечной во Христе как дар (Рим.8:29). Им, оправданным грешникам, приписывается праведность Христова (2Кор.5:21), и они освобождаются от долга, вины и наказания, следующего за грехом (Рим.4:7-8).
С точки зрения Творца, все, что необходимо было совершить, чтобы открыть небеса для грешников, уже исполнено (2Кор.5:17). Примирение с Творцом посредством действенного призвания Святым Духом дает оправданным (прощеным) грешникам также и внутренний мир, происходящий от уверенности в спасении. Именно этот внутренний мир подкрепляемый Святым Духом способствует обретению метафизического устремления к познанию теологической истины и освящению.
Спасение же человека от вечности, включающее в себя поэтапное (и в строгом неизменном порядке) ИЗБРАНИЕ, ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗВАНИЕ, ОПРАВДАНИЕ и в конечном счете ПРОСЛАВЛЕНИЕ (Рим.8:29-30), зависит исключительно от суверенной воли Всевышнего а не от людей (Иоанн1:12-13).
Метафизика проявления Славы Бога на его творении в общей теории божественного промысла
Определение:Божественное прославление творения – слава, зависящая от инициативы Бога, произведенная Богом и исходящая от Него Его творению.
Объяснение определения: Слава исходящая от Бога на Его творение (верующих) есть слава Божественная, а значит непреходящая (непрекращаемая), полная (без остатка претензий к несовершенству) и великая (превыше славы исходящей от людей). Эта слава именуется «прославлением». Прославление – есть заключительная стадия в плане искупления грешников.
Доктрина о прославлении непосредственно связана с доктриной Второго Пришествия Христа. При Втором Пришествии Иисуса Христа все истинно верующие (живые и воскресшие мертвые) будут окончательно прославлены. На этом завершится спасение избранных от вечности и таким образом смерть будет поглощена победою, а процесс освящения завершиться, достигнув цели.
Необходимо отметить, что в материальном мире, где неизбежно наличие греха, Бог освящает своих святых, приуготовляя их к будущей славе при Втором Пришествии Христа. Поэтому истинно верующие уже при земной жизни находятся в состоянии некоего (частичного) прославления и запечатлены навеки в статусе детей Божиих для вечности.
Метафизика суверенитета Божьей воли в общей теории божественного промысла
Определение: Суверенитет Божьей воли (Божий суверенитет) – полная независимость Бога-Творца от какого-либо влияния, действия или желания творений. Воля Божья как суверенитет Бога открывается творению:
1) в познании воли Всевышнего через Его слово явленное в рамках откровения составляющее Св.Писание,
2) а также во всех без исключения прошедших временных событиях.
Объяснение определения: Бог в Своем провидении использует обычный порядок вещей, однако Он свободен от этого порядка и может поступать вопреки установленному порядку, так как Он Всемогущ и Всевластен. Бог вершит дела как ему угодно. Таким образом, не противореча Божьему предопределению (установлению) и предузнанию Им также установлена вероятность событий согласно природе вторичных причин, которые, несмотря на неизбежность результата заложенного в предопределении и предузнании предполагают наличие существования свободы и условия.
Пример: Относительно человека, Божий Промысел проявляется следующим образом: как бы не решил человек действовать, используя свою свободу, и в каких бы условиях или ситуации человек не оказался, результат будет тот который заложен в предопределении и предузнании Божьем. Выбери человек иной план действия с полным его воплощением, результат был бы тот, который предопределен Богом и предузнан Им.
Таким образом, следует заключить, что всё в этом мире происходит по суверенной воле Творца.
Теория божественного промысла Божия
(Божьего Провидения)
Определение: Промысел Божий (анг. Провидение Божье) – Божественная сила, определяющая всё происходящее в мире в рамках суверенитета Божьей воли.
Объяснение определения: Божий Промысел включающее в себя аспекты его воплощения (выше перечисленные) являет всему человечеству метафизический закон, который распространяет своё влияние как на сферу потустороннего, так и на сферу посюстороннего. Данный закон можно классифицировать как «Закон жизни». Суть любого закона такова, что его невозможно изменять по своему (человеческому) усмотрению или под влиянием обстоятельств.
Поэтому Промысел, в основании которого лежит «Закон жизни», неизменяем по воли человека. И более того, не изменяем и самим Творцом, ибо Он не нарушитель закона, а вершитель и блюститель его. Творец в Своем предвидении (в частности в предузнании) стремится к свершению Им предвиденного, а не к изменению оного ибо любое изменение ставит под сомнение доктрину о Божественном Промысле.
Выявление ошибок
Очень сложно признаться в собственных ошибках. Но кто вкусил благодати Божией в процессе устроения Божиего порядка в общине, тот не свернет с реформационного курса по преображению народа Божиего. Признание же ошибок станет желанным и благодатным делом, даже для пастора. Однако много ли тех служителей, кто способен однажды с кафедры сказать общине, с которой многие годы или даже десятилетия шел определенным курсом, что курс был в некоторых аспектах неверным?
Умение пастора обустроить общинную жизнь таким образом, чтобы возможно было провести реформу, скорректировать ошибку, признаться в собственном просчете и при этом не нарушить мирную жизнь общинников, - вот залог успеха в пасторском труде. Но чаще всего мы наблюдаем обратное.
Вскрыть ошибку, проникшую в вероучение церкви, порою просто не возможно в церковной среде. И тут даже дело не в падении авторитета пастора при его признании ошибки, а в том, что нарушится крепость религиозной общины. Сегодня общины не способны провести реформацию, то есть, ревизию вероучительных стандартов и необходимое преобразование. Этот процесс просто немыслим при той закваске, которую впитали в себя церкви.
Поэтому прежде любой реформы необходимо заняться воспитанием народа. И тут без потерь не обойтись, и это - в лучшем случае. В худшем, недовольные переменой возьмут верх, и ни о каком преобразовании речи не будет. Всё останется на прежнем уровне.
Такова реальность. Как жаль, что сегодня в христианской среде почти нет тех, кто понимал бы важность наряду с проповедью назидать общину общечеловеческими этическими нормами общения. Сегодня в нашей стране в христианском мире, за исключением может быть нескольких общин, этическая атмосфера просто вопиющая.
Реформа христианского образования
Сегодня пристальное внимание государственной власти обращено к Высшим Учебным Заведениям России. В немалой степени это относится и к учебным заведениям религиозных организаций, налево и направо выдающим дипломы о высшем образовании с присвоением степеней бакалавра и магистра теологии.
Всем очевиден тот факт, что зачастую данные богословские степени в христианских организациях присваиваются практически вчерашним новообращенным уже лишь за то, что они уверовали в Бога, бросили курить и употреблять алкоголь, перестали привлекаться за нарушения общественного порядка и начали прилежно посещать четыре раза в год - но исключительно за стипендию - недельные библейские курсы.
А то, что новоиспеченные бакалавры и магистры к концу обучения порой неспособны отличить застольный тост от корпоральной молитвы, - мало кого интересует. Главное - вал. Чем больше выдадим дипломов, тем щедрее западные (или восточные) спонсоры отфинансируют следующий набор студентов, обеспечивая заработной платой, прежде всего, устроителей учебных заведений. Таков нынешний век. Век доллара и евро.
Очень жаль, что к такому неблагоприятному положению вещей в учебных заведениях в первую очередь проявляют интерес внешние, дабы исправить положение дел. Хорошо бы самим христианам отнестись к данной проблеме серьезно. Сделать выводы. Искоренить негативы. Удалить злой корень. Нужно в срочном порядке перестать плодить неграмотных богословов.
В противном случае их массовость превратит христианство в одну большую неуправляемую секту, стремящуюся заявить о себе на всех уровнях власти в церкви, обществе, государстве. Что получит Россия при таком нашествии "отцов" новой волны современного богословия XXI века?
Незаметно вызревает глобальная проблема в церковной среде; вместе с ней множатся вопросы по поводу того, как выбираться из этой сложной ситуации. Нельзя продолжать не замечать эту мину замедленного действия.
Мы призываем к реформе образования в христианской среде. Реформаты Сибири готовы поделиться своими соображениями по выходу из проблемной ситуации. Приглашаем к совместному размышлению на эту наболевшую тему руководителей всех религиозных учебных заведений.