Северный Зеленчукский храм
Северный храм служил кафедральным собором Аланской епархии в X-XIII веках нашей эры. Сложен из песчаника. В плане имеет форму креста. Длина храма без притвора составляет 21 метр и равна высоте, ширина - в два раза меньше.
Часть фресок в конце XIX века зарисовал Д. М. Струков, рисунки хранятся в архиве ИИМК, до нашего времени фрески не сохранились.
Согласно В. А. Кузнецову, скорее всего, этот храм воздвигнут здесь первым в 914-916 гг. и был посвящён св. Николаю Чудотворцу (данные 2002 г.).
В храме находились: единственная на Северном Кавказе древняя крещальня, алтарь, три бывших захоронения у южной стены.
Средний Зеленчукский храм
Храм сложен из песчаниковых плит на известковом растворе. Полная высота храма соответствует его длине, а высота окон барабана равна радиусу купола.
В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан православный мужской Александро-Невский монастырь. В 1897 году монахи восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нём богослужения.
Согласно А. А. Демакову и И. Л. Чумаку, этот храм был заложен в праздник Преображения и посвящён Спасу-Христу Спасителю (данные 1988 г.). Датируется первой четвертью X века.
Южный Зеленчукский храм
Небольшой по размерам храм: 6,16 на 7,7 м.
Южный Зеленчукский храм, построенный в IX-X веке, и позднее перестроенный уже в русском стиле, является сейчас древнейшим действующим христианским храмом России.
В 1991 году храм был освещён как Ильинский (был посвящён св. пророку Илии) и в настоящее время является действующим православным храмом.
Наскальный образ Христа Спасителя на Архызе
Иногда бывает в диковинку услышать, что Архыз называют раннехристианским центром. Еще удивительнее слышать, когда говорят, что можно отправиться не только на отдых в Архыз, но и пройтись по паломническим местам, например, вскарабкаться на гору и поклониться наскальной иконе лика Христа Спасителя. Согласитесь, как в такое поверишь?
Эта икона достаточно хорошо спрятана на склоне хребта Мацешта, об этом Нерукотворном Спасе много веков ходят разнообразные легенды. Образ Христа Спасителя смотрит на другой берег реки, на средний храм, с которым связывают написание данной иконы.
Так же возможно, что появление лика совпадает с появлением Аланской Епархии. Местные старожилы говорят, что несколько сотен лет назад молния ударила в скалу, отколов огромный камень, а на оставшейся части скалы, на отвесной ее части образовался лик Христа Спасителя.
Согласно другой версии, образ Христа был создан для защиты города от эпидемии чумы, разразившейся в этих местах XIVв. До сих пор к единому мнению о появлении этой иконы не пришли, но к ней постоянно продолжают стекаться паломники со всего мира. На первый взгляд в глаза бросается первое изображение Христа, которое известно еще как Спас Нерукотворный.
Особенность же его такова, что при дневном освещении, когда светит солнце, лик невидим, но ранним утром или вечером, когда солнце уходит за горизонт, а также в ненастную погоду, когда тучи окутывают небо, на отвесной скале четко проступает изображение лика Христа Спасителя.
Этот образ как бы повторяет предание, известное на Руси, о невидимом Граде. В смутные времена, когда Граду грозила опасность, Господь накрывал его своим «покрывалом», и Град становился невидимым. Тоже можно сказать и об этом наскальном образе. Спас долгое время оставался невидимым от людских глаз.
Поражает то, с какой длительной настойчивостью образ Христа скрывался от людей, оставаясь незамеченным. Хотя, возможно, будет более правильным сказать, что лик Спасителя открывался, но не всем, а только тем, чья душа была готова увидеть его.
У местных жителей эта икона называется потаенной. Рассказывают, что кому то эта икона открывалась и ранее, что ее видели и в годы второй мировой войны, и даже еще ранее, до основания в этих местах Александро-Афонского мужского монастыря.
Говорят что в этих местах также спрятана еще икона Богородицы. Пока еще достоверных сведений о том, где она находится, нет, но вроде как ходят слухи о том, что кто-то ее уже видел…
Храм святого пророка Божия Илии, IX век, (купол восстановлен в XIX веке)
Храм Святой Троицы, первая четверть X века
Храм святого великомученика и Победоносца Георгия, X век
Гора Шоана
Храм Святой Троицы, первая четверть X века
Ущелье реки Большой Зеленчук
Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" (Влахернской), первая половина X века
Тебердинское ущелье
Верхняя Балкария
Мавзолеи
Софийский хребет, озеро Ойматлы-Джогамы
Гора София
Затерянный Город Солнца
Таинственное, малоизученное Лесо-Кяфарское городище, расположенное на северо-восточных отрогах Кавказского хребта, могло бы стать отличной декорацией для фантастического фильма или мистического триллера.
Деревья причудливой формы соседствуют с загадочными руинами. Археологи называют городище памятником нескольких эпох, причем артефакты самой старшей из них относятся ко II тысячелетию до нашей эры.
А эзотерики называют мертвый город местом силы и приезжают сюда медитировать и заряжаться энергией.
Неофициальное название городища — Город Солнца. О том, что здесь, возможно, был культовый центр, свидетельствуют древние гробницы-дольмены, надписи, похожие на руны, изображения людей и зверей и многочисленные кресты, вырезанные на камнях. Даже далекий от мистицизма человек почувствует необычную сверхъестественную энергетику этого места.
Как добраться? Ближайший аэропорт — Минеральный Воды. Ближайший железнодорожный вокзал — Невинномысск. На машине или автобусе до станицы Зеленчукской и оттуда до хутора Лесо-Кяфарь (из Невинномысска путь займет 3,5−4 часа, из Минвод — немного больше). С хутора до городища — пеший подъем на невысокую гору, 1,8 км.
Где остановиться? Можно снять комнату у жителей Лесо-Кяфарь (от 500 руб. с человека в сутки).
Что привезти из поездки? Магазинов тут нет, но закупиться сувенирами можно в пути на придорожном рынке. Летне-осенние туристы могут набрать грибов, шишек и лесных орехов.
Целебные источники Санчарского ущелья
В Санчарском ущелье, это юго-западная граница Карачаево-Черкесии, на площади около 100 квадратных метров компактно расположились 17 различных по химическому составу и температуре минеральных источников, известных уникальными целебными свойствами. Наверняка они были бы так же популярны, как кисловодские нарзаны, если бы не их труднодоступность.
Дорога с асфальтовым покрытием заканчивается за 70 км до цели, а дальше проехать можно исключительно на уазике или внедорожнике. Однако это не мешает тысячам туристов ежегодно выбирать кислые источники для отдыха и оздоровления.
Некоторые воды Санчарского ущелья по составу повторяют источники Кавказских Минеральных Вод, Грузии и Армении, а другие столь необычны, что аналогов им на всем Кавказе не нашлось. Согласно проведенным исследованиям источники помогают при более чем 13 различных недугах, в числе которых сердечно-сосудистые заболевания, болезни печени и почек, опорно-двигательного аппарата. Полезны они и для усиления репродуктивной функции.
У каждого источника висит табличка с перечнем «своих» заболеваний. Помимо минеральных вод оздоровительному процессу способствуют чистый горный воздух, наполненный ароматом хвои и кавказских трав, и долгие пешие прогулки к источникам. Здесь можно по-настоящему отдохнуть душой и телом наедине с природой и разгрузить голову от будничных проблем в отсутствии интернета и телефонной связи.
Как добраться? Для посещения кислых источников необходимо заранее оформить пропуск в пограничную зону (бесплатно). Дорога долгая и трудная, займет почти весь световой день. От палаточного городка пешком до источников — 4 км.
Сколько стоит? Пользование источниками — бесплатное.
Где остановиться? В собственной палатке. Или можно снять в аренду за умеренную плату палатку, вагончик или домик.
Что привезти из поездки? Минеральную воду. Она долго не теряет целебных свойств, поэтому лучше запастись необходимой тарой.
Медовые водопады
В Карачаево-Черкесии много красивых и известных водопадов. А Медовые попали в наш дайджест прежде всего потому, что это не только живописное и комфортное для отдыха место, овеянное легендами, но еще и признанный центр этнокультурных мероприятий.
На базе туркомплекса «Медовые водопады», который находится недалеко от села Красный Курган, регулярно проходят фестивали кавказской музыки и кухни, спортивные соревнования по национальным видам спорта и выставки-продажи декоративно-прикладной красоты.
Тут ставили кулинарные рекорды по приготовлению самого большого хычина и самого большого количества единовременно заквашенного айрана. Интереснее всего, конечно, приезжать во время таких вот праздников в этническом стиле, но и в другое время есть чем заняться.
В первую очередь, конечно, нужно посетить удивительный природный аттракцион из пяти разных по мощности и высоте водопадов, познакомиться с бытом местного народа в этнографическом музее «Карачаевское подворье» и отведать блюда национальной кухни. Для любителей активного отдыха предлагаются конные и джип-туры и сплав по реке.
Как добраться? Из Минеральных Вод через Кисловодск можно доехать за 1 час. Из Кисловодска — за полчаса.
Где остановиться? В гостинице туркомплекса «Медовые водопады» (стандартный номер на двоих — от 1600 руб. в сутки, бюджетный — от 600 с человека).
Сколько стоит? Экологический сбор — 60 руб. с человека. Посещение музея «Карачаевское подворье» — бесплатно.
Что привезти из поездки? Изделия декоративно-прикладного искусства: глиняные фигурки и куклы в национальной одежде, предметы утвари из дерева, изделия из меха — от картин до чехлов на сиденья автомобиля.
Фатима Гаджаева
Святые источники Тюменской области
На территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, есть несколько святых источников. Открывались они людям в разное время, их появление, как это всегда происходит со святынями, сопровождалось чудесами. Все они по глубокой вере исцеляют даже от тяжелых неизлечимых современной медициной болезней.
Колодец около деревни Криванково в Юргинском районе.
Есть разные версии, когда и как появился святой источник Криванковский колодец. Кто-то говорит, ему сто лет, кто-то, что он «всегда тут был». Но, судя по свидетельствам, он появился где-то до или после революции 1917 года. Многих людей исцелил этот святой источник.
Ивановский колодец в селе Черемшанка Ишимского района.
Считается, что святой источник Ивановский колодец появился в XVIII веке. Его возникновение связано с явлением в этом месте чудотворной иконы Иоанна Предтечи.
Источник во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Каменка Тюменского района.
По рассказам старожил с давних времен в селе Каменка Тюменского района в двухстах метрах от Храма Покрова Пресвятой Богородицы бил источник Николая Чудотворца. Во времена безбожия его завалили мусором и всяким хламом. И только где-то в 2002 году колодец начали очищать, облагораживать, его осветили. Со всей округи едут сюда за святой водичкой, целебная она, чудесная.
Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в селе Рафайлово Исетского района.
О «Живоносном источнике» в селе Рафайлово Исетского района, который в народе прозвали «ключиком», знали испокон веков. Вода в нем была необычайно чистая, исключительная, исцеляющая. В начале в этой местности Господь дал людям четыре источника. В годы советской власти удалось сохранить только этот святой «ключик», находящийся на краю села в ложбинке среди березок и елочек, да еще один, который сейчас в собственности, поэтому закрыт для доступа простым желающим.
Святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского.
В чаще леса среди берез и осин на территории Самотлорского месторождения в 70 км. от города Нижневартовска расположен святой источник святителя Иоанна митрополита Тобольского. Это одно из самых благоустроенных святых мест в Тюменской области. По рассказам здесь исцелилось немало людей.
Святые места в Тюменской области