Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2015 » Май » 14 » • Миф о лучшем в мире советском образовании •
17:31
• Миф о лучшем в мире советском образовании •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • С этим никто не спорит
  • О нашей системе образования
  • Совобразование монстра
  • То есть?
  • Была ли перспектива?
  • А дальше?
  • Это же маразм...
  • И что можно предпринять?
  • А второй уровень этой проблемы?
  • Распространенный миѳъ о Совдепiи
  • Ущербъ для имущества
  • Въ особую комиссію по разслѣдованію злодѣяній
  • Примечания
  • Иллюстрации
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Предисловие

    Смотрю на список сотрудников очередной кафедры.

    Мне и грустно и смешно. Вполне серьёзные ответственные люди. Доктора и кандидаты наук. Специалисты высочайшего уровня. Убелённые сединами и не очень. Молодые и и пожилые. Листаю перечень кафедр дальше. Глубочайшие познания в области сопромата, упругости древесины, усушке и утруске лесных пород.

    Вспоминаю наш родной Горный институт.

    Тоже кафедры. Много кафедр.

    На каждой свои доктора наук. Свои кандидаты. А университеты?!

    Какие имена! Какие списки!!! Вспоминаю Назина. Он практически автор современного Сургутского университета. А за ним? Плеяда!!!

    Вспоминаю Клеандрова. Какой юрист!

    Какая голова!!! Его ученики - гранды сибирской юриспруденции. Какие люди!!!

    А в педагогике? В нашей отечественной науке- педагогике? Вспоминаю Давыдова. Василия Васильевича. Титан!!!

    А кто не помнит одного скромного проректора скромного вуза по повышению квалификации? Его имя знает весь мир! Им гордится Россия!!!

    А какие инженеры, учёные, врачи и философы вышли из нашей системы образования!!!

    Перечислять - не перечислить!

    Бесконечен будет перечень дипломов и международных наград. Бесконечен будет перечень славных имён.

    Разве можно при таких достижениях, какими отметились наши(!) выпускники наших(!) учебных заведений, бросить камень в советскую систему образования, самую передовую систему образования в мире?

    С этим никто не спорит

    Начнем с полководцев. Наши полководцы одержали самые великие победы на полях сражений. Разве это не свидетельствует об успехах нашей - лучшей в мире - системы образования?

    Перейдем к спортсменам: практически во всех спортивных дисциплинах мы в то или иное время лидировали! Разве это не свидетельствует о первенстве нашей отечественной системы образования?

    Присмотримся к космосу. К авиации. К медицине. В космосе мы были первыми и в металле и живьём!

    Присмотримся к к самолетам: наши самолеты - самые лучшие самолеты в мире. Самые грузоподъемные, самые дальнолетные, самые маневренные, самые безопасные.

    Наши врачи - самые лучшие врачи в мире. Это признано всем миром. Всей планетой. С этим никто не спорит.

    О нашей системе образования

    У кого повернётся язык плохо отозваться о нашей системе образования?

    Какой негодяй посмеет сказать о ней отрицательное слово?

    Только тот, кто был вышвырнут этой системой где-то в районе западно-сибирской низменности, может злопыхательствовать и порочить нашу систему образования, наш общественный строй, нашу Ленинскую Коммунистическую партию.

    А теперь давайте вместе ответим на несколько простых, понятных, доступных пониманию даже первоклассника вопросов.


    1. Почему мы все пользуемся клавиатурами и ПК произведенными не на наших предприятиях, сконструированных не нашими выпускниками, обеспеченными программами, написанными не нашими учеными?

    2. Как случилось, что самая образованная (прекрасно образованная - заметим в скобках) общность людей на свете не смогла самоорганизоваться так, чтобы защитить самое себя от распада и развала?

    3. Почему столь блестяще образованные люди предпочитают ассигнации, которые в школе не изучались, банки, о которых в вузах не говорилось, острова, которые на контурных картах не раскрашивались?

    4. Почему лекарства зарубежных производителей ценятся дороже своих и почему наши высокообразованные врачи пользуются импортным инструментарием?

    Добавлю к сказанному, что СЕЛЕКЦИЯ и ОБРАЗОВАНИЕ - это совершенно разные понятия, и очень часто успехи селекции путают с успехами системы образования. Но об этом мы ещё успеем поговорить, если это хоть кому-нибудь будет интересно.

    Алексей Ратушный

    Советское образование вскормило монстра

    О том, как учили в СССР и какое образование мы имеем сегодня – интервью с членом правления фонда "Центр стратегических разработок "Северо-запад" Петром Щедровицким.

    Призрак советской образовательной системы не покидает страну. Что бы ни происходило в сфере образования, мы обязательно сравниваем с тем, что было в советские годы: финансирование, программы, уровень преподавателей. Каким было в реальности образование в СССР? Речь, конечно, о 60 – 80-х годах.

    Петр Щедровицкий: Первое, что мы должны сегодня осознать: чрезвычайно важной стороной советского проекта было образовательное "МММ".

    То есть?

    Советское образование было самой настоящей пирамидой. Представьте себе обычного представителя третьего поколения советской индустриализации: его дед был крестьянином, отец – квалифицированным рабочим, а он сам – инженер. Это классическая структура. Как в этих условиях обычная семья воспринимает происходящее? Однозначно как социальный лифт. В 60-е и 70-е годы многие уже ощущали себя представителями советского "среднего класса", а перед следующим поколением открывались необъятные горизонты научно-технической революции.

    Количество инженеров и дипломированных специалистов в послевоенный период неуклонно растет, вузы работают на их производство, получение высшего образования для детей становится главным в каждой советской семье. В этот момент никто не задает себе вопроса, что будет дальше, когда 100% выпускников школ станут инженерами. Почему я и говорю, что это пирамида.

    Дело в том, что такая модель может быть жизнеспособной только при одном условии: если одновременно происходит глобализация хозяйства по-советски и вот эти несколько десятков миллионов ученых и инженеров, живущих на территории Советского Союза, становятся "золотыми миллионами" для стран Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы.

    Для стран, которые в 70 – 80-е годы входят в цикл догоняющей индустриализации и берут социалистическую модель развития в качестве образца для подражания. Тогда модель работает.

    Была ли перспектива у этой модели, на ваш взгляд?

    По сути, у СССР и его системы образования мог быть только один сценарий развития: стать лидерской структурой некой глобальной мировой кооперации стран. В таком масштабе наиболее продвинутая часть населения СССР могла бы специализироваться на "высоких" видах деятельности – научных исследованиях, инженерной и конструкторский работе, высокотехнологических сервисах, а система образования – поддерживать качество человеческого капитала. Именно поэтому так важно было в этот период создавать СЭВ и "помогать" развивающимся странам в разных частях планеты.

    Однако не стоит забывать, что этот процесс происходил в условиях постоянной и обостряющейся конкуренции с другим центром силы, который действовал похожим образом, – США. Конкурент гораздо быстрее понял, что продавать образ жизни важнее, чем продавать товары, что "либерализм" как идеология индустриализации более ходовой товар, чем "марксизм".

    И что образование, как канал к будущим успехам, выгоднее продавать у себя дома индусам и китайцам, чем дарить бесплатно, как этот делал СССР. Интеллектуальное обеспечение лидерских претензий США оказалось более эффективным, чем пропаганда "развитого социализма", а вместе с ним и советских инженерных решений в области космоса, авиации, атомной энергии и автомобилестроения.

    А дальше?

    А дальше, как мы знаем, конкуренция двух стран, одинаковых по претензиям на глобальное лидерство, заканчивается поражением одной из них. История проигрыша СССР еще никем не осмыслена и не описана, к сожалению. Это дело будущего. Важен результат: в тот момент, когда Союз оказался в положении проигравшего, все обеспечивающие и поддерживающие его системы были обречены. В том числе, и система образования.

    Безусловно, подобные катаклизмы не происходят одномоментно. На наших глазах советские институты умирают уже более 25 лет и будут умирать дальше. Важно, что пирамида рухнула. Ей не для кого стало готовить всех тех специалистов, которых она выпускала для мегапроекта глобализации по-советски. И новая власть – не важно, какая – вынуждена была в какой-то форме обналичивать проблему. Сначала она говорит: "Нам не нужно столько инженеров". Затем: "Нам не нужно столько юристов и экономистов".

    Юристы и экономисты в невероятном количестве – продукт первых постсоветских лет. Так называемые "менеджеры" – продукт 2000-х. Наши вузы, рассчитанные на совершенно другие масштабы и перспективы развития, в 90-е годы под видом образования стали продавать людям, теряющим работу, некий пакет мифов. Бывших преподавателей научного коммунизма назвали преподавателями маркетинга, недоучившихся психологов сделали специалистами в кинематографе...

    Это же маразм...

    Не маразм, а самосохранение системы. Любая система стремится выжить. А поскольку у людей в голове живет старая советская модель социального лифта, они своих детей традиционно видят выше себя: "я инженер, а он должен быть управленцем". Только не понятно, чем они все будут управлять, эти 20 – 30 миллионов управленцев.

    В 90-е годы почти все вузы создали огромное число филиалов в регионах, предлагая полубезработным людям модное "образование": экономическое, юридическое, управленческое. Это торговля воздухом, по сути. Система начала сохранять себя, паразитируя на остаточных социальных настроениях: "Наши дети должны жить лучше нас". А какой способ жить лучше? Образование. Какое образование? Идеологи быстрого перехода к "капиталистической модели развития" говорят, что юристы и экономисты.

    А как их готовить? Мы же раньше этого не делали. Отсюда – социальная мимикрия: оставшиеся не у дел преподаватели научного коммунизма, читающие курс менеджмента и маркетинга, резкое ухудшение качества образования. А также порядковое увеличение числа вузов и их филиалов, фактически – продажа дипломов и обман потребителя.

    И что можно было бы сейчас предпринять?

    Думать. Эта проблемная ситуация включает в себя, по крайней мере, два уровня. Первый: может ли быть передовое образование в стране, проигравшей глобальную конкуренцию? Представьте себе, что я простой человек и хочу заниматься развитием авиации. Но я же вижу, что самолеты, на которых летает российская авиация, – иностранные. Если в этой области даже запускаются какие-то проекты, то это проекты на нишевых рынках: например, военная и транспортная авиация еще сохранила позиции.

    Может ли быть хорошее образование в стране, где нет хорошей промышленности? Нужно четко понимать, что образование, во многом, это индустрия создания образа будущего. Престиж и социальный статус играет в сфере образования не меньшую роль, а может быть, большую, чем его технологически-содержательная основа.

    Подготовка, как важнейший технологический процесс в сфере образования, неотрывна от производственной практики и участия студентов в реальных проектах. Поэтому не может быть реформы образования вне формирования промышленной политики и определения места страны в глобальных цепочках разделения труда и кооперации.

    А второй уровень этой проблемы?

    И второй момент: образование оно потому и "образование", что для того, чтобы образовывать, надо человеку давать картину мира, его образ. Слово "образование" идет из средневекового лексикона христианской педагогики. А картина мира – это то, что в философии называется "онтология", то есть – представление о том, как устроен мир.

    В СССР эту функцию – картины мира – выполнял марксизм. Мы сейчас не обсуждаем, хорошая она или плохая, но она была. В ней объяснялось все: и политическое устройство, и экономические перспективы, и конкуренция мировых сил.

    Был исторический материализм, диалектический материализм и даже "химическая форма движения материи". Это была настоящая онтология – стройное представление о том, как устроен мир. Она была разрушена. А новая картина мира не сложилась.

    Ведь картина мира – это, в том числе, основа ценностей. Какие могут быть инструменты без ценностей? Чему мы теперь учим? Где ответ на вопрос о природе тех или иных явлений, о причинно-следственных связях, которые пронизывают окружающий нас мир?

    Вместо этого – набор случайных данных, надерганных из популярной литературы вперемешку с гороскопами. Какое в этих условиях может быть образование? Образование – это путь к образу чего-то. Мы попали в ситуацию "идеологического", как сейчас говорят, – но на самом деле не идеологического, а онтологического вакуума.

    Автор Зоя Милославская

    Распространенный миѳъ о Совдепiи

    Однимъ изъ наиболѣе распространенныхъ миѳовъ о Совдепiи, который «совки» и нео-«совки» не устаютъ распространять на всѣхъ углахъ и на всѣ лады, является миѳъ о томъ, будто въ ублюдочномъ СССР существовала самая лучшая въ мірѣ система образованія.

    Если подъ «образованіемъ» имѣть въ виду способность читать «Правду» и другія совѣтскія газеты, умѣніе грамотно писать доносы въ ГПУ и конспекты сочиненій Сталина, пересказывать на «политинформаціяхъ» доклады Л.И. Брежнева на NN-омъ съѣздѣ КПСС, безошибочно декламировать поэму «Владиміръ Ильичъ Ленинъ» и «Стихи о Совѣтскомъ паспортѣ», а также профессіонально разоблачать «буржуазныхъ фальсификаторовъ исторіи» и опровергать «мракобѣсныя измышленія реакціонной идеалистической философіи», то противъ этого возразить нечего. Съ этой точки зрѣнія «образованіе» въ Совкѣ и въ самомъ дѣлѣ стояло на самомъ высокомъ уровнѣ въ мірѣ.

    Если же слово «образованіе» понимать въ его настоящемъ значеніи - какъ формированіе образа Божьяго въ человѣкѣ и просвѣщеніе его свѣтомъ Истины Христовой, какъ полученіе правильныхъ представленій о мірѣ, жизни и человѣческомъ обществѣ, какъ пріобщеніе къ міровой и національной исторіи, къ достиженіямъ христіанской цивилизаціи и культуры и, наконецъ, какъ воспитаніе духовно-нравственной и отвѣтственной передъ Богомъ человѣческой личности, то въ этомъ отношеніи богомерзкому СССР похвалиться абсолютно нечѣмъ.

    То, что въ СССР именовалось «просвѣщеніемъ» представляло собой самое настоящее духовное развращеніе, а результатомъ совковаго «образованія» являлось появленіе на свѣтъ Божій общественныхъ, умственныхъ и нравственныхъ уродовъ съ совершенно дикими, антихристіанскими, сатанинскими понятіями объ истинѣ, добрѣ, красотѣ и общественной пользѣ.

    Въ основѣ этого «образованія» лежало воинствующее, агрессивное безбожіе, мертвящая печать котораго легла абсолютно на всѣ составляющія «самой лучшей въ мірѣ» образовательной системы. Ея задачей было не сформировать богоподобную личность, а истребить въ человѣческой душѣ само понятіе о Богѣ, низвести человѣка до уровня говорящей, пишущей и читающей скотины.

    «Лучшая въ мірѣ система» выпускала безбожниковъ-интернаціоналистовъ, воспитанныхъ на понятіяхъ «классовой морали», убѣжденныхъ, что человѣкъ произошелъ отъ обезьяны, и смотрѣвшихъ на всё черезъ призму «діамата» и «истмата», людей, познанія которыхъ о Россіи, ея исторіи и культурѣ отличались рѣдкой невѣжественностью и лживостью, а ихъ общій кругозоръ былъ чрезвычайно узкимъ, ограниченнымъ рамками партійной идеологіи. Помимо этого данная система:

    — запрещала частное и семейное обученіе дѣтей, требуя обязательнаго ихъ пріобщенія къ государственной богоборческой школѣ, и карала за попытки религіознаго воспитанія молодежи увольненіемъ съ работы, тюрьмой и даже смертной казнью.

    — убивала коренной русскій языкъ, замѣняя его совѣтскимъ жаргономъ и аббревіатурами, и произвела на свѣтъ сотни милліоновъ людей, понимающихъ исключительно совѣтитъ и неспособныхъ не только писать, но порой даже и читать по русской орѳографіи, не говоря уже о церковнославянскихъ текстахъ, которые для этихъ людей являлись и являются чѣмъ-то вродѣ китайской грамоты.

    — превратила преподаваніе русской и міровой исторіи въ забиваніе мозговъ учащихся пропагандистскими штампами, партійными агитками, ложью, миѳами, фальсификаціями, цитатами дебиловъ изъ числа «классиковъ марксизма-ленинизма»; она воспитывала ненависть къ настоящей, подлинной, исторической Россіи, ея героямъ, мученикамъ, вождямъ и Царямъ, и пріучала любить и почитать антихристову «совѣтскую Родину», ея «героевъ» и «вождей», являвшихся по совмѣстительству предателями Бога, Царя и Отечества и палачами Русскаго народа.

    — сдѣлала литературу служанкой коммунистической пропаганды, запрещала читать произведенія лучшихъ русскихъ писателей и поэтовъ, включая даже классиковъ, а разрѣшенную часть ихъ литературнаго наслѣдія преподавала и толковала въ русофобскомъ ключѣ, въ извращенномъ, искаженномъ партійной ложью видѣ, и насильно принуждала изучать сочиненія жидо-совѣтскихъ писакъ, которыя всѣ были пропитаны человѣконенавистническими идеями, гнусными образами, бѣшеной злобой противъ царской, христіанской, національной Россіи.

    — сочетала процессъ обученія съ безсовѣстной эксплуатацiей дѣтскаго труда на всякихъ «субботникахъ», «воскресникахъ», «трудовыхъ десантахъ», съ дармовымъ использованіемъ подростковой рабсилы на производствѣ во время безконечныхъ «авраловъ», «прорывовъ» и «срывовъ плановыхъ заданій», а также засоряла его такъ называемой «общественной работой», т.е. всевозможной пионерско-комсомольской бѣсовщиной, отбиравшей и то немногое время, что оставалось для отдыха.

    — была предѣльно милитаризована и военизирована, напичкана всякими «военными подготовками», «зарницами», «смотрами строя и пѣсни», «парадами октябрятскихъ войскъ» и прочей дрянью, съ младыхъ ногтей приучавшей къ коммунистической казармѣ, гдѣ потомъ и завершалось это «образованіе», превращавшее людей въ красныхъ янычаръ, готовыхъ по приказу кремлевскихъ сатанистовъ идти на завоеваніе всего остального міра.

    Высшая школа въ этой системѣ постоянно находилась подъ пятой «единственно вѣрнаго ученія» и партійныхъ надсмотрщиковъ, которые душили всякую независимую научную мысль идеологической цензурой и разгромными кампаніями то противъ генетики, то противъ квантовой механики, то противъ теоріи относительности, то противъ «лѣвацкихъ загибовъ» въ исторіи, то противъ «правыхъ уклоновъ» въ политэкономіи, то противъ Бора, то противъ Марра, то противъ экзистенціалистовъ, то противъ «вейсманистовъ-морганистовъ».

    Если же еще вспомнить о страшномъ засильѣ жидовъ въ этой системѣ, въ рукахъ которыхъ находились всѣ основные посты и должности, и которые задавали тонъ всему процессу обученія и воспитанія, то картина «самой лучшей въ мірѣ системы образованія» получится исчерпывающей и полной.

    Русскій человѣкъ кромѣ того не имѣетъ права забывать, что возникла эта система не сама по себѣ, а въ результатѣ цѣленаправленнаго уничтоженія Русской національной системы образованія. Прежде чѣмъ за дѣло обученія взялись партійные активисты, безбожники-комсомольцы и провинціальные жидки, долженъ былъ быть физически уничтоженъ Русскій учитель, русскій преподаватель, русскій воспитатель, русскій ученый-гуманитарій.

    Лишь русскихъ ученыхъ-естествоиспытателей терпѣли въ этой системѣ, но и то лишь до того момента, пока они на «шарашкахъ» подъ присмотромъ НКВД не произведутъ нужнаго количества оружія и не подготовятъ себѣ замѣну въ лицѣ красной безбожной «интеллигенціи», послѣ чего безъ лишнихъ разговоровъ спускали ихъ въ лубянскiе подвалы и пускали имъ пулю въ затылокъ.

    Эта «лучшая въ мірѣ» система въ буквальномъ смыслѣ слова стояла на костяхъ русскаго образованнаго слоя, она пропитана кровью русской культурной элиты, и такимъ образомъ не просто чужеродна русской системѣ образованія (какъ, напримѣръ, система американская), но она представляетъ собой ея полное отрицаніе, антиподъ, она не просто создаетъ и формируетъ нерусскихъ людей, но именно антирусскихъ и лже-русскихъ выродковъ, сознательныхъ и убѣжденныхъ русофобовъ.

    Изъ великаго множества примѣровъ того, какъ происходило разрушеніе Русской системы образованія и становленіе «лучшей въ мірѣ» антихристовой системы выращиванія «совковъ», мы приведемъ лишь два документа изъ архива Особой комиссіи по разслѣдованію злодѣяній большевиковъ при Главнокомандующемъ Вооруженными Силами на Югѣ Россіи.

    При чтеніи ихъ поражаетъ даже не столько степень одержимости красной сволочи идеей тотальнаго разрушенія, сколько размѣры того духовнаго и матеріальнаго богатства, которымъ обладала Русская школа и которое было уничтожено со звѣрской, инфернальной ненавистью, которую могутъ питать только законченные сатанисты ко Христу Богу.

    Читайте, «совки», ибо именно такъ начиналась ваша «самая лучшая въ мірѣ система образованія», которой вы восторгаетесь, и которую любой нормальный Русскій можетъ только возненавидѣть и проклясть.

    Редакція сайта «Сила и Слава»

    Ущербъ для имущества

    фото

    «Господину попечителю Одесскаго Учебнаго Округа

    Въ дополненіе къ представленію моему отъ 31 минувшаго августа, за № 607, въ коемъ я докладывалъ о томъ, въ какомъ видѣ оказалось имущество и зданіе ввѣренной мнѣ гимназіи послѣ уходя изъ нея большевиковъ, имѣю честь почтительнѣйше доложить ВАШЕМУ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ, что зданіе гимназіи, бывшее занятымъ военно-агитаторскими курсами съ 30 апрѣля (12 мая) по 5(18) августа[1], приведено не только въ крайне антисанитарное состояніе проживавшими въ немъ лицами (администрація курсовъ, курсисты, прислуга курсовъ), но и соединяется съ весьма чувствительнымъ матеріальнымъ ущербомъ для имущества гимназіи, какъ это обнаружилось при осмотрѣ гимназіи послѣ оставленія ея помянутыми курсами, что видно изъ нижеслѣдующаго:

    1) Всѣ помѣщенія гимназіи оказались весьма загрязненными: въ классахъ и обоихъ коридорахъ (верхняго и нижняго этажа), не говоря о пыли и валявшихся вездѣ окуркахъ отъ папиросъ, повсюду были видны остатки рваной бумаги и наблюдались не только комки грязи, принесенной на обуви, но даже слѣды плевковъ на стѣнахъ. Во всѣхъ ватерклозетахъ (ихъ въ гимназіи пять: три во внутреннемъ помѣщеніи гимназіи и два во дворѣ) отъ неумѣлаго пользованія ими, или отъ небрежнаго къ ними отношенія скопились въ большомъ количествѣ нечистоты, которыя находились и находятся на поверхности на высотѣ 1/2 аршина (30-40 см — ред.) въ виду того, надо полагать, что канализаціонныя трубы забиты нечистотами и какими-нибудь предметами. Эти нечистоты издаютъ страшное зловоніе и для спуска ихъ въ канализаціонную сѣть необходимо произвести на большое разстояніе раскопку трубъ, ихъ вскрытіе и прочистку. Кромѣ того, во всѣхъ клозетахъ, находящихся во внутреннемъ помѣщеніи гимназіи, оказалось много поврежденій, указывающихъ на необходимость не только починки, но и полной замѣны испорченныхъ частей. Стекла въ окнахъ въ значительномъ количествѣ разбиты; задвижки на окнахъ и крючки отломаны или испорчены; ключи отъ дверей исчезли, замки въ дверяхъ испорчены, а иногда и сняты. По стѣнамъ классовъ (тутъ стояли кровати для курсистовъ) ползали насѣкомые (клопы и вши); самыя же стѣны въ коридорахъ и классныхъ помѣщеніяхъ почти всѣ были исписаны сужденіями, имѣвшимъ своей цѣлью славословіе бывшей власти и поношеніе «буржуевъ, помѣщиковъ и кулаковъ». Кромѣ этихъ надписей, стѣны были украшены печатными плакатами, призывавшими курсистовъ на борьбу съ остатками «умирающаго», «издыхающаго» стараго режима (нынѣ эти плакаты сняты со стѣнъ).

    2) Ученическія парты (скамья со столикомъ), пюпитры и складные столики (для рисованія) частью расхищены, частью поломаны. Стулья, находившiеся въ актовомъ залѣ гимназіи, гдѣ читались лекціи для курсистовъ, носятъ также признаки поврежденія: то не достаетъ спинки, то не хватаетъ 1-2 ножекъ стула; въ иныхъ случаяхъ стулъ до того расшатанъ, что на него лучше не садиться; особенно замѣтны поврежденія на стульяхъ, обитыхъ сафьяномъ, причемъ съ нѣсколькихъ изъ такихъ стульевъ сорвана обивка. Весьма поврежденной оказалась также вся мягкая мебель, стоявшая въ моемъ кабинетѣ, учительской и кабинетѣ врача (почти всѣ стулья расшатаны), 6 стульевъ безъ ножекъ, 4 кресла изломаны.

    3) Имевшiеся въ гимназіи ковры и ковровыя дорожки, разнаго размѣра и качества, приведены въ полную негодность. На пріобрѣтеніе ихъ потребуется сумма до тысячи восьмисотъ (1800) рублей.

    4) Похищены или приведены въ состояніе полной негодности многіе предметы хозяйственнаго обихода, какъ-то: ведра, кружки, кочерги, лопаты, щетки, лампы, подсвѣчники. плевательницы, корзины, молотки, пилы и т.д.

    5) Похищены также имевшiеся въ гимназіи двѣ лѣстницы (подвижныя), двѣ рамы для географическихъ картъ съ приспособленіями и двѣ переносныя печи.

    6) Въ библіотекѣ гимназіи (фундаментальной и ученической) имѣлось 9500 названій въ 20075 томахъ, и стоимость этихъ книгъ опредѣляется по прежнимъ цѣнамъ суммой до тридцати тысячъ (30 000) рублей. Изъ этихъ книгъ осталась едва половина. На пополненіе обѣихъ библіотекъ, считая стоимость книгъ въ настоящее время повышенной въ десять разъ, по сравненію съ прежними цѣнами, потребуется до полутораста тысячъ (150 000) рублей.

    7) Въ гимназіи существовалъ въ теченіе многихъ лѣтъ оркестръ (духовой и струнный), для чего имѣлись соотвѣтствующіе инструменты, на починку которыхъ еще такъ недавно (въ 1916-1917 учебномъ году) было израсходовано изъ спеціальныхъ средствъ до 1000 рублей. Инструменты эти всѣ похищены («реквизированы»). На пріобрѣтеніе ихъ въ такомъ количествѣ, чтобы возможно было имѣть приличный ученическій оркестръ, необходимость котораго опредѣляется національно-патріотическими соображеніями, потребуется сумма не менѣе сорока тысячъ (40 000) рублей.

    8) Имевшiеся въ гимназіи въ большомъ количествѣ ноты для ученическаго хора при обученіи его свѣтскому хоровому пѣнію, а также ноты, приобрѣтавшiяся въ разное время для устройства концертовъ силами учениковъ, также расхищены, причемъ эти ноты, по свѣдѣніямъ нѣкоторыхъ изъ слугъ гимназіи, были сожжены какъ образчики контръ-революціонной литературы. На пріобрѣтеніе хотя бы нѣкоторой части этихъ нотъ потребуется десять тысячъ (10 000) рублей.

    9) Въ физическомъ кабинетѣ не хватаетъ 59 предметовъ (приборы и инструменты) на сумму до пятидесяти тысячъ рублей (50 000) по нынѣшней расцѣнкѣ.

    10) Пропало также 126 электрическихъ лампочекъ. Считая стоимость каждой лампочки по пятидесяти (50) рублей (по нынѣшней расцѣнкѣ), на пріобрѣтеніе означеннаго количества лампочекъ потребуется сумма въ восемь тысячъ триста (8300) рублей.

    11) Церковь была обращена въ складочное мѣсто (сюда были снесены шкафы, корзины, картины, модели для рисованія), церковныя вещи валялись въ безпорядкѣ и перемѣшаны съ различными вещами, снесенными въ церковь (въ корзинѣ, гдѣ помѣщались рисовальные гипсовые бюсты, находились церковныя ризы), на крестѣ, что надъ церковью, была помѣщена большевистская звѣзда. Въ церкви же курсисты надѣвали на себя церковное облаченіе и глумились надъ нашими обрядами, особенно надъ обрядомъ вѣнчанія, какъ разсказываютъ видѣвшіе это слуги гимназіи; ковровъ не оказалось; ящики были взломаны; въ свѣчномъ ящикѣ и шкафахъ оказались изломанные замки, при чемъ обнаружена пропажа двухъ тысячъ (2000) рублей денегъ и свѣчей на сумму до трехъ тысячъ (3000) рублей; на престолѣ и жертвенникѣ лежали антиминсы, причемъ зашитыхъ святыхъ мощей въ нихъ не оказалось; на престолѣ былъ пепелъ отъ лежавшей тутъ же папиросы; въ церковныхъ шкафахъ былъ также безпорядокъ, указывающій на то, что здѣсь все перерыто.

    По провѣркѣ церковнаго имущества оказалось, что не хватаетъ антиминса, дискосовъ, дароносицы (серебряной и позолоченной), блюдца серебрянаго, кадильницы, атласнаго облаченія на престолъ, 15 покрывалъ на аналогіи, парчоваго покрывала на гробъ Господень, 4 шелковыхъ катапетасмы, 4 священническихъ облаченія, 2 стихаря для прислужниковъ, оказалось также отсутствіе всѣхъ богослужебныхъ книгъ, 10 ковровъ разныхъ размѣровъ и бархатной дорожки длиною 11,5 саженей, а также церковныхъ нотъ. Всего на сумму до тридцати тысячъ (30 000) рублей.

    12) Понесъ большую матеріальную потерю также и ученическій буфетъ, такъ какъ весь его инвентарь оказался расхищенъ: нѣтъ тарелокъ, кухонной посуды, стакановъ, блюдцевъ, ножей, вилокъ, ложекъ (чайныхъ и столовыхъ), скатертей, салфетокъ, полотенецъ, нѣтъ также большого самовара (трехведернаго). Стоимость ихъ по нынѣшнемъ цѣнамъ опредѣляется до двадцати тысячъ (20 000) рублей.

    13) Почти всѣ дѣла канцеляріи гимназіи и почти весь архивъ ея преданы сожженію. Кромѣ того, уничтожены двѣ гербовыя печати Одесской 2-ой гимназіи (одна сургучная и одна мастичная) и двѣ паспортныя книжки (безсрочныя), приготовленныя къ выдачѣ — одна на имя исп. об. инспектора К.А. Iогансона, а другая на имя его жены О.Э. Iогансонъ. Изъ принадлежавшихъ Одесской 2-ой гимназіи двухъ пишущихъ машинъ одна (системы «Монархъ») увезена большевиками, а другая (системы «Смитъ и братья») реквизирована бывшимъ Наробразомъ. Изъ шкафовъ канцеляріи унесены многія книги Свода Законовъ и книги справочнаго характера. Хранившійся въ канцеляріи гимназіи «Правительственный вѣстникъ» (съ 1889 года) и «Вѣстникъ Временнаго правительства» (за все время его выхода), а также вся секретная переписка, преданы сожженію по распоряженію администраціи военно-агитаторскихъ курсовъ. Запасы канцелярскихъ и письменныхъ принадлежностей, а также предметы оборудованія канцеляріи (ножницы, линейки, чернильницы, портфели, замки, календари и т.п.), не говоря уже о большомъ количествѣ писчей бумаги (хорошихъ сортовъ) частью пропали, частью сожжены по распоряженію администраціи курсовъ. Для приведеніи канцеляріи гимназіи въ нормальное состояніе необходимо ассигнованіе денежной суммы въ размѣрѣ не менѣе двадцати пяти тысячъ (25 000) рублей.

    14) Врачебный кабинетъ въ періодъ пребыванія въ зданіи гимназіи военно-агитаторскихъ курсовъ пострадалъ почти цѣликомъ: исчезъ ящикъ съ наборомъ оптическихъ стеколъ, которому въ настоящее время нѣтъ цѣны, уничтожены таблицы для изслѣдованія зрѣнія, анатомическія таблицы, стетоскопъ, вѣсовыя гири для взвѣшиванія учащихся, модель сердца, оспопрививательные ланцеты, хирургическій наборъ необходимыхъ инструментовъ, дезинфекціонный аппаратъ Флюгче, термометры. На пріобрѣтеніе наиболѣе необходимыхъ предметовъ для врачебнаго кабинета, какъ-то: термометры, вѣсовыя гири, стетоскопъ, части хирургическаго набора, таблицы для изслѣдованія остроты зрѣнія, ланцеты для оспопрививанія, потребуется сумма не менѣе двухъ тысячъ (2000) рублей.

    15) Не оказалось налицо тридцати двухъ (32) картъ, употреблявшихся для преподаванія исторіи и географіи. На пріобрѣтеніе, если не всѣхъ этихъ картъ, то наиболѣе нужныхъ ихъ нихъ для преподаванія исторіи и географіи, потребуется сумма не менѣе пяти тысячъ (5000) рублей.

    16) Прекрасны кинематографическій аппаратъ, пожертвованный гимназіи въ 1914 году Почетнымъ Попечителемъ гимназіи И.Н. Тюринымъ и составлявшій одно изъ лучшихъ наглядныхъ пособій (пріобрѣтеніе его и установка обошлись въ свое время Тюрину въ 3000 рублей), унесенъ при содѣйствіи предсѣдателя изъ Комиссаріата Просвѣщенія товарища Арнаутова.

    17) Икона Спасителя съ кіотомъ въ золоченой рамѣ, находившаяся въ актовомъ залѣ гимназіи, и лампада золоченая съ эмалью, бывшая въ учительской комнатѣ, уничтожены.

    Имевшiеся въ гимназіи портреты Государей Императоровъ: Николая II, Николая I, Государыни Императрицы Екатерины II, Министра Народнаго Просвѣщенія графа Делянова, Попечителя Одесскаго Учебнаго Округа т.с. Лавровскaго, Почетнаго Попечителя гимназіи д.с.с. Маврокордато, украшавшіе актовый залъ гимназіи, какъ равно портреты Императоровъ Александра II и Александра III, а также бюсты Государя Императора Николая II, затѣмъ бюстъ Императора Александра I и предшествующихъ Государей изъ Дома Романовыхъ, находившiеся въ другихъ помѣщеніяхъ гимназіи, уничтожены (изорваны и сожжены, а бюсты разбиты), по распоряженію администраціи военно-агитаторскихъ курсовъ.

    Къ изложенномъ считаю своимъ долгомъ присовокупить, что Родительскій Комитетъ Одесской 2-ой гимназіи, зная о томъ, что стало съ гимназіей отъ пребыванія въ ней большевиковъ, коснулся въ одномъ изъ своихъ засѣданій вопроса о расходахъ по ремонту зданія, который нуженъ для того, чтобы привести зданіе гимназіи въ удовлетворительное состояніе въ санитарномъ отношеніи для полученія возможности начать въ немъ учебныя занятія. Руководствуясь смѣтой по этому вопросу одного изъ своихъ сочленовъ, архитектора Ѳ. А. Троупянскaго,

    Родительскій Комитетъ пришелъ къ заключенію, что на приведеніе зданія гимназіи въ удовлетворительное состояніе въ санитарномъ отношеніи, необходимо:

    а) всѣ комнаты помѣщенія гимназіи побѣлить, съ предварительной перетиркой и починкой стѣнъ;

    б) прочистить всѣ клозеты, находящiеся внутри зданія и въ обоихъ дворахъ и, гдѣ надо, таковые починить;

    в) застеклить окна въ зданіи гимназіи, разбитыя не только во время пребыванія большевиковъ, но и пострадавшія отъ осколка снаряда, который разорвался въ садикѣ гимназіи 10 минувшаго августа и выбилъ всѣ стекла въ окнахъ перваго и второго этажей флигеля гимназіи, выходящаго въ садикъ и

    г) почистить крышу зданія гимназіи, для чего потребуется 207 054 руб. 33 коп. Смѣта архитектора Ѳ.А. Троупянскaго была предметомъ разсмотрѣнія со стороны Хозяйственнаго Комитета ввѣренной мнѣ гимназіи, и названный Комитетъ призналъ ее подлежащей утвержденію.

    Означенная смѣта (въ копіи) при семъ прилагается.

    Копія акта о поврежденіяхъ, произведеннаго осколкомъ разорвавшагося снаряда въ садикѣ гимназіи 10 минувшаго августа при семъ прилагается.

    Представляя объ изложенномъ, имѣю честь почтительнѣйше ходатайствовать передъ ВАШИМЪ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВОМЪ объ отпускѣ изъ средствъ казны на ремонтъ зданія Одесской 2-ой гимназіи, согласно даннымъ сказанной смѣты, двухсотъ семи тысячъ пятидесяти четырехъ (207 054) рублей 33 коп.

    Вмѣстѣ съ тѣмъ имѣю честь почтительнѣйше испрашивать ходатайства ВАШЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА, имѣя въ виду вышеозначенныя потери имущества гимназіи, объ отпускѣ изъ средствъ казны денежныхъ ассигнованій на пріобрѣтеніе и починку мебели, пособій по обученію, хозяйственныхъ принадлежностей, церковнаго имущества и книгъ для чтенія для обѣихъ библіотекъ, но при этомъ считаю долгомъ присовокупить, что понимая невозможность полнаго возстановленія имущества гимназіи, такъ какъ это соединяется съ чрезмѣрными расходами для государства, могущими быть непосильными для него въ переживаемое время, я ограничиваюсь въ нижеприводимомъ перечнѣ расходовъ, требующихся для приведенія гимназіи въ удовлетворительное состояніе, ходатайствовать о денежномъ пособіи лишь для такихъ предметовъ гимназическаго имущества, безъ которыхъ совершенно нельзя обойтись при обученіи (мебель, хозяйственныя принадлежности, учебныя пособія, книги для чтенія) и безъ которыхъ не могутъ осуществляться религіозно-патріотическія задачи школы ¾ предметы нужные въ церкви, а затѣмъ предметы, нужные для правильной постановки обученія пѣнію и музыкѣ, столь благотворно вліяющихъ на развитіе національно-патріотическаго чувства; испрашивается ассигнованіе на такіе предметы, нужные для ученическаго буфета (имѣя въ виду заботы школы о здоровьѣ учащихся и ихъ физическомъ развитіи).

    Такъ,
    на пріобрѣтеніе и починку мебели - 75 000 руб.
    “ “ учебныхъ пособій - 25 000 руб.
    “ “ хозяйственныхъ принадлежностей - 20 000 руб.
    “ “ книгъ для чтенія (въ библіотеку фундаментальную
    и ученическую) - 10 000 руб. “ “ церковнаго имущества - 30 000 руб.
    “ “ пособій по обученію музыкѣ и пѣнію - 50 000 руб.
    “ “ имущества для ученическаго буфета - 25 000 руб.
    ВСЕГО ………………………/.... 235 000 руб.
    Означенная сумма двѣсти тридцать пять тысячъ (235 000) рублей съ суммою на ремонтъ зданія двѣсти семь тысячъ пятьдесятъ четыре рубля (207 054) рубля и 33 коп составляетъ четыреста сорокъ двѣ тысячи пятьдесятъ четыре рубля и 33 коп (442 054 рубъ. 33 коп).

    Объ отпускѣ этой суммы изъ средствъ казны почтительнѣйше прошу ходатайства ВАШЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА.

    При семъ прилагается перечень (въ копіи) предметовъ гимназическаго имущества. оказавшихся отсутствующими послѣ ухода изъ гимназіи большевиковъ, составленный преподавателями Бѣлчанскимъ и Твердымъ, а также перечень тѣхъ предметовъ, которыхъ не оказалось въ физическомъ кабинетѣ послѣ ухода большевиковъ изъ гимназіи, составленный преподавателемъ физики Караяновымъ.

    фото

    (ГАРФ, ф. 470, оп. 2, д. 159, л. 69-72 об)

    Въ особую комиссію по разслѣдованію злодѣяній большевиковъ, состоящую при Главнокомандующемъ Вооруженными Силами на Югѣ Россіи

    Въ отвѣтъ на предложенный мнѣ сего 8 октября членомъ комиссіи Мерзляковымъ вопросы сообщаю:
    1) Отношеніе большевиковъ къ Одесской духовной семинаріи за время ихъ властвованія въ Одессѣ было самое обидное, можно сказать ¾ презрительное и ненавистное, какъ съ просвѣтительскому учрежденію, полагающему въ основу свой просвѣтительской дѣятельности вѣру въ истиннаго Бога и Его святую Православную церковь, закончившееся полнымъ разгромомъ Семинаріи и ея уничтоженіемъ. Циркуляромъ комиссара Народнаго просвѣщеніе У.С.С.Р. отъ 6 мая 1919 года за № 554 Одесская Духовная семинарія была уничтожена. На мѣсто Семинаріи въ ея стѣнахъ циркуляръ созидалъ трудовую школу, двухполую (смѣшанную), интернаціональную, т.е. жидовскую, и безрелигіозную. Въ этихъ видахъ циркуляръ немедленно изгналъ всѣ предметы, входящіе въ составъ Закона Божія (Догматика, Нравственное Богословіе, Церковная Исторія, Литургика и др.), а изъ совѣтъ корпораціи преподавательской устранилъ всѣхъ лицъ духовнаго званія, лишивъ ихъ жалованія не только за май мѣсяцъ., но и за апрѣль, т.е. буквально выбросилъ ихъ на улицу.

    2) Въ зданіи Одесской Духовной семинаріи въ злосчастный періодъ времени съ 24 марта по мѣсяцъ сентябрь перебывало послѣдовательно и преемственно четыре совѣтскихъ военныхъ банды: I-ый Бѣлорусскій полкъ, II-ой Бѣлорусскій полкъ, Черноморскій Совѣтскій полкъ и, наконецъ, Сводный Совѣтскій военный госпиталь. Каждая изъ этихъ бандъ, привольно размѣстившись въ обширныхъ семинарских зданіяхъ, начинала грабежомъ и разгромомъ семинарскаго имущества и заканчивала рѣшеніемъ обратить расположенный въ центрѣ зданій семинарскій храмъ или въ мѣсто развлеченій или въ мѣсто увеселеній, т.е. или устроить въ храмѣ кинематографъ или танцевальный залъ. И только, благодаря героической, самоотверженной защитѣ семинарской администраціи передъ большевиками, удалось охранить семинарскую святыню отъ позора и поруганія.

    3) Все богатое и весьма цѣнное имущество Семинаріи большевиками разгромлено, разграблено и уничтожено.

    Въ семинарскихъ зданіяхъ много лѣтъ существовалъ интернатъ, оборудованный въ послѣдній годъ до прихода большевиковъ на 350 воспитанниковъ. Въ кладовыхъ семинаріи хранилось огромное количество постельныхъ принадлежностей (свыше 350 матрацевъ, около 800 одѣялъ зимнихъ и лѣтнихъ, 2500 наволочекъ, 2000 простыней, 760 подушекъ — большихъ и малыхъ), огромное количество посуды столовой и кухонной, ножей, вилокъ, ложекъ суповыхъ до 500 штукъ, столько же десертныхъ и столько же чайныхъ, всѣ работы Фраже. Въ классахъ было до 300 классныхъ скамеекъ, 12 досокъ, каѳедры, картины, ландшафты, географическія карты. Въ двухъ семинарскихъ залахъ было около 400 вѣнскихъ стульевъ, портреты именитыхъ и дорогихъ для семинаріи лицъ. Въ рисовальномъ классѣ до 50 гипсовыхъ моделей, рисовальная бумага, краску, тушь, палитры и прочъ., въ музыкальномъ классѣ до 80 инструментовъ духовыхъ и струнныхъ. Все это имущество, за исключеніемъ нѣсколькихъ изломанныхъ классныхъ скамеекъ — разгромлено и уничтожено.

    Кромѣ того, разгромленъ богатый семинарскій физическій кабинетъ, унесена почти вся учебная библіотека (около 1000 учебниковъ, по преимуществу по Алгебрѣ и геометріи, Физикѣ и словесности). Изъ Фундаментальной библіотеки унесены книги, представляющія цѣнность по переплетамъ. Разгромлена семинарская больница и похищена вся аптека. Изъ двора забраны три крытыхъ семинарскихъ экипажа, на резиновыхъ шинахъ, увезено трое саней, забрана вся сбруя и кучерская одежда, и уведена семинарская лошадь. Изъ кладовой при семинарской электрической станціи похищены всѣ хранившiеся тамъ приборы для освѣщенія, какъ-то: лампочки (до 200 штукъ), шнуры, штепсели и прочъ.

    Всего разгромлено и уничтожено большевиками семинарскаго имущества по теперешнимъ цѣнамъ на сумму до 6 млн. рублей.

    Само зданіе семинаріи приведено большевиками въ негодность для жилья: нарочито испорчено ¾ система электрическаго освѣщенія, система пароводяного отопленія, канализація, разбиты почти всѣ чашки въ ватерклозетахъ, изломаны и похищены дверные замки, ручки, испорчены паркетные полы и выбиты стекла. Приведеніе въ порядокъ и ремонтъ испорченнаго потребуетъ расхода до 700-800 тыс. рублей.

    4) Водвореніе большевиковъ въ зданіяхъ семинаріи произошло въ пустыхъ стѣнахъ. Воспитанниковъ семинаріи тогда не было: они были распущены, за окончаніемъ учебныхъ занятій по сокращеннымъ курсамъ, по домамъ еще въ январѣ, такъ что большевицкія идеи ихъ не коснулись. А пропаганда этихъ идей велась въ зданіи семинаріи въ самыхъ широкихъ размѣрахъ и весьма энергично. Здѣсь, съ этой цѣлью, между прочимъ, были устроены «ячейки» пропаганды, съ крайне тенденціознымъ подборомъ книгъ, листовокъ, картинъ и прочъ.

    Здѣсь шумно читались рефераты, лекціи извѣстнаго направленія. На благопріятной почвы для сѣянія этихъ плевелъ не было: воспитанники были въ отпуску.

    10 октъ. 1919 г.
    Ректоръ Семинаріи протоіерей К. Бр.

    (ГАРФ. ф. 470, оп. 2, д. 159, лл. 164-165 об)

    Примечания

    [1] Одесса была освобождена Добровольческой арміей 10(23) августа 1919 года.

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — http://topwar.ru/

    Просмотров: 1493 | Добавил: providenie | Рейтинг: 4.6/11
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей
    2009

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Считаете ли вы, Гимн Российской Империи (Молитва Русского народа), своим гимном?
    Всего ответов: 213

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году